Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2022 Г В Рф

Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от N 16-УД20-5

Постановлением президиума Волгоградского областного суда от 28 августа 2022 г. приговор Кировского районного суда г. Волгограда от 27 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Волгоградского областного суда от 28 марта 2022 г. в отношении Дьякова Д.Г. изменены, исключено из приговора указание на назначение ему по п. п. «а», «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ дополнительного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб., то есть, в размере 10-кратной суммы взятки. Постановлено считать Дьякова Д.Г. осужденным по п. п. «а», «б» ч. 5 ст. 290, ч. 1 ст. 286 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ на 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе, в органах местного самоуправления, правоохранительных органах сроком на 2 года, с лишением на основании ст. 48 УК РФ специального звания — «старшего лейтенанта полиции».

Заслушав доклад судьи Романовой Т.А., изложившей основания для кассационного производства, обстоятельства дела и доводы кассационной жалобы, выступление осужденного Дьякова Д.Г. в режиме видеоконференц-связи, а также в защиту его интересов адвоката Злобина С.В. и Пташника И.И., которые поддержали доводы, изложенные в жалобе, и дополнили их, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Химченковой М.М., полагавшей, что обжалуемое постановление подлежит отмене, Судебная коллегия

В кассационной жалобе защитник, наряду с адвокатом, Дьяков Г.В. считает постановление президиума Волгоградского областного суда от 28 августа 2022 г. в отношении Дьякова Д.Г. незаконным, вынесенным с существенным нарушением уголовно-процессуального закона, а именно, положений ст. 63 УПК РФ о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела. Просит постановление суда кассационной инстанции отменить.

Согласно ч. 2 ст. 63 УПК РФ судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде второй инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого уголовного дела в суде первой инстанции или в порядке надзора, а равно в новом рассмотрении того же дела в суде второй инстанции после отмены приговора, определения, постановления, вынесенного с его участием.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены либо изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Вячеслав Денисов полагает, что приказ не станет основанием для каких-либо изменений, поскольку все его положения давно закреплены в императивной форме в уголовно-процессуальном законе и Законе о прокуратуре, имеющих юридическую силу куда большую, чем приказ. «Однако это не мешает прокурорам являться в судебные заседания в форме без погон или впервые знакомиться с материалами уголовного дела, по которому они поддерживают обвинение, во время судебного заседания», – подчеркнул адвокат.

Согласно проекту при наличии оснований для предъявления гражданского иска в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК, если он не был предъявлен до начала судебного разбирательства, гособвинитель должен информировать об этом прокурора, обладающего соответствующими полномочиями.

Как отметил адвокат КА «Трепашкин и Партнеры» Виктор Бородин, проектом предусматривается, что о замене гособвинителя уведомляется вышестоящий прокурор. «Однако мы, адвокаты, не знаем причин такой замены. Суд всегда говорит, что удостоверился в том, что замена мотивированна. Возникает вопрос: как адвокату отследить, имеется у прокурора поручение или нет? Я часто вижу в процессе молодых помощников прокуроров, которые не понимают, о чем идет речь, которые не читали материалы дела», – указал он.

Документом предусматривается присутствие прокуроров в судебных разбирательствах уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, за расследованием которых они осуществляли надзор. Планируется равномерно распределить нагрузку на государственных обвинителей с учетом их квалификации и опыта работы, сложности и объема уголовных дел, по которым поддерживается государственное обвинение.

«Одна из причин изменения редакции этого пункта приказа, на мой взгляд, состоит в том, что распространение суда присяжных на районные суды объективно вызвало участие в таких процессах прокуроров без опыта работы по этой категории дел. А так как нет отработанных профессиональных навыков поддержания обвинения, буквальное выполнение положений указанного пункта стало затруднительным и потребовало его корректировки, – посчитал советник ФПА, – профессиональные же компетенции, необходимые для поддержания государственного обвинения в суде присяжных, могут быть сформированы у прокурора вне зависимости от наличия предшествующего опыта, по итогам специализированного обучения».

2.4. В графе 1 «Рассмотрено дел судом первой инстанции с участием прокурора» отражается общее количество дел, рассмотренных с участием прокурора с вынесением как постановлений по существу спора, так и определений о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения.

