Статья цзн в 2022 году положительные практики по трудоустройству инвалидов

Статья цзн в 2022 году положительные практики по трудоустройству инвалидов

Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4 % от среднесписочной численности: 2 % – для трудоустройства инвалидов и 2 % – для трудоустройства молодежи.

В Москве реализация права на труд и социальную защиту инвалидов от безработицы обеспечивается Законом города Москвы от 22.12.2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест». Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

В течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах все работодатели встают на учет по квотированию в Отдел квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН. Таким образом, Центр занятости населения ведет статистику организаций и контролирует исполнение работодателями законодательства.

Примером добросовестного исполнения закона могут послужить такие крупные организации, как широко известная российская IT-компания ООО «Яндекс». В московском отделении компании работают 75 инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты, и еще 2 сотрудника с инвалидностью приняты на работу сверх неё.

Некоторые организации, численность которых менее 100 человек, трудоустраивают инвалидов по собственному желанию. К ним относится, например, ОАО «Московский комбинат игрушек». На предприятии работают 25 инвалидов, в том числе проходят практику ученики школы коррекционного типа. На сегодняшний день компания является одним из крупнейших предприятий России по производству детских товаров.

Новая отчетность в службы занятости в 2022 году

Доступ к ЕЦП «Работа в России» (далее — ЕЦП «РвР», «Работа в России», ЕЦП) будут иметь как работодатели, так и физические лица. Большинство организаций теперь обязано размещать здесь вакансии, а соискатели смогут пользоваться этой платформой как общероссийской биржей труда. С 1 января 2023 доступ на «РвР» будет возможен и через портал Госуслуг.

Однако такой вариант подходит небольшим организациям или организациям с мизерной текучкой. Постоянные изменения штатного расписания просто невозможны на крупных предприятиях, поэтому таким работодателям, по всей видимости, придется ожидать большого наплыва соискателей, самостоятельно обнаруживших вакансии на «РвР». Как и увеличения количество жалоб и споров по поводу обоснованности отказа в приеме на работу.

  • потребностях работодателей в сотрудниках и об условиях их привлечения;
  • наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • специальных рабочих местах, оборудованных для инвалидов.
  • Обратите внимание: ответственность за направление отчетности через «РвР» может быть возложена на сотрудника кадровой службы трудовым договором, должностной инструкцией или приказом.
  • созданные или выделенные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • сведения о локальных нормативных актах, содержащих информацию о таких рабочих местах и выполнении квоты для трудоустройства инвалидов;
  • меры для профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов;
  • применение в отношении работодателя процедуры банкротства.

Работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели — обязаны выполнять квоту на рабочие места для инвалидов. Отчетность будет подаваться только через «Работу в России»: это объясняется тем, что для работодателей, имеющих меньше 25 работников, квотирование не предусмотрено.

Министерства труда и социального развития Краснодарского края

Принято постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик «О квотировании рабочих мест в муниципальном образовании город-курорт Геленджик для трудоустройства отдельных категорий граждан Российской Федерации, испытывающих трудности в поиске работы, на 2022 год»

Особенности производственной деятельности не позволяют принимать на работу граждан, имеющих инвалидность. Существуют ли альтернативы квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов? Возможно ли, учитывая специфику организации, освободить работодателя от выполнения квоты?

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

С 01.03.2022 квота по трудоустройству граждан с инвалидностью считается выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. В случае невозможности создания или выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты работодатель вправе заключить соглашение об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места с другой организацией. Работодатель, которому установлена квота для приема на работу инвалидов (направляющая сторона), направляет обратившихся к нему лично либо по направлению органов службы занятости инвалидов к другому работодателю (принимающая сторона), а принимающая сторона создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимает на работу инвалидов за счет средств направляющей стороны и в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов. При этом принимающая сторона не освобождается от обязанности по квотированию рабочих мест. Трудоустройство инвалидов осуществляется на основании трудового договора, заключенного между инвалидом и принимающей стороной. Обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов считается выполненной направляющей стороной с момента создания либо выделения рабочих мест и трудоустройства на них инвалидов принимающей стороной.

Обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов возлагается на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края и имеющих численность работников более 35 человек, без исключения. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ).

Таким образом, в случае отсутствия возможности трудоустройства инвалида в счет выполнения квоты у себя, в рамках договорных отношений с другим юридическим лицом компания может выполнить обязанность по исполнению квоты для трудоустройства инвалидов при их занятости в любой другой организации. При этом если организация с которой заключено соглашение тоже имеет обязательства по квоте для трудоустройства инвалидов, то инвалиды трудоустроенные в рамках соглашения не могут быть учтены в счет исполнения квоты данной организации.

  • заключение трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место, непосредственно у работодателя;
  • заключение соглашения о трудоустройстве инвалида на рабочее место в другой организации (принимающая сторона), при наличии у принимающей стороны заключенного трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом.

Напомним, с 1 марта 2022 года вступят в силу поправки в закон о социальной защите инвалидов (от 24.11.1995 № 1032-1), которые существенно изменяют условия выполнения квоты по трудоустройству инвалидов. Если до настоящего времени квота считалась выполненной при условии создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то с 1 марта 2022 года квота будет считаться выполненной при фактическом трудоустройстве инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Также порядком установлено, что квота для приема на работу инвалидов исчисляется ежегодно на очередной календарный год не позднее 1 февраля, исходя из среднесписочной численности сотрудников работодателя за прошедший календарный год, определены условия расчета.

Как отмечает руководитель общественного движения «Доступная среда всем» Ольга Небесная, повышение занятости среди инвалидов — комплексная задача, которая должна включать в себя не только способы решения проблем с рабочими местами, но и с обеспечением их транспортной доступности.

Альтернативный способ состоит в трудоустройстве инвалидов на работу в другую организацию в рамках соглашения с ней — при этом к числу таких организаций отнесены и индивидуальные предприниматели, и общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества. Последние, в свою очередь, освобождаются от выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Размер квот ведомство пока менять не планирует. Для средних и крупных организаций (со штатом более 100 человек) она будет составлять 2-4% от общего числа работников, для более мелких (от 35 до 100 человек) — в пределах 3%. Они будут применяться как к государственным, так и частным организациям, за исключением тех, которые находятся в стадии банкротства. Штрафы за их неисполнение пока также останутся без изменений.

С 1 марта 2022 года в РФ начнут действовать новые правила учета выполнения квот на трудоустройство инвалидов работодателями, следует из опубликованного на regulation.gov.ru проекта постановления правительства «Об утверждении порядка и случаев выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место» — документ разработал Минтруд.

Правительство изменит требования к выполнению работодателями квот на трудоустройство людей с инвалидностью — и теперь будет вести учет фактически заключенным на предприятиях трудовым договорам, а не только созданным рабочим местам. Без этого, считают в Минтруде, повысить уровень занятости среди инвалидов — сейчас он в 2,2 раза ниже общероссийского — будет невозможно. В то время как работодатели оценивают нововведения положительно, сами инвалиды сомневаются в их работоспособности, указывая на сложности с транспортной доступностью мест работы.

Как будут регистрировать безработных в 2022 году

Заявление о содействии в поиске подходящей работы подается в центр занятости населения по месту жительства. В ином случае заявление примут и помогут найти работу, но пособие по безработице не начислят. Гражданин, не имеющий постоянной регистрации, может обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания по месту фактического жительства. Решение суда станет основанием для его постановки на учет в качестве безработного 1 . Иностранцы и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание, могут встать на учет в ЦЗН, но пособие по безработице они получать не будут.

