Миграция населения в россии 20222022 кратко

Миграция населения в России: статистика за 2022 год

Территориальное перемещение людей, которое происходит по разным причинам, влияет на экономику, политику, демографическую ситуацию любого государства, в том числе и РФ. В отдельные исторические периоды миграция населения в России и ее регионах протекала по-разному: менялись направление, масштабы, структура. В свою очередь, эпидемия коронавируса внесла свои коррективы.

Согласно официальной статистике, в 2022 году 58,9 тыс. человек выехали из России в страны дальнего зарубежья. Желание быть востребованным в профессиональном плане, ухудшающаяся политическая и экономическая ситуация, социальная незащищенность – основные причины, которые толкают граждан РФ на смену места проживания. Расширяется и география эмиграции, так, например, кроме Германии, Израиля, США, самыми востребованными направлениями стали Китай, КНДР, Индия, Вьетнам, Абхазия, Турция, Латвия, Грузия.

Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН , во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.

Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

Высокие показатели роста демонстрируют Кувейт, ОАЭ, Оман, Йемен, Ирак, где рост численности населения связан с высокими социально-экономическими показателями. Данные государства входят в перечень стран-экспортёров нефти. Здесь наблюдается высокий рост ВВП, уровня жизни, экономики, условий и качества жизни.

Наибольшие показатели по выбытию в государства ближнего зарубежья продемонстрировала Украина — 122954 человека в 2022 году. Затем с большим отрывом идут Казахстан — 45625 человек и Таджикистан — 36901 человек. Среди стран дальнего зарубежья лидирующие позиции по выезду из РФ удерживали Китай (7544), Северная Корея (6038), Индия (5217) и Германия (5209).

При этом важно помнить, что в миграционную статистику не попадают люди, прибывшие в Россию и выбывшие из нашей страны по туристическим путёвкам и визам, а также гастарбайтеры, временно осуществляющие трудовую деятельность в России. Фактически статистика подсчитывает только тех иностранцев, кто оформляет вид на жительство или разрешение на временное проживание, короче говоря тех, кто уже занялся юридическими вопросами иммиграции в Россию.

Исходя из сведений Росстата, международная миграция в России относительно стабильна за последние 5 лет. Напомним, что Росстат учитывает не вообще всех иностранцев въехавших в нашу страну и вставших на временный учёт, но только тех, кто оформляет вид на жительство или разрешение на временное пребывание.

Информация о количестве мигрантов в РФ

Информация о количестве иностранных граждан в РФ долгое время была недоступной для большинства. Для получения данных при проведении исследований до 2010 года приходилось обращаться непосредственно в ведомства. В последнее десятилетие информация по притоку граждан более доступна, однако данные остаются неточными.

Статистический учет активизировался одновременно с образованием государства. С 1993 года начали работать паспортно-визовые службы. Постепенно усилился контроль за пропиской и перемещением граждан как внутри страны, так и за её пределами. Прибывших иностранцев обязали становиться на учет.

В РФ статистический учет лиц, прибывающих на территорию страны для осуществления трудовой деятельности, поручен МВД. С 1992 по 2022 год данная обязанность находилась в ведении ФМС. Служба была упразднена в начале апреля 2022 года, функционал возвращен МВД.

Новости миграции 2022

  • персоны, являющиеся ветеранами ВОВ, и участвовавшие в войне, будучи советскими гражданами;
  • приезжие, имеющие заслуги перед российским государством;
  • мигранты, являющиеся интересными для России в плане выдачи им гражданства, поскольку обладают полезной профессией либо квалификацией, а также по другим причинам.

Рассматриваемый сейчас закон о гражданстве 2022 года подразумевает включение информации по всем иностранцам в специальные базы. Помимо этого законопроект затрагивает и вопрос о бумажном оформлении гражданства, которое необходимо самому новоиспеченному россиянину.

Факт выдачи и прекращении гражданства должен обязательно вносится в специальный реестр или банк данных федерального значения. Не предполагается создавать новую базу конкретно для иностранцев, ставших россиянами. Ведь речь идет о полноценном гражданине России, который стал таковым после прохождения всех необходимых процедур и доскональной проверки его личности. Соответственно и информация будет вноситься в общий реестр, включающий сведения обо всем российском населении. Это не новости миграции 2022 года, которые окажут непосредственное влияние на самих претендентов. Это лишь нововведения по совершенствованию работы государственной системы.

