Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества арестованного во исполнение судебных решений или актов органов которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество утв росимуществом 11042022

Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (утв

Содержание

постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 66 «О правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

Порядком взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденного совместным приказом от 25.07.2008 N 347/149.

Настоящие Методические рекомендации направлены на организацию работы Росимущества и территориальных управлений Росимущества по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

В свою очередь обращаем внимание, что реализацию арестованного имущества должников, в том числе организацию и проведение публичных торгов необходимо осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в связи с существенными изменениями законодательства Российской Федерации в части организации и проведения публичных торгов в рамках исполнительного производства (в том числе статьи 350.2, 448 — 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), отменой необходимости опубликования в печатных средствах массовой информации извещений о торгах по продаже незаложенного недвижимого и заложенного движимого имущества (ст. 90 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), распространением электронной формы торгов при продаже арестованного имущества сообщает об отмене письма Росимущества от 21.04.2022 N ВБ-12/16964, которым были направлены Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

При этом по отдельным вопросам организации реализации арестованного имущества в территориальные органы также направлены (и в дальнейшем будут направляться при возникновении необходимости регулирования отдельных вопросов, связанных с организацией реализации арестованного имущества) поручения и указания Росимущества, которые подлежат неукоснительному соблюдению и доведению до специализированных организаций (в случае, если поручение и указание Росимущества затрагивает их компетенцию как организатора торгов).

В Москве (как, впрочем, и в других городах) осуществляется через специализированные учреждения. Эти организации проводят торги в рамках действующего законодательства. Нормами установлены определенные сроки реализации арестованного имущества судебными приставами. Торги должны быть проведены в течение двух месяцев с даты получения материальных ценностей организаторами торгов. За 10 дней до их начала в СМИ и сети Интернет размещается объявление. Субъекты, которые желают участвовать в аукционе, должны подать заявку и внести задаток. Его размер составляет не меньше 5 % от первоначальной стоимости продаваемых объектов. Величина задатка указывается в сообщении, размещаемом в СМИ и интернете. Реализация арестованного имущества судебными приставами производится по адресу его регистрации. Территориальные органы власти вправе ограничить круг участников торгов.

Реализация арестованного имущества должника осуществляется в соответствии с общими положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом совместного Приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) № 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 149 от 25.07.2008 года. Приказ устанавливает порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника — физического лица либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. N 8-П).

Аналогичное Решение вынес Псковский городской суд Псковской области от 16 октября 2022 года по делу № 2-2666/2022 по административному иску должника на постановление судебного пристава-исполнителя и опись имущества при аресте домашнего имущества должника.

При реализации заложенного движимого имущества с публичных торгов на основании решения суда судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за десять дней до даты проведения торгов залогодателю и должнику по основному обязательству извещение с указанием даты, времени и места проведения торгов.

Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; (утв

— сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что такое сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 66 «О правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

14.2. Центральный аппарат Росимущества и территориальные управления Росимущества руководствуются настоящими Методическими рекомендациями при организации торгов по реализации арестованного имущества, а также заключении и исполнении контрактов со специализированными организациями, осуществлении контроля за действиями специализированных организаций по выполнению поручений Росимущества, территориальных управлений Росимущества по реализации арестованного имущества.

в) в случае, если количество уведомлений превышает количество специализированных организаций, участвующих в распределении на дату принятия решения, распределение данных уведомлений начинается сначала, т.е. с первой организации и в дальнейшем, согласно очередности;

е) при распределении уведомлений должно быть вслух (для целей аудиофиксации) произнесено наименование лица, которому передается имущество на реализацию, регистрационный номер уведомления (регистрационный номер имущества, если Уведомление содержит более одного объекта прав), а также наименование имущества, передаваемого на реализацию, достаточное для его идентификации.

Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества арестованного во исполнение судебных решений или актов органов которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество утв росимуществом 11042022

Продавец — Росимущество и территориальные управления Росимущества, а также привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — специализированные организации) для осуществления функций по организации розничной продажи арестованным имуществом в порядке и в случаях, установленных законодательством;

Рекомендуем ознакомиться:  Достать соседа ультразвук

4.5. Организатор торгов в течение 7 (семи) рабочих дней после опубликования извещения письменно представляет территориальному органу ФССП России и Росимуществу, территориальному управлению Росимущества (в случае реализации арестованного имущества через специализированную организацию) ссылку на соответствующие сайты информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

а) специализированным организациям, с которыми Росимущество заключило соответствующие контракты на территории определенного субъекта Российской Федерации, присваивается номера (1, 2, 3 и т.д.), согласно очередности по алфавиту (в указанный перечень не включаются организации, контракт с которыми расторгнут или приостановлен по основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации и контрактом, заключенным с ними) на дату распределения уведомлений;

е) при распределении уведомлений должно быть вслух (для целей аудиофиксации) произнесено наименование лица, которому передается имущество на реализацию, регистрационный номер уведомления (регистрационный номер имущества, если Уведомление содержит более одного объекта прав), а также наименование имущества, передаваемого на реализацию, достаточное для его идентификации.

Предмет торгов — выставляемое на торги недвижимое имущество должника, ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя — также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права, заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

Во-вторых, очертим круг субъектов, которые могут допустить нарушения, влекущие признание торгов недействительными, и на которые возлагается обязанность возместить расходы организатора торгов. В качестве таких лиц могут выступать участники торгов, нарушавшие состязательность процедуры торгов, специализированная организация, допустившая отступления от процедуры, оператор электронной торговой площадки, не обеспечивший надлежащую работу электронного сервиса, судебный пристав-исполнитель, надлежащим образом не исполнивший действия в рамках исполнительного производства, а также сам организатор аукциона.

Возмещение расходов, связанных с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, с каждого из поименованных выше лиц имеет свою специфику. Так, взаимоотношения между специализированной организацией, оператором электронной торговой площадки и уполномоченным на проведение торгов органом строятся на основании заключенного договора, следовательно, как правило, ответственность сторон (порядок разрешения споров, возмещения убытков, взыскания штрафных санкций) будет определяться условиями договора.

Однако отвечающие целям исполнительного производства, проведенные в установленном законом порядке торги, по результатам которых заключается договор купли-продажи имущества должника, являются лишь одним из вариантов развития событий. В то же время цели проведения торгов, а именно реализация имущества и удовлетворение требований взыскателя, могут быть не достигнуты в случаях признания торгов недействительными. При таком развитии событий возникает вопрос определения субъектного состава лиц, на которых возлагается обязанность возместить издержки организатора торгов.

Учитывая отнесение бремени определения начальной цены предмета торгов к компетенции судебных приставов-исполнителей в соответствии со ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 07.03.2022 N 48-ФЗ) (далее — ФЗ N 229-ФЗ) или судебных органов — при реализации заложенного имущества в соответствии со ст. 77.1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в ред. от 31.12.2022 N 486-ФЗ) (далее — ФЗ N 102-ФЗ), к расходам организатора торгов по реализации имущества должника можно отнести плату за публикацию информационного сообщения о проведении торгов в печатных средствах массовой информации, распространяемых в том числе по месту нахождения реализуемого имущества, оплату труда работников организатора торгов, аренды помещения. В случае привлечения к проведению торгов специализированной организации или проведения аукциона в электронном виде Росимущество и его территориальные органы несут дополнительные издержки в виде вознаграждения специализированной организации, оплаты услуг электронной торговой площадки.

В данном случае требуется разграничивать участников торгов на победителя торгов, который при признании торгов недействительными несет убытки, связанные с невозможностью использовать приобретенное им имущество и удержанием перечисленных в счет оплаты имущества денежных средств, и иных участников, не признанных победителями. Высшие судебные инстанции при решении вопроса о возмещении убытков второй группе лиц обращают внимание на необходимость установления таких обстоятельств, как наличие причинно-следственной связи между действиями организатора торгов, признанными недействительными и неполучением участником дохода, который он мог получить, если стал бы победителем торгов, т.к. обстоятельства признания действий организатора торгов недействительными не означают обязательного наступления убытков участников торгов, не признанных победителями, поскольку они не означают бесспорную победу участников, а также не являются единственным препятствием, не позволившим получить указанному лицу предполагаемый доход.

Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества; (утв

3.3. Судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней с момента составления акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве и направляет его в отдел организации работы по реализации имущества должников.

2.7. Для поиска объекта-аналога можно использовать сведения, содержащиеся в общедоступных источниках, в том числе информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами и биржами о результатах реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями, а также сведения, предоставленные производителями товаров.

На основании письменного запроса оценщика судебный пристав-исполнитель организовывает доступ оценщика к объектам оценки. По ходатайству оценщика в случае необходимости судебным приставом-исполнителем осуществляется сопровождение специалистов оценщика при осмотре объектов оценки.

4.2. В случае если по результатам судебного разбирательства постановление об оценке вещи или имущественного права признано судом незаконным (недействительным), подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России необходимо организовать работу по обжалованию в установленном порядке судебным приставом-исполнителем судебного акта, принятого не в пользу должностных лиц территориального органа ФССП России, во всех судебных инстанциях.

В случае расторжения государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением оценочной организацией его условий, территориальный орган ФССП России направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обращение о включении недобросовестного оценщика в реестр недобросовестных поставщиков, по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Если предметом залога, на который обращается взыскание, является государственное или муниципальное имущество, суммы, подлежащие перечислению залогодателю в порядке и очередности, которые определены статьей 61 Закона «Об ипотеке», зачисляются в соответствующий бюджет.

Удовлетворение требований взыскателей остальных очередей в этом случае представляется возможным за счет денежных средств, оставшихся от реализации имущества должника после погашения требований лиц, указанных в части 4 статьи 78 Закона, залогодержателя и расходов по реализации этого заложенного имущества.

Методические рекомендации «О порядке действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество» (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон); Федеральным законом от 29.05.1992 N 2872-1 «О залоге» (далее — ФЗ «О залоге»); Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон «Об ипотеке»).

Согласно пункту 1 статьи 78 Закона «Об ипотеке» обращение залогодержателем взыскания на заложенный жилой дом или квартиру и реализация этого имущества являются основанием для прекращения права пользования ими залогодателя и любых иных лиц, проживающих в таких жилом доме или квартире, при условии, что такие жилой дом или квартира были заложены по договору об ипотеке либо по ипотеке в силу закона в обеспечение возврата кредита или целевого займа, предоставленных банком или иной кредитной организацией либо другим юридическим лицом на приобретение или строительство таких или иных жилого дома или квартиры, их капитальный ремонт или иное неотделимое улучшение, а также на погашение ранее предоставленных кредита или займа на приобретение или на строительство жилого дома или квартиры.

В соответствии с частью 6 статьи 110 Закона денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех требований, возвращаются должнику. О наличии остатка денежных средств и возможности их получения судебный пристав-исполнитель извещает должника в течение трех дней.

Если по первоначальной стоимости не состоялась, материальные ценности подлежат уценке на 15 %. Для этого сотрудник ФССП выносит соответствующее постановление. Стоит сказать, что снижение продажной стоимости может осуществляться и дальше. На этот счет законодательство не устанавливает никаких ограничений.

Рекомендуем ознакомиться:  Районный коэффициент москва 2022 таблица

Как выше было сказано, реализация арестованного имущества судебными приставами в СПб (или ином другом городе) начинается с оценки. Эксперт должен составить заключение не позднее 1 месяца с даты его привлечения к производству. Стоит отметить, что опись, составленная сотрудниками ФССП без оценщика, может быть признана недействительной. Продажная стоимость собственника должника будет зависеть от особенностей материальных ценностей. Если имущество не обладает никакими специфическими чертами (к примеру, в его состав не входят дорогостоящие произведения искусства), реализация будет осуществляться по рыночной цене.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Торопиться с реализацией не стоит. Начинается данный процесс с того, что у гражданина изымают его собственность по тем или иным причинам. Судебные приставы уведомляют человека о его задолженности и направляют ему соответствующие документы, которые говорят об изъятии имущества. Этот процесс, пожалуй, самый важный. Ведь никто просто так прийти и отнять собственность не может. Каждому по закону должны дать шанс.

В общем, при оценке залогового имущества, стороны могут самостоятельно выбирать его стоимость или прибегнуть к помощи сторонних организаций, которые помогут выполнить эту процедуру.Что касается суда, то здесь все будет зависеть от сторон, если в договоре указана сумма, которая устраивает обоих соперников, то и арбитр не будет возражать против этого.

Возмещение расходов организатора и участников торгов по реализации имущества должника в рамках исполнительного производства

Исходя из того, что проведение торгов по реализации имущества должника осуществляется в рамках исполнительного производства с целью принудительного исполнения решений судебных органов и является следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязанностей перед кредитором, вполне обоснованным являлось бы возложение издержек организатора торгов, связанных с их организацией и проведением, на должника.

В п. 8.7 Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (утв. Росимуществом 11.04.2022) , прямо указано, что не допускается взимание с участников торгов платы за участие в торгах, в том числе расходов организатора торгов при проведении торгов.

Однако методические рекомендации нельзя отнести к нормативно-правовым актам ввиду отсутствия в них как таковых новых норм права, поскольку методические рекомендации не создают норму права, а обобщают нормы иных правовых актов, излагают информацию в более доступном и упрощенном виде, носят рекомендательный характер.

Вместе с тем формулировка нормы п. 3 ст. 449 ГК РФ не лишает права участников торгов требовать полного возмещения причиненных ему убытков с виновного лица на основании ст. ст. 10, 15 ГК РФ. Так и до нововведения существовала практика применения мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренных законом за гражданские правонарушения, в частности положений ст. ст. 15 и 401 ГК РФ, в том числе в форме возмещения убытков участникам аукциона при злоупотреблении недобросовестными участниками торгов доминирующим положением, влекущим признание торгов недействительными . В теории отмечается актуальность применения принципа запрета злоупотребления правом, который в качестве общего правила презюмирует добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (п. 5 ст. 10 ГК РФ), как вспомогательного средства защиты нарушенного права .

Во-первых, возмещению в соответствии с нормой п. 3 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2022 N 459-ФЗ) (часть первая) (далее — ГК РФ) подлежат лишь расходы организатора торгов. Победитель торгов, который также может оказаться потерпевшей стороной в случае признания торгов недействительными, не поименован в анализируемой норме как обладатель права на возмещение расходов, обусловленных оспариванием процедуры торгов.

В случае наличия замечаний или возражений к отчету об оценке объекта отдел организации работы по реализации имущества либо судебный пристав-исполнитель подают в письменном виде замечания или возражения для доработки отчета об оценке. В случае соответствия отчета об оценке требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности, отдел организации работы по реализации имущества принимает отчет об оценке.

В случае предъявления искового заявления к территориальному органу ФССП России о взыскании убытков в связи с признанием незаконным (недействительным) постановления об оценке вещи или имущественного права подразделение правового обеспечения территориального органа ФССП России направляет (подает) в суд ходатайство о привлечении к участию в судебном разбирательстве в качестве ответчика ФССП России, оценочной организации, проводившей оценку арестованного имущества в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований.

2.2. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

4.4. После принятия мер по досудебному урегулированию спора и в случае отказа оценочной и (или) страховой организации в досудебном порядке возместить указанные убытки (отсутствие ответа на претензионное письмо по истечении 30 дней с момента уведомления) соответствующему подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков к оценочной организации и к страховой организации.

2.11. Оценка, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с главой 18 Закона или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В этом случае необходимо убедиться, что у судебного пристава есть реквизиты взыскателя для отправки денежных средств. Однако следует понимать, что после внесения покупателем денег организатору торгов эти средства поступают в бухгалтерию Федеральной службы судебных приставов. До момента перечисления вырученных денежных средств взыскателю может пройти около одного месяца. Следует отслеживать поступление денег на счёт взыскателя. При необходимости организовать выход к ведущему исполнительное производство судебному приставу-исполнителю.

От судебного пристава необходимо добиться вынесения постановления о передаче арестованного имущества на торги, которое адресовано ФАУГИ Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области. Также должна быть представлена заявка на торги. Названные документы должны быть направлены в Главное управление. Следует проверять факт направления дела из районного отдела ФССП, так как вынесение постановления ещё не означает фактическую передачу дела. Из главного управления ФССП дело должно быть направлено в Росимущество. Результатом является получение уведомление о готовности к реализации арестованного имущества.

В ходе последующих встреч с судебным приставом необходимо указать, что у нас имеется лицо, готовое заключить договор хранения ипотечного имущества на безвозмездной основе и выступить хранителем. Приставу следует предоставить паспортные данные хранителя и уточнить, когда он сможет направить их в главное управление. Судебный пристав должен направить данные хранителя и информацию о предмете ипотеки в Главное управление ФССП по адресу ул. Большая Морская, д. 59. (для Лен. Области Большой пр. В.О., д.80, лит. Б). За составление договора хранения отвечает определенный сотруник. Через 3 дня после отправления районным приставом данных в Главное управление необходимо, чтобы наш хранитель позвонил определенному сотруднику и согласовал время прибытие на подписание договора хранения. Представитель ипотечного взыскателя должен проверить заключение договора хранения хранителем.

Если повторные торги по продаже заложенного имущества не состоялись крайне важно вовремя заявить о согласии оставить имущество за собой в порядке, предусмотренном п. 4 . ст. 58 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Согласно норме этого закона взыскатель-залогодержатель может оставить сам приобрести право собственности на заложенный объект недвижимости. Цена в данном случае будет определяться по формуле: цена недвижимости на первых торгах – 25%. То есть, если на первых торгах квартира была выставлена по цене 4 000 000 руб. На вторых торгах цена снижается на 15% (в данном случае цена на повторных торгах будет 3 400 000 руб.). А если и повторные торги не состоялись цена, по которой объект недвижимости можно оставить за собой будет в этом примере 3 000 000 руб. При этом, взыскатель-залогодержатель для покупки этой недвижимости может воспользоваться зачётом. То есть, если к моменту окончания повторных торгов общая сумма задолженности должника (включая все проценты, штрафы, расходы) превысила сумму начальной продажной цены минус 25%, то платить должнику через службу судебных приставов ничего не надо. Можно просто заявить об оставление имущества за собой, а должник ещё останется должен разницу между общей суммой долга и ценой оставления имущества за собой. Если же размер общей задолженности ниже цены оставления недвижимости залогодержателем-взыскателем, то придётся доплачивать должнику разницу между ценой оставления за собой и общей суммой долга. При ведении исполнительного производства по обращению взыскания на заложенное имущество следует заранее просчитывать, каков будет размер задолженности залогодателя-должника к моменту окончания повторных торгов. В идеале сумма задолженности должна быть больше цены оставления за собой. В этом случае никаких доплат не потребуется. При оставлении за собой заложенного недвижимого имущества крайне важно соблюсти установленные законом сроки. В соответствии с п. 5 ст. 58 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» взыскатель может оставить себе заложенное имущество только в течение одного месяца с момента объявления повторных публичных торгов несостоявшимися. Если этот срок пропустить, то залог недвижимого имущества прекращается. Фактически это будет означать невозможность взыскать задолженность. В данном случае крайне важно в кратчайшие сроки после повторных торгов получить от судебного пристава-исполнителя уведомление с предложением оставить за собой нереализованное на торгах имущество. После получения этого документа следует немедленно отправить судебному приставу-исполнителю и организатору торгов заявление об оставлении за собой заложенного недвижимого имущества. Также судебному приставу-исполнителю необходимо представить расчёт задолженности должника-залогодателя на дату оставления имущества за собой. Это особо актуально, если в исполнительном листе указан открытый размер процентов и штрафных санкций.

Рекомендуем ознакомиться:  Что говарит путин про амнистию поуголовным делам 2022 году

На данном этапе от пристава необходимо добиться согласования кратчайших сроков составления описи и ареста. Желательно проведение данного мероприятия без фактического выезда на объект должника. При необходимости выезда пристава следует обеспечить присутствием понятых и транспортом. Окончанием этого этапа является получение акта о наложении ареста (описи имущества).

Порядок обращения взыскания на имущество

  • если это прямо определено законодательством — например, закон об ипотеке позволяет продать через торги недвижимость, если такой порядок указан в договоре между банком и заемщиком;
  • по отдельному соглашению сторон обязательства — соглашение в рамках ипотечного договора заключается в соответствие со ст. 59 закона № 102-ФЗ, а по остальным обязательствам порядок продажи стороны определяют самостоятельно;
  • по условиям соглашения об отступном, т.е. о зачете требования каким-либо имуществом — в данном случае кредитор соглашается закрыть весь долг или его часть имуществом с соответствующей стоимостью.