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Если заработок исчислен в иностранной валюте, она переводится в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения. Справка выдается последним работодателем по письменному заявлению работника в течение 3 рабочих дней. Ее не заменяет справка, составленная по форме 2-НДФЛ;
  • трудовую книжку, трудовые договоры;
  • документы об образовании и квалификации.
Рекомендуем ознакомиться:  Предоставление жилья очередникам 2022

Центры занятости населения начали переходить на оказание услуг через единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2022 г. № 1909). Такие перемены позволят автоматизировать поиск работы и сократить количество подаваемых гражданами документов. Россияне смогут регистрироваться в ЦЗН для поиска работы и получать статус безработного дистанционно. Их данные, необходимые центрам занятости, будут загружаться в систему с помощью межведомственного взаимодействия. Например, это касается сведений о регистрации по месту жительства (пребывания), трудовой деятельности и трудовом стаже, выплатах по последнему месту работы, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, об образовании и квалификации, инвалидности и т.д. Это значит, что гражданам не придется предъявлять трудовую книжку, документы об образовании, справку об инвалидности и многие другие документы (п. 6 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2022 г. № 1909).

Пособие по безработице начисляется с первого дня признания человека безработным. Иное правило действует для граждан, которые были уволены из-за ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращения численности или штата работников. Если они признаны безработными, но не были трудоустроены в течение периода, который работодатель оплатил, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении этого периода. Речь идет о том, что после увольнения таким работникам по последнему месту работы выплачиваются выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства или единовременная компенсация. Выплата пособия по безработице предусмотрена с момента окончания выплат работодателем (ст. 31 Закона о занятости населения). Подробнее об этом читайте в статьях «Увольнение в связи с ликвидацией организации глазами работника», «Роструд разъяснил нюансы увольнения работников» и «Нарушение прав работников при переводе на другой участок предприятия и увольнении».

  • граждане младше 16 лет;
  • студенты, обучающиеся по очной форме обучения;
  • пенсионеры по старости или выслуге лет;
  • граждане, работающие по трудовому договору;
  • военнослужащие, а также те, кто проходит службу в других органах (правоохранительных, МЧС и т.д.);
  • граждане, выполняющие иную оплачиваемую работу, в том числе по гражданско-правовым договорам;
  • индивидуальные предприниматели, самозанятые, нотариусы, адвокаты;
  • учредители коммерческих компаний;
  • члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • осужденные, которым назначены исправительные работы;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы;
  • не направившие в органы службы занятости через платформу «Работа в России» информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или результатах переговоров с работодателями, не представившие направление с отметкой работодателя о причине отказа в приеме на работу;
  • представившие недостоверные данные.

Например, работодатель трудоустроил 10 бывших заключенных, предпенсионеров и выпускников техникумов в цех деревообработки. Все проработали по полгода. Субсидия составила около 500 тысяч рублей. Полная зарплата этих сотрудников с учетом взносов за 6 месяцев — 4 млн рублей. Но к 15 декабря троих пришлось уволить за прогул и воровство, а еще один ушел сам по состоянию здоровья. В итоге из 10 бывших безработных осталось шесть. Работодатель нанял по объявлению еще пять бывших безработных. Но это не считается — часть субсидии придется возвращать. В случае с этим работодателем — 125 000 Р : 500 000 Р × (1 − 6 / (10 × 0,8)).

  1. На 1 января 2022 года стоят на учете в центре занятости. В постановлении регистрацию упоминают в настоящем времени — то есть вроде бы нужно иметь ее непрерывно с начала года. Формулировки неочевидные, а в таких случаях всегда стоит ориентироваться на худший вариант.
  2. На дату направления для трудоустройства не работали.
  3. На дату заключения трудового договора не имели работы, не были ИП или самозанятыми. То есть даже если человек просто зарегистрировался как самозанятый и не получал дохода — это лишает работодателя права на субсидию. Но регистрацию нельзя иметь именно на дату заключения договора. Во время постановки на учет в службе занятости ее тоже быть не должно. А вот о том, что ее нельзя иметь после трудоустройства, ничего не написано.
  4. Работник устроен на полный день по направлению службы занятости.
  5. Его зарплата не ниже МРОТ — это 12 792 Р .
  6. К 15 декабря 2022 года не менее 80% бывших безработных, устроенных к работодателю, остались в штате. То есть если работодатель нанял пятерых бывших безработных, для субсидии как минимум четверо должны проработать до 15 декабря 2022 года. Если не соблюсти это условие, часть денег придется вернуть до 1 июня 2022 года. Это может оказаться ловушкой: деньги будет возвращать не работник, а именно работодатель. Даже если сотрудник при этом сам решил уволиться.

