Судебной практики по вопросу невозможности образования земель сельхозназначения под существующими объектами промышленности в виде справки

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Судебной практики по вопросу невозможности образования земель сельхозназначения под существующими объектами промышленности в виде справки. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Данное положение распространяется и на случаи образования земельных участков из земельных участков, вид разрешенного использования которых не соответствует классификатору, поскольку согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами .
———————————
Аналогичная позиция высказана в информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2022 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом отмечено, что сам по себе раздел земельного участка не может быть основанием для изменения вида разрешенного использования образуемых земельных участков (вопросы N 48, 58). При этом интересно отметить расхождение позиций Минэкономразвития России и Росреестра по следующему вопросу. С учетом вышеизложенной позиции Минэкономразвития России можно сделать вывод, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка может соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка, не предусмотренному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны. Согласно позиции Росреестра при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, соответствующие данные которых к тому же включены в государственный кадастр недвижимости, вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования, установленному согласно градостроительному регламенту для соответствующей территориальной зоны (см., например, письмо Росреестра от 20 мая 2022 г. N 14-05723/15. С учетом положений п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, ч. 8 ст. 36 ГрК РФ более обоснованной представляется позиция Минэкономразвития России, поскольку иной подход будет означать необходимость при образовании земельного участка изменения не соответствующего градостроительному регламенту ранее установленного вида разрешенного использования исходного земельного участка, что не соответствует вышеуказанным нормам законов.

Согласно ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Комментарий к Статье 7 Земельного кодекса РФ

Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Результатом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Закреплен ряд мер, реализация которых начнется с 1 января 2022 года, направленных на предотвращение злоупо­треблений со стороны собственников изымаемых земельных участков. В частности, в отношении таких земельных участ­ков предусмотрено внесение в ЕГРН записи о невозможно­сти государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии. Как представляется, данная новелла позволит устранить выявленные в судебной практике случаи отказов в удовлетворении исков об изъятии неиспользуемых земельных участков, поскольку собственники отчуждали их третьим ли­цам до принятия судом решения по делу.

Разрешая споры, суды проверяли причины неиспользо­вания ответчиками земельных участков. Так, в одном случае было установлено, что неиспользование земельного участка связано с его нахождением в санитарно-защитной зоне по­лигона мусоросортировочного комплекса, где производство сельскохозяйственной продукции запрещено, в другом — что часть земельного участка сельскохозяйственного назначения была занята кладбищем.

Рекомендуем ознакомиться:  Жилье Для Малоимущих Семей 2022

Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании или ненадлежащем использовании

Изменен момент, с которого начинается исчисление трех­летнего срока неиспользования земельного участка, необходи­мого для его принудительного изъятия: теперь это выявление в рамках государственного земельного надзора факта неиспользо­вания земельного участка по целевому назначению или исполь­зования с нарушением законодательства Российской Федерации (ранее срок исчислялся с момента регистрации права на земель­ный участок). Обращение в суд с иском до истечения указанного срока может стать причиной отказа в его удовлетворении.

  • участки сельхозназначения;
  • территории населенных пунктов;
  • земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спецназначения;
  • участки охраняемых территорий;
  • земли, отнесенные к лесному фонду;
  • участки водного фонда;
  • земли, отнесенные к фонду запаса.

Нецелевое использование земельного участка 2022 — ответственность, штраф, судебная практика

  • у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхозназначения или ИЖС в течение трех лет, либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
  • за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.

Что это такое

Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.

До вынесения главой муниципального образования вышеназванного постановления спорный земельный участок находился в пользовании сельскохозяйственной организации — закрытого акционерного общества. Суд неверно указал, что земля принадлежала ЗАО на праве общей долевой собственности. В соответствии со ст.66 ГК РФ имущество хозяйственных товариществ и обществ является собственностью этих юридических лиц. Видимо в рассматриваемом случае собственниками земли являются граждане, обладающие участком на праве общей долевой собственности. Следует заметить, что сам по себе факт изъятия земли не был оценен суд судом с точки зрения его соответствия действующему законодательству. В соответствии со ст.55 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно осуществляться по основаниям, установленным статьей 49 ЗК РФ. Принудительное отчуждение участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земли на основании решения суда (п.2 ст.55 ЗК РФ). К сожалению, в комментируемом постановлении указанный вопрос остался нерассмотренным.

Судебной практики по вопросу невозможности образования земель сельхозназначения под существующими объектами промышленности в виде справки

При вынесении решения суд правильно указал, что предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст.8 ЗК РФ сельскохозяйственные земли могут быть переведены в другую категорию земель только на основании решения исполнительного органа субъекта федерации. Несоблюдение предусмотренного ст.8 ЗК порядка влечет признание соответствующего акта недействительным.

Комментарий.

Удовлетворяя исковые требования прокуратуры, суд первой инстанции пришел к выводу, что в связи с вынесением постановления о передаче с/х земли предпринимателю произошло изменение целевого назначения земельного участка. Между тем, органы прокуратуры не представили доказательств того, что спорный участок относится к категории сельскохозяйственных земель. Одновременно с этим, в решении указывается, что согласно ст.79 Земельного кодекса РФ, для строительства объектов и иных несельскохозяйственных нужд могут быть выделены сельскохозяйственные угодья из земель худшего качества по кадастровой стоимости. Аналогично вышеприведенному судебному акту, в комментируемом решении обращается внимание, что положения ст.79 ЗК РФ, допускающие использование с\х земель для несельскохозяйственных нужд, не предусматривают обязанности перевода таких земель в иную категорию.

Второе основание — «не использование земельного участ­ка для ведения сельскохозяйственного производства или осу­ществления иной связанной с сельскохозяйственным произ­водством деятельности в течение трех и более лет» (п. 3 ст. 6 Закона об обороте) указывалось практически во всех исках.

Первая — нарушения досудебного порядка, в их числе со­ставление актов осмотра, актов о проведении обследования земельных участков в отсутствие их собственника и не пред­ставление доказательств его надлежащего извещения о про­водимых проверках; не представление доказательств при­влечения ответчика к административной ответственности за неиспользование земель с вынесением предупреждения о не­обходимости устранения выявленных нарушений; ответчик не был привлечен к административной ответственности за не­использование земельного участка, хотя привлекался за иное правонарушение, связанное со спорным земельным участком, например, за неисполнение законного требования органа го­сударственного земельного надзора.

Рекомендуем ознакомиться:  Сколько Единовременное Пособие При Рождении Ребенка В 2022

Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании или ненадлежащем использовании

Так, в отношении земельного участка, находящегося на праве пожизненного наследуемого владения, было заявлено не только требование о прекращении соответствующего пра­ва, но и «о продаже земельного участка с публичных торгов». Однако, удовлетворение судом требования о продаже земель­ного участка с публичных торгов привело бы к его отчужде­нию из государственной или муниципальной собственности, что противоречит установленному законом порядку, предпо­лагающему принудительное прекращение права пожизнен­ного наследуемого владения, но не права публичной собствен­ности.

