Сколько насчитывается в рф детей оставшихся без попечения родителей 2022

  • в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ на дату регистрации их в качестве безработных;
  • по истечении шести месяцев со дня регистрации их в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Согласно поправкам дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые принимали участие в общественных работах, впервые ищущими работу (ранее не работавшими) не признаются. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые ранее были временно трудоустроены в свободное от учебы время, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими) независимо от того, были ли они трудоустроены по направлению органов службы занятости или без такового.

Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Кандидаты в усыновители могут получить необходимую информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете в государственном банке данных, а также направления на их посещение и предварительное разрешение на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.

В 2022 году при поддержке Минпросвещения России в Москве прошёл II Всероссийский форум выпускников детских домов «Мы нужны друг другу», на котором более 300 выпускников организаций для детей-сирот со всей страны, эксперты и гости в очном и онлайн-форматах обсудили темы, связанные с социализацией, постинтернатным сопровождением, обучением, профориентацией и трудоустройством выпускников. На форуме в том числе затрагивались вопросы помещения детей, не имеющих статуса сироты, непосредственно в замещающие семьи вместо учреждений временного содержания, развития института профессионально ориентированных семей, которые в будущем могли бы заменить организации для детей-сирот.

Главные направления этой работы – выработка и реализация решений, направленных на развитие и совершенствование деятельности по оказанию социальной, правовой и иной необходимой помощи и поддержки детям-сиротам и выпускникам организаций для детей-сирот, а также организационно-техническое обеспечение деятельности Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

Помимо дополнительных гарантий, связанных с получением высшего образования, дети-сироты имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по очной форме обучения на бюджетной основе, а также пройти однократное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (очная форма обучения на бюджетной основе).

Усыновление детей-сирот в 2022-2023 году

Прошел всего год с начала вступления проекта «Десятилетие детства» в силу, а программа уже дала свои результаты. 6 января 2022 года постановлением Правительства РФ изменили регламент процедуры подачи документов на усыновление. Теперь перечень бумаг, которые самостоятельно готовят будущие опекуны для предоставления в госорганы, стал заметно короче. Из него убрали:

  • документ о праве собственности на жилье или о его законном использовании;
  • лицевой счет с места жительства;
  • подтверждение несудимости будущих приемных родителей;
  • справку из пенсионного фонда или копию пенсионного удостоверения в случае оформления опеки людьми старше 55 лет.

Это вовсе не значит, что подобные документы полностью отменены, просто с 2022 их предоставляют органам опеки соответствующие инстанции. В 2022-2023 Постановление продолжит действовать, поэтому новых сюрпризов в документообороте для приемных родителей при оформлении усыновления не ожидается.

Такая политика дала плоды в первый же год. Выступая на Всероссийском заседании Координационного совета Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации, Министр просвещения РФ Ольга Васильева отметила, что на 1 декабря 2022 количество детей, воспитывающихся в домах ребенка, составляет около 47 тыс. человек, в то время как год назад это было целых 50,5 тыс.

Ежемесячное пособие выплачивается и тем семьям, чей доход не дотягивает до 1,5 прожиточных минимумов. Материнский капитал также действует на усыновителей, и составляет ту же сумму, что для остальных – 453 тысячи. Регионы имеют возможности предоставлять семьям всяческие льготы, к примеру: бесплатное питание, льготные путёвки в лагерь или санаторий для детей.

систему прав ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей: право на особую заботу со стороны РФ; право на устройство в семью, в том числе усыновителя, приемную семью, патронатную семью, семью опекуна и попечителя; право на гражданство; право на образование; право на медицинское обслуживание; право на

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации.

1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения .

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и .

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования – предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих .

Федеральный закон от N 159-ФЗ (ред

Выпускники федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, которые установлены федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

Рекомендуем ознакомиться:  Деньги Многодетным Семьям Вместо Земли В Краснодарском Крае В 2022 Году

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

  1. Заявление.
  2. Свидетельство о рождении ребенка до 14 лет.
  3. Паспорт ребенка 14 лет и старше.
  4. Паспорт законного представителя.
  5. Документ, подтверждающий его полномочия, — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуном или попечителем или другой.
  6. Документ, подтверждающий статус сироты, — свидетельство о смерти родителей, решение суда о лишении родителей родительских прав или другой.
  7. Проездные билеты.
  8. Договор с лагерем или санаторием.
  9. Справка из лагеря или санатория о том, что ребенок действительно в нем отдыхал.
  10. Чек или квитанция на оплату путевки.
  11. Справка из образовательного учреждения ребенка о том, что он в нем обучается.
  1. Заявление.
  2. Копия свидетельства о рождении.
  3. Копия российского паспорта.
  4. Копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии).
  5. Копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя.
  6. Копия документа, подтверждающего отсутствие или утрату попечения родителей или единственного родителя.
  7. Документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
  8. Копия доверенности, если документы подает представитель.

Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.

В Москве сироты, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа могут поменять за счет государства бесплатно кухонную плиту, сантехнику и сделать другой ремонт, чтобы подготовить квартиру к заселению. Но это касается только собственников или нанимателей квартир по договору социального найма.

Если во время обучения такие студенты берут отпуск, за ними сохраняют полное государственное обеспечение и выплачивают социальную стипендию в течение всего отпуска. Но эти льготы сохраняются, только если отпуск академический, по медицинским показаниям, беременности и родам или по уходу за ребенком до трех лет.

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

Заявление на выплату необходимо подать в органы социальной защиты. Заполняют документ сотрудники интерната, если сирота находится там. Если ребенок находится в приемной семье, заявление он подает самостоятельно. Обратиться за выплатой необходимо в течение полугода после совершеннолетия.

Единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Положена детям по окончании пребывания в организациях для сирот, семье попечителей, опекунов или усыновителей из-за достижения восемнадцатилетнего возраста. Размер выплат регулирует субъект РФ. В Москве выплата составит 24 888 рублей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на выплаты и льготы. Совершеннолетний гражданин со статусом ребенка-сироты должен самостоятельно обратиться в отдел социальной защиты для их получения. За несовершеннолетних детей документы собирают и подают их опекуны или руководитель детского дома.

На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2022 году выплачивается в размере 19 981,73 рубля.

  • лишены или ограничены в правах;
  • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
  • не занимаются воспитанием ребенка;
  • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
  • неизвестны в принципе.

Федеральный закон от N 159-ФЗ (ред

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Рекомендуем ознакомиться:  Субсидии На Оплату Детского Сада 2022

Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

Статья 122 СК РФ

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2. П. 2 комментируемой статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.

Для учета детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, образуется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Под последним понимается совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), информационные технологии, позволяющие осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, первичного учета данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, а также о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Какие выплаты положены сиротам в 2022 году

  • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • ст. 34.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  • Приказ Минздравсоцразвития «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Размер такой пенсии зависит от трудового стажа родителей ребенка, региональной доплаты, которая назначается, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в регионе. Обычно размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе. По своему усмотрению регион может увеличить эту пенсию. Актуальный размер социальной пенсии для субъекта РФ можно узнать на сайте ПФР.

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых незащищенных социальных групп. Bankiros.ru ставит перед собой задачу донести информацию о любой возможной помощи государства различным социальным группам. Поэтому в этом материале расскажем обо всех выплатах, которые положены сиротам, и детям, которые остались без попечения родителей.

Сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, должны иметь постоянную регистрацию по месту обращения за выплатами. Супруги-сироты могут претендовать на ежемесячные выплаты, если их брак зарегистрирован официально и они имеют постоянную регистрацию по месту обращения за материальной помощью. Кроме того, они должны быть студентами очной формы обучения.

На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2022 году выплачивается в размере 18 886, 32 рубля.

Льготы для детей-сирот в России в 2022 году: при поступлении в колледж, ВУЗ, в сфере здоровья, ЖКХ и труда

  • лишены или ограничены в правах;
  • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
  • отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
  • не занимаются воспитанием ребенка;
  • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
  • неизвестны в принципе.
  • бесплатное посещение государственного детского сада;
  • подготовку на университетских курсах из средств бюджета при обучении на курсах впервые;
  • приоритетное зачисление в вуз на бюджетное место по очной форме обучения;
  • пособия на покупку учебной литературы, канцелярских принадлежностей. Размер матпомощи устанавливают региональные власти;
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте;
  • компенсацию стоимости проезда к месту проживания и до учебы, если они расположены в разных населенных пунктах;
  • полное гособеспечение и социальную стипендию во время академического отпуска по состоянию здоровья, беременности и родам, а также во время отпуска по уходу за ребенком до трех лет;
  • полное государственное обеспечение во время учебы в школе, Ссузе или вузе.
Рекомендуем ознакомиться:  Как Получить Статус Многодетной Семьи В Московской Области В 2022 Году

Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей имеют право на бесплатный отдых в летних оздоровительных лагерях и оплату проезда до места отдыха и обратно. По медицинским показаниям некоторым детям положены бесплатное санаторное лечение и оплата проезда до места лечения и обратно.Обратиться за данными льготами необходимо в органы опеки и попечительства.

Сироты и дети без попечения родителей имеют право на жилье, после выпуска из учебного учреждения, прохождения военной службы или отбывания наказания в местах лишения свободы. Жилая площадь предоставляется по договору социального найма на пять лет, который можно продлить на аналогичный срок, а со временем приватизировать жилье.

К категории сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, если они потеряли своих родителей в детстве. В нашем материале мы расскажем о государственной поддержке для всех перечисленных категорий.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в. в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась «обязанность приискивать средства для пропитания малолетних. С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами». Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей «в семью» не знают.

Законодатель одновременно употребляет термины «устройство детей» и «воспитание детей», что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот — «формы воспитания детей». Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка. На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием «воспитание» не охватываются. Таким образом, в содержание понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» включается их «воспитание».

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 9 месяцев 2022 года

Приказом министерства труда и социального развития от 15 июля 2022 года № 860 определена возможность организации пятидневного или дневного пребывания несовершеннолетних, имеющих законных представителей (родителей, опекунов), в учреждениях для детей-сирот. На основании указанного приказа в 2022-2022 учебном году в Березанской школе-интернате находилось 49 детей из кровных и приемных семей.

Из воспитанников дошкольного возраста: 3 посещали дошкольное образовательное учреждение, 20 – на базе детских домов-интернатов обучались приходящими педагогическими работниками детских садов, 3 – получают дошкольное образование на базе учреждений в соответствии с лицензиями.

Из воспитанников школьного возраста: 11 обучались в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, 173 – получали образование на базе детских домов-интернатов приходящими педагогическими работниками школ, 136 воспитанников находились на семейной форме обучения, 10 воспитанников имеют основное общее образование.

В 10 учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилось круглосуточно 523 ребенка (включая детей-сирот – 30, детей, оставшихся без попечения родителей – 216), в том числе детей-инвалидов – 403 человека; обучались 172 учащихся из замещающих семей и кровных семей.

В Новолеушковской школе-интернате с профессиональным обучением 73 ребенка-сироты и оставшихся без попечения родителей (из них 32 чел. на круглосуточном пребывании) осваивали адаптивные общеобразовательные программы профессионального обучения по следующим профессиям: швея, вышивальщицы, столяр строительный, каменщик, рабочий зеленого хозяйства, социальный работник, облицовщик-плиточник.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства).

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.

При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию