Как правильно трудоустроить водителя 2022

При суммированном учете рабочего времени работодатель составляет график сменности (по форме приложения 1 к Положению № 340). В этом графике определяется продолжительность рабочих дней (смен) и выходных. График составляется на весь учетный период (например, на месяц).

  • паспорт (другой документ, удостоверяющий личность);
  • трудовую книжку (если это не первое место работы);
  • документ об образовании;
  • справку органа ГНС о присвоении идентификационного номера (учетная карточка налогоплательщика);
  • водительское удостоверение;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра (см. подробнее в «БАЛАНСЕ», 2022, № 46-47, с. 17);
  • военный билет или свидетельство о приписке к призывному участку.
  • сменный период управления;
  • подготовительно-заключительный период;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);
  • время проведения медосмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении;
  • время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);
  • время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок – в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;
  • половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, с оборудованным спальным местом.
  • мототранспортными средствами и мотоколясками (категории А1, А) имеют лица, достигшие 16 лет;
  • автомобилями, колесными тракторами, самоходными машинами, сельскохозяйственной техникой, другими механизмами на улично-дорожной сети всех типов, кроме автобусов, трамваев и троллейбусов (категории В1, В, С1, С, Т) – лица старше 18 лет;
  • автомобилями с прицепами или полуприцепами, а также предназначенными для перевозки крупногабаритных, с большим весом и опасных грузов (категории ВЕ, С1Е, СЕ) – лица старше 19 лет;
  • автобусами, трамваями и троллейбусами (категории D1, D, D1E, DE, T) – лица, которым исполнился 21 год.

Если во время работы у водителя бывают продолжительные простои, ожидания либо ему необходимо дать возможность доехать до рабочего места, тогда продолжительность рабочего дня можно увеличить до 12 часов. Однако увеличение рабочего дня до 12 часов возможно только при условии, что непосредственное время управления ТС на протяжении дня (смены) не превышает 9 часов (п. 2.3 Положения № 340).

  • обратиться в центр занятости населения для поиска работников. Так нужно сделать, чтобы потом инспекторы подтвердили целесообразность найма иностранцев вместо россиян;
  • получить разрешение от территориального отдела ГУ МВД по вопросам миграции. Для этого подается заявление из Приложения № 1 к Приказу МВД от 19.06.2022 г. № 392. Решение о выдаче разрешения или отказа в нем принимается госорганами не позже 30 календарных дней с момента поступления заявления. Компания получает уведомление в течение 3-х дней с даты принятия соответствующего решения.

Иностранный гражданин подтверждает свою личность паспортом или иным документом на основании законодательства или подписанного международного соглашения. Физлицо без гражданства подтверждает свою личность через разрешение на временное пребывание, которое оформлено как отдельный документ или как вид на жительство.

  • временно проживающий — лицо, получившее разрешение на временное проживание в России (срок действия — 3 года);
  • постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство;
  • временно пребывающий — лицо, не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство. Иностранец в данном случае находится в РФ на основании визы или является лицом без гражданства.
  • миграционная карта — предусмотрена для временно пребывающего в РФ (если другие правила не предусмотрены международным договором). В документе указывается дата его выдачи и срок пребывания мигранта в РФ. Когда указанный срок документа закончится, иностранный гражданин может его продлить. Также он имеет возможность оформить разрешение на временное проживание или вид на жительство;
  • разрешение на работу или патент — они нужны иностранным гражданам для того, чтобы устраиваться на работу и платить авансы по НДФЛ. Если иностранец является временно пребывающим в безвизовом порядке, то он оформляет патент вместо разрешения на работу. Гражданам из ЕАЭС патенты оформлять не нужно. Кроме того, разрешение на работу не требуется оформлять временно или постоянно проживающим в РФ иностранцам;
  • разрешение на временное проживание — при получении такого документа иностранец может жить и работать в РФ в течение 3-х лет. Такое разрешение представляет собой — штамп в документе, удостоверяющем личность. Если его нет — в виде отдельного документа;
  • вид на жительство — при проживании в РФ в течение одного года иностранец вправе подать заявление на выдачу вида на жительство. Этот документ для лица без гражданства является для него одновременно и документом, на основании которого удостоверяется личность. По виду на жительство иностранный гражданин может въезжать в РФ и выезжать за ее пределы.

При трудоустройстве иностранца на работу в 2022 году требуется соблюдать особые правила. В частности, нужно проверить, должен ли иностранный работник подтверждать, что знает русский язык. Кроме того, требуется определиться с тем, нужно ли получать разрешение на наем иностранца.

Основной нормативный акт, регулирующий труд иностранных работников, — закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, на иностранцев распространяются нормы ТК РФ и иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2022 № 216-ФЗ.

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
  • временно проживающий:
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
  • постоянно проживающий:
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.

В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2022.

Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу желательно. Несмотря на то что Верховный Суд РФ, например, в Постановлениях от 07.06.2022 N 83-АД18-6, от 30.05.2022 N 78-АД17-19, признал незаконным привлечение к административной ответственности по ч. 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя (должностное лицо работодателя), не уведомившего миграционную службу о приеме на работу (увольнении) гражданина Республики Беларусь, мы рекомендуем работодателям (заказчикам услуг) при заключении (расторжении, прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Беларуси уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение 3-х дней после заключения договора.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Рекомендуем ознакомиться:  Документы Для Постановки Дома На Кадастровый Учет 2022

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

«10. Время управления автомобилем в течение каждого периода времени, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха продолжительностью, установленной пунктом 18 настоящих Особенностей (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.».

«Время осуществления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем автомобиля, являющимся индивидуальным предпринимателем и осуществляющим управление автомобилем самостоятельно, в пределах значений, установленных настоящим пунктом.».

«Водителям, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и осуществляющим эксплуатацию автомобиля вне границ населенных пунктов, допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.».

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2022, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Внести изменения в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2022 г. N 424 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2022 г., регистрационный N 61352), согласно приложению к настоящему приказу.

При суммированном учете рабочего времени работодатель составляет график сменности (по форме приложения 1 к Положению № 340). В этом графике определяется продолжительность рабочих дней (смен) и выходных. График составляется на весь учетный период (например, на месяц).

На основании заявления оформляется приказ о приеме водителя на работу по типовой форме № П-1, утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489, или в произвольной форме, но с указанием обязательных реквизитов (см. образец в конце консультации). С приказом сотрудника знакомят под подпись.

Да, нужно, однако порядок присвоения классности водителю в законодательстве не описан. Поэтому руководитель предприятия должен самостоятельно разработать этот порядок и закрепить в локальном акте. Это может быть, к примеру, Положение о присвоении классности водителям или соответствующий приказ. Или можно предусмотреть эту процедуру в коллективном договоре.

  • мототранспортными средствами и мотоколясками (категории А1, А) имеют лица, достигшие 16 лет;
  • автомобилями, колесными тракторами, самоходными машинами, сельскохозяйственной техникой, другими механизмами на улично-дорожной сети всех типов, кроме автобусов, трамваев и троллейбусов (категории В1, В, С1, С, Т) – лица старше 18 лет;
  • автомобилями с прицепами или полуприцепами, а также предназначенными для перевозки крупногабаритных, с большим весом и опасных грузов (категории ВЕ, С1Е, СЕ) – лица старше 19 лет;
  • автобусами, трамваями и троллейбусами (категории D1, D, D1E, DE, T) – лица, которым исполнился 21 год.

Если водителю установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными, продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждаются работодателем. Однако эта продолжительность все равно не должна быть больше 40 часов в неделю (п. 2.2 Положения № 340).

Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2022 года

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

С 2022 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2022 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2022 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2022 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

  • наличие российского водительского удостоверение соответствующей категории (для определенный категорий лиц есть исключения, они указаны в пункте 13 Статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»);
  • уровень образования (уровень профессиональной подготовки для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, осуществляющих перевозку пассажиров или грузов в международном сообщении, а также иные требования к уровню образования, внесённые работодателем в должностную инструкцию водителя);
  • опыт работы.