  • Изменения градостроительного, земельного и гражданского законодательства: что важно учесть правообладателям в 2022 году. ФЗ от 02.08.2022 №283-ФЗ, от 27.06.2022 №151-ФЗ и др.: экспертный комментарий
  • Рекультивация и консервация земель: ПП РФ от 10.07.2022 № 800 на практике
  • Единый порядок определения ВРИ ЗУ. Особенности установления ВРИ ЗУ (в т.ч. для размещения линейных объектов); соотношение ПЗЗ с Классификатором ВРИ ЗУ. Случаи, при которых использование ЗУ допускается без учета ВРИ и категории земель.
  • Предоставления ЗУ: сложные и спорные ситуации. Судебная практика по вопросам предоставления ЗУ, находящихся в государственной и муниципальной собственности по правилам 341-ФЗ и 342-ФЗ. Процедурные вопросы оформления прав (выбор между арендой, разрешением на использование без предоставления и сервитутом). Споры о границах, предварительное согласование, основания для отказа в предоставлении, принудительное отчуждение ЗУ. Предоставление ЗУ из состава земель промышленности, энергетики, транспорта и пр. в аренду, безвозмездное пользование. Практика использования перераспределения для увеличения площади ЗУ
  • Принудительное отчуждение ЗУ: новые основания и порядок. Ст.285 ГК РФ и ст.56.6 ЗК РФ в разъяснении эксперта. Изъятие ЗУ для государственных и муниципальных нужд, на основании ненадлежащего использования, в связи с ограничением прав. Изъятие земель сельскохозяйственного назначения. Возмещение (компенсация убытков) за изымаемый или резервируемый ЗУ: сложные вопросы (обременения, разная стоимость участка и размещенного на нем объекта, упущенная выгода и пр.).
  • Государственный кадастровый учет (ГКУ): новые правила, сложные ситуации, судебная практика Единая учетно-регистрационная процедура: новый порядок, позиции властных структур, экспертные рекомендации, судебная практика. Прирезка ЗУ (ФЗ от 17.06.2022 №150-ФЗ). ГКУ объектов недвижимости. Приостановление ГКУ (основания), снятие с ГКУ ЗУ, ОКСов. ГКУ лесных участков в составе земель лесного фонда: особенности, вопросы устранения пересечений границ лесных участков между собой и с границами ЗУ. Внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, исключение из ЕГРН (аннулирование) сведений, имеющих временный характер
  • Кадастровая оценка: практические вопросы применения новых правил, практика оспаривания результатов. Рекомендации для определения кадастровой стоимости (КС). Возможные ошибки при проведении ГКО и порядок их исправления. Оспаривание КС ЗУ и ОКСов: досудебный порядок, права региональных и местных органов власти в части оспаривания в судах заниженной КС; оспаривание результатов определения КС ЗУ, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории. Оспаривание КС ЗУ, принадлежащих частным лицам уполномоченными органами. Споры о пересмотре КС при изменении ВРИ ЗУ. Оценка КС ЗУ под ОКСами и декларация об объекте недвижимого имущества. Судебные расходы по кадастровым спорам
  • Публичный сервитут: новая правоприменительная практика. Условия, порядок установления, правовые последствия для правообладателей. Вопросы установления публичных сервитутов в целях размещения объектов энергетики, а также в отношении ЗУ для устройства пересечений железнодорожных путей. Изменение ст. 23 ЗК РФ (право строительства на ЗУ, оформленном на праве сервитута; новая глава 5.7 ЗК РФ; новые особенности для ППТ и ПМТ при размещении линейных объектов)
  • Установление ЗОУИТ: ответы на вопросы, возникающие в практике. Регулирование уже имеющихся и установление новых ЗОУИТ. Согласование градостроительных регламентов. Установление охранных зон по правилам 342-ФЗ; основания и порядок признания; влияние на застройку, ввод объектов в эксплуатацию, землепользование сторонних лиц. Правила установления охранных зон на незарегистрированные части сооружения. Последствия для объектов, попавших в ЗОУИТ. Внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН: порядок, проблемы. Разграничение полномочий на установление ЗОУИТ и на выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Согласование местоположения границ охранных зон. Возмещение убытков в связи с установлением ЗОУИТ. Случаи, не требующие издания актов уполномоченных органов об установлении охранных зон. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ): требования к оформлению прав на ЗУ; оформление разрешительной документации; порядок аренды, выкупа участков, попадающих в полосу отвода; новая практика разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; порядок оформления охранных зон, на которых расположены линейные объекты. Санитарно-защитные зоны (СЗЗ): вопросы установления границ, мероприятия по организации СЗЗ, приобретение земли в СЗЗ, проблемы строительства объектов с СЗЗ, ограничение использования земельных участков. Зоны объектов культурного наследия, приаэродромные территории, придорожные полосы отвода: актуальные вопросы.
  • Аренда ЗУ по правилам 2022. Сделки с ЗУ: купля-продажа, доверительное управление, концессия, залог. Новые правила расчета арендной платы и переуступка прав аренды на ЗУ. Оспаривание размера арендной платы. Последовательность действий по индивидуализации/ формированию свободных территорий в границах арендованного участка для получения арендатором права застройки на указанной территории. Заключение договора аренды здания или сооружения, а также аренды (субаренды) ЗУ; аренда из категории публичных земель. Алгоритм изменения вида целевого использования участка в рамках существующего договора аренды. Вопросы сдачи в аренду нескольких частей участка. Вопросы, связанные с «недостроем» и арендными правоотношениями. Легализация незарегистрированных договоров долгосрочной аренды недвижимости в свете последней судебной практики. Судебная практика по вопросу: заключение основного договора аренды недвижимости до момента регистрации права собственности за арендодателем (аренда будущей недвижимости). Досрочное расторжение, изменение, прекращение договора аренды, случаи отказа в государственной регистрации договора аренды. Замена аренды ЗУ на право застройки.
  • Неоформленное землепользование и бесхозяйное имущество. Неоформленное землепользование: варианты узаконивания и ответственность (виды, размер, вероятность). Оформление прав на ЗУ и иную недвижимость в силу приобретательной давности. Бесхозяйное имущество: приобретение прав на бесхозяйное имущество, проблемы уведомления собственника, предложения по решению проблем
  • Земельные споры: уроки судебной практики 2022. Кадастровый учет и индивидуализация ЗУ для целей гражданского оборота. Ошибки судебной практики при рассмотрении споров с ранее учтенными ЗУ. Недопустимость разрешения земельных споров посредством исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ ЗУ. кадастровая ошибка и способы ее устранения; проблемы согласования границ земельного участка со смежными землевладельцами; разрешение спора в судебном порядке. Иск об определении (установлении) границ земельного участка; судебное решение (содержание и правовые последствия).
  • Объекты самовольного строительства: практика применения новых правил. Государственный строительный надзор и снос ОКС: обзор новых НПА в части уточнения положений о самовольных постройках (СП). Отнесения объекта к СП; процедурные вопросы признания права собственности; механизм приведения в соответствие с установленными требованиями. Снос СП: основания, порядок принятия решения (орган местного самоуправления или суд). Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу ОКСа. Возведение с нарушением установленных ограничений по использованию ЗУ, возможность изъятия. Иск о сносе самовольной постройки (позиция КС РФ). Ответственность; возмещение расходов застройщику; вопросы защиты интересов добросовестных застройщиков. Защита интересов приобретателя
  • Питч-сессия. Земли лесного фонда: актуальная практика. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий; процедурные вопросы. Предоставление ЗУ смежных с лесным фондом; защита ранее возникших и зарегистрированных прав; «притяжка» границ лесничеств и территориальных зон. Особенности оформления прав на лесные участки под линейными объектами. Пересечение земель лесного фонда с землями иных категорий: исправление наложений. устранение противоречий между ЕГРН и ГЛР
  • Обсуждение практических ситуаций участников
Рекомендуем ознакомиться:  Какие Выплаты Будут Получать Ветераны Труда Награжденные Медалью За Труд В 2022г

