Штрафы на коммунальные услуги за отсутствие счетчиков 2022

Замена приборов учета в 2022 году: обязанные лица, виды коммунальных услуг и штрафные санкции

С 2009 года в России реализуется концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Именно тогда был принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон № 261). Он ознаменовал новую эру масштабного оприборивания как по общедомовому, так и индивидуальному потреблению.

Она включает совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета). В состав общего имущества АИС включается только в случаях, если установлена за счет собственников помещений в многоквартирном доме.

— установка невозможна без реконструкции, капитального ремонта или создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
— невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида;
— невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета (температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений);
— если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, то установка ОДПУ и ИПУ тепловой энергии отсутствует.

Однако бесплатность распространяется не на все ИПУ, например, по газу ИПУ вводится бесплатно только первый раз, а в дальнейшем (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) за переустановку и переоформление акта ввода нужно оплачивать по установленным для поставщика газа тарифам.

После того, как срок службы счетчика истекает, для его владельца есть два варианта действий:
— заменить прибор учета на новый (то есть, демонтировать прежний, затем установить новый и опломбировать);
— провести поверку прибора учета на очередной межповерочный интервал, который указан в техпаспорте (все данные по поверкам теперь должны отражаться на сайте «Аршин» Росстандарта https://fgis.gost.ru).

Кто платит за; отсутствие; ИПУ в; квартирах муниципального жилфонда

Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:

  • помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
  • отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

Обязательна ли установка счетчика воды в квартире в 2022 г

Та категория граждан, которая не установила для себя индивидуальные приборы учета и в дальнейшем не собирается их устанавливать, объясняет это и высокими, по их мнению, ценами, и затратами времени на их установку, и скорой необходимостью в смене счетчика и т.д. Надо сказать, все эти опасения вполне оправданны и возникли они не на пустом месте.

Теперь, когда вопрос об обязательной установке счетчиков газа уже не стоит (на воду счетчик ставить придется в любом случае), общественность начала изыскивать пути либо вообще этого не делать, либо как это сделать дешевле. К сожалению, как это обычно бывает, от принятия закона до его исполнения уходит много времени и денег обычных граждан.

Согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 2013 года № 776 «Об утверждении правил коммерческого использования воды, сточных вод», ввод счетчиков учета в эксплуатацию для граждан должен быть бесплатным. Так же бесплатной должна быть опломбировка прибора.

Когда в 2009 году принимался упомянутый ранее Федеральный закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, в нем не были прописаны санкции к категории граждан, не исполняющих его. Также дела обстояли и с последующими актами о переносе обязательной оснащенности коммунальных систем установленными счетчиками воды. Законодательством предусмотрено, что люди, не установившие счетчики до 2022 года, не будут оштрафованы или подвергнуты каким либо формам административного наказания.

Непосредственно сам счетчик воды, как правило, уже имеется в наличии у мастеров, которые придут его устанавливать, после предварительного осмотра. Можно купить счетчик самим, после опять же консультации с мастером на предмет технических характеристик и задач прибора.

Управляющую компанию могут оштрафовать на 20 000—30 000 рублей за то, что она не заставила вас установить прибор учета в квартире. Штраф для ресурсоснабжающей организации, которая получает с вас деньги за воду, электричество, газ и тепло, намного выше и составляет 100 000—150 000 рублей.

Долго экономить за счет того, что в квартире живет намного больше людей, чем прописано, не получится. Если коммунальщики это заподозрят, они могут прийти и проверить: составить акт об установлении количества проживающих граждан. Обычно представители коммунальщиков ходят по квартирам в свое рабочее время или вечером. Могут с вашего разрешения зайти в квартиру и посчитать количество людей или спальных мест. Если вы их не пустите, постучат к соседям и спросят о количестве проживающих в вашей квартире.

Рекомендуем ознакомиться:  Декретные Выплаты В 2022 По Минималке

Если владелец квартиры не установит счетчик самостоятельно, он обязан пустить к себе коммунальщиков, которые установят счетчик и обяжут эту установку оплатить. Счетчики можно оплатить в рассрочку до 5 лет с уплатой процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Прямой административной и уголовной ответственности за отсутствие счетчиков нет: ведь человека нельзя наказать за то, что у него не хватает денег на покупку дорогого прибора учета. Ответственность вводят обычно за факт причинения вреда кому-то , а начисления по нормативам чаще всего с лихвой компенсируют реальные затраты воды в квартире. Если же по общедомовому прибору учета воды или электричества «набегает» слишком много, коммунальщики будут искать «протечку». Например, водоканал может наклеить в квартирах антимагнитные ленты на счетчики холодной воды или прийти с проверкой количества жильцов.