1.12. Иски о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, поданные прокурором в порядке статьи 44 УПК РФ, указываются в строке 12 «Всего» без включения в строку 13 «в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий».

В случае выделения судом одного или нескольких исковых требований прокурора в отдельное производство результаты рассмотрения показываются по основному и каждому выделенному требованию отдельно. При этом в графе 1 «Направлено заявлений» остается учтенным одно заявление.

1.10. Иски о взыскании средств, затраченных на лечение потерпевших от преступлений против жизни и здоровья, предъявленные в порядке гражданского судопроизводства, отражаются в строках 1 «Всего», 5 «В интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований», 6 «о возмещении вреда Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям (в порядке главы 59 ГК РФ)».

Настоящая Инструкция устанавливает основные правила формирования показателей статистического отчета «Участие прокурора в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве» по форме ГАС (далее — отчет), обязательные для всех органов прокуратуры Российской Федерации.

Так, в кассационном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Гринь В. Я. выражает несогласие с кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции об отмене судебных решений в части осуждения Бырканова М. И. по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ и прекращении уголовного дела в этой части. Оспаривая вывод суда кассационной инстанции об отсутствии в действиях Бырканова М. И. состава преступления ввиду неустановления на основе заключений экспертов и специалистов конкретного вида и массы запрещенных к обороту наркотических средств, переданных Быркановым М. И. Р. автор кассационного представления, утверждает, что выводы суда о виновности Бырканова М. И. в сбыте Р. 27 сентября 2022 г. наркотического средства основаны на совокупности исследованных доказательств, в том числе на показаниях свидетелей Р., А., специалиста К., результатах химико-токсикологических исследований и медицинского освидетельствования Р., заключении комиссии экспертов, подтверждающих приобретение Р. у Бырканова М. И. наркотического, именуемого «солью», и последующее его употребление. Подчеркивает также, что неустановление следствием и судом точной массы сбытого наркотического средства не исключает возможность квалификации содеянного Быркановым М. И. по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, поскольку эта норма не содержит указания на минимальный размер наркотического средства, за сбыт которого устанавливается уголовная ответственность.

Рекомендуем ознакомиться:  Субсидии Молодой Семье На Покупку Жилья 2022 В Дагестане

Уздимаева, О. С. Участие государственного обвинителя в производстве в судах кассационной и надзорной инстанций / О. С. Уздимаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (381). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84276/ (дата обращения: 13.03.2022).

В статье осуществлен теоретический и нормативно-правовой анализ участия государственного обвинителя в производстве в судах кассационной и надзорной инстанций. На основании анализа законодательства и практики охарактеризованы основания обжалования прокурором приговоров в кассационной и надзорной инстанции, а также его последствия.

Прокурор, не согласный с оправдательным приговором или постановлением о прекращении уголовного дела, вынесенными судом первой или апелляционной инстанций, имеет возможность поддерживать свои обвинительные тезисы путём принесения кассационного или надзорного представлений. Он также вправе принести представление на обвинительный приговор с целью ухудшения положения осужденного (ст. 401.6 УПК РФ).

Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители вправе обратиться с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в любой суд кассационной инстанции. Прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители вправе обратиться с кассационным представлением в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, а военный прокурор и его заместители — в кассационный военный суд (ст. 401.2 УПК РФ).

Для этого транспортному прокурору, прокурору иной специализированной прокуратуры наряду с уведомлением вышестоящего транспортного прокурора, прокурора иной специализированной прокуратуры и соответствующего прокурора субъекта Российской Федерации направлять соответствующему территориальному прокурору надзорное производство и копию обвинительного заключения с просьбой обеспечить поддержание обвинения, оперативно взаимодействовать с ним, оказывать необходимую помощь.

Например, в компетенцию Первого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью входит рассмотрение дел по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, принятые судами 13 субъектов РФ (Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Московской области, Нижегородской области, Орловской области, Пензенской области, Республики Мордовия, Саратовской области, Тульской области), а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты, вынесенные судами субъектов в качестве суда первой инстанции.

Первый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет свою деятельность в городе Саратове Саратовской области. При этом судебная коллегия по гражданским и административным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Московская, дом 55, судебная коллегия по уголовным делам расположена по адресу: город Саратов, улица Первомайская, дом 74.

Между этими судебными зданиями всего 100 метров. Они находятся в одном квартале («в двух шагах» друг от друга, вместе с администрацией города Саратова и Саратовской областной думой). Через квартал (500 метров) в одну сторону находится Прокуратура г. Саратова, в другую сторону – Прокуратура Саратовской области.

в апелляционном производстве Верховного Суда Российской Федерации участвуют прокуроры структурного подразделения, обеспечивающего участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры;

Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2022 Г В Рф

В случае принесения прокурором кассационного представления в судебном заседании суда кассационной инстанции вправе принимать участие: • в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, автономного округа, окружном (флотском) военном суде – должностное лицо прокуратуры по поручению соответственно прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота); • в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного суда РФ – должностное лицо прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

47. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ В СУДЕ ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ. АПЕЛЛЯЦИЯ Производство в суде второй инстанции включает в себя апелляционный и кассационный порядок рассмотрения уголовного дела. Апелляционное и кассационное обжалование прокурором

51. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА Обязательное участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами: 135) дела о восстановление на работе; 136) о возмещении вреда, причиненного

Участвуя в рассмотрении дела в кассационной инстанции, прокурор заявляет ходатайства, втомчислео вызове и допросе дополнительных свидетелей, об истребовании других доказательств, в исследовании которых ему было отказано судом первой инстанции, дает объяснения, вправе приводить доводы, не указанные в представлении, и представлять доказательства.

45. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДОМ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ, СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ УПК РФ устанавливает обязательное участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве дел публичного и частнопубличного обвинения, а

Полномочия прокурора в надзорном производстве в уголовном процессе

Роль прокурора при рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции, как и в иных стадиях судопроизводства, определяется его процессуальным положением и вопросами, которые решаются на данной стадии. Одной из задач прокурора в суде надзорной инстанции, как отмечено в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 3 июня 2002 г. N 28, является обеспечение законности и обоснованности надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу неправосудных приговоров, определений, постановлений суда. Тем самым прокурор способствует исправлению судебных ошибок, восстановлению прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного, потерпевшего, существенно нарушенных судом первой и (либо) второй инстанции, а также в ходе досудебного производства по уголовному делу.

Обращается внимание на то, что участие в суде надзорной инстанции прокурора — это его право. Между тем такое указание в законе не правильно. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора должно быть обязательным, и в случае его неявки рассмотрение дела должно быть отложено.

Вместе с тем следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ по поводу допустимости пересмотра оправдательного приговора (надо полагать, и обвинительного приговора или иного судебного решения): «Суд надзорной инстанции не вправе отменить вступивший в законную силу оправдательный приговор со ссылкой на его необоснованность, если в ходе предыдущего судебного разбирательства не было допущено нарушение, отвечающее критерию, указанному в п. 2 ст. 4 Протокола N 7. Соответственно и прокурор (надо полагать, и потерпевший) не вправе ставить перед судом надзорной инстанции вопрос о пересмотре приговора со ссылкой на необоснованность, не подпадающую под этот критерий» . «Во всяком случае, суд надзорной инстанции не вправе отменить вступивший в законную силу оправдательный приговор со ссылкой на его необоснованность, если в ходе предыдущего разбирательства не было допущено нарушение, отвечающее критерию, указанному в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Соответственно и прокурор или потерпевший не вправе ставить перед судом надзорной инстанции вопрос о пересмотре приговора со ссылкой на необоснованность, не подпадающую под этот критерий. Иное противоречило бы статьям 15 (часть 4), 46, 50 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации» .

В отечественном уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрена трехуровневая система судов надзорной инстанции: рассмотрение уголовного дела производится на заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа; Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Важно и то, как правильно утверждают Н.Н. Ковтун и А.С. Подшибякин, что в норме закона (ч. 5 ст. 408 УПК РФ) законодатель признает, что указанное ходатайство является лишь поводом к началу надзорного пересмотра, причем не влекущим обязательного возбуждения надзорного производства .