Президентские полномочия о прекращении гражданства из-за самостоятельного волеизъявления отдельных персон предлагается передать в МВД. Это позволит создать единый механизм. А относительно персон, живущих за границей, решения на эту тему будут приниматься в МИДе.

Предлагаемый закон о гражданстве 2022 года увеличивает перечень преступлений, за свершением которых следует прекращение подданства. Помимо тяжелых преступлений террористической или экстремистской тематики, сюда включаются некоторые тяжкие преступления. Например, из-за участия в преступном обороте наркотиков. Но прекращение гражданства по таким основаниям должно будет подлежать согласованию с Президентом. Такие новости миграции 2022 года положительны для мигрантов. Это даст людям гарантию защищенности перед «государственной машиной» в вопросе прекращения их гражданства.

Россия: Массовая внутренняя миграция угрожает будущему страны

Точки притяжения миграционного потока — это Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Больше всего переселенцев едут в Москву (миграционный прирост в 2022 году составил 83,3 тыс человек), Санкт-Петербург (43,8 тысячи) и Краснодарский край (42 тысяч). Привлекательны также Московская область (22,2 тыс), Ленинградская область (17,5 тыс), Севастополь (7,7 тысячи), Калининградская область (3,7 тысячи), Воронежская область (3 тысячи), Новосибирская область (2,6 тысячи).

За те же 7 лет население Краснодара выросло на 76%: в 2010 году в городе было зарегистрировано 744,8 тысячи человек, в 2022 году — уже 1 миллион 318 тысяч (по данным УВД по Краснодару). Город получил шанс быть признанным «миллионником», что даст возможность получать больше субсидий из федерального бюджета.

Особо остро стоит проблема оттока населения из сельской местности. С 2001 года сельские территории РФ испытывают постоянный миграционный отток, вследствие чего за последние годы вымерли тысячи деревень. В частности, на бумаге число сельских населенных пунктов в Российской Федерации превышает 150 тысяч. Но результаты Всероссийской переписи населения 2010 года показали, что почти 19,5 тыс деревень существовали только на карте, а в действительности к этому времени уже были заброшены. Еще 82,8 тысячи населенных пунктов могут вскоре разделить (или уже разделили) судьбу покинутых селений, т.к. число их жителей на момент переписи находилось на критически низком уровне от 1 до 100 человек.

Северный Кавказ — поставщик человеческого капитала в другие регионы. Однако это не мешает округу показывать общий рост населения благодаря высокой рождаемости. Так, за 2022 год из округа уехало больше 20 тысяч человек, а естественный прирост составил 78,6 тыс человек.

В Сибирском федеральном округе есть только один регион, куда приезжает значительно больше людей, чем уезжает. Это Новосибирская область. В Новосибирске больше 30 вузов, что привлекает в город молодежь со всей Сибири. В 2022 году в Новосибирск переехало около 15 тыс человек. И это несмотря на то, что в области самые низкие зарплаты по всему СФО — 17,6 тысячи рублей в месяц (ниже только в Кемеровской области, а средняя по округу — 30 тысяч рублей).

Рекомендуем ознакомиться:  Усн В Розничной Торговле В 2022 Году

Мировые тенденции также сходятся на том, что европейские страны (+ США, Канада и Австралия) являются популярными миграционными целями. В списки лучших стран для иммигрантов несменно попадают Канада, Швейцария, Норвегия, Германия, Нидерланды, Австралия и некоторые другие. Однако не всё так просто.

Люди могут переезжать в другие государства ради более высокооплачиваемой работы, хороших условий труда или за принципиально иным качеством жизни. Люди могут искать в другой стране способы самореализации в профессии. Экономические причины могут быть как индивидуальными (если экономическая обстановка в стране в целом стабильная, и отдельные личности решаются на переселение по приведённым причинам), так и групповыми и даже массовыми (например, в случае экономического кризиса, когда ситуация на рынке труда по стране в целом патовая, и целые группы людей, чувствуя социальную незащищённость, решаются на миграцию).