Собственники квартир в многоквартирных домах должны платить за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ и бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Размер платы считают по приборам учета, и только если их нет — по нормативам потребления.

Если срок поверки ИПУ истек до начала ковидного моратория, то плата за коммунальную услугу взимается без учета показания счетчика

До пандемии COVID-19 в России действовало правило о том, что после истечения межповерочного интервала поверки прибор учета – счетчик воды, электричества, газа и т.п., – считается вышедшим из строя, а плата за коммунальную услугу, объем которой считал такой счетчик, больше не определяется по его показаниям (первые три месяца – по «среднемесячной» величине за последние полгода потребления услуги, а затем – полтора норматива). Чтобы плата за коммунальную услугу вновь зависела от показаний ИПУ, его нужно было поверить и ввести в эксплуатацию (Письмо Минстроя России от 1 сентября 2022 г. № 34716-ОЛ/04).

  • мораторий касается исключительно тех ИПУ, срок поверки которых (межповерочный интервал) истекает с 6 апреля 2022 включительно и позже,
  • если межповерочный интервал ИПУ истек до 6 апреля 2022 года, расчет размера платы за коммунальную услугу производится без учета показаний такого ИПУ, в соответствии с п. 59 и п. 60 Правил № 354.

Другое дело, если было обнаружено, что электроэнергия потребляется в обход счетчику или зафиксированы нарушения в работе самого прибора (например, сорваны пломбы). Такой подход, конечно, не законен и является серьезным нарушением. И размер ПК может достигнуть 10.

И в других городах России ситуация не радужная. По информации Института естественных монополий из 15 городов-миллионников в 10 превышен предел для услуг ЖКХ. Во главе списка – Омск. Здесь во второй половине 2022 года тарифы выросли на 9%. Среди других городов в список вошли Ростов-на Дону, Воронеж, Екатеринбург.

Введение повышающих коэффициентов (сокращенно — ПК) на коммунальные услуги с 1 января 2022 году вызвало неоднозначную реакцию всего населения страны. Ведь теперь все должны платить за услуги ЖКХ сумму в разы большую. И эта сумма увеличивалась каждый год вплоть до 2022 года. В 2022-м коэффициент остается неизменным.

Сумма выплат за коммуналку по нормативу не покрывает общих расходов на их поставку. Потому что норматив начисляется на количество человек, прописанных на этой жилплощади. Тогда как реально жить там может гораздо большее количество человек. Получается, что часть израсходованных ресурсов остается неоплаченной. И денег на их покрытие у муниципальных властей нет.

Самые высокие расценки традиционно в Москве. За электричество москвичи платят от 5 руб. 92 коп. за кВт/ч. За холодную воду 43 руб. 57 коп. за куб (по счетчикам, не считая водоотведение), за горячую – 211,67 руб. Кстати, если ежемесячно на квартплату уходит больше 10 % бюджета, то жители столицы имеют право на субсидию.

Документ разработал кабмин. В Кодекс об административных правонарушениях планируют внести изменения. Однако пока штрафы за отсутствие умных счетчиков вводить не станут до 2024 года, потому что установить новую технику удалось не везде. Этот вопрос обсудят на пленарном заседании Совета Федерации уже сегодня.

Отметим, что сeтевые компании и поставщики электроэнергии еще с 1 июля 2022 года устанавливают умные счетчики. С января прошлого года их планировалось устанавливать во всех новостройках, а с января текущего года к интеллектуальной системе должны подключаться все приборы учета электричества, передает «Парламентская газета».

Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

ВС РФ проанализировал решения всех предыдущих судов и пришёл к следующим выводам:

  1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
  2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

Рекомендуем ознакомиться:  Стс Нового Образца Без Печати 2022

До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:

  • помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
  • отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

В соответствии с Постановлением Правительства «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель имеет право при наличии индивидуального, квартирного или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать исполнителю или уполномоченному им лицу, а также управляющей организации, товариществу или кооперативу, управляющему многоквартирным домом.

МОСКВА, 9 сен — ПРАЙМ. Плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из показаний приборов учета, передаваемых собственником ежемесячно, за исключением умных счетчиков. Если не передавать показания приборов, то в первые три месяца плата рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а после — по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5. Об этом агентству “Прайм» рассказала ведущий юрист Европейской Юридической Службы Србуи Иващенко.

