Образец приказа на проведение годовой инвентаризации в 2022 году

Если по каким-либо причинам предложенная форма не подходит, то разработайте собственную и закрепите ее в учетной политике компании. Мы подготовили примерный образец приказа по инвентаризации основных средств и материалов, который соответствует нормам законодательства и подойдет для любой ситуации.

Посредством инвентаризации в бюджетных и коммерческих организациях проверяют наличие и состояние имущества: сличают данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявляют характер и причины возможных несоответствий. На основании полученных данных удается оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии.

Основным документом инвентаризационного процесса является распоряжение руководителя. Власти разработали унифицированный образец приказа об инвентаризации товарно-материальных ценностей и утвердили его постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, которым вправе пользоваться организации всех форм собственности. Его удобно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.

Распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии, а занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия.

  • наименование фирмы;
  • дату составления и номер документа;
  • цель проведения проверки и то, чего она касается: товары, основные средства, материальные активы, дебиторская задолженность, все имущество компании;
  • подразделения и отделы компании, в которых проведут проверку: склад, магазин, бухгалтерия либо вся фирма;
  • период и длительность мероприятия: когда проходит, когда представить результаты проверочных действий;
  • состав комиссии и Ф.И.О. ее председателя (в комиссию, кроме работников фирмы, разрешено включать сторонних аудиторов);
  • данные руководителя, подписавшего документ.

Оформление приказа (постановления) об инвентаризации — предельно простая процедура. В шапку понадобится внести ОКПО и название структурного подразделения, если речь идет не об общей инвентаризации или переоценке, а об отчетности об имуществе отдельного филиала. Если планируется проводить проверки в нескольких подразделениях, то ИНВ-22, а также сопряженные с ней формы будут составляться для каждого.

Проверка также может быть назначена в одном из отделов, например, архиве, отделе кадров, на складе и т.д. Помните, что без заполненной ИНВ-22 инвентаризация начаться не может. Только после оформления соответствующего распоряжения ответственная комиссия переходит к составлению предварительных актов и описей.

В качестве причины для плановой инвентаризации указываем «контрольная проверка» или, прямо — «плановая инвентаризация». Если же происходят кадровые изменения — «смена материально ответственных лиц» или «реорганизация». Постановление также заполняется для случаев переоценки.

Перед началом регулярной или внеочередной инвентаризации ответственным лицам следует составить документ по форме ИНВ-22. Он будет храниться в бухгалтерии того юрлица, которое указано в нижней части формы. Например, если инвентаризацию запрашивает главный офис, то и вся отчетность по ней должна прийти туда. После приема документ следует хранить 5 лет.

Как правило, форма ИНВ-22 заполняется от лица директора предприятия (или его заместителя). Председателем инвентаризационной комиссии обычно выступает главный бухгалтер (его зам), однако в частных случаях ответственные лица могут изменяться. Количество членов может быть меньшим, чем предусмотренное документом количество полей.

Приказ о проведении инвентаризации; образец, бланк 2022 года

Приказ об инвентаризации составляется по распоряжению директора и может быть издан в плановом порядке или при внеочередной проверке. Ответственным за проведение данного мероприятия является, обычно, гл. бухгалтер, а при его отсутствии по какой-либо причине, лицо, отвечающее за бухгалтерский учет. Хотя директор может назначить любого из своих заместителей.

  • Срок сдачи итоговых документов по выполненной описи ТМЦ для утверждения директором предприятия.
  • Подпись директора фирмы с расшифровкой фамилии.
  • Подписи лиц, отмеченных в приказе, об ознакомлении с документом и расшифровкой их фамилий.
  • Обозначить состав рабочей комиссии, с обозначением:
  • должности и Ф.И.О. лица, возглавляющего комиссию;
  • должностей и Ф.И.О. ее членов.
  • Определить ТМЦ, которые подлежат проверке.
  • Дату начала функционирования комиссии и завершения ее работы.
  • Причину организации проверки.

