Увеличение площади земельного участка при уточнении границ с 2022 года

4. В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ:

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;

3. При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2022 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, не должна быть:

2) готовит информацию о границах фактического использования земельных участков, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков в случае, если сведения о таких границах не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и если для указанной цели требуется образование новых земельных участков в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

1. Уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2022 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.

Увеличение площади земельного участка при уточнении границ с 2022 года

Согласно части 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) в ходе выполнения комплексных кадастровых работ при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований (далее — уточненная площадь), не должна быть:

Обращаем внимание, что указанные положения Закона N 221-ФЗ применяются исключительно при выполнении комплексных кадастровых работ (статьи 42.1, 42.2 Закона N 221-ФЗ), при выполнении кадастровых работ в индивидуальном порядке положения главы 4.1 Закона N 221-ФЗ применению не подлежат.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования;

устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории и одновременно готовит информацию о возможности образования земельного участка в фактически существующих границах (в том числе о способах образования, кадастровых номерах исходных земельных участков, местоположении границ образуемого земельного участка, площади и виде (видах) его разрешенного использования), которая по завершению выполнения комплексных кадастровых согласно пункту 5 части 2 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ (в редакции Закона N 150-ФЗ) вместе с картой-планом передается исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ (орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь).

Устанавливается порядок уточнения границ земельных участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН и уточняется порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН

Если раньше процедура государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливалась, если «в связи с уточнением сведений о площади земельного участка, такая площадь будет больше площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН»,

Отметим, что реестровая ошибка (ранее – кадастровая ошибка) это ошибка в сведениях ЕГРН, допущенная лицом, выполнившим кадастровые работы, содержащаяся в межевом, техническом плане, акте обследования или в документах, представленных в орган регистрации прав в порядке информационного взаимодействия.

• в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь будет больше площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН (содержались в ЕГРН до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 №218-ФЗ), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН (содержались в ЕГРН до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 №218-ФЗ);
• если в результате уточнения сведений о местоположении границ и площади земельного участка на основании карты-плана территории такая площадь будет меньше площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН более чем на десять процентов, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

то теперь: «По истечении трех месяцев со дня направления и при не поступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца».

А также, если раньше в п. 7 ст. 61 говорилось, что: «по истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения ЕГРН без согласия его правообладателя»,

Россияне могут узаконить используемые более 15 лет земельные участки

Сбор и анализ данных в ходе комплексных кадастровых работ позволяют выявить и устранить случаи пересечения границ и, в определенных случаях, самозахвата земель, а также реестровые ошибки. Последнее – наиболее распространенная причина, по которой садоводы не могут поставить на кадастровый учет личные участки и земли общего пользования в соответствии с законодательством. По мнению специалистов Федеральной кадастровой палаты, упрощение процедуры проведения комплексных кадастровых работ в целом благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Помимо этого, с вступлением в силу 150-ФЗ появляется возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка и утверждение такого проекта не требуется. Согласно 150-ФЗ заказчики ККР вправе использовать технические паспорта, оценочную и иную необходимую в работе документацию. Эта мера позволяет исключить дополнительные затраты и сэкономить местный бюджет.

Кроме того, о начале проведения работ в конкретном кадастровом квартале, где расположен объект, правообладателя должен известить непосредственный исполнитель работ — кадастровый инженер — по электронной или обычной почте, при наличии этих сведений в реестре недвижимости.

Рекомендуем ознакомиться:  Втб 24 Рефинансирование Ипотеки 2022 Какой Процент

Как отмечает замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова, после внесения в ЕГРН сведений о земельных участках и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате проведения комплексных кадастровых работ, у правообладателей таких объектов недвижимого имущества отпадает необходимость проводить кадастровые работы за свой счет. Комплексные кадастровые работы проводятся на бюджетные средства.

