Рассчитать квоту на инвалидов 2022

Рассчитать квоту на инвалидов 2022

Уточняется, что при расчете размера квоты нужно учитывать среднесписочную численность работников организации или ИП, но без учета работников филиалов и представительств работодателя, которые расположены в других субъектах РФ. Среднесписочная численность определяется в соответствии с указаниями, утв. приказом Росстата от 27.11.2022 № 711. Подробнее о правилах расчета читайте в статье.

  • если численность работников превышает 100 человек, квота устанавливается от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников;
  • если численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, квота устанавливается в размере не более 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Обособленные подразделения организации (филиалы и представительства) также должны рассчитать квоту для трудоустройства инвалидов отдельно от головной организации. При расчете они должны применять законодательство того субъекта РФ, в котором они расположены. Размер квоты зависит от среднесписочной численности работников филиала или представительства.

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Министерства труда и социального развития Краснодарского края

Принято постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик «О квотировании рабочих мест в муниципальном образовании город-курорт Геленджик для трудоустройства отдельных категорий граждан Российской Федерации, испытывающих трудности в поиске работы, на 2022 год»

Обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов возлагается на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края и имеющих численность работников более 35 человек, без исключения. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

С 01.03.2022 квота по трудоустройству граждан с инвалидностью считается выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. В случае невозможности создания или выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты работодатель вправе заключить соглашение об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места с другой организацией. Работодатель, которому установлена квота для приема на работу инвалидов (направляющая сторона), направляет обратившихся к нему лично либо по направлению органов службы занятости инвалидов к другому работодателю (принимающая сторона), а принимающая сторона создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимает на работу инвалидов за счет средств направляющей стороны и в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов. При этом принимающая сторона не освобождается от обязанности по квотированию рабочих мест. Трудоустройство инвалидов осуществляется на основании трудового договора, заключенного между инвалидом и принимающей стороной. Обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов считается выполненной направляющей стороной с момента создания либо выделения рабочих мест и трудоустройства на них инвалидов принимающей стороной.

Особенности производственной деятельности не позволяют принимать на работу граждан, имеющих инвалидность. Существуют ли альтернативы квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов? Возможно ли, учитывая специфику организации, освободить работодателя от выполнения квоты?

Таким образом, в случае отсутствия возможности трудоустройства инвалида в счет выполнения квоты у себя, в рамках договорных отношений с другим юридическим лицом компания может выполнить обязанность по исполнению квоты для трудоустройства инвалидов при их занятости в любой другой организации. При этом если организация с которой заключено соглашение тоже имеет обязательства по квоте для трудоустройства инвалидов, то инвалиды трудоустроенные в рамках соглашения не могут быть учтены в счет исполнения квоты данной организации.

  • заключение трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место, непосредственно у работодателя;
  • заключение соглашения о трудоустройстве инвалида на рабочее место в другой организации (принимающая сторона), при наличии у принимающей стороны заключенного трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом.

Напомним, с 1 марта 2022 года вступят в силу поправки в закон о социальной защите инвалидов (от 24.11.1995 № 1032-1), которые существенно изменяют условия выполнения квоты по трудоустройству инвалидов. Если до настоящего времени квота считалась выполненной при условии создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то с 1 марта 2022 года квота будет считаться выполненной при фактическом трудоустройстве инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Также порядком установлено, что квота для приема на работу инвалидов исчисляется ежегодно на очередной календарный год не позднее 1 февраля, исходя из среднесписочной численности сотрудников работодателя за прошедший календарный год, определены условия расчета.

Действующий подход, напомним, предлагает считать выполнением квоты сам факт создания рабочего места для инвалида — без учета, был ли нанят на него такой сотрудник. В результате сейчас в РФ официально трудоустроены только 26,3% (1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 2,2 раза ниже аналогичного показателя для всего трудоспособного населения.

Как отмечает руководитель общественного движения «Доступная среда всем» Ольга Небесная, повышение занятости среди инвалидов — комплексная задача, которая должна включать в себя не только способы решения проблем с рабочими местами, но и с обеспечением их транспортной доступности.

Правительство изменит требования к выполнению работодателями квот на трудоустройство людей с инвалидностью — и теперь будет вести учет фактически заключенным на предприятиях трудовым договорам, а не только созданным рабочим местам. Без этого, считают в Минтруде, повысить уровень занятости среди инвалидов — сейчас он в 2,2 раза ниже общероссийского — будет невозможно. В то время как работодатели оценивают нововведения положительно, сами инвалиды сомневаются в их работоспособности, указывая на сложности с транспортной доступностью мест работы.