Бланк по итогам описи имущества заполняется после завершения проверки наличия ТМЦ. Например, если на предприятии была организована инвентаризация накануне сдачи годовой отчетности в декабре–месяце, то допускается оформить итоговые документы по инвентаризации в январе следующего года. При расхождениях между реальным количеством и учетным данным, сведения фиксируются в сравнительной ведомости. На имущество, которое находится за пределами предприятия на ответственном хранении, или на предметы, находящиеся в аренде, оформляется отдельная сравнительная ведомость.

Процедура, сроки выполнения инвентаризации и объекты, подлежащие проверке, определяются учетной политикой фирмы. На ее базе каждый год публикуется приказ об инвентаризации, как правило, в конце года, перед сдачей годовых итогов деятельности фирмы (если не приходится осуществлять неплановую проверку по какой-либо обоснованной ситуации). Осуществление инвентаризации регулируется ст. 13 Закона № 57-З1. Цель проведения такого мероприятия — получение реальной картины о наличии активов и обязательств предприятия.

Инструкция: составляем приказ о проведении инвентаризации

Инвентаризация — процедура проверки количественных и качественных характеристик имущества учреждения и состояний его финансовых обязательств на установленную дату, обеспечивающая контроль за сохранностью объектов основных средств. Производится это действие путем сверки фактических данных с регистрами бухгалтерского учета: инвентаризация в бюджетном учреждении в 2022 году с новыми стандартами проводится еще с 2022, после вступления в силу стандарта для госсектора «Основные средства» (Приказ Минфина № 257н от 31.12.2022). У коммерческих организаций стандарты меняются в 2022-2022 гг.: с 01.01.2022 вступают в силу ФСБУ 6/2022 «Основные средства» и 26/2022 «Капитальные вложения», но компании уже применяют их в учете и для отчетности за 2022 год (Приказ Минфина № 204н от 17.09.2022).

Если по какой-либо причине у одного из членов комиссионного состава нет возможности исполнять обязанности (болезнь, командировка), то выпускается приказ о внесении изменений в состав инвентаризационной комиссии. Все остальные сотрудники, участвующие в процедуре, должны поставить ознакомительные подписи под распорядительным документом.

По факту проведения проверочных мероприятий ИК анализирует полученную информацию и составляет на ее основании опись (акт инвентаризации). Под актами должны расписаться материально ответственные лица, засвидетельствовав тем самым свое присутствие и согласие с итогами процесса сверки.

  1. Подготовка. Во время подготовительного этапа руководитель издает распоряжение о проверке и формирует инвентаризационную комиссию, устанавливает сроки процесса и определяет объекты ОС, которые будут проверены.
  2. Непосредственно проверочные мероприятия. Члены комиссии изучают количественные и качественные свойства объектов ОС, проверяют их фактическое состояние и наличие, составляют опись.
  3. Аналитический этап, во время которого сопоставляются данные бухгалтерского учета с результатами оценочного процесса. Если членами комиссии обнаруживаются расхождения, составляются ведомости, подводятся итоги.
  4. Оформление результатов проверки наличия и текущего состояния имущества. Бухгалтерия приводит данные учета в соответствие с отчетами комиссии, определяются виновные в допущенных ошибках, и устанавливается мера ответственности.

Сроки инвентаризационного контроля учреждение устанавливает самостоятельно либо в учетной политике, либо отдельными распоряжениями руководства. По общему правилу, опись проводится ежегодно, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 ноября (регламент для основных средств).

  1. Сведения об организации.
  2. Дата инвентаризации.
  3. Категория объектов.
  4. Место нахождения (для ОС и ТМЦ).
  5. Перечень объектов с указанием их характеристик, количества и стоимости (оценки).
  6. Сопоставление фактических и учетных данных по объектам.
  1. Анализ состояния имущества с точки зрения его рыночной стоимости и необходимости переоценки или списания.
  2. Проверка соблюдения условий эксплуатации основных средств и хранения других видов ТМЦ.
  3. Выявление просроченной задолженности и анализ причин ее возникновения.
Рекомендуем ознакомиться:  Окоф Ваза Напольная Амортизационная Группа

Инвентаризация проводится не только по собственному имуществу и обязательствам, но и по арендованным объектам, а также по ценностям, принятым для переработки.