«Проведение комплексных кадастровых работ по заказу органов госвласти или местного самоуправления позволяет сократить число земельных споров и защитить права собственников недвижимости, обеспечить справедливое налогообложение. Таким образом повышается и эффективность управления различными территориями в составе субъектов федерации», — заключила Марина Семенова.

Суды не должны идти на поводу у собственников, которые с помощью разных хитростей пытаются увеличить площадь своего участка. Так произошло в деле № А41-18642/2022. История началась в 2006 году, когда Арсений Федоров* купил дом с земельным участком, а спустя 11 лет он обратился в местную администрацию с заявлением о перераспределении земель. Собственнику отказали. Тогда у кадастрового инженера он составил межевой план, заявив, что на момент покупки недвижимости забор был установлен не в официальных границах, а шире. После он зарегистрировал план в ЕГРН. Площадь его участка увеличилась на 10%. Администрация посчитала действия собственника незаконными и обратилась в суд. Все инстанции оказались единогласны: площадь участка следует уменьшить до прежних границ.

Заявителю нужно учитывать, что в каждом регионе минимальные размеры участка могут отличаться, говорит Водопьянов. По словам эксперта, уточнение границ земельного участка с увеличением его площади встречается очень часто, а государственные органы выносят неправомерные решения из-за недостаточной компетентности.

Землю можно увеличить на площадь, которая не превышает предельный минимальный размер участка. На это указал Верховный суд, рассматривая дело № 2А-1106/2022. Иван Матвеев* еще в советское время получил участок, но на кадастровый учет его поставил только в 2022 году. Спустя четыре года он обратился в Росреестр, чтобы уточнить его границы по фактическому пользованию. Как объяснил собственник, в ЕГРН нет сведений о координатах характерных точек, то есть точные границы его не определены. Матвеев хотел увеличить площадь практически в два раза (с 600 кв. м до 1324 кв. м), но в управлении ему отказали.

Тогда владелец пошел в суд. Суд первой инстанции встал на его сторону, а вот апелляция и кассация отказали. ВС разъяснил, что просьба Матвеева законна, ведь при уточнении границ площадь можно увеличить на величину, не превышающую предельные минимальные размеры участка. Для Санкт-Петербурга, где расположен участок Матвеева, это 1200 кв. м. Заявитель в эти рамки уложился, поскольку просил увеличить на 724 кв. м.

Увеличить площадь земли можно, если собственник больше 15 лет пользовался участком в более широких границах. Об этой норме нижестоящим судам напомнил ВС, рассматривая дело № 2а-272/2022. Жительница Московской области во время межевания решила увеличить площадь участка с 920 кв. м до 1020 кв. м, объясняя это тем, что долгое время использовала землю именно в таких границах. Но на кадастровый учет его не поставили. Собственница попыталась обжаловать этот отказ. Суд первой инстанции встал на ее сторону, но апелляция решение отменила, посчитав, что истица не доказала пользование участком в более широких границах. С этим не согласился ВС. По его мнению, факты в деле подтверждают слова истицы. Например, в межевом плане указано, что на границах участка есть кирпичное ограждение, в другом месте проходит стена здания. А их возвели более 15 лет назад.

Не предусматривается отказ по причине отсутствия информации об участке в едином реестре недвижимости. Подобную ситуацию важно выявить заранее, чтобы своевременно провести кадастровые работы и обратиться для постановки прирезаемого участка на учет. Только после выполнения этой процедуры можно присоединить территорию к своей земле. В большинстве случаев выдается документальный отказ с точным указанием причины. Если ее можно исправить допускается повторная подача заявления.

По завершении работ заявитель получает выписку из ЕГРН с новой конфигурацией участка и площадью. Фактически приходится проводить весь комплекс работ за свой счет, включая кадастровые. Это удобно государственным и муниципальным органам, так как им не приходится тратить бюджетные средства, а в бюджет поступают налоги.

