Судебная защита прав личности в сфере социального обеспечения

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Судебная защита прав личности в сфере социального обеспечения. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

В специальной литературе было высказано мнение, что важно изучать Конституцию РФ как целостное явление, а не отдельные ее положения, и что Конституция РФ оказывает комплексное, системное воздействие на текущее законодательство. Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Среди них федеральные законы: от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 16 июля 2022 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 17 июля 2022 г. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 21 ноября 2022 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 28 декабря 2022 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», от 28 декабря 2022 г. «О страховых пенсиях» и многие другие. Помимо законов положения ст. 39 Конституции РФ претворяются в жизнь с помощью огромного массива иных нормативных правовых актов, в том числе и подзаконного характера.

Доказывая положение о том, что право на социальное обеспечение является конституционным правом, обратимся к действующей в советский период ст. 43 Конституции СССР 1977 г. В ней было установлено, что граждане СССР имеют право (курсив наш. — А. Г.) на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Было сказано, что это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

Глава 1.
Общие положения о судебной защите прав граждан на социальное обеспечение

В ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение предстает как собирательное понятие, касающееся случаев утраты средств к существованию по разным причинам. Более того, ст. 39 дополняют ст. 37, 38, 41, 42, 53 Конституции РФ, которые, казалось бы, называют самостоятельные права граждан, но в то же время объединенные общим понятием «социальные права», неоднократно упоминаемым в международных документах. Вспомним, например, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г, согласно которой каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. При разработке Конституции РФ применительно к социальным правам граждан были учтены и такие международные документы как Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.).

Рекомендуем ознакомиться:  Санаторий Крым Мо Рф Для Военных Пенсионеров В 2022 Году Наличие Мест

Конституционное право на судебную защиту обусловлено интересом граждан иметь судебную защиту наиболее ценных прав, свобод и благ, которыми располагает человек. К числу таких благ, на мой взгляд, относится, в первую очередь, право на социальное обеспечение.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права, в том числе гарантии защиты нарушенных прав в этой области.

Судебная защита прав граждан на социальное обеспечение

Наличие спора о праве в делах из публичных правоотношений нередко доказывают опосредованно, через тесную связь с иными взаимосвязанными и взаимообусловленными правоотношениями (как правило, материальными, гражданскими, жилищными, трудовыми, налоговыми и т. п.), поскольку часто оказывается, что ответить на вопрос о правомерности или неправомерности обжалуемых действий должностного лица или органа, наделённого властными полномочиями, т. е. разрешить публично-правовой спор по существу, практически невозможно, не вникая в корни материального права.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ в результате анализа правового регулирования, связанного с обеспечением социальной защиты граждан в субъектах РФ, разрешения дел о проверке соответствия отдельных законов субъектов РФ Основному закону субъекта РФ, формулируют правовые позиции, которые имеют существенное значение для проведения единой социальной политики на территории субъекта РФ и обеспечения при решении этих вопросов конституционных принципов равенства и справедливости в соответствии с Конституцией РФ, а также Основным законом субъекта Федерации.
Решения, принятые указанными судами субъектов РФ, не только позволяют оценить состояние конституционной законности в соответствующих регионах, но и предлагают с учетом сформированных конституционным (уставным) судом правовых позиций направления совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Наиболее часто по вопросам защиты основных социальных прав граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению .
——————————–
См.: Паламарчук А.В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан // Законность. 2022. N 9. С. 3 — 6.

Рекомендуем ознакомиться:  Орденмужествп В Деньгах

Однако наиболее действенной формой защиты социальных прав выступает судебная защита. Именно суд вправе обязать государство и его органы выполнить свои обязательства перед человеком и возместить ему ущерб. В связи с этим в юридической литературе отмечено, что полномочия, предоставленные суду, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов. Исследование различных аспектов правоприменительной практики в сфере защиты социальных прав личности отвечает потребностям совершенствования деятельности судебной власти в России. Споры, связанные с защитой социальных прав, разрешаются как Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, так и судами общей юрисдикции.
——————————–
См.: Азарова Е.Г. Судебная защита пенсионных прав: Науч.-практ. пособие. М., 2022. С. 27.

АРМИЯ РОССИИ

Применение конституционных норм, касающихся установления социальных прав человека, находит отражение практически по всем вопросам реализации компетенции Конституционного Суда РФ, предусмотренным в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». При этом основные направления деятельности Суда по социальной защите граждан нельзя не рассматривать в общем русле реализации конституционных принципов социального правового государства.
На сегодняшний день в практике Конституционного Суда РФ накоплено большое количество дел, касающихся применения конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека в России. Об этом свидетельствуют в том числе ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его решениями . При этом правовые позиции Суда сформулированы в отношении правовых норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права человека .
——————————–
Анализ показывает, что около 30% всех решений Конституционного Суда РФ так или иначе затрагивают вопросы защиты социальных прав граждан Российской Федерации.
См., например, Постановление КС РФ от 1 июля 2022 г. N 20-П, в котором данный орган дал оценку конституционности абз. 1 п. 2 Постановления Верховного Совета РФ «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»; Постановление КС РФ от 26 мая 2022 г. N 11-П, в котором суд дал оценку конституционности положений ч. 5 ст. 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В качестве еще одного примера, когда Конституционный Суд РФ, обосновав правовые позиции по одному делу, применил их к совершенно другому делу, является Постановление от 18 марта 2022 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих в связи с запросами Верховного Суда РФ и Мещанского районного суда г. Москвы. В вопросах содержалась просьба проверить конституционность ч. 2 ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Согласно этой норме пенсионерам из числа бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при поступлении их на военную службу или на службу в правоохранительные органы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. При обосновании своего решения Конституционный Суд РФ опирался на правовые позиции, выработанные им в Постановлении от 27 декабря 2022 г. № 19-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В данном Постановлении Суд указал, что конституционный принцип равенства (ст. 19 Конституции РФ) не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям. Эти же положения Суд применил и к делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Суд обратил внимание на то, что, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы. Кроме того, законодатель преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе. В результате Конституционный Суд признал положение ч. 2 ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, согласно которому пенсионерам при поступлении ими на военную или правоохранительную службу выплата назначенных пенсий за выслугу лет на время службы приостанавливается, не противоречащим Конституции РФ.

Рекомендуем ознакомиться:  Изменения В Получении Ветерана Труда В 2022 Году

Истцы по искам о назначении пенсии (т.е. не обладающие статусом пенсионера) от уплаты государственной пошлины не освобождаются и уплачивают государственную пошлину в соответствии требованиями ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 200 рублей как по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке.

Роль Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ в защите прав граждан в сфере социального обеспечения

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2022 г. № 6-П содержится ряд важных теоретических положений по другим вопросам пенсионного обеспечения. Так, в Постановлении указывается, что выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. В то же время достижение требуемой для достижения пенсии выслуги, указал Суд, освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. В указанном Постановлении дается определение понятия пенсии за выслугу лет. Эта пенсия рассматривается как государственная гарантия материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответству-
ющего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются лицам, проходящим соответствующую службу. Несмотря на чрезвычайную насыщенность, это определение в целом верно отражает основные признаки данной пенсии.

Ссылка на основную публикацию