Рекомендуем ознакомиться:  Восстановление Птс При Утере Цена 2022

Например, законом предусмотрен отдельный порядок принятия решений в случае согласия подсудимого с обвинением, которое предъявляется прокурором. Возвращение уголовного дела при его несоответствии нормам УПК РФ на данном этапе невозможно, о чем свидетельствует глава 40 того же нормативно-правового акта. Без проведения тщательного судебного разбирательства приговор назначается только при обвинении лица в противоправном деянии, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Полномочия прокурора касаются также подготовительной части, во время которой формируется коллегия присяжных, и судебного расследования, стартующего после издания прокурором постановления о возбуждении уголовного дела. Вступительное заявление гособвинителя предопределяет порядок исследования предоставленных следствием доказательств, а содержание речи прокурора в прениях сторон включает в себя рекомендации для судей и присяжных заседателей в случае их присутствия.

Уголовное производство в суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам, установленным для производства в судах первой инстанции. При повторном изучении дела применяются те же правила участия прокурора, за исключением некоторых особенностей, которые следует учитывать представителям прокуратуры при реализации своей должностной компетенции в апелляционном производстве.

  • участие в рассмотрении дел в судебной инстанции;
  • осуществление уголовного преследования в процессе осуществления правосудия;
  • выступление в качестве гособвинителя;
  • обращение в суд с заявлением о вступлении в процесс на любой стадии, если в этом есть потребность для защиты интересов участников уголовного дела;
  • обжалование любого незаконного или необоснованного судебного решения или постановления, вне зависимости от того, успел ли нормативно-правовой акт правосудия вступить в юридическую силу или нет;
  • запрос на истребование из судебной инстанции любого уровня уголовного производства, решение по которому уже действует.

Эта должность является высшей в системе российских органов надзора и прокуратуры. Генеральный прокурор вправе быть участником заседаний Верховного Суда РФ. Кроме того, он может быть инициатором обращений в Конституционный Суд РФ, необходимых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, требовать предоставления разъяснений по вопросам конкретного уголовного производства.

После выступления сторон суд переходит к проверке доказательств. Свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, допрашиваются в суде апелляционной инстанции, если их вызов суд признал необходимым. Стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы, истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно не было удовлетворено судом первой инстанции.

Прокурорам, поддерживающим государственное обвинение при судебном разбирательстве уголовного дела, следует выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и предлагать суду при наличии оснований вынести частное определение. Подобная работа должна начаться прокурором уже на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению. Тем более что обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, входят в предмет доказывания (ч. 2 ст. 73 УПК) и должны быть установлены, по возможности, при расследовании каждого уголовного дела.

Руководители прокуратуры при оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом должны исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учитывать проявленную активность, профессиональное мастерство и объективность занятой позиции. Следует стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала развитию его творческой инициативы, служила стимулом к надлежащему выполнению им служебного и нравственного долга.

По окончании прений сторон судья предоставляет подсудимому последнее слово, после чего удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Приговоры и постановления суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке, установленном гл. 45 УПК.

При рассмотрении дела в судебном заседании суда кассационной инстанции председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства.

Приказ Генпрокуратуры России от N 2

Принять во внимание, что в соответствии с положениями статьи 71 ГПК РФ и статьи 70 К АС РФ доказательства в суд представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), и в иных случаях, установленных федеральными законами;

С проектом заявления представлять материалы, послужившие основанием для его подготовки, обеспечив аргументированность предъявляемых требований и их подтверждение необходимыми доказательствами, в том числе с использованием единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры Российской Федерации.

В целях эффективной реализации полномочий и совершенствования работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

В целях соблюдения процессуального срока на обжалование судебного постановления проект кассационного (надзорного) представления, наблюдательное производство и заверенные копии судебных постановлений направлять в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебных постановлений в законную силу. Его заверенную соответствующим судом копию досылать незамедлительно после поступления в прокуратуру.