Порядок взыскания по исполнительному производству описан в законе № 229-ФЗ. Представители ФССП вправе арестовать любые личные вещи, предметы и объекты должника сразу после возбуждения производства. Далее ведутся исполнительные действия, направленные на исполнение судебного акта, погашение требований взыскателя.

  • движимое имущество имеет достаточно низкую ликвидность и рыночную стоимость даже при минимальном сроке эксплуатации — по этой причине на обычные вещи и предметы крайне редко оформляется залог;
  • на многие виды движимого имущества вообще нельзя обратить взыскание в силу закона — например, сюда входят предметы обычного домашнего обихода, личные и детские вещи, и т.д.;
  • приставы и управляющий не будут включать в опись вещи, которые изначально нельзя продать — например, старая мебель или бытовая техника вряд ли будут проданы, а расходы на их оценку и реализацию будут значительными.

Если один из них является должников, возможен выдел причитающейся части совместных активов, либо полная их продажа. При этом интересы супруга должника тоже защищены законом. Супруг вправе рассчитывать на выдел своей доли совместных активов, либо получить часть средств после распродажи.

Во всех случаях, кроме залога, должник может сам продать имущество и рассчитаться с кредиторами. Но если на активы наложен арест в производстве ФССП или по банкротству, то любые сделки можно совершать только с разрешения пристава или финансового управляющего. Кроме того, если продать недвижимость, транспорт или вещи, но не направить средства на погашение долгов, такие сделки могут оспорить кредиторы.

Продажа имущества происходит на комиссионных началах или на торгах. Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов Росимущество или привлеченные им специализированные организации должны опубликовать извещение в печатных средствах массовой информации, распространяемых в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (интернете). В течение семи дней Росимущество или специализированные организации письменно предоставляют территориальному органу Федеральной службы судебных приставов ссылку на сайт и печатные средства массовой информации, в которых опубликовано извещение. Территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России, в свою очередь, размещает указанную информацию на своем официальном сайте.

Постановление о передаче имущества должника на реализацию и уведомление о готовности к такой реализации направляются судебным приставом-исполнителем в Росимущество, которое в течение пяти рабочих дней после даты получения перечисленных документов принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества или же о привлечении для этих целей специализированных организаций. О своем решении Росимущество письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Таким образом, реализация арестованного имущества должника производится в установленные законом порядке и сроки при участии не только службы судебных приставов, но и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также специализированных организаций.

Реализация имущества должника в исполнительном произ в одстве представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В статье мы попытаемся разобраться, как пристав-исполнитель реализует арестованное имущество, чем при этом руководствуется и кто еще, помимо него, участвует в данном процессе.

Общий срок, в течение которого арестованное имущество должно быть реализовано, составляет два месяца со дня его передачи. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца со дня его передачи на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество или специализированные организации уведомляют об этом судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов. Когда имущество должника не было продано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.

Здравствуйте,мне пришло постановление судебного пристава исполнителя о передаче арестованного имущества на торги в Росимущество (я взыскатель),постановление от,на сегодняшний день ни

Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.
Жалоба подаётся старшему судебному приставу, если нарушен вышеуказанный срок.
Она рассматривается в 10 дневный срок согласно ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Обращайтесь к специалисту за помощью.

Здравствуйте, Сергей! Поясню, что в соответствии с ч. 1 ст. 87 Закона «Об исполнительном производстве» «Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи.

4. В случае объявления вторичных торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить имущественные права за собой по цене на двадцать пять процентов ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания. За дебитором сохраняется обязанность по погашению дебиторской задолженности (кредитором по которой становится взыскатель) в прежнем объеме.

2. Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со статьей 89 настоящего Федерального закона. Начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на пятнадцать процентов, если их проведение вызвано причинами, указанными в пунктах 1 — 3 статьи 91 настоящего Федерального закона. Начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается, если их проведение вызвано причиной, указанной в пункте 4 статьи 91 настоящего Федерального закона.

3. Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Ссылка на основную публикацию