Инвентаризация основных средств в 2022 году в казенных учреждениях

  • необходимо обеспечить сотрудников техникой и организовать защищенные каналы связи в целях соблюдения информационной безопасности;
  • выделить место хранения видеозаписей на сервере и обеспечить их резервное копирование;
  • и, конечно же, предусмотреть такой способ положениями локальных актов для применения в работе.

Один из обязательных этапов подготовки к годовому отчету – проведение инвентаризации. И мы не устаем напоминать о важности этой процедуры, ведь контролирующие органы из года в год фиксируют факт непроведения инвентаризации в качестве нарушения. Да, само по себе это не влечет штрафа, однако может стать для ревизоров поводом для сплошной или выборочной проверки наличия имущества в рамках контрольных мероприятий. И здесь уже выявление недостачи или излишков будет свидетельствовать об искажении показателей учета и отчетности, а значит, станет основанием для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП. А вот неотражение результатов проведенной инвентаризации в учете – это прямой повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП за грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности.

Более того, результаты проведенной инвентаризации ревизоры могут признать недействительными, а значит в этом случае инвентаризация также не сможет подтвердить достоверность годовой отчетности. Это возможно, если выяснится, например, что согласно Табелю кто-то из членов инвентаризационной комиссии при проведении подсчетов, обмеров, иных инвентаризационных действий находился в командировке, на больничном, в отпуске и т.д. Как быть, если член инвентаризационной комиссии отсутствует? Ответ – здесь.

В зависимости от объекта инвентаризации используются свои унифицированные формы бланков. Подтверждением проведения инвентаризационных мероприятий являются Инвентаризационные описи. Отсутствие оформленных результатов инвентаризации ревизоры могут рассматривать как недостатки в работе учреждения.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель своим приказом. При больших объемах, подлежащих пересчету, возможно создать центральную инвентаризационную комиссию и отдельные рабочие комиссии. В состав комиссии могут входить представители администрации, сотрудники бухгалтерской службы, специалисты иных структурных подразделений.

Переход на применение ФСБУ 6/2022: ответы на частые вопросы

ФСБУ 6/2022 разрешает компаниям самостоятельно устанавливать лимиты по ОС, но в соответствии со ст. 257 НК РФ под ОС понимается только имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Можем ли мы установить лимит меньше указанной суммы, или лимит должен непременно превышать 100 000 рублей?

Для этого из первоначальной стоимости недвижимого имущество необходимо отнять суммы накопленной амортизации и обесценения. К получившемуся результату требуется прибавить стоимость всех последующих капитальных вложений, связанных с улучшением или восстановлением недвижимости (письмо Минфина от 22.12.2022 № 03-05-05-01/112530).

Нет, не обязательно. ФСБУ 6/2022 допускает возможность перенесения момента начала амортизации на более позднее время. По общему правилу начисление амортизации объекта ОС начинается с даты его признания в бухучете. Однако по решению самой организации допускается начинать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете.

Организация может не применять ФСБУ 6/2022 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2022 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2022 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии

Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения. Подтверждение — в пп. 79–81 СГС «Концептуальные основы учета», п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 № 09АП-14783/2022, 09АП-18865/2022 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

Оценочное значение — это когда показатели для бухучета и отчетности рассчитывают приблизительно на основе прогнозов, экспертных заключений и профессиональных суждений, так как определить его точное стоимостное выражение невозможно (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Если оценочное значение меняется, его результаты в бухгалтерском учете и отчетности признают в том отчетном периоде, когда произошло изменение, а также в будущих отчетных периодах, на которые оно может повлиять.

Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2022 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).
  1. Заполнение отчетных документов:
  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — сведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2022 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

альтернативный п. 49 Стандарта. Данный способ допускает не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения настоящего Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с настоящим Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии с настоящим Стандартом.

Расчет ОС согласно документу можно начать применять досрочно в 2022 года, но если вы этого не сделали, то начиная с 01 января 2022 года такой учет обязаны уже применять все организации, единственное исключение, данный Стандарт не применяется организациями бюджетной сферы (п. 2 ст. 1 ФСБУ 6/2022).