Приказ Генпрокуратуры России от N 376; Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства

4. Вышестоящим по отношению к государственным обвинителям либо иным прокурорам, участвующим в судебном разбирательстве, прокурорам либо их заместителям, обладающим в соответствии с уголовно-процессуальным законом правом принесения представления, своевременно приносить апелляционное представление на не вступившее в законную силу судебное решение, если это по каким-либо причинам не сделал государственный обвинитель.

Поручения о поддержании государственного обвинения давать подчиненным прокурорам в письменной форме. Не допускать возникновения обстоятельств, исключающих участие государственного обвинителя в производстве по уголовному делу в соответствии со статьями 61 и 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

11. Государственным обвинителям или иным прокурорам, принимавшим участие в рассмотрении уголовных дел или материалов в суде первой инстанции, в максимально короткие сроки направлять копии обжалованных в апелляционном порядке судебных решений, апелляционных представлений, возражений на жалобы иных участников процесса, обвинительного заключения, протокола судебного заседания, вопросного листа коллегии присяжных заседателей и иных материалов в вышестоящую прокуратуру для формирования надзорного (наблюдательного) производства, в том числе с использованием единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры (ИСОП, АИК «Надзор-WEB»).

Не позднее дня, следующего за днем оглашения судебного решения, о результатах рассмотрения дела, существе принятого судом решения, своем отношении к нему и дальнейших действиях с использованием современных средств связи информировать докладной запиской заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, которым дано поручение о поддержании государственного обвинения по уголовному делу.

14.1. Иметь в виду, что мнение, высказанное работником Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в заседании суда кассационной инстанции либо по его результатам, не является препятствием для реализации полномочий по обращению с ходатайством о принесении кассационного (надзорного) представления в Верховный Суд Российской Федерации на имя заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

55. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ СУДАМИ Сущность участия прокурора в рассмотрении арбитражных дел судами. Работа прокуратуры по использованию полномочий в арбитражном процессе обусловлена самостоятельным направлением прокурорской деятельности,

Рекомендуем ознакомиться:  Ндфл У Сотрудника Кыргыстана

Участвуя в рассмотрении дела в кассационной инстанции, прокурор заявляет ходатайства, втомчислео вызове и допросе дополнительных свидетелей, об истребовании других доказательств, в исследовании которых ему было отказано судом первой инстанции, дает объяснения, вправе приводить доводы, не указанные в представлении, и представлять доказательства.

49. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СТАДИИ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Ошибки и нарушения закона, допускаемые в суде первой инстанции, не всегда устраняются в апелляционном или кассационном порядке, поэтому законом предусмотрен исключительный – надзорный порядок пересмотра

51. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА Обязательное участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами: 135) дела о восстановление на работе; 136) о возмещении вреда, причиненного

46. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДОМ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ: ИЗМЕНЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ. ПРЕНИЯ СТОРОН Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное

Полномочия прокурора в надзорном производстве в уголовном процессе

Вместе с тем следует отметить, что действующее уголовно-процессуальное законодательство не разграничивает компетенцию прокуроров в надзорной стадии судебного разбирательства (по УПК РСФСР право принесения протеста имели прокурор РСФСР, прокуроры республик, краев, областей, городов федерального значения, автономного округа, автономной области и их заместители). По утверждению некоторых процессуалистов, надзорное представление может быть внесено как прокурором района, так и прокурором республики, края, области (приравненного к ним прокурора), которые не участвовали в рассмотрении данного уголовного дела в судах первой и второй инстанций .

Обращается внимание на то, что участие в суде надзорной инстанции прокурора — это его право. Между тем такое указание в законе не правильно. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора должно быть обязательным, и в случае его неявки рассмотрение дела должно быть отложено.

Надзорные представления в президиум окружного (флотского) военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда вправе приносить соответствующий военный прокурор округа (флота) и приравненный к нему военный прокурор или его заместитель .

