Новые разъяснения по соут 2022

Специальная оценка условий труда в 2022 году: изменения, новые правила

Порядок спецоценки регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно ему проводить СОУТ обязан любой работодатель, у которого работники трудятся на рабочих местах — в цехе, на складе, в офисе, на кухне и т. д. Условия труда удаленных работников оценивать не нужно.

СОУТ проводят специализированные фирмы, а не работодатель. Он лишь обращается в подходящую аккредитованную компанию, которая проверит помещения и выдаст заключение. На основании отчета эксперта работодатель заполняет декларацию и подает в трудовую инспекцию.

Поправки повлекут изменения в порядке предоставления декларации. Однако они не существенные, а лишь технические — актуализируют текст документа, исключат ссылки на сроки действия декларации. С 1 марта 2022 года будет применяться уже новая форма, а правила предоставления декларации по СОУТ будут регулироваться новым Приказом Минтруда № 406н от 17.06.2022. До вступления в силу новой формы, работодателю следует применять форму, утв. Приказом Минтруда от 07.02.2022 № 80н.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — оценка рабочих мест на вредные производственные факторы и соответствие показателей установленным нормативам. По результатам такой оценки определяется класс (подкласс) условий труда, на основе которого считаются взносы, закупается спецоборудование, средства индивидуальной защиты и т. д. Чем безопаснее будут условия труда, тем меньше придется доплачивать в бюджет.

Сроки предоставления декларации тоже изменятся. Сейчас мы подаем декларацию в течение 30 дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки, а с 1 марта 2022 года этот срок составит также 30 рабочих дней, но уже со дня внесения сведений о результатах проведения спецоценки в информационную систему.

Как правильно провести СОУТ в 2022 году

В любой организации условия, в которых работают люди, должны соответствовать определенным критериям, установленным законом. Работникам это необходимо, чтобы выполнять свою работу в безопасных условиях, а работодателям — чтобы понимать, чего ещё не хватает для обеспечения персоналу этих условий. О тонкостях проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) рассказала руководитель отдела охраны труда Unicon Outsourcing Мария Гусарова.

После того, как компания приняла решение о проведении СОУТ на своих рабочих местах, работодатель должен сформировать комиссию по специальной оценке и утвердить график её проведения. В комиссии должно быть нечетное количество человек, а возглавлять её должен работодатель или его представитель. Она определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.

  1. Проанализируйте рынок — сравните цены и услуги.
  2. Подготовьте подробное техническое задание к проведению СОУТ.
  3. Запросите коммерческие предложения. Уже на этом этапе можно оценить и отказаться от недобросовестных контрагентов. Например, если вдруг в документе провайдер допустил ошибки в ссылках на статьи регламентирующего федерального закона.

После выбора контрагента с ним заключают договор. Затем в течение пяти дней он обязан предоставить в федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) данные о компании, в которой проводит СОУТ, а взамен получить идентификационный номер, который он обязан сообщить заказчику.

Порядок проведения СОУТ регламентирован федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Документ устанавливает, что любой работодатель — как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели — должен в обязательном порядке проводить СОУТ, если рабочее место сотрудника располагается на территории предприятия.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.

Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.

Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2022 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Эти системы необходимы не только для контроля безопасности производственных процессов, но также для обеспечения взаимодействия с трудовой инспекцией — работодатели имеют право предоставить инспекторам удаленный доступ к наблюдению за безопасным производством работ.

После проведения указанных мероприятий проводится внеплановая СОУТ на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтверждают снижение класса условий труда, работу можно возобновлять. Если класс условий труда не снизился, работодатель должен предложить сотрудникам другую работу, поскольку эти рабочие места ликвидируются, а должности сокращаются. Специалисты рекомендуют работодателям до марта 2022 года провести мероприятия, чтобы снизить класс опасности рабочих места.

Рекомендуем ознакомиться:  Льготный Проезд Для Студентов Колледжа В 2022

Кроме того, введена новая норма, на основании которой закреплена обязанность работодателя, производящего работы или оказывающего услуги на территории, подконтрольной другому работодателю, заблаговременно согласовывать с ним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья сотрудников на этой территории (ч. 4 ст. 214 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ).

За безопасность на рабочих местах отвечают не только работодатели, но и сами сотрудники — они должны соблюдать требования по охране труда. Это их обязанность, которая указана в ч. 2 ст. 21 ТК. Для обеспечения выполнения сотрудниками этой обязанности в кодекс внесли изменения, согласно которым у работодателя появляется право требовать от сотрудников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ).

Кроме того, нужно учесть, что в 2022 году были регламентированы новая форма и правила сдачи декларации соответствия труда госнормам по охране труда. Это нужно учитывать с марта 2022 года. Также с марта будет действовать Закон от 02.07.2022 г. № 311-ФЗ, на основании которого внесли корректировки в некоторые нормы Трудового кодекса, регулирующие вопросы охраны труда.

Ознакомление работников с результатами. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки на их рабочих местах. Работники могут согласиться с результатами или представить письменные возражения, которые работодатель должен будет рассмотреть и при необходимости принять решение о проведении внеплановой проверки.

  1. Виды работ и услуг по специальной оценке условий труда.
  2. Сроки выполнения работ и оказания услуг по СОУТ.
  3. Стоимость выполнения работ по проведению спецоценки и порядок оплаты.
  4. Права и обязанности работодателя при проведении СОУТ.
  5. Права и обязанности специализированной организации при проведении СОУТ.
  6. Ответственность сторон в случае неисполнения обязательств по договору.

Оценка условий труда заключается в измерениях вредных факторов, которые воздействуют на
работника в ходе трудовой деятельности. Но трудоценочные организации ничего, как правило, не
измеряют, а даже если бы и захотели измерить, не смогли бы.
Во-первых, факторы, воздействующие на работника, не имеют конкретного времени воздействия.
Вредный фактор может воздействовать на работника 99 % рабочего времени, а может
воздействовать 1 % рабочего времени. Достоверно определить время воздействия невозможно,
поскольку это непостоянная величина. Минтруд считает, что необходимо определять время
воздействия вредного фактора методом опроса работников и руководителей и с помощью
составления фотографии рабочего дня. Такой метод называется ОБС (одна бабка сказала). При
использовании метода ОБС возникает очень высокая погрешность, следовательно низкая
достоверность полученных результатов. Зачем тогда Минтруд требует от лабораторий
аккредитацию в ФСА, поверку приборов, аттестованные методики и прочее? И зачем тогда
вообще нужна лаборатория, если методом ОБС можно сразу определить класс условий труда? От
времени воздействия зависит степень воздействия, которую «измеряют» трудоценочные
организации.
Во-вторых, вредными факторами управляет сам работник, а не трудоценочная лаборатория.
Уровень воздействия вредного фактора тоже невозможно определить достоверно, поскольку, как
и время воздействия, это непостоянная величина и зависит полностью от того, кто этим фактором
управляет. Штатный технологический процесс или не штатный трудоценщикам неизвестно.
Например, как измерить шум от какого-либо оборудования, если этим оборудованием управляет
оператор и самостоятельно регулирует уровень шума? Тоже пользоваться методом ОБС?
В-третьих, зачастую, невозможно определить место проведения измерений, поскольку работник
не стоит на месте. При выявлении нескольких рабочих зон, невозможно достоверно определить
процент нахождения в каждой рабочей зоне.
В-четвертых, вопреки положениям ФЗ-426, ФЗ-412 трудоценочные организации и лаборатории не
являются независимыми. Их деятельность, зависит от заказчика услуги, который платит деньги и
от Минтруда, который регулирует их деятельность и выдаёт лицензии трудоценочному бизнесу.
Таким образом, СОУТ – это не только результат преступного сговора, но ещё и законодательная
ошибка.

Декларирование соответствия условий труда. Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.

Порядок возмещения работникам не полученного своевременно лечебно-профилактического питания вследствие действий работодателя разрабатывается с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включается в коллективный (трудовой) договор.​

Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке​

Для сравнения: ​в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Отличительная особенность нового проекта – подробно расписан пункт внесения изменений и дополнений в Перечень. Изменения могут вноситься на основании предложений федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений профсоюзов и объединений работодателей с предоставлением соответствующих обоснований.​

Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа Минтруда России «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». В случае принятия положения проекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Рекомендуем ознакомиться:  Основные Средства Амортизационные Группы В 2022 Году

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

С 01.03.2022 вводится новая форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (приказ Минтруда от 17.06.2022 № 406н). Так же приказом № 406н утверждены порядок подачи деклараций по СОУТ и порядок формирования и ведения их реестра. Они заменят форму, порядок подачи, порядок формирования реестра, утв. приказом Минтруда от 07.02.2022 № 80н.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация) оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ. Это следует из ч. 1 ст. 11 названного Закона.
Подача декларации в ГИТ — это обязанность работодателя.
Подробнее о декларации читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа Минтруда России «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». В случае принятия положения проекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Изменения по охране труда с 1 марта 2022 года

Кроме того, нужно учесть, что в 2022 году были регламентированы новая форма и правила сдачи декларации соответствия труда госнормам по охране труда. Это нужно учитывать с марта 2022 года. Также с марта будет действовать Закон от 02.07.2022 г. № 311-ФЗ, на основании которого внесли корректировки в некоторые нормы Трудового кодекса, регулирующие вопросы охраны труда.

Эти системы необходимы не только для контроля безопасности производственных процессов, но также для обеспечения взаимодействия с трудовой инспекцией — работодатели имеют право предоставить инспекторам удаленный доступ к наблюдению за безопасным производством работ.

  • порядок применения этих систем регламентирован локальной документацией работодателя, и с ней ознакомлены все сотрудники;
  • при организации наблюдения за сотрудниками соблюдаются их права на неприкосновенность частной жизни, т.е. фиксируются лишь те обстоятельства, которые связаны с выполнением трудовых функций.

С 1 марта 2022 года будет введен запрет на работу в опасных условиях (ТК дополнена ст. 214.1). Работодатель будет обязан остановить работу на тех местах, условия работы на которых относятся по результатам СОУТ к 4 классу опасности (с. 5 ст. 14 Закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ). В период этой приостановки сотрудники либо не работают (средний заработок за ними сохраняется), либо переводятся на другую работу (оплата не ниже среднего заработка по прежней работе), о чем указано в ст. 216.1 ТК. Срок приостановки работы зависит от того, как быстро компания устранит основания, из-за которых установили опасный класс условий труда. Устранение проводится на основании специального плана мероприятий, копию которого работодатель направляет в территориальную инспекцию по труду.

При возникновении ситуации, когда СОУТ еще не проведена, к примеру, компания только создана или в ней формируются новые рабочие места, работодатель должен установить, какие условия труда на них возникают. Ранее компании могли использовать перечни должностей сотрудников, работающих во вредных и опасных условиях и обеспечивать их СИЗ до проведения СОУТ. На основании новой ст. 221 ТК у работодателей появилась жесткая привязка необходимости обеспечить СИЗ к результатам СОУТ. Соответственно, спецоценку нужно провести как можно быстрее, и лишь по ее результатам при выявлении вредных факторов (3 или 4 класс) работодатель обеспечивает этих сотрудников СИЗ.

Рекомендуем ознакомиться:  Где дают квартиры очередникам по ипотечному кредитованию в москве в 2022 2022гг?

Для составления положения о системе управления охраной труда за основу рекомендуем взять Примерное положение о системе управления охраной труда. В указанные нормы можно внести корректировки в соответствии со спецификой вашего предприятия. В акте следует указать политику охраны труда, процедуры, необходимые для достижения цели (например, СОУТ, оценка профессиональных рисков, проведение обучения и медосмотров сотрудников и др.).

Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, суть которых состоит в возможности самостоятельного определения работодателем перечня правил и инструкций по охране труда, не противоречащих законодательству (ст. 211.2 ТК РФ).