Главная причина миграции людей, связанная с политикой — это смена власти в государстве. Характерно, что если смена происходит радикальная, и курс государства меняется практически на противоположный, поток переселенцев будет больше, чем если бы смена произошла в рамках одного политического дискурса или близких. Гражданина может не устраивать действующая политическая позиция лидера/партии, и он решается переехать. Помимо этого, причиной для групповой/массовой миграции может стать обострение политической обстановки в стране — острые идеологические конфликты на верхах, межсоциальный конфликт на политической почве, кризис власти и многое другое.

Население может мигрировать из экономически бедных, нестабильных районов в более благополучные; оно может двигаться из районов с дефицитом рабочих мест в места с недостатком рабочей силы; оно может стремиться в экономически и социально благополучные страны, или страны, умело разрекламированные маркетологами.

Таковая характерна для общества на современной стадии развития. Под этим термином сейчас подразумевают деловые или рекреационные поездки, которые совершаются нерегулярно и по разным направлениям. Например, командировку или отпуск можно считать эпизодической миграцией.

Вдобавок иностранцы должны будут подписывать соглашение о лояльности, подтверждая свою информированность о правилах пребывания в РФ, отсутствие судимости и отказываясь от участия в экстремистских и запрещенных организациях, несанкционированных митингах, собраниях и т.п. Кроме того, соглашение должно подтверждать согласие иностранного гражданина оплатить расходы на свою высылку, которая может произойти в случае нарушения условий этого документа.

На этом же совещании выявились разногласия между участвующими в обсуждении миграционных проблем ведомствами, позиции которых, по словам Д. Медведева, существенно расходятся. Сами ведомства он не назвал. Однако, учитывая высказывавшиеся ранее предложения, нетрудно предположить, что за сохранение, а возможно, и дальнейшую либерализацию политики по массовому привлечению рабочей силы из южных стран СНГ выступают Минстрой, Минсельхоз и другие ведомства экономического блока, тесно связанные с использующим труд мигрантов бизнесом. На ужесточении миграционной политики настаивают ведомства силового блока, которым с последствиями массового притока мигрантов, включая нелегалов, сторонников радикальных религиозных и политических течений, приходится в конечном итоге бороться – Следственный комитет, Совет безопасности и т.п.

Действующие законы о миграции не работают потому, что граждане стран СНГ могут беспрепятственно въехать в Россию и уже на ее территории решать – оформлять документы или нет. И с введением ID-карт и реестров ситуация никак не изменится – они по-прежнему смогут посещать РФ в безвизовом порядке. Массовая раздача ID-карт, действующих 10 лет, может сделать этот процесс еще более легким. В октябре первый замглавы МВД России Александр Горовой анонсировал вынос инфраструктуры по оформлению документов мигрантов, включая медосмотр, биометрию, оформление медполиса и ID-карты, а также подбор работодателей, в страны их проживания. Безусловно, это является правильным шагом. Но эффективным он будет только в том случае, если других возможностей въехать в Россию для работы у мигрантов не будет. А это потребует усиления контроля за миграционными потоками уже на границе.

Парадокс заключается в том, что вопрос изменения миграционного законодательства возник тогда, когда ключевой для регулирования трудовой иммиграции из стран СНГ законопроект «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданств» уже разработан МВД и находится в стадии согласования. Напомним, что этот законопроект предусматривает целый ряд новшеств, которые в российском миграционном законодательстве ранее отсутствовали. Главное из них – введение ID-карт мигранта, которые должны выдаваться иностранцам для идентификации их личности на 10 лет. Карта будет выдаваться при соблюдении ряда условий: дактилоскопия, фотографирование, медосвидетельствование, уплата госпошлины, наличие полиса и личного кабинета на портале госуслуг. Именно ID-карта должна стать тем основным документом, при помощи которого МВД намерено регулировать иммиграцию из стран СНГ.

На первом же совещании, состоявшемся 21 декабря, выяснилось, что российское миграционное законодательство необходимо менять, поскольку систему регулирования миграции без этого скорректировать невозможно. «По оценкам экспертов, миграционное законодательство нужно перерабатывать на основе новых подходов к его юридическому и техническому оформлению, – отметил по итогам совещания Д. Медведев. – Эта задача сложная, весьма разнообразный массив нормативных актов».

Новости Москва

Политик обратил внимание, что резонансные преступления со стороны мигрантов, о которых в последнее сообщают СМИ, вызывают резкое недовольство в обществе. «Если со своими преступниками все более-менее понятно, и здесь просто должны работать МВД и следственные органы, то тех, кого завозит сюда государство, конечно же оно должно нести за мигрантов дополнительную ответственность, потому что их преступления вызывают широкий резонанс и могут привести к масштабным межнациональным столкновениям и недовольству в обществе», – подчеркнул он.

С другой стороны, как отметил Демушкин, существует сильное промигрантское лобби, в том числе, в строительной отрасли. «Есть те, кто категорически против ограничений миграции. Это строительное лобби. Прежде всего, вице-премьер РФ [Марат] Хуснуллин, в правительстве Москвы – это [Андрей] Бочкарев – заммэра по строительству, и так далее. Они, конечно, всячески будут сопротивляться. Мы наблюдаем некую такую схватку, а президент, несомненно, является здесь арбитром», – подчеркнул он.

Сегодняшнее заявление президента РФ Владимира Путина о необходимости жесткой борьбы с нелегальной миграцией в перспективе может стать началом изменению государственной политики в этой сфере, если будут приняты принципиальные решения в этом направлении. Такое мнение в комментарии РИА «Новый День» высказал известный политик, организатор «Русских маршей» Дмитрий Демушкин. По его оценке, о конкретике говорить пока рано – очень влиятельно строительное лобби, которое, наоборот, заинтересовано в завозе в Россию иностранной рабочей силы.

По его словам, сейчас, с одной стороны, наблюдается заинтересованность со стороны власти в решении проблемы с мигрантами. «Есть блок чиновников-силовиков, которые в этом заинтересованы. И мы видим, что уже в ряде регионов губернаторы самостоятельно вводили ограничения на миграцию , вне сомнения отвечая на запрос общества, когда люди требовали этого, поскольку преступления приезжих вызывали большой резонанс. Последний запрет по мигрантам в Калужской области, в частности, конечно же наделал много шума», – уточнил он.

Как считает политик, сейчас нужно дождаться конкретных политических решений, которые продемонстрируют серьезность намерений изменить государственную миграционную политику. «Много раз мы уже видели, когда, в том числе, Путин делал какие-то заявления, и, собственно, на этом все и заканчивалось. Посмотрим, что будет сейчас. Президент поручил в Совбезе [Дмитрию] Медведеву курировать данный вопрос. Очень практические шаги предложил глава Следственного комитета [Александр] Бастрыкин, который четко расписал пункты, как бы он экономически ограничил миграцию. Это не просто заявление о борьбе с нелегальной миграцией. Это уже конкретика – чтобы работодателю было невыгодно приглашать иностранных граждан, игнорируя своих внутри страны. У нас 7 млн своих безработных официально. Поэтому посмотрим, в практическую плоскость как это перейдет, и перейдет ли вообще», – заключил Демушкин.

Рекомендуем ознакомиться:  До Скольки Продают Алкоголь В Уфе В 2022

Абсолютный прирост населения – это численное изменение населения в том или ином году по сравнению с предыдущим. Высчитывается как разница двух значений – от данного периода отнимают предыдущий год. Полученная сумма и будет показателем абсолютного прироста населения.

В 2022 году прибыло 590824 человека, а в 2022 565585. Показатели выбытия составили 310496 и 440831 соответственно. Последние данные говорят о том, что наша страна перестала интересовать некоторых иностранцев, как место работы. А это свидетельствует о кризисных проявлениях в нашей экономике.

Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).
  • добровольная (когда человек самостоятельно решает переехать);
  • вынужденная (беженцы, которые покидают территорию под воздействием чрезвычайных ситуаций (войны, преследования, стихийные бедствия);
  • принудительная (граждане уезжают не по своей воле).

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия – страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

Также среди важных изменений для мигрантов нельзя не упомянуть возможность для иностранцев смены цели пребывания в России, не выезжая для этого за пределы страны. Иными словами, если вы приехали в Россию для обучения и указали это при въезде, но впоследствии решили устроиться на работу, то сейчас, чтобы сделать всё в рамках закона, вам нужно выехать за пределы РФ и въехать заново, указав в качестве цели приезда «работу». Теперь же это можно будет сделать без выезда из России.

