Если ооо не провела аудититорскую проверку за 2022 годы кроме а будет проводить за 2022 год

Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2022 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2022 года.

  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.

Полезная информация от КонсультантПлюс На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2022 год, но скоро должны появиться и за 2022-й.

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

­2022-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2022 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

В обязательном аудите изменения стали действовать с 2022 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2022 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Кто подпадает под обязательный аудит

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2022 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Рекомендуем ознакомиться:  Договор дду образец 2022

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают, среди прочего, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. В частности, согласно ПБУ 2/2008 это Положение устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда. В соответствии с ПБУ 11/2008 это Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности организаций. Согласно ПБУ 9/99 это Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций. В соответствии с ПБУ 12/2010 это Положение устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

В случае ведения преимущественно электронного документооборота необходимо обратить особое внимание на обеспечение конфиденциальности, полноты и достоверности аудиторской документации. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны установить процедуры контроля аудиторской документации, позволяющие обеспечить:

С 1 января 2022 г. утратили силу Указания Банка России от 24 марта 2022 г. N 5419-У «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета вложений в ценные бумаги (кроме векселей), оцениваемые по справедливой стоимости, отдельными некредитными финансовыми организациями» и N 5420-У «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета вложений кредитных организаций в ценные бумаги (кроме векселей), оцениваемые по справедливой стоимости». После прекращения действия этих Указаний все отражаемые на балансовых счетах ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости, подлежат оценке по текущей справедливой стоимости на дату отражения в бухгалтерском учете переоценки этих ценных бумаг в соответствии с Положением Банка России от 1 октября 2022 г. N 494-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях» и Положением Банка России от 2 октября 2022 г. N 606-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций с ценными бумагами».

2. Корректность и полноту представления в бухгалтерской отчетности информации об инвестициях в ассоциированные предприятия, а также соответствие раскрытой информации о вложениях в ассоциированные предприятия в бухгалтерской отчетности информации, отраженной на счетах бухгалтерского учета.

4. Соответствие применяемой методики определения убытка от обесценения вложений в акции дочерних и ассоциированных акционерных обществ, оцениваемых в соответствии с пунктом 10 МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность» 18 по первоначальной стоимости, требованиям МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Как Роспотребнадзор будет проверять предпринимателей в 2022 году

В 2022 году не будет плановых проверок у малого и среднего бизнеса. Останутся внеплановые — они будут проходить по новым требованиям, которые вступили в силу 1 июля 2022 года (закон 248-ФЗ). Закон добавляет новые виды контрольных мероприятий — почти все они проводятся без предупреждения. Но есть и хорошие новости: сроки проверок сократились, а ещё теперь ИП или компания может получить «знак качества» и бесплатную консультацию от Роспотребнадзора.

Если проверка документарная, Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов, которые нужны для проверки. Вместе с ним придёт копия приказа о проверке. Роспотребнадзор не должен требовать документы, которые может запросить у других госорганов, например налоговой.

2. Обратитесь в прокуратуру. Если вы отправили жалобу в Роспотребнадзор и ответ вас не устроил, подайте заявление в прокуратуру. Вам ответят в течение 30 дней. Если прокуратура найдёт серьёзные нарушения в работе Роспотребнадзора, всё решится в суде.

Прикрепите к жалобе копию акта проверки, предписания или постановления и документы, которые могут подтвердить вашу правоту. Если нужно, запросите их у Роспотребнадзора. Допустим, у вас столовая. Роспотребнадзор штрафует вас за то, что питьевая вода, на которой вы готовите, не соответствует СанПиН. Вы считаете, что в этом виновата водоснабжающая организация. Попросите у Роспотребнадзора результаты проверки водоснабжающей организации.

Если работа компании или ИП может нанести кому-то вред или предприниматель не первый раз нарушает требования — ему будут грозить штрафы, конфискация товара или приостановка деятельности. А если нарушение санитарных норм привело к гибели людей или нанесению серьёзного вреда здоровью, может дойти и до лишения свободы.