Данный документ можно составить по унифицированной форме ИНВ-22, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Это постановление утверждает не только образец приказа на инвентаризацию ТМЦ, но и формы всех других необходимых документов, связанных с проведением инвентаризации, которые будут рассмотрены ниже (акты, описи и т. п.).

  • перед составлением годовой отчетности (кроме тех объектов, по которым уже проводилась проверка после 1 октября текущего года);
  • при любых видах отчуждения имущества, а также при его сдаче в аренду;
  • при замене МОЛ;
  • при выявлении фактов преступных посягательств на имущество;
  • после любых форс-мажорных ситуаций, которые могли привести к порче материальных ценностей (например, пожара);
  • при реорганизации или ликвидации компании.

Кроме установленных законом случаев, инвентаризация может проводиться и в других ситуациях, по решению руководства организации. Например, в рамках внутренней аудиторской проверки.

Некорректное отражение долга может возникнуть, например, из-за технических ошибок при занесении приходных документов в информационную базу. Выявляется оно, как правило, при сверке расчетов. В этом случае делается корректирующая проводка, аналогичная обычной операции оприходования ТМЦ. Например, если товар был ошибочно оприходован на меньшую сумму:

Готовимся к инвентаризации

При разработке порядка проведения инвентаризации в составе учетной политики учреждение может использовать отдельные положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания). Необходимо отметить, что этот документ не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в учреждениях бюджетной сферы. Вместе с тем некоторые его положения, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (письма Минфина РФ от 10.02.2022 № 02-07-10/8553, от 01.08.2022 № 02-07-10/58207).

Также в силу Приказа Минфина РФ № 52н в учетной политике закрепляется способ указания статуса объекта учета (по его наименованию и (или) коду) в графе 8 инвентаризационной описи (ф. 0504087), в которой отражается информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот, например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»; для материальных запасов: «в запасе (для использования)», «в запасе (на хранении)», «ненадлежащего качества», «поврежден», «истек срок хранения»; для объектов незавершенного строительства: «строительство (приобретение) ведется», «объект законсервирован», «строительство объекта приостановлено без консервации», «передается в собственность иному публично-правовому образованию».

Унифицированной формы приказа о проведении инвентаризации, разработанной специально для госучреждений, нет. Такой распорядительный документ может быть составлен в произвольном виде либо по форме ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации», утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (форма содержится в Методических указаниях).

Нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в учреждениях бюджетной сферы, не содержат указаний на обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года.

В целях организации деятельности инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) целесообразно включить в порядок проведения инвентаризации учреждения (утвержденный в составе документов учетной политики) отдельные положения об инвентаризационной комиссии, в которых будет указан порядок ее работы, в том числе функции и полномочия, которые на нее возлагаются.

Обязательно составляется этот документ, иначе без него мероприятие не будет правомерным. Его регистрируют в специальной книге контроля. Составляют его по форме №ИНВ-22, которая является типовой. Желательно составлять его по шаблону, но допускается и свободный вид.

  • наименование места, где проводится пересчет – всей фирмы или конкретного подразделения/цеха;
  • номер бумаги, дата создания;
  • название того, что будет проверяться – ценности, обязательства, активы;
  • информация о комиссии, которая будет заниматься этим вопросом – вписывается председатель и остальные члены;
  • указывается день, когда начнется и закончится, сроки, в которые должны быть представлены итоги, которые сдаются в бухгалтерию для сопоставления;
  • вписывают причину, по которой начинается проверка;
  • ставятся подписи руководителя или уполномоченного лица.

Важно, чтобы было установлено соответствующее ПО, которое позволяет синхронизировать остатки на складе и в бухгалтерии. Тогда вероятность допустить ошибку будет ниже, но полностью исключить ее нельзя из-за человеческого фактора и вероятности поломки оборудования. Такие программы помогают подсчитывать реальные количества товаров и готовой продукции, сырья и основных средств.

Незапланированный пересчет отличается срочностью и неожиданным началом. Внеплановые инвентаризации проводят, если требуется поймать сотрудника на обмане, найти скрытое хранение излишков продукции, обнаружить пересорт. Ее дату не разглашают заранее, периодичность тоже не установлена – в любой момент, когда руководство решит, что это необходимо.

Даты и время ведения не разглашаются, о них работники узнают непосредственно за два дня до мероприятия. Длиться она может в зависимости от размеров предприятия от 1 до 20 рабочих дней. В это время цех, структурное подразделение или вся организация не работает – не принимает и не отгружает продукцию, не производит ее. Возобновлять процессы можно только после завершения и заполнения сличительных ведомостей. Это необходимо, чтобы в случае повторного пересчета можно было быстро найти и изучить несоответствие.

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 76 Методических указаний по бухучету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Однако это правило применимо только в бухгалтерском учете. Согласно п. п. 5.3, 5.4 Методических указаний № 49, если пересортица выявлена за один и тот же период у одного и того же материально ответственного лица, по товарам одного наименования и в тождественных количествах, то по решению руководителя организации недостачи и излишки можно зачесть в той части, в которой излишки покрывают недостачи.

Разумеется, такая инвентаризация не может быть дистанционной полностью. Кто-то должен находиться, например, на складе или на точке, осуществляя физический пересчет. При этом допустимо, чтобы остальные участники (например, члены инвентаризационной комиссии) наблюдали за процессом удаленно. Тем самым, выполняются ограничения, необходимые для противодействия распространению вируса.

Сразу отметим, что подобные обстоятельства – не причина не проводить инвентаризацию. В п. 38 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и п. 26, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности подобные исключения для общего порядка инвентаризации не предусмотрены.

Соответственно, у организаций с малым количеством работников возникает вопрос: как быть, если из имеющихся сотрудников невозможно составить инвентаризационную комиссию – так, как того требуют Указания? Например, в фирме всего 5 работников, из которых материально ответственных трое.

  • если в ходе инвентаризации что-то поступило на склад (например, пришла машина с товаром), то допустимо, чтобы материально ответственное лицо в присутствии членов комиссии провело приемку. При этом поступление фиксируют в отдельном документе – описи «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». При сличении остатков на начало инвентаризации по документам с фактическими остатками ТМЦ по этой отдельной описи не учитывают;
  • если в ходе инвентаризации нужно что-то отгрузить (например, заказ покупателю, сделанный до начала пересчета), для такой операции надо оформить письменное разрешение руководителя и главного бухгалтера. Отпуск ТМЦ так же должно производить мат. ответственное лиц в присутствии членов комиссии. Для выбывших таким образом ТМЦ тоже есть отдельная опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформление выбытия мат. ответственным лицом в присутствии комиссии в данном случае приравнено к пересчету. То есть, результаты отпущенных в ходе инвентаризации ТМЦ могут участвовать в подведении итогов инвентаризации.

По общему правилу, материально ответственное лицо должно присутствовать при инвентаризации. Но только вверенных ему ценностей. Так, мат. ответственные работники отдельного склада должны присутствовать при пересчете комиссией склада, но не обязаны находиться, к примеру, в магазине, где за сохранность ТМЦ отвечают работники магазина.

В зависимости от объекта инвентаризации используются свои унифицированные формы бланков. Подтверждением проведения инвентаризационных мероприятий являются Инвентаризационные описи. Отсутствие оформленных результатов инвентаризации ревизоры могут рассматривать как недостатки в работе учреждения.

Более того, результаты проведенной инвентаризации ревизоры могут признать недействительными, а значит в этом случае инвентаризация также не сможет подтвердить достоверность годовой отчетности. Это возможно, если выяснится, например, что согласно Табелю кто-то из членов инвентаризационной комиссии при проведении подсчетов, обмеров, иных инвентаризационных действий находился в командировке, на больничном, в отпуске и т.д. Как быть, если член инвентаризационной комиссии отсутствует? Ответ – здесь.

Методической информации о процедуре проведения инвентаризации, об отражении результатов в учете, о нюанса проведения инвентаризации всех видов активов и обязательств более чем достаточно. Но мы понимаем, что у бухгалтера просто нет времени все это читать. Поэтому остановимся на основных аспектах проведения инвентаризации и самых важных нюансах:

Один из обязательных этапов подготовки к годовому отчету – проведение инвентаризации. И мы не устаем напоминать о важности этой процедуры, ведь контролирующие органы из года в год фиксируют факт непроведения инвентаризации в качестве нарушения. Да, само по себе это не влечет штрафа, однако может стать для ревизоров поводом для сплошной или выборочной проверки наличия имущества в рамках контрольных мероприятий. И здесь уже выявление недостачи или излишков будет свидетельствовать об искажении показателей учета и отчетности, а значит, станет основанием для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП. А вот неотражение результатов проведенной инвентаризации в учете – это прямой повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП за грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности.