Нуждаются в уточнении и полномочия прокурора в суде надзорной инстанции. Согласно ч. 2 ст. 407 УПК РФ в судебном заседании суда надзорной инстанции принимает участие прокурор. В то же время из ч. 5 ст. 407 УПК РФ усматривается, что прокурору слово в судебном заседании надзорной инстанции предоставляется только для поддержания внесенного им надзорного представления (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г.). Возможность высказывания прокурором своего мнения по другим делам действующим законом не предусмотрена, хотя такое право вытекало из прежней редакции ч. 5 ст. 407 УПК РФ. Новая редакция ч. 5 ст. 407 УПК РФ хотя и закрепляет право прокурора принимать участие в рассмотрении дел, однако не конкретизирует, в какой форме должно проявиться это участие, если слово для выступления прокурору предоставляется только в случае рассмотрения дела по его представлению.

В своем Постановлении от 14 февраля 2000 г. N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что «принципы состязательности и равноправия сторон распространяются на все стадии уголовного судопроизводства. Объем процессуальных прав, предоставленных сторонам в надзорной инстанции, исходя из конкретных целей и особенностей этой процессуальной стадии, может быть меньше, чем в суде первой инстанции, рассматривающем дело по существу на основе непосредственного исследования всех имеющихся доказательств. Однако при определении таких прав законодатель должен учитывать конституционные требования об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Это означает, что на разных стадиях уголовного процесса, в том числе в надзорной инстанции, прокурор и обвиняемый (осужденный, оправданный) должны обладать соответственно равными процессуальными правами» (пп. 2 п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 2-П) .

Прокурорский надзор

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (с изменениями от 26 мая 2008 г.) государственный обвинитель обязан своевременно приносить апелляционные и кассационные представления на все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивается как дисциплинарный проступок.

  • наименование суда кассационной инстанции, в который полаются жалоба или представление;
  • данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
  • указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
  • доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК РФ;
  • перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;
  • подпись лица, подавшего жалобу или представление.

В судебных заседаниях апелляционной инстанции обеспечивается участие государственных обвинителей по всем уголовным делам. В суде кассационной инстанции участвуют прокуроры структурных подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дал судами.

Кассационное производство не предполагает проведения нового судебного разбирательства. В назначенное время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению.

Кассационная инстанция — суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций. Суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора и иного судебного решения.

Установив, что приговор или постановление суда первой или апелляционной инстанции являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит кассационный протест. Протест прокурора – это важнейший процессуальный акт представителя государственного органа, осуществляющего надзор за исполнением законов. Своевременным принесением кассационного и частного протеста прокурор предупреждает вступление в законную силу незаконного и необоснованного приговора или определения суда, а также способствует единообразному применению закона в судебной практике, улучшению предварительного расследования и повышению эффективности участия прокурора в уголовном судопроизводстве.

При решении вопроса о принесении кассационного или частного протеста прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Независимо от того, в пользу или в ущерб подсудимому приносится кассационный протест, прокурор стремится содействовать устранению допущенного по делу нарушения закона и способствовать установлению истины.

При этом имеется в виду, что кассационное производство является обычной, обязательной стадией процесса, которая позволяет прокурору опротестовать, а осужденному, его защитнику, гражданскому истцу и гражданскому ответчику обжаловать постановленный судом, по их мнению, неправосудный приговор. В то же время надзорное опротестование является порядком исключительным, обусловленным многими обстоятельствами процессуального характера. Кассационное опротестование неправосудных приговоров, определений и постановлений суда первой или апелляционной инстанции является наиболее оперативной и эффективной формой устранения нарушений закона. Предотвратить вступление в законную силу незаконных и необоснованных судебных решений – одна из важнейших задач прокурора.

Определяя пределы полномочий прокурора в стадии кассационного производства, необходимо подчеркнуть, что полномочия в этой стадии процесса нельзя сводить лишь к принесению прокурором кассационного или частного протеста. Участие прокурора в рассмотрении судами первой или апелляционной инстанции уголовных дел не заканчивается поддержанием государственного обвинения.

Особенностью кассационного производства является то, что предмет его проверки составляют важнейшие акты правосудия – приговор, определение и постановление суда первой инстанции, приговор и постановление суда апелляционной инстанции, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает обязательного рассмотрения в кассационном порядке всех приговоров, постановленных судами первой инстанции.

Ссылка на основную публикацию