Налоговая проверка бизнеса не значит, что ИФНС сможет получить любые данные, какие только захочет от любого сотрудника. У проверяемого и проверяющего есть свои права и обязанности. Осуществить проверку малого и среднего бизнеса могут только в присутствии собственника (руководителя) или доверенного лица. Только руководители или доверенное лицо могут давать отчет о ведении финансовой и хозяйственной деятельности организации (ИП). Сотрудники же могут давать разъяснения только касательно своей работы и в рамках занимаемой должности, а не комментировать работу всей фирмы.

    организации и предприниматели, деятельность которых может представлять опасность для граждан, или является государственной тайной. вредные производства, ИП и организации, где были выявлены нарушения за последние три года, организации, у которых в течение последних трех лет был дисквалифицирован руководитель, ИП и организации,деятельность которых приостанавливалась в последние 3 года по решению контролирующих органов, ИП и организации, которые временно или полностью лишались лицензии за последние 3 года, организации и предприниматели с лицензируемыми видами деятельности, фирмы, которые должны проводить финансовый аудит на обязательной основе, предприятия атомной промышленности.

    Поручение президента или правительства РФ относительно организации, индивидуального предпринимателя или физического лица. Если проверка осуществляется в рамках предписаний предыдущей проверки, например, ИП должен показать, что приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы жизни и здоровья граждан. Если был замечен факт угрозы и причинения вреда жизни и здоровью граждан или имеется опасность возникновения ЧС (такая проверка обычно согласовывается с прокуратурой). Если были выявлены недостоверные сведения в лицензиях и аналогичных документах или проверка осуществляется с перед тем, как восстановить лицензию. Проверка по требованию прокуратуры на основании материалов конкретного дела или обращения граждан. Если был обнаружен факт нарушения законодательства РФ. Приостановка деятельности организации принудительно.

Постановление Правительства России №1520 от 08.09.2022 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» продляет мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Исключением являются:

    Продажи немаркированных товаров для которых маркировка обязательна. Все товары, которые подлежат маркировке в обязательном порядке, должны иметь цифровой код DataMatrix на упаковке. Код нужно считывать при продаже на кассе. Производство, перевозка, продажа и хранение немаркированных товаров может привести к проверкам и крупным штрафам, а в особых случаях даже уголовной ответственности. Весь товар без идентификационных знаков обязательно конфискуют. Если коды маркировки плохо считываются. Произойти подобное может по многим причинам, например, если код просто затерся или покрыт чем-то. Если товар имеет код маркировки, который невозможно считать, его обязательно нужно перемаркировать. Если данные кода маркировки не совпадают с данными в УПД на товар, такой товар подлежит возврату поставщику, его продавать нельзя. Если осуществляется продажа товаров с поддельными кодами маркировки. В таком случае проверка — это не самое страшное. Возможна уголовная ответственность на срок до трех лет.
Рекомендуем ознакомиться:  Свидетельство О Регистрации Юридического Лица 2022

Бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах».

Профессиональный участник рынка ценных бумаг (брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по инвестиционному консультированию), отличный от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, союза этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085- I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующая хотя бы одному из следующих условий:

Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) .

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2022 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Есть исключение: если в 2022 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2022 год до 1 января 2022 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2022 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2022 год.

— Тренды налогового контроля в этом году — снижение количества проверок, увеличение среднего чека, приоритет понуждения перед назначением проверки. Возможно увеличение проверок в отношении физлиц, включая вменение недоимки по зарубежным активам, — считает Кирилл Соппа.

На смену приоритета ВНП как инструмента приходит предпроверочный анализ — это этап изучения бизнеса налоговиками, сбора признаков и доказательств нарушений. Как правило, он включает в себя аналитическую работу, отправку требований бизнесу, побуждения уточниться и доплатить, вызовы на допросы, и так далее.