  • необходимо обеспечить сотрудников техникой и организовать защищенные каналы связи в целях соблюдения информационной безопасности;
  • выделить место хранения видеозаписей на сервере и обеспечить их резервное копирование;
  • и, конечно же, предусмотреть такой способ положениями локальных актов для применения в работе.

Форма приказа ИНВ-22 о проведении инвентаризации

  • название компании;
  • вид ее деятельности;
  • коды по ОКУД и ОКПО;
  • когда начат журнал (дата);
  • кто ответственен за ведение документа (должность, полные ФИО);
  • нумерация записей (сквозной хронологический порядок);
  • даты выхода приказов о проведении инвентаризации;
  • полный состав комиссии, осуществлявшей инвентаризацию (фамилия, инициалы);
  • объект инвентаризации;
  • дата начала процедуры – планируемая (по приказу) и фактическая (иногда они могут расходиться).
  1. Строгое сведение всех данных в отчетные документы – этим занимаются сотрудники бухгалтерии.
  2. Выявление недостатков и/или излишков по всем категориям объектов, по которым был проведен учет.
  3. Анализ и объяснение причин расхождений с фиксированием фактов в соответствующих отчетных документах.

На сегодняшний день законодательство разрешает компании разработать и утвердить собственную форму приказа о проведении инвентаризации, однако на практике зачастую более удобно воспользоваться готовой формой ИНВ-22. В нем обязательно отражается такая информация:

Как правило, для этого проводится заседание той же самой инвентаризационной комиссии. В ее состав входят сотрудники, непосредственно участвовавшие в работе, а при необходимости – и иные работники. Заседание может длиться один или несколько дней в зависимости от объема задач. При этом таких комиссий может одновременно работать не одна, а несколько.

  1. Руководство принимает решение о том, когда и на каком основании будет проведен учет.
  2. Определяется точный состав комиссии – сначала получают устные договоренности с сотрудниками, планируют их смены, рассчитывают часы для отдыха с соблюдением требований о минимальном количестве времени между ближайшими сменами.
  3. После получения окончательного согласования даты и состава сотрудников выходит приказ о проведении в компании инвентаризации – либо по собственному образцу, либо по форме ИНВ-22, рассмотренной выше.
  4. Каждый работник, чья фамилия упомянута в документе, обязательно ознакомляется с ним и ставит подпись на самом документе (если он оформлен по произвольному образцу) или на отдельном листе ознакомления. Этот лист подшивается к приказу и является неотъемлемой его частью.
  5. Затем, когда документ подписан и директором, и сотрудниками, и другими ответственными лицами (при необходимости), его необходимо зарегистрировать в соответствующем журнале. Компания вправе сама разработать его образец, однако зачастую используется форма ИНВ-23, которая показана ниже.
  • например, если комиссия выявила недостачи имущества или ущерб учреждению, нужно предъявить виновной стороне требования их возместить. Чтобы обратиться в правоохранительные органы или подать гражданский иск в суд, нужно соблюсти условия процессуального характера.

Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.

  • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 № 09АП-14783/2022, 09АП-18865/2022 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Новое в инвентаризации в 2022 (последние новости)

  • ликвидация организации;
  • реорганизация организации;
  • смена материально-ответственных сотрудников (увольнение, перемещение, прием на работу);
  • продажа имущества;
  • выкуп имущества;
  • передача в аренду имущества;
  • воровство, хищение и т.д.;
  • порча имущества;
  • форс-мажорные ситуации.
  • Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 (в редакции от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Приказ Минфина России № 34н от 29.07.1998 (в редакции от 11.04.2022) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • ПБУ 4/99;
  • федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 402-ФЗ от 06.12.2011