В первую очередь, в 2022 году ожидается изменение режимов пребывания. Если сейчас основными режимами пребывания иностранцев в России являются временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание, то совсем скоро они будут заменены на краткосрочное пребывание (до 90 суток), долгосрочное пребывание и постоянное проживание. Одним из важных следствий этого станет отмена РВП (разрешения на временное проживание), а также изменение процедуры получения вида на жительство.

Еще одним нововведением должен будет стать единый срок для оформления своего пребывания в России. Если сейчас он сильно разнится для разных групп иностранцев от 7 дней до 30 дней, то теперь его планируется сделать единым для всех, закрепив законодательно срок в 30 дней.

Как изменится миграционная политика России в 2022 году

На этом же совещании выявились разногласия между участвующими в обсуждении миграционных проблем ведомствами, позиции которых, по словам Д. Медведева, существенно расходятся. Сами ведомства он не назвал. Однако, учитывая высказывавшиеся ранее предложения, нетрудно предположить, что за сохранение, а возможно, и дальнейшую либерализацию политики по массовому привлечению рабочей силы из южных стран СНГ выступают Минстрой, Минсельхоз и другие ведомства экономического блока, тесно связанные с использующим труд мигрантов бизнесом. На ужесточении миграционной политики настаивают ведомства силового блока, которым с последствиями массового притока мигрантов, включая нелегалов, сторонников радикальных религиозных и политических течений, приходится в конечном итоге бороться – Следственный комитет, Совет безопасности и т.п.

В конце ноября власти анонсировали серию совещаний по миграционной политике. Их по поручению президента должен провести заместитель председателя Совета безопасности РФ, экс-президент Дмитрий Медведев, который и ранее высказывал озабоченность миграционной ситуацией, сложившейся из-за эпидемии COVID-19 и вызванных ею экономических, социальных и транспортных проблем.

Парадокс заключается в том, что вопрос изменения миграционного законодательства возник тогда, когда ключевой для регулирования трудовой иммиграции из стран СНГ законопроект «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданств» уже разработан МВД и находится в стадии согласования. Напомним, что этот законопроект предусматривает целый ряд новшеств, которые в российском миграционном законодательстве ранее отсутствовали. Главное из них – введение ID-карт мигранта, которые должны выдаваться иностранцам для идентификации их личности на 10 лет. Карта будет выдаваться при соблюдении ряда условий: дактилоскопия, фотографирование, медосвидетельствование, уплата госпошлины, наличие полиса и личного кабинета на портале госуслуг. Именно ID-карта должна стать тем основным документом, при помощи которого МВД намерено регулировать иммиграцию из стран СНГ.

По действующим российским законам иностранцы из государств СНГ для работы в РФ должны либо заключить трудовой договор (для граждан стран ЕАЭС), либо приобрести патент. За 11 месяцев этого года на учет органами МВД было поставлено 11,9 млн иностранных граждан. Патентов за это время было оформлено 2 млн 23 тыс., а трудовых договоров заключено 709 тыс. (без учета договоров на основании патента). Итого: легально в России могли работать всего около 2,7 млн иностранцев. Остальные 9,2 млн иностранцев, поставленных на миграционный учет, работают или же работали ранее без оформления документов. То есть на одного легально работающего в России иностранца приходится три-четыре нелегальных, что и объясняет значительную часть проблем в сфере иммиграции, включая плохое знание русского языка, незнание законодательства и последующие проблемы с его соблюдением. Даже если принять данные МВД о том, что на конец сентября в России находились 7 млн иностранцев, то на одного легально работающего все равно придется два нелегала.

Вдобавок иностранцы должны будут подписывать соглашение о лояльности, подтверждая свою информированность о правилах пребывания в РФ, отсутствие судимости и отказываясь от участия в экстремистских и запрещенных организациях, несанкционированных митингах, собраниях и т.п. Кроме того, соглашение должно подтверждать согласие иностранного гражданина оплатить расходы на свою высылку, которая может произойти в случае нарушения условий этого документа.