Земельная реформа продолжается. Масштабные изменения земельного и градостроительного законодательства лета 2022 года (ФЗ от 02.08.2022 №283-ФЗ, от 27.06.2022 №151-ФЗ) предоставили возможность арендаторам публичных земельных участков (ЗУ) увеличивать их площадь, застройщикам – возможность выбирать между государственной и негосударственной экспертизой и проще получать документацию, а государствуизымать недвижимость для своих нужд в течение 6 лет и самостоятельно осуществлять комплексное развитие территории. До конца года все эти изменения найдут свое отражение в подзаконной базе. Суды активно формируют правовые позиции по применению ранее принятых норм (ПП ВС РФ от 30.06.2022 № 28; Обзор, утв. Президиумом ВС РФ 10.12.2022, 26.04.2022 и др.). Для правообладателей перемены означают новые конкретные вопросы, ответы на которые дадут эксперты в рамках курса.

Программа мероприятия

В программе: разъяснение новелл земельного и градостроительного законодательства; практики определения и изменения в идов разрешенного использования (ВРИ), принудительного отчуждения земельных участков (ЗУ), рекультивации и консервации земель; правоприменительной практики установления публичных сервитутов и зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). А также проблемные вопросы кадастрового учета и кадастровой оценки , аренды недвижимого имущества, неоформленного землепользования и бесхозяйного имущества ; судебной практика разрешения земельных споров. В формате питч-сессии запланировано обсуждение проблемных вопросов использования земель лесного фонда.

Ссылка на основную публикацию