Следует учитывать все указанные выше положения при составлении положения о системе управления охраной труда, установить порядок реализации мероприятий по минимизации профессиональных рисков. Кроме того, реализовывать мероприятия по улучшению условий труда нужно на постоянной основе.

— незамедлительное сообщение непосредственному руководителю об обнаруженных неисправностях используемого им оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, а также приостановление работы до их устранения (подп. 6 п. 1 ст. 215 ТК РФ);

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, закрепивший положения об обращении работодателя за проведением экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда, соответствия ей фактическим условиям, установленным на производстве (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).
Приказ Минтруда России от 29.10.2022 № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

С 30.12.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2022 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Утверждена новая форма декларации. С ней можно ознакомиться в приложении 1 к Приказу № 406 н. Подать документ можно будет в бумажной или электронной форме. Теперь если декларация не соответствует утвержденной форме, в ГИТ откажутся принимать документ. Работодателю вернут документ в течение десяти рабочих дней почтовым отправлением и укажут причину отказа (пп. 6, 7 приложения 2 к Приказу № 406 н).

Теперь за точку отсчета в новом Порядке подачи декларации (п. 4 приложения 2, утв. приказом Минтруда от 17.06.2022 № 406 н, далее — Приказ № 406 н) берется не дата утверждения отчета о проведении СОУТ, а дата внесения сведений о результатах спецоценки во ФГИС СОУТ. Исполнитель обязан об этом уведомить работодателя официально в течение трех дней. А работодатель в течение 30 рабочих дней передает документы в территориальный орган ГИТ.

К заявлению теперь нужны еще заверенные копии документов организации, которая ее провела: уведомление о регистрации в реестре организаций СОУТ, сертификаты экспертов, аттестаты аккредитации. Если отчет утвердили после 1 января 2022 года, на госэкспертизу представьте также сведения о его размещении в ФГИС СОУТ (п. 12 Порядка, утв. приказом Минтруда от 29.10.2022 № 775 н, далее — Порядок № 775 н).

Дополнительно орган госэкспертизы может запросить договор на услуги спецоценки, график ее проведения, перечень используемого оборудования, сырья и материалов, характеристики выполняемых работ, рабочие или должностные инструкции, инструкции по охране труда, паспорта на оборудование, руководства по его эксплуатации (приложения 1, 2, утв. Приказом № 775 н).

С 01.03.2022 вводится новая форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (приказ Минтруда от 17.06.2022 № 406н). Так же приказом № 406н утверждены порядок подачи деклараций по СОУТ и порядок формирования и ведения их реестра. Они заменят форму, порядок подачи, порядок формирования реестра, утв. приказом Минтруда от 07.02.2022 № 80н.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация) оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ. Это следует из ч. 1 ст. 11 названного Закона.
Подача декларации в ГИТ — это обязанность работодателя.
Подробнее о декларации читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.

Минтруду удалось запутать специалистов по охране труда

https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/159843 — здесь прямо указано, что «При введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, следует в ближайшее время после их вступления в законную силу провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда.»

В письме утверждается, что согласно Постановлению от 13 января 2003 года №1/29 работодатели обязаны провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда всех работников независимо от срока проведения предыдущей проверки знаний, при этом осуществляется проверка знаний только этих новых и измененных законодательных и нормативных правовых актов.

В ходе беседы представитель Роструда дал однозначную позицию надзорного органа в отношении сроков проведения внеочередной проверки знаний в связи с вступлением в действие 1 марта 2022 года изменений в Трудовом законодательстве в сфере охраны труда.

Учитывая повышенный интерес и активное обсуждение данной публикации, мы прикрепляем к новости видеозапись онлайн встречи, организованной АНО «Тюменский Межрегиональный Центр Охраны Труда» с заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Тюменской области (по охране труда) Ташлыковым В.П.

https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/159884 — Здесь говорится о необходимости проведения внеочередной проверки знаний по ОТ ПРИ ВВЕДЕНИИ новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. Конкретный срок внеочередной проверки знаний законодательством не установлен и определяется работодателем.

Ссылка на основную публикацию