Рекомендуем ознакомиться:  Прожиточный Минимум В Петербурге 2022

4. Первоначальную цену ОС изменяет величина оценочного ликвидационного обязательства (это обязательства рисков и неопределенностей, а также достаточно вероятных будущих событий). Не забудьте, что изменения подтверждается документально. Сч. 01 не трогаем, сальдо не корректируется.

7. П. 15 ФСБУ 26/2022 предусмотрено, если в ходе осуществления капитальных вложений (например, при проведении пусконаладочных работ, испытаний) организация получает продукцию, вторичное сырье, другие материальные ценности, которые намерена продать или иным образом использовать, расчетная стоимость таких ценностей вычитается из величины капитальных вложений. При этом расчетная стоимость полученных ценностей определяется исходя из их справедливой стоимости, чистой стоимости продажи, стоимости аналогичных ценностей и не может быть выше суммы затрат, из которой вычитается эта стоимость. К данному расчету можно отнести и материальные ценности, оставшиеся неиспользованными при осуществлении капитальных вложений.

6. Как оценить капитальные вложения на условиях длительной отсрочки (рассрочки) если в договоре не выделены проценты. Учитывая п. 12 ФСБУ 26/2022 осуществлять капитальные вложения необходимо на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, в капитальные вложения включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной денежных средств, подлежащих уплате в будущем, учитывается в порядке, аналогичном порядку, установленному Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), то есть учитываем как займы.

Бюджетный учет основных средств в 2022 году (нюансы)

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.
  • Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Например, в бюджетном учреждении согласно приказу 174н, он имеет следующие группы счетов:010610000 «Вложения в недвижимое имущество»;
  • 010620000 «Вложения в особо ценное движимое имущество»;
  • 010630000 «Вложения в иное движимое имущество»;
  • 010640000 «Вложения в объекты финаренды»;
  • 010660000 «Вложения в права пользования НМА»;
  • 010690000 «Вложения в имущество концедента».
  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне зависимости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2022 году

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

  • Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
  • Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2022 году для казенных учреждений;
  • Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
  • Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
  • методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Казенным организациям необходимо скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бухучета, то есть обновить учетную политику. Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2022 года. Проверьте, все ли изменения включены в учетную политику на 2022 год в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2022 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2022 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

Отличительной особенностью учета в казенных организациях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Если вы оформляете Инвентаризационные описи на бумаге, то следует помнить, что заполняя сведения о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации, учреждение очень рискует. Информация о фактическом наличии объектов в графы 5-9 Инвентаризационной описи (ф. 0504087) должна быть внесена непосредственно в процессе проведения инвентаризации и только после проверки их фактического наличия. Заполнение таких сведений до проведения самой проверки может свидетельствовать о том, что инвентаризационные описи были составлены формально, без проведения процедуры инвентаризации и не могут служить подтверждением фактического отсутствия или наличия поименованных в них активов и обязательств. Признаки формальности проверяющие могут увидеть и в случае одновременной фиксации остатков имущества на 1 января по значительному количеству мест хранения, например, нескольким складам, без приостановления их деятельности на время пересчета, обмера, взвешивания и т.д. Это значит, что и в таких случаях проверяющие могут инициировать проведение инвентаризации, и в случае выявления несоответствий фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета – оштрафовать учреждение и/или его должностных лиц по ст. 15.15.6 КоАП.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель своим приказом. При больших объемах, подлежащих пересчету, возможно создать центральную инвентаризационную комиссию и отдельные рабочие комиссии. В состав комиссии могут входить представители администрации, сотрудники бухгалтерской службы, специалисты иных структурных подразделений.

Методической информации о процедуре проведения инвентаризации, об отражении результатов в учете, о нюанса проведения инвентаризации всех видов активов и обязательств более чем достаточно. Но мы понимаем, что у бухгалтера просто нет времени все это читать. Поэтому остановимся на основных аспектах проведения инвентаризации и самых важных нюансах:

Один из обязательных этапов подготовки к годовому отчету – проведение инвентаризации. И мы не устаем напоминать о важности этой процедуры, ведь контролирующие органы из года в год фиксируют факт непроведения инвентаризации в качестве нарушения. Да, само по себе это не влечет штрафа, однако может стать для ревизоров поводом для сплошной или выборочной проверки наличия имущества в рамках контрольных мероприятий. И здесь уже выявление недостачи или излишков будет свидетельствовать об искажении показателей учета и отчетности, а значит, станет основанием для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП. А вот неотражение результатов проведенной инвентаризации в учете – это прямой повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП за грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности.