  1. Сведения из заявления и документов не соответствуют;
  2. Нет письменного согласия третьих лиц, если перераспределение земли затрагивает их интересы;
  3. Присоединяемый участок изъят из оборота земель или ограничен;
  4. На участок объявлены торги;
  5. На участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие гражданам, государственным или муниципальным органам;
  6. Площадь участка больше основного на 10%;
  7. Присоединяемая земля подлежит самостоятельному формированию;
  8. В схеме расположения имеется хотя бы одно несоответствие.

Так, на территории Московской области предельные размеры участка под ИЖС составляют от 6 до 15 соток. Территорию участка нельзя увеличить за счет дорог, коммуникаций и других значимых объектов. Кроме того, нельзя добавить к участку территорию лесного фонда и береговой полосы.

  • Участок обычно увеличивается за счет бесхозной земли;
  • Занятую территорию огораживают задолго до официального оформления, что фактически считается самозахватом;
  • Кадастровая оценка проводится по особому алгоритму, в результате чего стоимость получается ниже рыночной.

В законодательстве сроки, в которые нужно провести межевание, четко не установлены, поэтому обычно их прописывают в договоре с кадастровым инженером. Вся процедура от заключения договора до внесения сведений в госкадастр и получения на руки кадастровой выписки занимает минимум две недели.

До 2022 года участки с неточными границами на кадастровый учет не ставили — это требование закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ. Так государство приводило в порядок и систематизировало Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), где хранятся данные о земельных участках. Но с 2022 года этот закон утратил силу, что внесло неопределенность в ситуацию с межеванием.

Образец межевого плана: межевой план земельного участка включает в себя графическое изображение участка, список сведений о нем, измененные ранее данные, заключение кадастрового инженера и подтверждение, что границы согласованы с соседями, — акт согласования границ.

  1. В выписке из ЕГРН нет сведений об адресе электронной почты или о почтовом адресе правообладателя, или извещение о собрании направили правообладателю соседнего участка почтой, но оно вернулось с отметкой, что его не вручили.
  2. Смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества и относится к имуществу общего пользования либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц. Еще вариант — участок входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
  3. Земельные участки, по которым выполняются кадастровые работы, — это лесные участки.

Согласовать в индивидуальном порядке. Этот вид согласования подходит для тех соседей, которые знакомы и у них нет разногласий в том, где проходят границы земельных участков. При таком согласовании можно сразу при личной встрече поставить подписи в акте согласования.

Новый порядок согласования границ и оформления участка с года

Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.

  1. Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
  2. Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
  3. Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
  4. Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.

С 16.09.2022 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2022, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2022 — 2022 годах рассмотрим более подробно.

Рекомендуем ознакомиться:  Заполнение 3 Ндфл За 2022 Год При Возврате Налога На Квартиру

Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Прирезка земельного участка в 2022 году к основному, особенности оформления

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2022 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2022 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2022 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге.

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2022 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

Случаи незаконного захвата земли установлены ст. 7.1 КоАП. Если будут выявлены мошеннические моменты, дело может попасть под уголовный кодекс. При таком варианте правонарушение грозит куда более серьезными последствиями, чем просто штраф и изъятие участка. При отсутствии мошеннических действий нарушитель скорее всего заплатит штраф. Его размер зависит от нескольких факторов:

Одного желания увеличить земельный участок недостаточно, надо действовать. Для начала, выясните в органах местной власти нюансы по ограничениям в размерах прирезки земельного участка в вашем районе, и какие нужны документы для прирезки земельного участка, в вашем муниципалитете.

Таким образом, по мнению Управления, в рассматриваемом случае наличие в ЕГРН нескольких значений координат характерных точек смежной части границ смежных земельных участков, которые в результате объединения одновременно с осуществлением учетно-регистрационных действий в отношении образованного из них земельного участка прекращают свое существование, не препятствует постановке на государственный кадастровый учет и осуществлению государственной регистрации прав в отношении образованного земельного участка (при наличии соответствующего обоснования в разделе «Заключение кадастрового инженера» представленного в орган регистрации прав межевого плана).