“Показания счетчика передаются не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета электроэнергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности)», — говорит эксперт.

Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или квартирного прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Придется ли платить больше за коммунальные услуги, если счетчик в квартире вышел из строя

Если собственник не обеспечил допуск представителя управляющей организации, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. В этом случае управляющая организация обязана провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от собственника, отказавшего в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить такой допуск.

1. Управляющая организация направляет собственнику не позднее 14 дней до проверки письменное извещение о дате и времени ее проведения, о необходимости допуска представителя с разъяснением последствий бездействия собственника или его отказа в допуске к приборам учета.

  • неотображения прибором результатов измерений;
  • нарушения контрольных пломб или знаков поверки;
  • механического повреждения прибора;
  • превышения допустимой погрешности показаний прибора;
  • истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Суды отмечают, что перерасчет возможен только при наличии вины (умысла или неосторожности) собственника. Встречаются случаи, когда нарушение целостности пломбы возникло в результате устранения утечек или протечек. В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой оказался житель Омска.

Управляющая организация вправе при очередной проверке без взимания платы установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, которые собственник обязан сохранять.

Капитальный ремонт не входит в жилищно-коммунальные услуги, но условно его относят в эту категорию. Взносы за капремонт включают в платёжные документы по ЖКУ. У некоторых жителей есть мнение, что платить за плановый ремонт крыши, фасадов, фундамента и замену лифтов можно по желанию — но это не так. По закону собственники жилья обязаны платить за капремонт, в случае социального найма жилья чаще всего платит муниципалитет. При неуплате взносов на капремонт применяются отдельные правила начисления пеней.

Самый простой способ — поставить напоминания в телефоне или планшете либо настроить в календаре почтовые уведомления. Включите оповещения на то время, когда будет удобно сразу оплатить все счета — утром перед работой или вечером, когда уже вернётесь домой. Уведомление посреди загруженного рабочего дня, скорее всего, останется незамеченным.

Для погашения долга могут удержать деньги с зарплатной карты, произвести арест имущества и счетов в банке. Какой сценарий исполнить — решают приставы. В первую очередь обычно накладывают взыскание на денежные средства, но если долг намного больше зарплаты — перейдут на имущество.

При этом запрещено отключать отопление и холодную воду. Также любое отключение подачи ресурса не должно нарушать права других жильцов или превращать квартиру в непригодную для проживания. Например, нельзя приостановить подачу газа, если для этого требуется перекрыть общий газопровод.

  • билеты на самолёт, поезд или другие билеты;
  • командировочное удостоверение, справка или другие документы о служебной командировке;
  • справка о нахождении в больнице или санатории;
  • счёт за гостиницу или общежитие;
  • справка из консульства или дипломатического представительства о том, что вы были за границей;
  • загранпаспорт с отметками о выезде и въезде в Россию.

30 октября 2022 года было принято Определение Верховным судом по делу № А68-1493/2022, где было указано, что абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Этот вывод был сделан в отношении водопотребления.

Рекомендуем ознакомиться:  Налог На Прибыль Ооо В 2022

Подход абонетов, по мнению многих судов, настроенных строго формально, свидетельствовал бы о легитимной возможности использования абонентами формально исправных приборов учета в условиях не проведения в отношении них обязательной поверки по истечении установленного межповерочного интервала, что полностью нивелирует позицию законодателя по вопросу самой возможности применения спорного метода учета пропускной способности устройств. При этом суды не смущало, что эта жесткая позиция противоречит здравому смыслу, ведь по сути прибор учета как был исправлен, так и оставался таким, что с поверкой, что без поверки, а суммы за безучетное потребление достигали просто фантастических величин, по нескольку миллионов, что разоряло многие компании, которым приходилось платить или идти в банкротство за по сути нарисованные цифры.

Очень долго долгое время, такие суды, как Арбитражный суд Центрального округа, отклоняли доводы абонентов о том, что на момент проверки ресурсоснабжающей компанией прибор учета находился в исправном состоянии и по результатам последующей поверки спорный прибор учета признан годным к эксплуатации. Суды упорно насчитывали безучетное потребление за период, когда первый период поверки закончился до даты последующей поверки. Никакие экспертизы исправности прибора учета этот подход не изменяли.

Аналогичный вывод в отношение электросчетчиков вошел в обзор практики Верховного суда за 3 квартал 2022 года, где в пункте 25 разъяснено, что потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки.