  • необходимо обеспечить сотрудников техникой и организовать защищенные каналы связи в целях соблюдения информационной безопасности;
  • выделить место хранения видеозаписей на сервере и обеспечить их резервное копирование;
  • и, конечно же, предусмотреть такой способ положениями локальных актов для применения в работе.

Новые редакции Инструкций NN 157н, 191н и 33н: обзор запланированных изменений 2022-2022 гг

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2022 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2022 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

Рекомендуем ознакомиться:  Какая госпошлина платится при получении дубликата свидетельства о смерти в луганске в 2022г

4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2022 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2022 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

Если по результатам отчетного года отражаются незавершенные финансовые вложения (в графе 2 Сведений (ф. 0503171), то причины наличия таких показателей (не нулевых) раскрываются текстовыми пояснениями к Сведениям (ф. 0503171) в Разделе 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» Пояснительной записки к Балансу (ф. 0503130).

8.3. Дополнительно главные распорядители средств федерального бюджета обеспечивают представление в срок с 21 марта 2022 года до 25 марта 2022 года Сведений о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (ф. 0503128 ФАИП).

Показатель по счету 1 206 41 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям» (КВР 612, 622) Сведений (ф. 0503169) выверяется на соответствие разницы показателей сводных Сведений (ф. 0503769): остатка по кредиту счета 5 401 40 152 «Доходы будущих периодов от поступлений текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и остатка по дебету счета 5 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н),

Представление бюджетной отчетности получателей средств федерального бюджета, бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, а также составление распорядителями, главными распорядителями сводной (консолидированной) отчетности на основании указанной отчетности осуществляется в соответствии с пунктами 288 — 292 Инструкции N 191н.

Инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности может проводиться до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года). Вместе с тем, по мнению специалистов Минфина России, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина России от 22.10.2022 № 02-07-10/81064).

Перед составлением годовой бюджетной отчетности проведение инвентаризации обязательно (п. 7 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н). Нормативными правовыми актами не установлена обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года. Определение сроков проведения инвентаризации находится в компетенции учреждения.

Спецификой учета имущества казны является необходимость сверки данных на счете 108 00 с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами казны на основании информации из реестра имущества публично-правового образования устанавливает финансовый орган соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату (п. 145 Инструкции № 157н).

Рекомендуем ознакомиться:  Расчет Декретных В 2022 Году Калькулятор Онлайн

Проводить инвентаризацию нефинансовых активов, составляющих казну, путем сверки данных бюджетного учета с данными из реестра государственной (муниципальной) казны необходимо не реже чем на отчетную дату (ежегодно). Орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом вправе установить в учетной политике более частую периодичность проведения инвентаризации имущества казны, например, поквартально либо на дату формирования бухгалтерских записей на сумму изменения реестра.

Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2022 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2022 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

  • в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
  • для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
  • в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.

Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Отличительной особенностью учета в казенных организациях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Помимо прочего, при инвентаризации недвижимости проверьте наличие документов (свидетельств о государственной регистрации права собственности и др.), подтверждающих право собственности на эти объекты (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации). Убедитесь, что реквизиты документа, подтверждающего право собственности, указаны в инвентарной карточке объекта.

Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе основных средств, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других основных средств, но с учетом некоторых особенностей.

В ходе инвентаризации основных средств оформляют инвентаризационные описи (акты инвентаризации) отдельно по каждому месту нахождения ОС и материально ответственному лицу. Их составляют как минимум в двух экземплярах (п. п. 1.3, 2.5 Методических указаний по инвентаризации). Один экземпляр передают в бухгалтерию, а второй — материально ответственному лицу.

