Ндс налоговый агент аренда госимушества при усн 2022

Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом

Если вы передали госимущество в субаренду, вы должны исчислять и уплачивать НДС, как налоговый агент – на основании п. 3 ст. 161 НК РФ, и как налогоплательщик – с реализации услуг по предоставлению имущества в субаренду (письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Отдельные конструктивные элементы зданий, такие как крыша или стены, не могут быть объектами аренды, поскольку они не являются самостоятельными объектами недвижимости (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому при предоставлении в пользование таких частей государственных объектов недвижимости (например, мест на крыше для установки оборудования или фрагментов стены для размещения рекламы) правила п. 3 ст. 161 НК РФ не применяются. НДС при реализации данных услуг уплачивают органы государственной власти или органы местного самоуправления (письмо Минфина России от 22.10.2012 № 03-07-11/442).

  • продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;
  • имущество составляет казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием);
  • данная операция, признается объектом налогообложения по НДС согласно пп. 1, 2 ст. 146 НК РФ;
  • покупатель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (письма Минфина России от 02.08.2010 № 03-07-14/55, от 14.12.2009 № 03-07-14/114). На физлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются, а НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества (определение Конституционного суда РФ от 19.07.2022 № 1719-О (приведено в п. 14 Обзора правовых позиций, направленного письмом ФНС России от 23.12.2022 № СА-4-7/24825@), письма Минфина России от 08.11.2012 № 03-07-14/107, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2022 № 17383/13).
  • какой налоговый режим вы применяете: общий или специальный (см. письма Минфина России от 24.09.2022 № 03-07-11/54577, от 30.12.2011 № 03-07-14/133, от 05.10.2011 № 03-07-14/96);
  • перечисляется ли арендная плата деньгами или зачитывается выполнением работ или оказанием услуг арендодателю (письмо Минфина России от 16.04.2008 № 03-07-11/147).

В такой ситуации сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет (см. письма Минфина России от 12.05.2022 № 03-07-14/28624, от 07.07.2022 № 03-07-14/39827, от 06.05.2022 № 03-07-11/30226, от 28.12.2012 № 03-07-14/121, от 23.07.2012 № 03-07-15/87, определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 № А43-7468/2011,). Балансодержатель уплачивает НДС самостоятельно и в том случае, если предоставляет его в аренду на безвозмездной основе (письмо Минфина России от 26.04.2010 № 03-07-11/147).

НДС при; УСН

Компания на УСН признается налоговым агентом по НДС, если в России покупает у иностранных лиц, которые не состоят на учете в РФ, товары (работы, услуги). Налоговую базу по таким операциям определяет налоговый агент. Она равна сумме дохода от продажи товаров (работ, услуг) с учётом НДС.

Упрощенец-арендатор должен в течение следующих за оплатой пяти календарных дней составить счёт-фактуру в одном экземпляре. Затем зарегистрировать его в части 1 книги продаж того квартала, в котором определена база по НДС. Дополнительно надо сдать декларацию и показать агентский НДС в разделе 2 — отдельно по каждому арендодателю.

Налог уплачивается по 1/3 суммы налога не позднее 25-го числа каждого из трёх месяцев, следующих за отчетным кварталом. В том квартале, когда налог был перечислен в бюджет, упрощенец на базе «доходы минус расходы» вправе учесть НДС в сумме арендного платежа и списать в расходы (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

  • аренда государственного или муниципального имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
  • приобретение товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ;
  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на учёте в РФ, в качестве посредника с участием в расчётах;
  • покупка (получение) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями;
  • продажа конфискованного или реализуемого по решению суда имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • реализация сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры;
  • в иных случаях, указанных в ст. 161 НК РФ.

Когда упрощенцы арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (кроме МУПа, ГУПа, учреждения), они становятся налоговыми агентами по НДС. Ставка налога зависит от условий договора.

Аренда государственного и муниципального имущества — порядок исчисления НДС

В соответствии с требованиями п.3 ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ. По нормам п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 ст.125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В п.1 ст.125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющим статус этих органов.

В соответствии с п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленного согласно ст.166 НК РФ, на установленные в ст.171 налоговые вычеты. В п.1 ст.172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм НДС, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пп.3, 6—8 ст.171 НК РФ. В то же время налоговые органы рекомендуют арендаторам — налоговым агентам самостоятельно выписывать счет-фактуру на уплаченную в бюджет сумму НДС (абз.4 п.36.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 №БГ-3-03/447).

В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Согласно п.2 ст.296 собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Рекомендуем ознакомиться:  Когда уйдут на песию жители проживающие на территории подвергшейся загрязнению после чернобыля в 2022 году

В постановлении от 18.03.2004 по делу №А19-14078/03-41-Ф02-777/04-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал довод налогового органа о правомерности доначисления НДС несостоятельным, поскольку налоговым органом не было доказано, что арендатор выплачивал арендодателю арендную плату.

  • арендатор обязан удерживать НДС и уплачивать удержанные суммы в бюджет из выплачиваемого арендодателю дохода. Следовательно, прекращение обязательства по уплате арендных платежей любым иным, кроме исполнения, способом не влечет возможности удержания и обязанности уплаты НДС. В данном случае арендатор может оспорить в суде решение налогового органа о привлечении его к ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента;
  • если арендатор при выплате дохода не удержал НДС из дохода арендодателя, то он может оспорить в суде решение налогового органа о доначислении ему сумм НДС и пеней в связи с тем, что на налогового агента не может быть возложена обязанность уплатить НДС за счет собственных средств. Однако в данном случае будет правомерным привлечение арендатора к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ и неправомерным — привлечение к ответственности по ст.119 и иным статьям НК РФ, устанавливающим ответственность налогоплательщика, но не налогового агента.

    При пользовании федеральными или муниципальными активами (или их приобретении) арендатор/покупатель обязан предоставить в налоговую инспекцию декларацию по НДС с заполнением раздела 2. Срок ее составления – 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом.

    Для каждой операции, отраженной в Разделе 2 указывается свой бюджетный код (КБК). Если компания перечислила в налоговом периоде авансовые платежи по контракту с иностранным продавцом либо по аренде имущества у государственных органов, то в следующем квартале эти суммы должны быть исключены из общей суммы сделки. Такое правило действует во избежание двойного налогообложения.

    • при покупке у иностранной компании продукции/услуг на российской территории;
    • при временном пользовании имуществом, находящимся в муниципальной или государственной собственности;
    • при продаже конфиската, бесхозного имущества или кладов.

    Имейте в виду: в Разделе 2 налоговый агент отражает сведения по каждому контрагенту, с которым проводились налогооблагаемые операции (покупка товаров/услуг у иностранного продавца, аренда муниципального или федерального имущества). Если по одному контрагенту проведено несколько сделок на протяжении квартала, то допускается заполнение одного листа Раздела 2.

    Предприятия и ИП, которых государство уполномочило реализовывать конфискованное, бесхозное и унаследованное федеральной казной имущество, выступают в роли налоговых агентов. Главная организация, занимающаяся этой процедурой, Росфонд федерального имущества, проводит конкурсы, на которых отбираются реализаторы кладов, бесхозных активов и конфиската.

    Наступил конец месяца, и арендодатель передал нам акты оказанных услуг. А значит, нужно ввести «Поступление (акты, накладные)» (раздел «Покупки»). Важными реквизитами при заполнении документа «Поступление услуг: Акт» являются договор с муниципалитетом и статья затрат. В договоре помимо номера, даты и наименования необходимо установить галочку «Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС», выбрать вид агентского договора и ввести обобщённое наименование для счёта-фактуры.

    Кто такие налоговые агенты? Это организации, которые рассчитывают и перечисляют налоги за налогоплательщиков. С понятием «налоговый агент» мы чаще всего встречаемся при учёте подоходного налога, когда удерживаем из доходов физических лиц НДФЛ. Но налоговым агентом можно быть и при учёте НДС. Что самое интересное, ваша система налогообложения не имеет никакого значения. Даже если вы применяете УСН или ЕНВД, то при соблюдении определённых условий всё равно должны будете учитывать «чужой» НДС. Такая обязанность закреплена в ст. 161 НК РФ. Рассмотрим ситуации, в которых организация становится налоговым агентом по НДС:

    Следует отметить, что если аренда муниципального имущества является безвозмездной, то арендатор (налоговый агент) должен исчислить и уплатить в бюджет НДС по ставке 20/120, приняв за налоговую базу сумму арендной платы, исчисленной исходя из рыночных цен с учетом налога (письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-07-11/100).

    НДС при аренде государственного имущества плательщиком УСН

    В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

    • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
    • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
    • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

    Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.

    Сумма налога, подлежащего уплате за истекший период, перечисляется в бюджет тремя равными частями не позднее 25 числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Важный момент: в платежном документе необходимо правильно указать статус плательщика. В данном случае компании и индивидуальные предприниматели должны выбрать код 02 — налоговый агент .

    Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

    [2] За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25 % (минуя случаи, предусмотренные ст. 25 Федерального закона № 178-ФЗ).

    В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения НДС, содержится в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ соответственно. В последней ничего не сказано об интересующих нас операциях, в первой же есть некоторые положения. Так, не признаются объектом обложения НДС:

    Порядок исчисления и уплаты «агенсткого» НДС прописан в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. Налоговая база (отдельно при совершении каждой операции) определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. Налог нужно исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет.

    Мы рассмотрели вопросы, касающиеся исчисления НДС налоговыми агентами – покупателями имущества казны. Заслуживает внимания информация ФНС о том, что при смене режима налогообложения (с ОСНО на УСНО) у агента возникает обязанность восстановить ранее принятый к вычету «агентский» налог. Дело в том, что в отношении применения налогоплательщиками вычетов по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками при приобретении объектов основных средств, в том числе уплаченных в бюджет в порядке исполнения обязанностей налогового агента, установлено общее условие об использовании приобретенного имущества в облагаемых операциях (пп. 1 п. 2, абз. 3 п. 3 ст. 171, абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).

    Рекомендуем ознакомиться:  Наказание должника за долги по коммунальным услугам

    Суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет, налоговый агент – плательщик НДС может принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ. Право на вычет возникает при условии, что товары (работы, услуги) приобретены для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении налог уплачен в бюджет в соответствии с гл. 21 НК РФ.

    Как налоговому агенту заполнить декларацию по НДС

    Декларация по НДС для налоговых агентов — это отчет, который заполняют, если у компании есть контрагенты, которые не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Составляется и направляется в ИФНС в общем порядке ежеквартально. Срок сдачи за 4-й квартал — до 25.01.2022.

    • 1011703 — если оформляется операция по приобретению или аренда государственного или муниципального имущества;
    • 1011711 — для хозяйственных операций по покупке товаров у иностранной компании;
    • 1011712 — если были оформлены операции по приобретению работ или услуг у иностранного лица;
    • 1011714 — если вы являетесь посредником при реализации электронных услуг иностранных компаний;
    • 1011707 — для посредников при реализации товаров зарубежных компаний, не зарегистрированных в ФНС.

    ООО «PPT.RU» получило по договору аренды от комитета имущественных отношений города Санкт-Петербурга нежилое помещение (площадь 50 м²). Арендная плата в месяц — 30 000 рублей, в квартал — 90 000 рублей. За четвертый квартал ООО «PPT.RU» перечислило в пользу КИО г. Санкт-Петербурга 90 000 рублей. Налог перечислен в бюджет в сумме 15 000 рублей (30 000 × 20% × 3).

    Этот раздел отчета придется заполнить на каждого контрагента отдельно, для которого отчитывающаяся организация является налоговым агентом. То есть в отчетности предусмотрены несколько разделов № 2, ровно столько, сколько было контрагентов в отчетном периоде.

    • иностранное лицо, которое не состоит на учете в ФНС, и за иностранцев, состоящих на учете в нашей ФНС по недвижимости, транспорту, обособленным подразделениям;
    • орган государственной власти, который является арендодателем госимущества;
    • госорган, который является продавцом государственного или муниципального имущества и пр. (ст. 161 НК РФ).

    Уплата НДС при УСН в 2022 году

    В соответствии с нормами Налогового кодекса, компании и предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДС и не обязаны выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога в случае реализации товаров (работ, услуг). Однако, иногда упрощенцев вынуждают оформлять счета-фактуры с выделенным НДС, так как в этом случае покупатели могут принять налог к вычету. В том случае, если налогоплательщик пойдет навстречу своим покупателями и выставит счет-фактуру с НДС, от него потребуется следующее:

    Даже если упрощенец выставил счет-фактуру, это не говорит о том, что он становится плательщиком НДС и имеет право на вычеты. Соответственно, при УСН с НДС нельзя будет уменьшить НДС к уплате в бюджет на НДС, который был предъявлен поставщиками. Оплата, полученная от покупателя, упрощенец учитывает в своих доходах без НДС.

    1. Налогоплательщик исполняет обязанности налогового агента по НДС.
    2. В случае ввоза товаров в РФ.
    3. В случае осуществления операций по договорам простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям на территории России.

    Таким образом, компании и предприниматели на УСН должны указывать в декларации данные из выставленного счета-фактуры. Налоговые агенты по посредническим операциям, действующие от своего имени, обязаны указывать в декларации все факты хозяйственной деятельности, по которым заполнятся журнал учета счетов-фактур (по посреднической деятельности). Когда компании или ИП, являющиеся посредниками, не выступают как налоговые агенты, то они должны подавать в налоговую вместо декларации журнал учета счетов-фактур. Обязаны они это делать в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

    В том случае если налоговый агент рассчитывает НДС с аренды госимущества, он обязан выставлять счет-фактуру. Это необходимо сделать в срок, установленный для уплаты НДС, а именно в срок до 5 календарных дней. Заполняется счет-фактура в одном экземпляре, продавцом указывается арендодатель, а подписывает его та компания, которая выступает в роли налогового агента. Счет-фактура фиксируется в Книге продаж тем кварталом, в котором возникает обязанность налогового агента.

    Если в договоре не предусмотрена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, налоговую базу нужно определить самостоятельно, увеличив стоимость товаров на размер НДС (письмо Минфина РФ от 16.11.2022 № 03-07-08/99626). Полученный результат следует умножить на расчетную ставку 20/120 или 10/110.

    В поле 109 следует указать дату документа, являющегося основанием платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации, то ставят дату подписания декларации.
    При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг в поле 109 нужно поставить ноль «0», так как нет документа – основания платежа (п. 4 приложения № 2 к приказу № 107н).
    Поле 110 не заполняется (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).

    Разберем порядок уплаты НДС налоговым агентом на примере аренды государственного и муниципального имущества. Арендатор признается налоговым агентом, если (п. 3 ст. 161 НК РФ):
    • берет во временное пользование имущество у органов госвласти или местного самоуправления;
    • это имущество находится на территории РФ.

    При покупке товаров у иностранцев НДС определяется как стоимость товаров с учетом НДС, умноженная на 20/120 (10/110, если применяется ставка 10 процентов). Если российская организация оплачивает также другие расходы, связанные с покупкой, например, стоимость проезда и проживания специалистов, которые будут осуществлять монтаж и наладку оборудования, такие траты нужно включить в стоимость товара для исчисления НДС (письмо Минфина РФ от 13.05.2022 № 03-07-08/38578).

    Компании и ИП признаются налоговым агентом, если:
    • покупают товары, работы, услуги у иностранных организаций и предпринимателей, которые не состоят на налоговом учете в РФ (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
    • продают их товары, работы, услуги, имущественные права в качестве в качестве посредника по договорам поручения, комиссии или агентским договорам с участием в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ).

    • независимо от того, являетесь ли вы плательщиком НДС, исчислять и перечислять в бюджет налог с арендной платы по договору, заключенному с органом власти;
    • если вы являетесь плательщиком НДС, начислять налог с арендной платы по договору, заключенному с субарендатором.
    • если сумма НДС не выделена и сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 20%. Органу власти арендная плата перечисляется в сумме, определенной в договоре;
    • если сумма НДС не выделена и сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 20/120. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
    • если сумма НДС выделена, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС.
    Рекомендуем ознакомиться:  Как Сдается Внутренний Экзамен В Автошколе 2022

    Если вы арендуете государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа, бюджетного или автономного учреждения, закрепленное за ними на праве оперативного управления, то исчисляет и уплачивает НДС арендодатель (Письма Минфина от 30.08.2022 N 03-07-14/67227, от 23.07.2012 N 03-07-15/87).

    Вы становитесь налоговым агентом по НДС, только если арендодателем является орган государственной власти или местного самоуправления, который предоставляет в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну (например, Комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом). Поэтому, даже не будучи плательщиком НДС (например, вы являетесь плательщиком УСН, или казенным учреждением либо бюджетным (автономным) учреждением и арендуете имущество в рамках государственного (муниципального) задания), вы должны сами исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество ( кроме земельных участков ) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина от 17.06.2022 N 03-07-14/43975, от 15.02.2022 N 03-07-14/9228, от 23.06.2022 N 03-07-11/36500, от 24.09.2022 N 03-07-11/54577, ФНС от 14.12.2022 N СД-4-3/25449@).

    Если арендодателем является казенное учреждение (орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления), которое предоставляет в аренду имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, то у арендатора обязанностей налогового агента не возникает. Ведь оказываемые этими учреждениями услуги (в том числе по аренде) не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письма Минфина от 20.06.2022 N 03-07-11/42148, от 24.03.2013 N 03-07-15/12713 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС от 21.04.2022 N ГД-4-3/7605), от 22.04.2013 N 03-07-14/13904, ФНС от 14.12.2022 N СД-4-3/25449@).

    В обоснование налоговики указали на пункт 3 статьи 161 НК РФ, согласно которому при предоставлении органами госвласти и управления, органами МСУ в аренду федерального имущества, имущества субъектов и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога отдельно по каждому арендованному объекту. В таком случае налоговыми агентами признаются арендаторы имущества. На них лежит обязанность исчислить, удержать из дохода, уплачиваемого арендодателю, и уплатить в бюджет соответствую сумму НДС.

    Если органы госвласти и управления, органы МСУ предоставляют в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, и составляющее государственную (муниципальную) казну, то обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора такого имущества, как на налогового агента. Соответствующее разъяснение дала ФНС России в письме от 14 декабря 2022 г. № СД-4-3/25449@.

    При этом операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения НДС на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Следовательно, если казенные учреждения оказывают услуги по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В этом случае арендаторы этого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.

    Ндс налоговый агент аренда госимушества при усн 2022

    По мнению налоговых органов, при удержании НДС из доходов арендодателя организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна составить в одном экземпляре счет-фактуру, который оформляется на дату выплаты дохода арендодателю на полную сумму арендной платы с учетом НДС с пометкой «Аренда государственного имущества». В качестве поставщика указывается название организации-арендодателя. В тот день, когда организация вносит арендную плату и перечисляет НДС в бюджет, счет-фактуру необходимо зарегистрировать в книге продаж (письма МНС России от 14.04.2003 № 03-1-08/1138/26-Н309 и Управления МНС России по г. Москве от 15.11.2004 № 24-11/73835).

    Следовательно, учитывать сумму уплаченного налога необходимо в составе расходов в соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Управления МНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618). Это относится к тем организациям, которые уплачивают единый налог с разницы между доходами и расходами.

    «Упрощенцы», исполняющие функции налогового агента по НДС, должны представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). В состав декларации включаются титульный лист и разделы 1.2 и 2.2.

    8.10. Уплата арендатором государственного и муниципального имущества стоимости ремонта арендованного имущества за арендодателя Пример. В соответствии с договором аренды имущества, находящегося в федеральной собственности, арендатор ежемесячно производит оплату

    8.4. Передача арендатору во временное владение и пользование части земельного участка при аренде государственного и муниципального имущества Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются

    Нюансы уплаты НДС при аренде госимущества

    Действующим налоговым законодательством предусмотрено , что уплата НДС по операциям , которые признаются объектом налогообложения , производится по итогам каждого налогового периода. С 1 января 2008 года налоговым периодом для всех предприятий вне зависимости от величины выручки является квартал.

    Следовательно , арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании документов , подтверждающих его уплату. Нормы НК РФ в их конституционно-правовой трактовке по этому основанию не противоречат Конституции и правовым позициям Конституционного суда.

    В соответствии с п. 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты , предусмотренные статьей 171 НК РФ , производятся на основании счетов-фактур , выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров ( работ , услуг), документов , подтверждающих фактическую уплату сумм налога , документов , подтверждающих уплату сумм налога , удержанного налоговыми агентами. Таким образом , счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов , подтверждающих уплату НДС.

    Никаких исключений для организаций , применяющих ЕНВД , также не предусмотрено ( ст. 161 НК РФ). В гл. 26.3 НК РФ также нет специальных норм , касающихся исполнения ( неисполнения) «вмененщиком» обязанностей налогового агента. В ней лишь говорится о том , что «вмененщик» не является плательщиком НДС в отношении деятельности , облагаемой единым налогом ( п. 4 ст.164 НК РФ). К аналогичному выводу приходят и суды ( постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. № Ф04−6501/2007 ( 38740-А27−42 , ФАС Дальневосточного округа от
    1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06−2/3857 , ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2006 г.
    № А21−716/2006).

    Таким образом , налоговый агент вне зависимости от применяемого им налогового режима должен уплачивать НДС в бюджет ( в момент выплаты арендной платы арендодателю) и представлять налоговую декларацию по этому налогу в срок не позднее 20-го числа , следующего за истекшим кварталом.

    Добрый день! Организация арендует муниципальное имущество. В договоре прописана сумма арендной платы и «арендатор самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в установленном законом порядке». Организация находится на УСН, т.е не является плательщиком НДС. Главный бухгалтер посчитала, что НДС перечислять в бюджет и соответственно сдавать декларации не обязательно. Главный бухгалтер уволилась, вновь пришедший бухгалтер считает, что НДС перечислять в бюджет обязаны. Как более безболезненно выйти из данной ситуации. И последовательность действий опишите (сдача деклараций, уплата НДС и пени и т.д.).

  • Ссылка на основную публикацию