Чтобы улучшить ситуацию с занятостью, придумали новые субсидии — за трудоустройство безработных. Работодатель берет на работу человека, который раньше стоял на учете в центре занятости, — а государство дает за это немного денег в качестве компенсации затрат на зарплату. На эти цели уже выделено 12 млрд рублей. Всего таким образом планируют трудоустроить 200 тысяч безработных.

Когда новые работники помогут избежать возврата. Изначально взяли 30 работников. Из них пятеро уволились, на их место взяли еще пятерых. Плановая численность при проверке составит 28 человек: 35 × 0,8. А фактически к моменту проверки работает 30 человек. Значит, условие соблюдается, деньги возвращать не придется.

  1. Сначала работодатель должен отправить список вакансий через сайт «Работа в России». Так он как бы говорит государству: мне нужны люди вот на такие должности.
  2. Служба занятости ищет кандидатов из числа безработных. В первую очередь будут трудоустраивать людей с инвалидностью, бывших заключенных, подростков, предпенсионеров, беженцев, одиноких и многодетных родителей и выпускников в возрасте 18—20 лет.
  3. С подходящим кандидатом заключается трудовой договор на полный день.
  4. Центр занятости отправляет в ФСС списки трудоустроенных безработных и сведения о работодателях.
  5. Не раньше чем через месяц и не позднее 1 ноября работодатель направляет в ФСС заявление на субсидию. Это нужно делать электронно — через операторов отчетности или бесплатные сервисы соцстраха.
  6. Фонд проверяет всю информацию, в том числе сверяет зарплату из заявления с данными лицевых счетов работников.
  7. Субсидия назначается только за тех работников, что устроены благодаря обращению работодателя в центр занятости. Получается, если безработный сам пришел по объявлению и идеально подошел, субсидию за него не дадут. Даже если он стоит на учете, центр занятости все равно может сначала предлагать другие кандидатуры на места официантов, курьеров и поваров.
  8. Если все в порядке, субсидию перечислят работодателю в течение 10 рабочих дней.
  9. Через 3 и 6 месяцев работы этого же сотрудника заявление подавать не нужно. Фонд сам проверит его трудоустройство через 102 и 192 дня.

нормативно-правовое обеспечение организации мониторинга занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, предоставления инвалидам государственных услуг в сфере занятости населения, а также исполнения законодательства Российской Федерации в части квотирования рабочих мест для инвалидов;
анализ выявленных проблемных направлений

Проведение мониторинга занятости инвалидов (сфера деятельности, отрасль, возраст работающих, уровень оплаты и др.), включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, предоставления инвалидам государственных услуг в сфере занятости населения, а также исполнения законодательства Российской Федерации в части квотирования рабочих мест для инвалидов

повышение уровня трудоустройства инвалидов — выпускников образовательных организаций профессионального образования, заключение соглашений с образовательными организациями профессионального образования и работодателями в целях организации стажировки инвалидов с последующим их трудоустройством

Содействие трудоустройству выпускников образовательных программ среднего профессионального и высшего образования из числа инвалидов с учетом практики целевого обучения, в том числе прохождение производственной и преддипломной практики на базе направляющей на обучение организации

увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся исполнителями общественно полезных услуг, к сопровождению инвалидов при трудоустройстве,
а также к предоставлению иных государственных услуг в сфере занятости населения; качественное повышение уровня оказываемых услуг

Обособленные подразделения организации (филиалы и представительства) также должны рассчитать квоту для трудоустройства инвалидов отдельно от головной организации. При расчете они должны применять законодательство того субъекта РФ, в котором они расположены. Размер квоты зависит от среднесписочной численности работников филиала или представительства.