4) Специально выявляйте основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, а также объекты, длительное время не используемые в производственном процессе или для управленческих нужд. Составляйте на них отдельные описи (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Это необходимо для того, чтобы своевременно принять в отношении этих ОС решение о списании или продаже (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Обязательную инвентаризацию основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в отличие от других активов, разрешено проводить один раз в три года (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации). Такую инвентаризацию называют годовой.

Учет имущества в 2022 году: 10; горячих; вопросов

  • в части земельных участков, на которые не разграничена государственная собственность, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости и не закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования, но которые используются (например, передаются в возмездное и безвозмездное пользование): счет 103 13, забалансовые счета 25 (возмездное пользование) или 26 (безвозмездное пользование);
  • в части земельных участков, на которые разграничена государственная собственность, как внесенных, так и не внесенных в государственный кадастр недвижимости, не закрепленных за организациями бюджетной сферы, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, независимо от факта их использования: счет 108 55;
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которые разграничена государственная собственность: счет 108 55 (до регистрации в ЕГРН) или забалансовый счет 26 (после регистрации в ЕГРН);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которые не разграничена государственная собственность: счет 103 13 (до регистрации в ЕГРН) или забалансовый счет 26 (после регистрации в ЕГРН).

Учет имущества — тема всегда актуальная для любого бухгалтера организации бюджетной сферы. Казалось бы, в последние годы Минфин России ввел специальные стандарты для учета основных средств, материальных запасов, нематериальных и непроизведенных активов, но вопросов от этого меньше не становится. Даже наоборот, к «классическим» вопросам добавляются те, что возникают при попытке применить новые стандарты. В статье мы рассмотрим 10 вопросов по учету имущества: и те, которые всегда волновали бухгалтеров, и те, которые появились совсем недавно.

  • на статью 310 КОСГУ в части стоимости самого основного средства;
  • на подстатью 228 КОСГУ в части стоимости работ, услуг, необходимых для доведения объекта основного средства до состояния, пригодного для эксплуатации. Например, расходы на доставку основного средства, включаемые согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов в его первоначальную стоимость (относимые в дебет счета 106 01), относятся на подстатью 228 КОСГУ, но не на подстатью 222 КОСГУ. На код 222 КОСГУ расходы по доставке основного средства могут относиться тогда, когда комиссией принято решение о том, что они не формируют первоначальную стоимость основного средства.
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, до регистрации в ЕГРН: забалансовый счет 01*(9);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, после регистрации в ЕГРН: счет 103 11.

Если же речь идет о возврате материальных запасов, которые при передаче в личное пользование сотруднику списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 27*(14), то их возврат отражается с применением счета 0 401 10 172 и уменьшением забалансового счета 27*(15):

Такое имущество нужно учитывать в качестве товаров или готовой продукции. Это следует из пп. «в» п. 4 ПБУ 6/01 и п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Инвентаризацию такого имущества обязательно проводить ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Его инвентаризацию проводят в порядке, действующем для запасов.

Указывайте в описях остаточную (балансовую) стоимость каждого объекта или группы объектов ОС. Если будет установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи сведения об измененной балансовой стоимости (в составе данных о фактическом наличии) (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации).

В рамках этой инвентаризации необходимо проверить все имеющиеся основные средства, потому что ее целью является обеспечение достоверности отчетных данных. Но вы можете распределить основные средства по группам, с тем чтобы ежегодно в пределах трехлетнего периода инвентаризировать только часть объектов.

В ходе инвентаризации основных средств оформляют инвентаризационные описи (акты инвентаризации) отдельно по каждому месту нахождения ОС и материально ответственному лицу. Их составляют как минимум в двух экземплярах (п. п. 1.3, 2.5 Методических указаний по инвентаризации). Один экземпляр передают в бухгалтерию, а второй — материально ответственному лицу.

Помимо прочего, при инвентаризации недвижимости проверьте наличие документов (свидетельств о государственной регистрации права собственности и др.), подтверждающих право собственности на эти объекты (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации). Убедитесь, что реквизиты документа, подтверждающего право собственности, указаны в инвентарной карточке объекта.

Ссылка на основную публикацию