Размер квот ведомство пока менять не планирует. Для средних и крупных организаций (со штатом более 100 человек) она будет составлять 2-4% от общего числа работников, для более мелких (от 35 до 100 человек) — в пределах 3%. Они будут применяться как к государственным, так и частным организациям, за исключением тех, которые находятся в стадии банкротства. Штрафы за их неисполнение пока также останутся без изменений.

С 1 марта 2022 года в РФ начнут действовать новые правила учета выполнения квот на трудоустройство инвалидов работодателями, следует из опубликованного на regulation.gov.ru проекта постановления правительства «Об утверждении порядка и случаев выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место» — документ разработал Минтруд.

Особенности производственной деятельности не позволяют принимать на работу граждан, имеющих инвалидность. Существуют ли альтернативы квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов? Возможно ли, учитывая специфику организации, освободить работодателя от выполнения квоты?

Принято постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик «О квотировании рабочих мест в муниципальном образовании город-курорт Геленджик для трудоустройства отдельных категорий граждан Российской Федерации, испытывающих трудности в поиске работы, на 2022 год»

Под иными способами квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, рассматривается, в том числе возможность заключения работодателем соглашения об организации квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов у другого работодателя. В рамках соглашения работодатель (направляющая сторона), в целях выполнения установленной ему квоты для приема на работу инвалидов, за счет собственных средств создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов у другого работодателя (принимающей стороны).

В свою очередь Закон Краснодарского края от 08.02.2000 г. № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» предусматривает, что работодатели, в случае отсутствия у них возможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов, имеют право арендовать квотируемые рабочие места у другого работодателя, либо создавать и (или) выделять рабочие места иными способами в соответствии с законодательством.

С 01.03.2022 квота по трудоустройству граждан с инвалидностью считается выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. В случае невозможности создания или выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты работодатель вправе заключить соглашение об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места с другой организацией. Работодатель, которому установлена квота для приема на работу инвалидов (направляющая сторона), направляет обратившихся к нему лично либо по направлению органов службы занятости инвалидов к другому работодателю (принимающая сторона), а принимающая сторона создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимает на работу инвалидов за счет средств направляющей стороны и в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов. При этом принимающая сторона не освобождается от обязанности по квотированию рабочих мест. Трудоустройство инвалидов осуществляется на основании трудового договора, заключенного между инвалидом и принимающей стороной. Обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов считается выполненной направляющей стороной с момента создания либо выделения рабочих мест и трудоустройства на них инвалидов принимающей стороной.

Рекомендуем ознакомиться:  Дети войны льготы и выплаты 2022 в московской области

При расчете квоты НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда относятся к вредным и/или опасным. Также при исчислении квоты не учитываются работники филиалов, представительств и обособленных подразделений вне места нахождения работодателя.

О том, что создание рабочих мест для трудоустройства граждан с инвалидностью является обязанностью работодателей, наверняка хотя бы раз слышал каждый из них. Но у сотрудников отделов кадров постоянно возникают вопросы по этой теме. Сегодня рассмотрим и дадим ответы на самые популярные из них.

В соответствии со ст.8 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» (http://docs.cntd.ru/document/802047915) квота для приема на работу инвалидов считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. То есть, если квотируемая вакансия остается открытой, то квота считается невыполненной.

В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области № 502-п от 14.12.2022г. каждая организация со списочной численностью НЕ МЕНЕЕ 35 ЧЕЛОВЕК обязана выполнить квоту по трудоустройству граждан с инвалидностью в размере 3% от среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу инвалидов. При этом работодатели со средней списочной численностью свыше 100 человек обязаны создать СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА для трудоустройства инвалидов в размере не менее 0,3% от среднесписочной численности работников.

  1. Установить среднесписочную численность работников компании
  2. Если она составляет не менее 35 человек, рассчитать количество квотируемых рабочих мест (3%)
  3. Создать и утвердить локальный нормативный акт о квотировании
  4. Трудоустроить на созданные рабочие места граждан с инвалидностью в соответствии с рекомендациями к труду в карте ИПРА
  5. Отчитаться о созданных квотируемых рабочих местах и трудоустроенных инвалидах в Центр занятости населения по месту регистрации предприятия

Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 14.04.2022 № 354 «О внесении изменений в план проведения Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год»

  • 2% для инвалидов;
  • 2% для молодежи: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 02.04.2022 № 329 «О внесении изменений в план проведения Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год»

Как работодателю определить квоты на рабочие места для инвалидов

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.

Квотирование рабочих мест — государственное нормативное требование о резервировании предприятиями и организациями вакансий для людей с инвалидностью. Оно устанавливается в виде минимального и максимального требования к их количеству в штате и применяется для социальной защиты людей с ОВЗ.

  • реквизиты организации;
  • название и номер;
  • город и дата;
  • ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
  • ссылка на региональные НПА;
  • распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
  • распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

Статья 13

1. Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

3. Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя.

2. Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

5. Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

  • основные понятия и принципы квотирования рабочих мест;
  • величину квот и категории граждан, которым они предоставляются;
  • порядок работы отдела кадров по подготовке ежемесячных отчетов для службы занятости по наличию и востребованности квот.

Работодатель обязан принимать ЛНА, касающиеся вопроса квотирования рабочих мест для инвалидов (ст.21 ФЗ №181). Один из основных – это Положение о квотировании рабочих мест. Положение можно издавать как отдельно, так и приложением к приказу о выделении рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

В свою очередь, работодатель, принявший персонал по квоте, получает от государства право на льготы в области налогообложения и связанные с соцстрахованием. Служба занятости также при необходимости может посодействовать компании, выделив субсидию на создание рабочего места для инвалида, либо на организацию инфраструктуры для него в помещении нанимателя.

Предприятие, имеющее обязательства по квотированию рабочих мест для инвалидов, обязано ежемесячно представлять отчет в службу занятости по наличию таких вакансий и приему-увольнению льготников. Обязанность выделять вакансии для людей с ограниченными возможностями возлагается не только на государственные учреждения, но и на коммерческие компании.

  • для несовершеннолетних (14-18 лет);
  • выпускников сиротских учреждений;
  • родителей-одиночек;
  • граждан, вернувшихся из пенитенциарных учреждений;
  • молодых специалистов без опыта;
  • пенсионеров или людей предпенсионного возраста;
  • ликвидаторов аварии на ЧАЭС и т.д.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2022 году

В соответствии с ними администрация работодателя должна выделять определенное количество мест работы у себя на предприятии для трудоустройства лиц, имеющих ограничение. Данное квотируемое рабочее место должно отвечать требования законодательства, чтобы на нем мог работать инвалид. На данное место работодатель принимает сотрудников по порядку предусмотренном в ст. 16 ТК РФ, то есть по направлению компетентного органа.

Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.

Согласно действующему законодательству, расчет квоты на рабочие места для инвалидов производится в процентном отношении от среднесписочной численности работников. При этом при расчете последнего показателя не учитываются рабочие места, на которых работают инвалиды.

Внимание! Регионы должны принимать нормативные акты, определяющие точный процент квотирования рабочих мест для инвалидов. Он и будет действовать на их территории. Работодатель должны закрепить в своих нормативных актах порядок расчета квоты для предоставления мест работы для инвалидов. Расчет квоты производится работодателем самостоятельно. После чего информация об этом доводится путем уведомления до сведения компетентных органов.

Меры поддержки инвалидов со стороны государства могут носить самый разнообразный характер. Если инвалид способен работать и у него есть желание, то он может устроиться на работу. При этом нормативные акты обязывают организации при определенных условиях осуществлять квотирование рабочих мест для инвалидов, то есть выделять в штатном расписании места для данных людей.

Рекомендуем ознакомиться:  Как Заполнить Налоговую Декларацию 3 Ндфл За 2022 Год Продажа Машины Онлайн

13. Где работодателю можно получить консультацию о том, какие условия необходимо создать инвалиду на рабочем месте?
Работодатель вправе самостоятельно определить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями трудового законодательства, а также с учетом методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2022 года № 515.
Приложение № 1 «Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функции и ограничений их жизнедеятельности» методических рекомендаций позволит определить для инвалида:
возможный характер рабочей нагрузки,
возможные характеристики трудового процесса,
возможную форму организации трудовой деятельности,
возможный предмет труда,
возможный признак основных орудий,
возможную сферу производства.
Приложение № 2 «Перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» поможет определить, по каким профессиям может работать инвалид с тем или иным нарушением здоровья, а по каким нет. Если в ячейке на месте пересечения графы «Наименование профессии и должности» и графы «Нарушение функций» стоит «+», то эта профессия для инвалида рекомендована, если ячейка пустая, то такая работа не рекомендуется. Безусловно, в таблице перечислены не все существующие профессии (всего 448 наименований), но искать можно по похожему по содержанию трудовой функции наименованию профессии.
Для получения консультации по оборудованию рабочего места для инвалида при трудоустройстве можно обратиться в федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 206, 3 этаж, тел/факс: 8 (395-2) 488-621, e-mail: gb_mseirk@mail.ru, сайт: www.38.gbmse.ru), указав основные сведения о гражданине, в отношении которого необходимо уточнить информацию о допустимых видах труда и необходимых условиях труда.
Также проконсультироваться можно у специалистов территориального Центра занятости населения. Информация о месте расположения, часах работы, телефонах Центров занятости населения размещена на официальном интернет-портале министерства труда и занятости Иркутской области: irkzan.ru.