  • если численность работников превышает 100 человек, квота устанавливается от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников;
  • если численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, квота устанавливается в размере не более 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Уточняется, что при расчете размера квоты нужно учитывать среднесписочную численность работников организации или ИП, но без учета работников филиалов и представительств работодателя, которые расположены в других субъектах РФ. Среднесписочная численность определяется в соответствии с указаниями, утв. приказом Росстата от 27.11.2022 № 711. Подробнее о правилах расчета читайте в статье.

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Рекомендуем ознакомиться:  Деньги Молодой Семье От Государства 2022

Центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Работа центров занятости будет выстроена по единому федеральному стандарту.

Напомним, для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в пределах 3% среднесписочной численности работников. Теперь с вступлением нового закона такая квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

«Дистанционный и максимально простой формат предоставления услуг сегодня востребован гражданами. Поправки в закон о занятости позволят перевести в электронный формат услуги, связанные с регистрацией в центрах занятости и поиском работы, на постоянной основе. Еще одна крайне важная новация связана с гарантиями для граждан с инвалидностью. После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации своего трудового потенциала граждан с инвалидностью», — отметил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

До начала пандемии услуги центров занятости предоставлялись исключительно в очном режиме. В апреле прошлого года был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Законом такой формат вводится на постоянной основе. При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью потребуется единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем. При этом принятие закона не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости — гражданин сможет обращаться за помощью в удобном ему формате.

Совет Федерации одобрил изменения в закон о занятости. Благодаря новым нормам, центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Кроме того, изменения в закон о занятости позволят выстроить работу центров занятости согласно единому федеральному стандарту.

Штрафы за невыполнение квоты по инвалидам в 2022 году

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).
  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

4. Какое минимальное количество специальных рабочих мест необходимо создать и (или) выделить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области?
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В Иркутской области специальные рабочие места создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 29 апреля 2013 года № 19-мпр «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям, среднесписочная численность работников которых составляет:

Когда я в 2022 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.

Например, работодатель трудоустроил 10 бывших заключенных, предпенсионеров и выпускников техникумов в цех деревообработки. Все проработали по полгода. Субсидия составила около 500 тысяч рублей. Полная зарплата этих сотрудников с учетом взносов за 6 месяцев — 4 млн рублей. Но к 15 декабря троих пришлось уволить за прогул и воровство, а еще один ушел сам по состоянию здоровья. В итоге из 10 бывших безработных осталось шесть. Работодатель нанял по объявлению еще пять бывших безработных. Но это не считается — часть субсидии придется возвращать. В случае с этим работодателем — 125 000 Р : 500 000 Р × (1 − 6 / (10 × 0,8)).

  1. На 1 января 2022 года стоят на учете в центре занятости. В постановлении регистрацию упоминают в настоящем времени — то есть вроде бы нужно иметь ее непрерывно с начала года. Формулировки неочевидные, а в таких случаях всегда стоит ориентироваться на худший вариант.
  2. На дату направления для трудоустройства не работали.
  3. На дату заключения трудового договора не имели работы, не были ИП или самозанятыми. То есть даже если человек просто зарегистрировался как самозанятый и не получал дохода — это лишает работодателя права на субсидию. Но регистрацию нельзя иметь именно на дату заключения договора. Во время постановки на учет в службе занятости ее тоже быть не должно. А вот о том, что ее нельзя иметь после трудоустройства, ничего не написано.
  4. Работник устроен на полный день по направлению службы занятости.
  5. Его зарплата не ниже МРОТ — это 12 792 Р .
  6. К 15 декабря 2022 года не менее 80% бывших безработных, устроенных к работодателю, остались в штате. То есть если работодатель нанял пятерых бывших безработных, для субсидии как минимум четверо должны проработать до 15 декабря 2022 года. Если не соблюсти это условие, часть денег придется вернуть до 1 июня 2022 года. Это может оказаться ловушкой: деньги будет возвращать не работник, а именно работодатель. Даже если сотрудник при этом сам решил уволиться.

Чтобы улучшить ситуацию с занятостью, придумали новые субсидии — за трудоустройство безработных. Работодатель берет на работу человека, который раньше стоял на учете в центре занятости, — а государство дает за это немного денег в качестве компенсации затрат на зарплату. На эти цели уже выделено 12 млрд рублей. Всего таким образом планируют трудоустроить 200 тысяч безработных.

  1. Сначала работодатель должен отправить список вакансий через сайт «Работа в России». Так он как бы говорит государству: мне нужны люди вот на такие должности.
  2. Служба занятости ищет кандидатов из числа безработных. В первую очередь будут трудоустраивать людей с инвалидностью, бывших заключенных, подростков, предпенсионеров, беженцев, одиноких и многодетных родителей и выпускников в возрасте 18—20 лет.
  3. С подходящим кандидатом заключается трудовой договор на полный день.
  4. Центр занятости отправляет в ФСС списки трудоустроенных безработных и сведения о работодателях.
  5. Не раньше чем через месяц и не позднее 1 ноября работодатель направляет в ФСС заявление на субсидию. Это нужно делать электронно — через операторов отчетности или бесплатные сервисы соцстраха.
  6. Фонд проверяет всю информацию, в том числе сверяет зарплату из заявления с данными лицевых счетов работников.
  7. Субсидия назначается только за тех работников, что устроены благодаря обращению работодателя в центр занятости. Получается, если безработный сам пришел по объявлению и идеально подошел, субсидию за него не дадут. Даже если он стоит на учете, центр занятости все равно может сначала предлагать другие кандидатуры на места официантов, курьеров и поваров.
  8. Если все в порядке, субсидию перечислят работодателю в течение 10 рабочих дней.
  9. Через 3 и 6 месяцев работы этого же сотрудника заявление подавать не нужно. Фонд сам проверит его трудоустройство через 102 и 192 дня.
  1. Если сотрудник в первые полгода работы получал пособие по временной нетрудоспособности за счет ФСС. Тогда субсидию за эти дни нужно вернуть в размере выплаченных больничных. Соцстрах готов оплатить что-то одно.
  2. Если к 15 декабря 2022 года в штате осталось менее 80% трудоустроенных безработных. Причина увольнения при этом не важна. Работника могут уволить за прогул или пьянство, но всю свою зарплату за полгода он получил, работодатель потратил на это субсидию. Уволили работника или он ушел сам — деньги в бюджет надо вернуть.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает тру-диться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает тру-диться и быть независимыми.
Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзакон-ные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: «О со-циальной защите инвалидов в Российской Федерации». Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.
Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание;
2. Инвалидность с детства;
3. Трудовое увечье;
4. Профессиональное заболевание;
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связан-ное с пребыванием на фронте.
Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровооб-ращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зре-ния, слуха, обаяния или осязания, психические расстройства, нарушение па-мяти, внимания, речи, мышления.

Рекомендуем ознакомиться:  Какие Документы Нужны Для Ип 2022

Трудовая деятельность для человека является важным условием пол-ноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономиче-ски обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволя-ет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном об-ществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодате-ли под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в пра-вах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической непри-способленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополни-тельную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количе-ство людей.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятель-ности.
2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень – неспособность к трудовой деятельности.
Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсут-ствие возможности привлечения к дополнительным работам. Отсутствие же-лания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуа-цию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.
В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением профориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить «Индивидуальную программу реабилитации» при условии отсут-ствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.
Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, име-ющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физи-ческими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным чле-ном общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства.
Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудо-вой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способ-ствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение мини-мального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, ор-ганизаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; ор-ганизации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные ра-бочие места со специализированным техническим оснащением с учётом ин-дивидуальных возможностей инвалидов.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессио-нальная реабилитация, которая является важнейшей составной частью госу-дарственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприя-тия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. Профессионально-производственная адаптация.
Таким образом, можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспо-сабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и обще-ство должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Красноярского края

Краевая служба занятости является лидером среди всех субъектов РФ по трудоустройству граждан с ограниченными возможностями здоровья. Системный подход и адресная помощь позволили трудоустроить в этом году уже более тысячи соискателей, имеющих дополнительные потребности.
Ниже развенчиваем основные мифы.