Вместе с тем, учитывая, что в обращении речь идет об объединении смежных земельных участков, характерные точки смежной части границ которых, согласно сведениям ЕГРН, имеют несколько значений координат, отличающихся не более чем на величину средней квадратической погрешности местоположения характерных точек границ, установленной для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов (0,10 м), полагаем возможным отметить следующее.

Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Учитывая положения части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, при объединении смежных земельных участков одновременно осуществляются учетно-регистрационные действия в отношении образованного земельного участка, а также снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные земельные участки.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ). При этом действующим законодательством пределы пересечения границ земельных участков с границами других земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не установлены.

Уточнение местоположения границ земельных участков

Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.

В 1996 году принята «Инструкция по межеванию земель», утвержденная Роскомземом 08.04.1996. Данная инструкция предусматривала изготовление межевого дела, в состав которого входил Чертеж границ земельного участка. Межевые дела хранились в районных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству из которых в организованном порядке были в полном объеме переданы в Государственный фонд землеустроительной документации.

При получении запрошенных документов допускается при проведении межевания изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.

Данный межевой план, содержащий восстановленное описание местоположение границ может быть использован заказчиком кадастровых работ для подачи заявления об уточнении местоположения границ в органы регистрации. В случае отказа в государственной регистрации уточнения границ земельного участка, данный межевой план может служить основанием для подготовки искового заявления в суд о восстановлении утраченного государственными органами при хранении описания границ земельного участка.»

  • план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
  • фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
  • планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
  • топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
  • чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.

Возникает вполне резонный вопрос, а как узнать, имеет ли участок границы на местности? Вариант первый: по кадастровому номеру участка на публичной кадастровой карте. Ссылка на нее есть на главной странице официального сайта Росреестра — pkk5.rosreestr.ru. Если там обозначены границы вашего земельного участка, это значит, что они установлены, и межевания не требуется. Еще один вариант — запросить выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Если границы установлены, то она будет содержать план земельного участка. Если же их нет, то в выписке в графе «Особые отметки» будет указано: «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что при совершении сделки по продаже жилого дома с земельным участком, продавец рискует столкнуться с проблемой, когда покупатель или кредитная организация, предоставляющая денежные средства на приобретение недвижимости захотят увидеть реальные границы участка на местности.

Рекомендуем ознакомиться:  Какие документы нужны для оформления пенсии в 2022 году по возрасту мужчине

Другими словами, для собственников таких земельных участков не установлена обязанность проведения межевания и внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) до какой-либо определенной даты. Однако справедливости ради стоит отметить, что тема установления границ используемых участков заслуживает сегодня должного внимания и вот почему.

Все чаще и чаще последнее время в средствах массовой информации появляется информация об установлении или необходимости установления границ таких участков. На учтенные земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке, или право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения на которые зарегистрировано и не прекращено до 1 марта 2008 года, требование об обязательном уточнении границ не распространяется.

На сегодняшний день подавляющее большинство населения сельской местности проживает в домах усадебного типа либо в жилых домах, предназначенных для проживания нескольких семей. И в первом и во втором случаях придомовая территория используется собственниками для подсобного хозяйства: возведения хозяйственных построек, содержания домашних животных, выращивания овощей. Как правило, возникновение прав у таких граждан на земельные участки происходило в начале 90-х годов, посредством выдачи свидетельств на право на землю, в которых содержался схематический чертеж границ земельного участка. Позднее до конца октября 2001г. выделение земельных участков для ведения подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства осуществляли администрации соответствующих поселений. Такие земельные участки отнесены законом к ранее учтенным, а права на них являются ранее возникшими.

К ошибке в местоположении границ земельного участка помимо перечисленного выше относится в том числе содержащаяся в ЕГРН ошибка, допущенная при определении координат характерных точек не только внешней границы земельного участка, но и внутренней границы уточняемого или смежного земельного участка, а также отсутствие в ЕГРН сведений о внутренней границе земельного участка (пункт 47 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2022 г. N 921; далее — Требования N 921).