Вячеслав Василевский, адвокат, управляющий партнер группы компаний «Прометей» добавляет: еще в тренде будут допросы уволенных сотрудников налогоплательщика — с целью поиска обиженных при увольнении, которые могут наговорить всякого про «плохого» работодателя.

— По моему мнению, в вопросе разработки и внедрения комплекса АСК НДС-3 с момента появления слухов о нем ничего не изменилось. Да, ФНС продолжает развивать свои программные ресурсы. Это хорошо видно из планов Минфина на 2022-2024 года. Господин Егоров вполне открыто говорит об интеграции с банками, руководитель ГНИВЦ ещё год назад рассказывал о работе по проектированию архитектуры АИС «Налог-4» на основе технологий импортозамещения. Но думаю, что слухи об АСК-НДС-3 надо оставить в прошлом и ждать от ФНС чего-то гораздо более масштабного.

— Ни в одном известном нам приказе ФНС (в том числе с грифом «дсп») нет ссылок на АСК НДС-3, равно как и в судебной практике. В предпроверочных анализах и ВНП за 2022 год, которые мы сопровождали, тоже есть исключительно ссылки на АСК НДС-2. На сайте ФНС опубликован план деятельности на 2022 год, в котором АСК НДС-3 не упоминается (план на 2022 год еще не опубликован). Одна из причин того, что возникает путаница — то, что вся автоматизированная система налоговиков (в которую в том числе входит АСК НДС-2) называется АИС «Налог-3».

Изменены случаи обязательного аудита

Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:

Организация, имеющая организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2022 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фрондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.

Цель данного изменения – привести данный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Последние установлены Федерльным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Акционерные общества, независимо от финансовых показателей, обязаны проходить обязательный аудит за 2022 год. Акционерное общество обязано предоставить аудиторское заключение в налоговый орган, а так же разместить результаты аудита на портале федресур независимо от финансовых показателей, принадлежности с субъектам МСП, применении специальных налоговых режимов. В отдельных случаях аудиторское заключение акционерного общества предоставляется в Банк России.

Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, союза этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085- I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующая хотя бы одному из следующих условий:

При этом срок давности привлечения к ответственности по-прежнему составляет 3 года со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого оно было совершено (п. 1 ст. 26.27 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 4 ст. 15.2 Федерального закона № 255-ФЗ).

Рекомендуем ознакомиться:  Детское Пособие На Ребенка До 18 Лет В 2022 Году Составляет

Назначение первых стало возможно с 01.01.2022 г. (новый п. 20.1 ст. 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ) на основании жалобы застрахованного лица о нарушении его прав на получение пособий, а также в случае неподтверждения государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, с которыми взаимодействует ФСС, сведений, представленных страхователем.

Новая реальность и новые доминанты контроля потребовали изменений в законодательстве. В новой редакции с 01.01.2022 изложены Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее Федеральный закон № 255-ФЗ) и Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ). Причем большинство новаций сопряжены именно с обновленным порядком проведения проверок.

5. За непредставление формы 4-ФСС в установленный срок оштрафуют на 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более чем на 30 % указанной суммы и не менее 1000 руб.

Законодатель определил, что ФСС имеет право на проведение камеральных и выездных проверок. В прошлые годы были популярны совместные выездные проверки налоговых органов и ФСС, поскольку прежний – зачетный – механизм выплаты пособий объединял сферы интересов двух контролирующих органов. Сейчас оснований для проведения совместных проверок не осталось, однако ФСС активно взаимодействует с ФНС России, делясь информацией. В этой связи интересно ознакомиться с Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. ФНС России № ММВ-23-11/27@, ФСС РФ № 02-11-13/06-5262П 30.11.2022) (ред. от 16.01.2022) (вместе с «Информацией, передаваемой ФНС России в ФСС РФ», «Информацией, передаваемой ФСС РФ в ФНС России»).