Помимо нее такими инструментами должны стать реестр работодателей, использующих труд иностранных граждан, и реестр работающих в России мигрантов. Трудовой мигрант должен подать заявление на включение в реестр в течение 30 дней после прибытия в Россию, предварительно пройдя все необходимые процедуры и получив ID-карту. Работодатель же, планирующий использовать труд мигрантов, должен подать заявку на включение в реестр таких предприятий, который будет вести Роструд. О заключении трудовых договоров с иностранцами их работодатели обязаны в течение трех дней уведомить местные органы МВД. Только предприятия и мигранты, включенные в соответствующие реестры, получат право привлекать иностранную рабочую силу и, соответственно, работать в РФ. Нарушение требований закона ведет к исключению из реестра и потере предприятиями и мигрантами соответствующих прав.

Рекомендуем ознакомиться:  Калькулятор Налога На Автомобиль 2022 Спб

По действующим российским законам иностранцы из государств СНГ для работы в РФ должны либо заключить трудовой договор (для граждан стран ЕАЭС), либо приобрести патент. За 11 месяцев этого года на учет органами МВД было поставлено 11,9 млн иностранных граждан. Патентов за это время было оформлено 2 млн 23 тыс., а трудовых договоров заключено 709 тыс. (без учета договоров на основании патента). Итого: легально в России могли работать всего около 2,7 млн иностранцев. Остальные 9,2 млн иностранцев, поставленных на миграционный учет, работают или же работали ранее без оформления документов. То есть на одного легально работающего в России иностранца приходится три-четыре нелегальных, что и объясняет значительную часть проблем в сфере иммиграции, включая плохое знание русского языка, незнание законодательства и последующие проблемы с его соблюдением. Даже если принять данные МВД о том, что на конец сентября в России находились 7 млн иностранцев, то на одного легально работающего все равно придется два нелегала.

Все эти нововведения отнюдь не гарантируют решения миграционных проблем. Более того, они могут их еще более усугубить. У России уже есть опыт применения различных инструментов регулирования трудовой иммиграции. До миграционной реформы 2022 г. это были квоты, а затем – патенты на право ведения трудовой деятельности в РФ. И оба документа оказались малоэффективны, что и вызвало потребность в разработке новых мер миграционного контроля. ID-карты и электронные реестры может постигнуть та же самая судьба по очень простой причине – наличие возможности безвизового въезда в РФ из стран СНГ не позволит контролировать наличие этих карт. В итоге большинство мигрантов предпочтут их попросту не оформлять, экономя время и деньги, которые придется потратить на оплату налогов, полиса медстрахования, пошлин и т.п. Внутри же России проверить наличие документов, когда на одного сотрудника МВД приходится по 10-12 мигрантов, а то и более, будет непросто.

Парадокс заключается в том, что вопрос изменения миграционного законодательства возник тогда, когда ключевой для регулирования трудовой иммиграции из стран СНГ законопроект «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданств» уже разработан МВД и находится в стадии согласования. Напомним, что этот законопроект предусматривает целый ряд новшеств, которые в российском миграционном законодательстве ранее отсутствовали. Главное из них – введение ID-карт мигранта, которые должны выдаваться иностранцам для идентификации их личности на 10 лет. Карта будет выдаваться при соблюдении ряда условий: дактилоскопия, фотографирование, медосвидетельствование, уплата госпошлины, наличие полиса и личного кабинета на портале госуслуг. Именно ID-карта должна стать тем основным документом, при помощи которого МВД намерено регулировать иммиграцию из стран СНГ.

Действующие законы о миграции не работают потому, что граждане стран СНГ могут беспрепятственно въехать в Россию и уже на ее территории решать – оформлять документы или нет. И с введением ID-карт и реестров ситуация никак не изменится – они по-прежнему смогут посещать РФ в безвизовом порядке. Массовая раздача ID-карт, действующих 10 лет, может сделать этот процесс еще более легким. В октябре первый замглавы МВД России Александр Горовой анонсировал вынос инфраструктуры по оформлению документов мигрантов, включая медосмотр, биометрию, оформление медполиса и ID-карты, а также подбор работодателей, в страны их проживания. Безусловно, это является правильным шагом. Но эффективным он будет только в том случае, если других возможностей въехать в Россию для работы у мигрантов не будет. А это потребует усиления контроля за миграционными потоками уже на границе.

  • числом прибывших и выбывших граждан в данный населённый пункт за определённый отрезок времени;
  • количественной составляющей естественного прироста и убылью населения;
  • географической миграцией;
  • образование смешанных семей;
  • степенью приживаемости;
  • спецификой размещения на территории РФ;
  • направлением миграционных потоков;

Активный миграционный периодический или постоянный сложный общественный процесс перемещения населения — один из немаловажных социально — экономических явлений. Он носит как массовый характер, так и индивидуальный. Основная масса людей, меняющих место пребывания трудоспособного возраста. Переселение и мобильность населения считается нормальным явлением в обществе.

  • переезд на постоянное место жительства с малой вероятностью возврата на прежнее место пребывания;
  • сезонное перемещение трудоспособного населения для временного трудоустройства или учёбы;
  • периодические или постоянные территориальные перемещения – регулярные поездки на работу в близлежащие крупные населённые пункты;
  • эпизодические, туристические, деловые, паломнические, разовые поездки не носят систематического характера и совершаются неравномерно в течение года.
  1. Отрицательными явлениями избыточной миграции могут быть:
    • демографические провалы;
    • непропорциональные возрастные соотношения молодого и старшего поколения;
    • большое расхождение по половому признаку, когда происходит увеличение жителей одного пола;
    • отток трудовых кадров;
    • увеличение нагрузки на государственные социальные объекты: школы, больницы, дошкольные учреждения;
      1. К положительным аспектам внутренней миграции относятся:
        • стимулирование создания новых рабочих мест;
        • пополнение региона квалифицированными кадрами, трудовым потенциалом;
        • изменение структуры населения;
        • развитие мелкого частного бизнеса.
    • личного характера: с целью смены места жительства, объединения семьи, вступление в брак, возвращение на историческую родину, поступление в образовательное учреждение;
    • нестабильная экономическая ситуация в регионе;
    • природные и экологические условия окружающей среды, негативно влияющие на здоровье;
    • поиск лучших условий труда;
    • низкий уровень жизни, сокращение денежного дохода населения;
    • отсутствие инфраструктуры для комфортного проживания;
    • реструктуризация или закрытие производственных объектов;
    • высокий уровень безработицы;
    • отсутствие перспектив профессионального роста;
    • неблагоприятная криминальная обстановка и ряд других обстоятельств, побудивших людей сменить место проживания.

Внутренний миграционный поток носит уникальный феномен: жители северных широт перемещаются в южную часть России, население Дальневосточного федерального округа оказалось в качестве людского донора, Центральный регион притягивает наибольшее количество мигрантов. Принимающие центральные и южные регионы в меньшей степени подвержены кризисным явлением, что способствует быстрейшему обустройству и адаптации переселенцев.

Желание людей эмигрировать в страны дальнего зарубежья воспринималось властями как нежелательное действие или даже предательство. С 1970-х гг. начинается медленная либерализация выездного режима преимущественно для еврейского и немецкого населения. Эмиграция евреев в Израиль в большей степени затронула Украину, чем Россию.

В 1980-е гг. миграционный прирост населения России (нетто-миграция) составлял около 150 тыс. человек в год: прибывало 880 тыс. человек, а уезжало — 730 тыс. человек. Закрытость страны от внешнего мира сказывалась на миграционном потоке населения – 99% переездов осуществлялось между союзными республиками. Случаи миграции населения за пределы СССР или стран соцблока были крайне редкими и не превышали нескольких сотен человек к год. Обмен населением РСФСР осуществлялся преимущественно с Украиной, Казахстаном, Беларусью и Узбекистаном.

СССР был закрытой страной, но внутри союза существовала как добровольная, так и принудительная миграция между республиками. Люди уезжали на стройки, предприятия и в институты, промыслы в северных и восточных регионах, освоение новых земель, учёбу и службу. К принудительной миграции относились: депортации народов, отправка репрессированных в отдалённые территории, «выселка», а также отправка на работу по распределению выпускников ВУЗов.

Если в 1985 г. эмиграция из РСФСР в развитые страны (Израиль, Германию, США и т.п.) составляла около 1,4 тыс. человек, то к 1990 г. из-за упрощения выезда она приняла массовый характер. Только за 1990 г. из РСФСР в Германию и Израиль уехали более 90 тыс. человек (тут не учитывается эмиграцию из других республик СССР). Началась «утечка мозгов».

Ссылка на основную публикацию