Сетевые компании и поставщики электроэнергии с 1 июля 2022 года устанавливают умные счетчики. С 1 января 2022 года их должны устанавливать во всех новостройках, а с 1 января 2022 года к интеллектуальной системе должны подключаться все приборы учета электричества.

За не установку приборов учета в КоАП предусмотрены штрафы для юрлиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей. Но установить новую технику удалось не везде. В связи с этим закон переносит срок введения административной ответственности на 2024 год. Документ одобрили на заседании Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству 1 марта.

Оплата За Воду Без Счетчика В 2022 Году Если Никто Не Прописан

Норматив потребления воды на 1 человека без счетчика был рассчитан еще в 20 веке и остается на одной отметке больше 25 лет. В 2022 году показатель также изменений не претерпел. Незначительно варьироваться он может, исходя из конструктивных особенностей здания.

Положения, связанные с оплатой воды по нормативам, то есть без счетчика, приобрели в последнее время правовое и экономическое обоснование. В частности, правила, регламентирующие подачу коммунальных услуг, которые были введены Постановлением Правительства РФ № 354, четко регламентируют порядок вычисления сумм оплаты за коммунальные услуги, однако этот акт не устанавливает саму норму использования водных ресурсов населением.

Кроме этого, в целях стимулирования приобретения счетчиков Правительством Российской Федерации устанавливаются увеличивающие стоимость ресурсов коэффициенты, которые приумножают конечную стоимость услуг водоснабжения. Таким образом, с учетом этого значения, для домовладений и квартир формула расчета выглядит таким образом:

Штрафов за отсутствие счетчиков нет. Но хозяина квартиры «наказывают» повышенной квартплатой. Если нет механических препятствий для монтажа ИПУ, но собственник отказывается их ставить, тогда оплата за использованную воду определяется с помощью повышенного коэффициента. Цифра получается весьма внушительной.

Потребление воды без счетчика значительно увеличивает сумму в квитанции. Особенно если учитывать, что стимулирующие меры будут постепенно ужесточаться. Связано это с тем, что государство стремиться минимизировать возможность различных манипуляций с оплатой использованного ресурса. Например, если по факту людей проживает одно количество, а прописанных гораздо меньше.

Нужна ли поверка счетчиков воды в 2022 году

Контроль счетных устройств, прежде всего, важен для самих собственников. Не редко встречаются как бракованные устройства. Так и просто изношенные. Из-за неправильных подсчетов потребитель может получать неправильные счета, что приводит не только к проблемам с бюджетом самого собственника, так и к путанице в экономических отчетах в самой управляющей компании.

На данный момент поверка счетчиков воды в 2022 и других годах вызвана, прежде всего, высокой изнашиваемостью устройств. Вращающаяся каретка стачивается, из-за чего подсчет и контроль потребляемой жидкости ведется неправильно. Из-за неправильного подсчета возникают экономические нестыковки, которые могут вылиться в минус доя бюджета жителей помещения или управляющей компании.

  • Резкие изменения показаний в количестве потребляемой жидкости. К примеру, если за последние два месяца помещение потребило одно количество воды, а в следующий месяц показания упали на 40 и более процентов. Это может свидетельствовать либо о поломке внутри счетного устройства, либо о неправомерном вмешательстве в работу счетного устройства.
  • Нарушение целостности поставленных пломб. Пломба – является маяком целостности корпуса устройства. Ненарушенная пломба свидетельствует о том, что корпус устройства не разбирался, следовательно, в него не осуществлялось постороннее вмешательство. Нарушение целостности пломбы говорит о попытке проникновения в корпус устройства и о предположительном вмешательстве в его процесс работы с целью уменьшения показателей. Такие действия караются административными штрафами в большом объеме.
  • Потеря паспорта на устройство. Если во время проверки пользователь счетчика не может предоставить паспорт на счетчик, производится полная проверка с целью выявить использование несертифицированного образца изделия и правильности подсчетов установленного счетчика.

В менее населенных пунктах минимальная цена начинается от порога в 500 рублей, а максимальный предел стоимости достигает 1500-2000 в зависимости от населенного пункта. Как и в столице, ценообразование на частные услуги регулируется проверяющими компаниями, занесенными в реестр Расстандарта.

Новый закон о проверке счетчиков никак не регулирует стоимость проверки от лица частных компаний. Стоимость, в большинстве случаев, зависит от региона. Например, для Москвы минимальный ценовой порог составляет 900-950 рублей. Максимальный может достигать 2500-3000 рублей, в зависимости от самой компании и ее расценок.

Ссылка на основную публикацию