Если в процессе инвентаризации выявилось ненужное, неликвидное, морально устаревшее имущество, его необходимо списать на 91 счет. Для налогового учета все излишки, выявленные в процессе инвентаризации, признаются внереализационным доходом. Это сказано в статье 250 Налогового Кодекса. Их необходимо оприходовать по рыночным ценам без НДС и акцизов. Это сказано в статье 274 Налогового Кодекса РФ. Если в результате инвентаризации обнаружилась пересортица, то в этом случае излишки и недостачи необходимо засчитать между собой. Засчитать между собой излишки и недостачи можно только за проверяемый период, по одним и тем же ценностям у одного и того же материально ответственного лица. По пересортице материально ответственные лица также обязаны предоставить письменные объяснения. Недостача также может быть результатом естественной убыли. Такую недостачу нужно отнести на счет затрат организации.

После проведения инвентаризации, полученные данные обрабатываются и если выявлены расхождения, то предпринимаются следующие шаги. Если были выявлены излишки имущества, то излишки должны быть оприходованы и отнесены на результат компании. Необходимо установить причину излишков и выявить материально ответственных лиц, которые несут ответственность за это. Если была выявлена недостача, то тогда необходимо выявить виновное лицо. Виновное лицо должно возместить убытки компании. Если виновное лицо не установлено, то недостача списывается на издержки. Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовом отчете.

Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.

В этом документе обязательно отражается «реакция» руководства на предложения членов комиссии и конкретные указания, что необходимо сделать: провести дополнительную проверку, наказать виновных, ввести дополнительные меры безопасности. Контроль за исполнением распоряжения руководитель иногда оставляет за собой. Остановимся подробнее на структуре приказа. Его, как и аналогичный распорядительный документ, составляют по определенным правилам. В его структуре обязательно содержатся следующие пункты:

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 № 09АП-14783/2022, 09АП-18865/2022 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Сначала члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей, товаров, запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что указано на бумаге.

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

По мнению автора, если следовать данным указаниям, результаты инвентаризации расчетов и обязательств, проведенной по состоянию на 31 декабря и позднее, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности как события после отчетной даты (при условии, что все документы от контрагентов поступят до утверждения отчетности). Однако сверка расчетов с контрагентами может затянуться, и в этом случае есть риск, что результаты инвентаризации будут сформированы уже после утверждения отчетности.

Инвентаризация, которая не считается обязательной, должна проводиться в соответствии с решениями руководителя организации (часть 3 статьи 11 Закона о бухучете), оформленными в виде приказа. Регламент проведения добровольной ревизии может прописываться в специальном Положении – локальном (внутреннем) документе компании.

Пунктом 2.3 Методических указаний установлено, что персональный состав указанных комиссий – как постоянно действующих, так и рабочих – регламентируется и утверждается отдельным распорядительным актом директора. Данным актом может выступать приказ, который оформляется руководителем в соответствии с определенными правилами (требованиями).

  1. Перед формированием годовой бухгалтерской отчетности.
  2. Соответствующие объекты, принадлежащие предприятию, продаются, выкупаются или, как вариант, передаются в аренду.
  3. Смена субъектов, отвечающих за сохранность конкретных активов (речь идет о материально ответственных лицах).
  4. Установление фактов порчи имущества.
  5. Установление фактов хищения, кражи, злоупотреблений.
  6. Чрезвычайные происшествия, связанные с экстремальными условиями (катастрофы, аварии, стихийные бедствия).
  7. Ликвидация организации.
  8. Реорганизация компании.
  9. Иные ситуации, оговоренные российским законодательством.

Однако этот бланк, как и целый ряд других унифицированных форм первичных документов учета, не является обязательным для использования с 01.01.2013 (в соответствии с Информацией Минфина РФ № ПЗ-10/2012). Это значит, что хозяйствующие субъекты вправе разрабатывать и применять собственные формы приказа о проведении инвентаризации.

П. 26 Положения по ведению бухучета, введенного Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 (далее – Положение по ведению бухучета), оговорено, что проведение инвентаризации имущества и обязательств (долгов) является обязанностью любой организации. Данная процедура позволяет обеспечить достоверность сведений, отражаемых в бухучете и фиксируемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности компании.

Ссылка на основную публикацию