В Минэкономразвития России поступают обращения по вопросам, связанным с подготовкой межевых планов земельных участков и осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, препятствующего осуществлению государственного кадастрового учета. В связи с этим Минэкономразвития России направляет позицию по указанным вопросам.

Таким образом, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, представляющее собой в ряде случаев (когда описание местоположения границ смежного земельного участка соответствует требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельных участков) реестровые ошибки в указанных сведениях ЕГРН, влечет приостановление государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (далее — объект кадастровых работ).

Также полагаем необходимым отметить, что, если значения координат характерных точек отдельных частей границ объекта кадастровых работ принимаются равными значениям координат характерных точек общих частей границ со смежным земельным участком, содержащимся в ЕГРН, основания применения части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ в части обязательности согласования таких частей границ отсутствуют, сведения о таких частях границ в акт согласования не включаются.

В частности, в случае, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ земельного участка не требуется одновременное внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ смежного земельного участка, при проведении согласования границ и оформлении акта согласования и межевого плана применяются в том числе положения части 8 статьи 39 и части 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ (в акте согласования могут отсутствовать личные подписи заинтересованных лиц при условии документального подтверждения их надлежащего извещения и отсутствия их письменных возражений относительно местоположения уточняемой границы или части границы). Если в связи с уточнением местоположения границ земельного участка для его государственного кадастрового учета требуется внесение изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границы смежного земельного участка (или отдельных частей границы — общих с объектом кадастровых работ либо одновременно общих и не являющихся общими с объектом кадастровых работ), при проведении согласования границ и оформлении акта согласования и межевого плана применяются положения части 8 статьи 39 Закона N 221-ФЗ и части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ (в акте согласования обязательно наличие личной подписи заинтересованного лица — правообладателя смежного земельного участка, в местоположение границ которого требуется внесение изменений).

Максимальный размер земельного участка определяется в каждом регионе индивидуально. Уточнить такую величину можно уточнить в земельном комитете при местной администрации. Либо же скачать на официальном интернет-портале Федеральной государственной информационной системы территориального планирования Правила землепользования и застройки нужного населенного пункта (или района).

Перед тем, как начинать процедуру увеличения, необходимо оформить свой основной участок в собственность должен образом. Для этого нужно провести межевание надела, в ходе которого будут уточнены его размер и границы. Проводятся эти действия кадастровым инженером, имеющим лицензию на проведение межевых работ.

Следующий шаг – постановка надела на регистрационный учет в Федеральной кадастровой службе. Для этого нужно обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на землю в МФЦ либо непосредственно в региональное подразделение Росреестра.

При этом упрощенного увеличения надела более чем на 10 процентов закон не предусматривает. До 10 % при соблюдении перечисленных в законе условий можно сделать это по упрощенной схеме. Узаконить можно и те земли, которые пока не используются этим собственником.

ВАЖНО . Но самозахват может быть умышленным и неумышленным. Если человек незаконно использует чужую землю, например, передвинул свой забор на соседскую территорию, тем самым расширив площадь своего надела, то это однозначно умышленное нарушение чужих прав. А вот если не было проведено надлежащим образом межевание участка и не определены его границы, то человек не будет подвергнут административному наказанию.

О возможности уточнения границ земельного участка до предельного минимального размера

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости).

Вместе с тем, Закон о регистрации недвижимости не дает оснований для несоразмерного увеличения площади уточняемого земельного участка, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ должна соответствовать требованиям, предусмотренным п.32 ч.1 ст.26 Закона о регистрации недвижимости:

в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.

Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления собственника земельного участка — при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ст.ст.14, 15 Закона о регистрации недвижимости).

Кроме того, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» порядке, обязательному согласованию с заинтересованными лицами, правообладателями смежных земельных участков.

Ссылка на основную публикацию