С 1 января 2022 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2022. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
    • номер листа испытаний;
    • ФИО водителя;
    • дата и время прохождения, испытательный период;
    • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
    • ФИО водителя-наставника;
    • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  3. Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
Рекомендуем ознакомиться:  Изменения в пдд с 2022

Водители транспортных средств нанимаются на работу в соответствии с положениями документа «Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

«Время осуществления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем автомобиля, являющимся индивидуальным предпринимателем и осуществляющим управление автомобилем самостоятельно, в пределах значений, установленных настоящим пунктом.».

«Водителям, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и осуществляющим эксплуатацию автомобиля вне границ населенных пунктов, допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.».

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2022, N 1, ст. 10), приказываю:

«10. Время управления автомобилем в течение каждого периода времени, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха продолжительностью, установленной пунктом 18 настоящих Особенностей (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.».

1. Внести изменения в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2022 г. N 424 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2022 г., регистрационный N 61352), согласно приложению к настоящему приказу.

Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.

Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком. Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей. В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:

  1. Чтобы удостоверится, что нужный кандидат не имеет медицинских противопоказаний, работодатель обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, выдав соответствующее направление (п. п. 7, 8 Приложения 3 к Приказу от 12.04.2011 N 302н ). Только после положительного заключения медицинского осмотра можно осуществить прием на работу ( ст. 328 ТК РФ ). Кандидат, не прошедший такой осмотр (выявлены какие-либо противопоказания), не может быть принят на работу в качестве водителя ( ч. 2 ст. 212 ТК РФ ).
  2. Потенциальный работодатель должен обязательно проверить уровень компетенции кандидата. Соответствующий порядок утвержден приказом Минтранса РФ от 11.03.2022 N 59 .
  3. Теперь о документах, которые предъявляет кандидат ( ст. 65 ТК РФ ):
    • паспорт;
    • трудовая книжка;
    • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
    • военный билет;
    • водительское удостоверение с открытыми категориями «С» и «СЕ».
  4. Убедившись, что все документы в порядке, работодатель должен ознакомить будущего сотрудника под подпись с локальными нормативными актами (далее — ЛНА), которые связаны с его предполагаемой деятельностью ( ч.3 ст. 68 ТК РФ ):
    • Правилами внутреннего трудового распорядка;
    • Положением о порядке хранения и использования персональных данных;
    • Положением о материальном стимулировании;
    • Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
    • Положением о компенсационных выплатах водителям;
    • Инструкцией по охране труда для водителя-экспедитора;
    • прочими ЛНА, которые приняты работодателем и являются обязательными для исполнения работниками.
  1. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ :
    • штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
    • на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ , т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф — от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.

Трудовой договор с водителем — бланк и образец 2022 года

При разработке должностных инструкций для водителей, нанимаемых на работу к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским электротранспортом, следует учитывать также требования Приказа Минтранса от 28.09.2022 № 287. Этот документ регламентирует соответствие работника профессиональным и квалификационным требованиям. Документ действует с 14.06.2022 года.

При приеме на работу водителя для организаций, занимающихся перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, необходимо обращать вниманием на его водительский стаж. Он должен составлять более 5 лет с условием, что последний год отработан на транспорте соответствующей категории. К перевозке опасных грузов допускаются водители, не имеющие в ближайший год взыскания в виде лишения прав.

  • приступившим к работе в качестве водителя впервые либо не имеющим опыта работы на типе транспортного средства, на котором будет осуществляться работа в данной организации;
  • при наличии перерыва более одного года в должности водителя.
  1. Оплата труда. Обязательным условием трудовых отношений является установление оплаты труда работнику. В договоре должна прописываться система начисления вознаграждения, а также дополнительные выплаты в виде надбавок и доплат.

В законодательстве по поводу режима работы есть две статьи: 57 и 189 ТК РФ. Все режимы для любой из категорий работников должны быть прописаны в правилах внутреннего распорядка организации. Однако, для ряда водителей могут быть установлены особые условия, тогда это будут индивидуальные параметры работы и их обязательно необходимо отразить в трудовом договоре.