Профессиональная реализация граждан с ограниченными возможностями здоровья возможна только при совпадении мотивации и интересов, как самого соискателя, так и работодателя. Порой участникам процесса мешают какие-то барьеры: отсутствие средств на оборудование рабочего места, уверенности в своих силах. Но когда есть желание – можно найти пути решения ситуации. Как раз для этого краевая служба занятости реализует ряд программ. Например, работодатели могут получить финансовую поддержку при создании условий труда, соответствующих потребностям сотрудника с инвалидностью, а граждане принять участие в различных тренингах.

В рамках государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения» служба занятости населения компенсирует затраты на оборудование (оснащение) рабочих мест для граждан с инвалидностью, в пределах 71 360 рублей на каждое. Благодаря этой программе более чем за 10 лет нашли свою вакансию свыше 1200 человек.
Тем самым служба занятости населения помогает не только инвалидам, но и финансово поддерживает работодателей, что стало особенно актуальным в период пандемии.
С 2022 года служба занятости организует стажировки при трудоустройстве инвалидов на постоянной основе. В рамках программы работодатели в течение трех месяцев получают компенсацию затрат на оплату труда стажеров (ежемесячно – МРОТ, увеличенный на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, и районный коэффициент). По этой программе трудоустроены 87 инвалидов по различным профессиям (специальностям): продавец продовольственных товаров, делопроизводитель, юрисконсульт, администратор, кассир, фармацевт, слесарь-сантехник, изготовитель пищевых полуфабрикатов, слесарь-ремонтник, водитель автомобиля, швея, бухгалтер, повар, экспедитор и другие.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации и абилитации является обязательной для исполнения организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако обязанность работника представлять работодателю документы о своей инвалидности нормативно не предусмотрена. Работник может представить такие документы по собственному желанию, причем как при приеме на работу, так и в процессе работы.

В соответствии с ранее упомянутым Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право установления квоты для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности сотрудников для работодателей, у которых штат превышает 100 человек.
На территории нашего региона ситуация немного иная. Условия установления квоты и их размер определены Законом Красноярского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов». Им предусмотрено установление квоты для приема на работу инвалидов работодателям, численность сотрудников которых составляет не менее чем 35 человек. Создание и содержание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей, добровольных пожертвований юридических лиц и граждан, иных источников.
На сегодняшний день в целом по краю заквотировано 9 207 рабочих мест, из них занято 6 081. Вакантно, следовательно, ждет своих соискателей, свыше 3 тысяч. Стоит отметить, что условия труда на некоторых местах не дают возможности инвалидам занять их. В связи с этим с предприятиями и организациями ведутся переговоры с целью замены неподходящих мест на те, где условия подходят для работы граждан с инвалидностью.

Таким образом, чтобы выполнить квоту, инвалида можно устроить на работу не только к себе, но и к другому работодателю. Но если принимающей стороне установлена своя квота для приема на работу инвалидов, то вновь трудоустроенные инвалиды не учитываются в счет этой квоты. Предельный срок трудоустройства инвалида в счет исполнения квоты составляет 6 месяцев. В ряде случаев работодатель освобождается от выполнения квоты, например, при введении процедуры банкротства.

В настоящее время требование по квотированию рабочих мест для инвалидов прописано в Законе N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Летом прошлого года был подписан Федеральный закон от 28.06.2022 N 219-ФЗ, который перенес данные требования непосредственно в Закон N 1032-1 «О занятости населения в РФ». С 1 марта 2022 года в нем появится новая ст.13.2 о квотировании (см. новость от 29.06.2022). Несколько изменятся и требования – квота будет считаться выполненной при фактическом трудоустройстве инвалидов. Случаи и порядок выполнения квоты должно установить Правительство. На федеральном портале размещен проект соответствующего порядка.

Новшества заработают с 1 марта 2022 года. При этом исчисление квоты для приема на работу инвалидов в 2022 году будет производится работодателем в срок не позднее, чем через месяц после вступления в силу поправок. Подробнее о квотировании можно узнать из Путеводителя по кадровым вопросам «Права инвалидов (квоты)».

Ссылка на основную публикацию