14. Когда обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест для инвалидов считается исполненной?
Выполнением работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов считается создание или выделение указанных рабочих мест в количестве, соответствующем размеру установленной квоты.
В это количество входят как уже замещенные инвалидами рабочие места, так и вакантные рабочие места, заявленные в установленном порядке в Центр занятости населения.
Выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов на все рабочие места, созданные или выделенные в рамках квоты.

3. Что понимается под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалида?
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

16. Что понимается под дискриминацией по признаку инвалидности при приеме на работу инвалида?
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» запрещается (не допускается) дискриминация по признаку инвалидности (понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области).
Ограничение в трудовых правах и свободах или установление каких-либо прямых или косвенных преимуществ, в том числе при заключении трудового договора, в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (статьи 3 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), а также установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками (статья 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») также могут рассматриваться как дискриминация инвалидов. Нарушение данных норм в соответствии со статьей 5.62 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП) влечет наложение административного штрафа на граждан – от 1 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Также запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (статья 64 ТК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
Пунктом 6 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлен запрет для работодателей на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).
Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной статьей 13.11.1 КоАП РФ.
Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, влечет наложение административного штрафа на граждан — от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 15000 рублей.
В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатель обязан создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов также может рассматриваться как одна из форм дискриминации инвалидов. В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 777 «ОБ утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости» также содержатся необходимые рекомендации и разъяснения по данному вопросу. Так, необходимо учитывать, что:
а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;
б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.
Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.
Основными формами возможного проявления дискриминации являются:
а) отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании, в том числе для инвалидов по зрению и слуху (непредоставление в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, несоблюдение порядка обеспечения условий доступности официальных сайтов федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);
б) непроведение с учетом рекомендуемых в ИПРА показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий по сопровождаемому содействию занятости нуждающемуся в нем инвалида;
в) отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе, несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида);
г) отказ в разумном приспособлении (в том числе, невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками);
д) неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе и работе на дому;
е) отказ в закреплении при необходимости наставника;
ж) несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;
з) непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;
и) отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПРА;
к) отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности;
л) наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;
м) увольнение работников по признаку инвалидности.

Рекомендуем ознакомиться:  Мотор На Лодку Без Прав Сколько Сил 2022

11. Юридическое лицо со всеми структурными подразделениями осуществляет деятельность в разных районах и городах Иркутской области. В какой Центр занятости работодатель должен направлять ежемесячную отчетность об исполнении квоты для трудоустройства инвалидов и сведения о вакансиях для инвалидов?
В соответствии с абзацем четвертым статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации под работодателем понимается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Таким образом, филиал, представительство или иное структурное подразделение организации (далее – структурные подразделения), наделенные в установленном порядке функциями работодателя (право на заключение трудовых договоров на основании доверенности или положения о филиале, представительстве, структурном подразделении), и имеющие численность работников свыше 35 человек, обязаны самостоятельно квотировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять информацию о квотировании в органы службы занятости населения, в порядке и сроки, установленные региональным законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется их деятельность.
На территории Иркутской области действует Порядок предоставления органам службы занятости Иркутской области информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, утвержденный постановлением Правительства Иркутской области от 10 сентября 2022 года № 435-пп (далее — Порядок) , в соответствии с пунктом 3 которого работодатели обязаны ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять по месту осуществления своей деятельности в Центры занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (в том числе, в случае фактического отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей).
В соответствии с пунктом 4 Порядка работодатели, численность работников которых превышает 35 человек, за исключением работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или по результатам специальной оценки условий труда, дополнительно предоставляют в сроки и в порядке, установленные пунктом 3 настоящего Порядка, информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов по форме.
Таким образом, информация, указанная в пунктах 3, 4 Порядка направляется работодателем в Центр занятости населения по месту фактического осуществления деятельности организации.
Например, если организация зарегистрирована в городе Иркутске, а осуществляет свою деятельность, в том числе, в городах Бодайбо и Братск (где находятся ее структурные подразделения), то соответствующую информацию согласно Порядку необходимо представить, в том числе в Центры занятости населения городов Бодайбо и Братска.

«После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации своего трудового потенциала граждан с инвалидностью», — отметил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

Напомним, если у работодателя численность сотрудников превышает 100 человек, то его квота для приёма на работу инвалидов составляет от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. А работодателям, у которых в организации трудятся не менее 35 человек и не более 100, квота составляет в пределах 3 % среднесписочной численности работников.

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).

Квотируемое рабочее место — что это такое? Многие фирмы почти ничего не знают об этом. И совершенно зря – ведь оно является разновидностью социальных гарантий, предоставлять которые работодателей обязует государство. Для каких категорий работников выделяются данные квоты и в каком количестве — узнаете из данной статьи.

Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.

Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).

Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

Ссылка на основную публикацию