Если это нормированный рабочий день, то можно руководствоваться производственным календарем для определенной категории работника (например, для вредных и опасных условий норма не должна превышать 36 часов в неделю). В договоре также должны быть закреплены перерывы для отдыха и питания: их количество, продолжительность (в соответствии с трудовым законодательством и Приказом Минтранса № 15), порядок предоставления.

Профстандарт водителя легкового автомобиля

  • Названия 3 специалистов с достаточной квалификацией.
  • Их образование – наличие профессионального обучения.
  • Опыт работы – не требуется.
  • Особые требования – возраст от 18 лет, успешное прохождение медицинских осмотров и пр.
  • Классификация водителей дана по ОКЗ и ОКПДТР.
  • Возможность корректно, на документарной основе, отказывать людям в повышении или приёме на работу.
  • Проведение массовой переаттестации сотрудников.
  • Получение квалификационных критериев, которые могут использоваться для оценки уровня сотрудников и разработки KPI.
  • Улучшение качества используемых документов по персоналу (должностных инструкций и пр.).
  • Возможность указывать подчинённым на необходимость повышения ими квалификации.
  • В 2013 году было опубликовано Постановление Правительства №23, которое описывало нормы официального утверждения профессиональных стандартов.
  • Далее в 2022 году был принят основополагающий закон по профстандартам — ФЗ-122. На его основе в трудовое законодательство и ФЗ «Об образовании» ввели положения, регулирующие основные аспекты системы профстандартов. К примеру, в ТК ввели статью 195.3, объясняющую аспекты их использования работодателями.
  • В 2022 году было принято Постановление Правительства №584, где рассматривались особенности действия профстандартов в организациях с муниципальной или государственной формами собственности, а также в тех компаниях, основной частью которой владеет государство.
  • 11 операций – оценка маршрута, контроль дорожной обстановки с помощью зеркал и т.д.
  • 7 умений – маневрирование в ограниченном пространстве, осуществление контроля за безопасностью движения и пр.
  • 7 теоретических знаний – особенности движения в различных условиях, на разных дорогах и пр.
Рекомендуем ознакомиться:  Мало имущим по 100000 рублей в 2022 году

Профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля применяется в делопроизводстве при составлении должностных инструкций, трудовых договоров и другой подобной документации. Также он используется в сфере управления персоналом для оценки квалификации сотрудников, определении их результативности и т.д.

Как правильно трудоустроить водителя 2022

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2022, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

Как правильно трудоустроить водителя 2022

Новые профессиональные и квалификационные требования относятся к работникам предприятий, чья деятельность связана с перевозками. Какие именно предприятия подразумеваются , указано в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1996 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: это все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками как на основании договоров, так и для собственных нужд. Требования касаются и ИП, осуществляющих перевозки самостоятельно.

Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

  • Водитель, перевозящий пассажиров должен:
    • уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
    • знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.

В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.

Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2022 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.

  • превышена норма времени для управления транспортным средством;
  • превышена норма рабочего времени при суммированном учете;
  • водитель направлен в длительный рейс без сменщика, особенно в ночное время;
  • руководитель не составил график работы для водителя.

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха — закон запрещает управлять транспортным средством в утомленном состоянии (п. 2.7 ПДД РФ). Переутомление и невнимательность часто приводят к авариям на дорогах — по статистике больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя.

Непрерывно управлять транспортным средством можно не более 4,5 часов. После водитель должен сделать перерыв минимум на 45 минут. Перерыв можно разделить на несколько частей. При этом первая часть отдыха должна продлиться не менее 15 минут, а последняя — непосредственно перед возвращением за руль — не менее 30 минут. Превысить время непрерывного управления можно максимум на час, если водитель двигается к месту для отдыха или к конечному пункту.

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем ( специальный перерыв). Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4,5 часа за рулем. Отдохнуть нужно не менее 45 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
  • Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании графика. График ежемесячно составляет работодатель и доводит до работника не позднее месяца до введения его в действие
  • Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
  • Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.
Ссылка на основную публикацию