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Новые полномочия инспекторов сведут практически к нулю шансы не заплатить по выездной проверке. Вызывает опасение «лимит» обеспечительных мер — вероятно, налоговики будут формально определять объем имущества для ареста, и оспорить их решение вряд ли удастся. Для защиты активов придется быстрее реагировать на налоговые риски на стадии предпроверочного контроля и качественнее юридически структурировать бизнес.

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

Предприятие считается убыточным на протяжении трех последних лет (или более). В первый год обычно ФНС присылает уведомление о том, что организацию могут ликвидировать из-за низкого уровня чистых активов. Во второй год помимо уведомления ФНС ставит организацию на контроль. Если ситуация не исправится, то на третий год налоговая пришлет требование о ликвидации предприятия.

Заявление и документы отправляют в ведомство, которое собирается провести проверку. Например, на сайте Генпрокуратуры ИП Иванов обнаружил, что в мае 2022 года его кафе планируют посетить инспекторы Роспотребнадзора. Соответственно, заявление с пакетом документов ИП Иванов отправляет именно в Роспотребнадзор.

Налогоплательщик на патенте или УСН несколько раз приближался к крайним значениям. Например, ИП на УСН декларировал доход в размере 149,8 млн рублей из 150 возможных на этом режиме. ФНС может посчитать, что предприниматель намеренно дробит бизнес, чтобы сохранить льготы спецрежима и тем самым уйти от уплаты налогов.

Постановлением №1520 от 8 сентября 2022 года Правительство продлило уже действующее до этого освобождение малого и среднего бизнеса от большей части проверок. В частности, можно не ждать визита представителей Роспотребнадзора и Роструда, МЧС и Минпромторга, а также ряда других служб. При этом в отношении налогового, валютного и таможенного контроля послабление не действует.

В 2022 году малый и средний бизнес освободили от львиной доли проверок, однако это не значит, что в двери офиса или магазина не могут постучаться проверяющие. Расскажем, на какие проверки не действует мораторий, а также что делать, если вашу компанию все же собираются навестить инспекторы.

Кабмин запрещает плановые проверки и ограничивает внеплановые для поддержки бизнеса в 2022 году

Во-первых, все плановые проверки, которые уже проводятся, будут прекращены, внеплановые подлежат прекращению с учетом ограничений. Предписание можно будет выдать только в исключительных случаях — например, если есть угроза обороне и безопасности государства или причинен тяжкий вред здоровью человека. При этом все ранее выданные предписания автоматически будут продлены на 90 дней.

В-третьих, абсолютное большинство внеплановых проверок в обязательном порядке будут согласовываться с прокуратурой, отмечают в МЭР. Например, когда в рамках системы управления рисками выявляются факты причинения вреда. «Теперь нельзя будет провести проверку из-за небольших нарушений. Без согласования с прокуратурой можно проверить по следующим основаниям: требование прокуроров, поручение президента или правительства, по программе проверок, а также если бизнес сам обратится для отмены ранее приостановленного разрешения», — уточняется в релизе.

«Мы разработали меры, которые направлены на поддержку бизнеса. Запрещаем плановые проверки, кроме некоторых социальных объектов и объектов с большой долей риска, вводим ограничения для внеплановых», — подчеркнул министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Во-вторых, в рамках плановых проверок будет запрещено проверять все, кроме отдельных социальных объектов в пожарном и санитарно-эпидемиологическом надзоре (примеры: старая деревянная школа с печкой, детский сад с собственной кухней, дом престарелых), опасных производственных объектов второго класса опасности (таких, например, как угольный разрез). Всего будет исключено более 150 тыс. плановых проверок на федеральном и региональном уровне.

Мораторий на плановые проверки и ограничения для внеплановых проверок затронут 100 видов федерального контроля, 33 видов регионального и семь видов муниципального контроля. Мораторий не коснется налоговых, валютных и таможенных проверок — в этих сферах правительством готовятся отдельные решения.

Ссылка на основную публикацию