Годовая инвентаризация в 2022 году в бюджетных учреждениях

Как составить приказ о проведении инвентаризации

Содержание

Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Сначала члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей, товаров, запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что указано на бумаге.

  • перед составлением годовой отчетности (потребуется инвентаризировать все активы и обязательства);
  • при смене материально ответственных лиц, в том числе связанных с передачей имущества третьим лицам (составляют приказ о проведении инвентаризации в связи со сменой материально ответственного лица в организации);
  • после чрезвычайных ситуаций — пожаров, наводнений, иных бедствий;
  • при выявлении хищений или порчи имущества.
  • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
  • реквизиты (удобно использовать фирменный бланк);
  • дата и номер приказа;
  • преамбула, в которой идет перечисление всех документов, регулирующих проведение инвентаризационной проверки (акты инвентаризации, сличительная и учетная ведомости, протокол ревизии);
  • приказная часть.
  • наименование фирмы;
  • дата составления и номер документа;
  • объекты и цель проведения проверки;
  • перечень задействованных подразделений;
  • период проведения;
  • сроки предоставления результатов;
  • состав комиссии с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей каждого ее члена;
  • фамилия, имя, отчество и подпись руководителя.
  • по срокам и способам устранения недостач, по проведению служебных расследований (в случае обнаружения недостачи);
  • по дальнейшему пользованию устаревшей и непригодной для последующего использования продукцией;
  • иные предложения касательно работы с подвергшимися проверке ценностями.

Годовая инвентаризация

К сведению: в Письме Минфина РФ от 24.04.2022 № 02-06-10/33612 сказано, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета.

Специалисты Минфина считают, что определение даты, на которую проводится инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности, до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года), как один из методов предварительного финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо от 10.02.2022 № 02-07-10/8553).

При составлении годовой бюджетной отчетности информация о проведенной годовой инвентаризации указывается в разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160), в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций».

Специалисты финансового ведомства считают, что участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным, так как ее участие обеспечивает предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (Письмо Минфина РФ от 27.11.2022 № 02-06-10/60461).

*** В части учета основных средств в п. 7 Инструкции № 162н принятие к бюджетному учету объектов основных средств, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом, отражается проводкой по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». По мнению автора, применение конкретной корреспонденции счетов следует согласовать с финансовым органом или ГРБС (РБС). По материальным запасам таких противоречий в Инструкции № 162н нет.

Инвентаризация ТМЦ: порядок проведения и учет результатов в 2022 году

Но в бухгалтерском учете существуют такие нормы, поэтому все же надо. Положено так. Если организация числит себя правильным и добросовестным экономическим субъектом, она должна выполнять требования по контролю за фактическим наличием имущества и обязательств. Ну, и потом, неужели руководству организации неинтересно знать, как обстоят дела с сохранностью учетных объектов и задолженностями? Даже исходя из здравого смысла, инвентаризация хотя бы раз в год необходима всем организациям, в том числе и малым.

  1. Издайте приказ.
  2. Назначьте ответственных лиц и сформируйте комиссию.
  3. Проведите сверку активов (основных средств, товаров, МБП, расчетов с контрагентами, финансов).
  4. Составьте акты и утвердите результаты проверки.
  5. Подпишите протокол.

Возникает вопрос, можно ли проводить инвентаризацию без участия материально ответственного лица или его необходимо включить в состав комиссии? Напрямую в Указаниях о запрете участия в инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц нигде не сказано, но это подразумевается, если ознакомиться с пунктом 2.8, где сказано, что проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. То есть чтобы они присутствовали при проведении проверки и могли объяснить, почему чего-то не хватает или что-то присутствует в избытке.

Недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц признаются внереализационными расходами лишь в случае, когда факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ) (в постановлении о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением виновных лиц (согласно подпункту 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 208 УПК РФ)). Существуют, правда, нормы естественной убыли, но они касаются далеко не всех материальных объектов. Естественная убыль у помидоров или цемента предусмотрена, но у инструментов или канцелярских принадлежностей ее точно не бывает. По таким итогам проверки в бухучете расходы будут, а в налоговом учете — нет.

Теперь поговорим о сверке расчетов. Это то, что обязательно нужно сделать во время годовой инвентаризации, — свериться со всеми контрагентами. Тут все просто: взять да и разослать всем контрагентам по списку письма-сверки. Мол, по нашим данным, вы нам должны 20 000 рублей, просим подтвердить (или опровергнуть) в 10-дневный срок. А если вы на наше письмо не прореагировали, значит, вы согласны с нашей суммой. И все дела. А потом по итогам рассылки составить сличительную ведомость, и если вылезут расхождения по расчетам, то придется заниматься выяснением истины: кто из двух сторон прав и кто, кому и сколько должен.

Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2022 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

  • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
  • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2022 года, считая это событием после отчетной даты.
Рекомендуем ознакомиться:  Орел Болховский Микрорайон Чернобыльская Зона

Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2022 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2022 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Для определения объектов, подлежащих учету на счетах группы 111 60 «Права пользования нематериальными активами», следует провести инвентаризацию имущества, полученного в пользование (счет 01) и соответствующие суммы расходов будущих периодов (счет 401.50). Комиссия должна определить на основании документов срок использования лицензии, рассчитать амортизацию, определить счет учета и иную информацию, необходимую для поставки на балансовый учет объекта.

2. В процессе инвентаризации доходов будущих периодов разделить доходы будущих периодов по датам признания в финрезультате. Новая редакция Инструкции № 157н детализировала счет 401.40 «Доходы будущих периодов» на 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года». Также необходимо провести сверку в разрезе контрагентов и правовых оснований.

При инвентаризации задолженности на счетах 206 00, 302 00, 208 00 уточнить аналитический учет в части учетных номеров денежных обязательств (идентификационным номерам расчетов по выплатам). При инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности (счет 04) и не востребованной кредиторской задолженности (счет 20) необходимо уточнить такие аналитические показатели, как КПС, КЭК, КФО. При инвентаризации сомнительной задолженности так же важно уточнить правовое основание, идентификатор начислений (УИН). А по счетам 25, 26, 27 необходимо уточнить аналитику, в том числе и по кодам КОСГУ.

Результатами инвентаризации подтверждаются как показатели, отраженные на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах. Так же результаты инвентаризации подтверждают определение объектов учета, уточнение дополнительной аналитики объектов учета на счетах учета при изменении Единого плана счетов, Стандартов учета и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение учета учреждений государственного сектора.

6. Инвентаризационной комиссии также следует проверить перечень объектов, являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

Письмо; Минфина России N 02-06-07/97427, Казначейства России N 07-04-05/02-29373 от; О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой консолидированной бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2022 год

в) кредиту номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 199 «Доходы экономического субъекта от прочих неденежных безвозмездных поступлений» — при раскрытии информации о принятии на учет земельных участков, иных нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации, а также, в частности, при принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот посредством предоставления их в аренду;

Представление консолидированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности главными администраторами средств федерального бюджета осуществляется не позднее сроков, установленных приказом Федерального казначейства от 07.09.2022 N 28н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2022 году».

Рекомендуем ознакомиться:  Льготы многодетным семьям в беларуси в 2022

В случае если для соблюдения сроков представления бюджетной отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов (например, документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документов, подтверждающих необходимость корректировки данных бюджетного учета о финансовых вложениях (акциях, долях участия), документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка) информация о событии после отчетной даты не используется при формировании балансовых показателей отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении подлежит раскрытию при представлении бюджетной отчетности в текстовой части Раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» Пояснительной записки (ф. 0503160) в составе бюджетной отчетности получателя бюджетных средств без обобщения в Пояснительной записке (ф. 0503160) в составе консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.

Расчеты по возмещению ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, доходы от которых отражаются по подстатье КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов», подлежат раскрытию в Сведениях (ф. 0503169) по счету КДБ 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

при уточнении аналитических счетов учета нематериальных активов, учитываемых на счете 110200000 «Нематериальные активы», вследствие обязательности применения с 1 января 2022 года федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2022 N 181н;

Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола. Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования — правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях. Если несоответствий нет, это надо задокументировать. Одновременно комиссия выдвигает предложения оприходовать, списать выявленные излишки (недостатки), отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе допустимо зафиксировать иные инициативы, к примеру, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений. Итак, в списке итоговых документов содержатся следующие бумаги:

По окончании процедуры подсчета и сопоставления члены комиссии оформляют документы, содержащие результаты проверки. Чаще всего это не один документ, а несколько. Так, выявленные расхождения фиксируются в ведомости учета результатов. В качестве шаблона такого документа используют форму № ИНВ-26 из Постановления Госкомстата № 26 от 27.03.2000.

Инвентаризация нужна компании, чтобы проверить, какое имущество у нее фактически имеется и каково состояние ее финансовых обязательств. Это мероприятие проводят по определенным правилам в несколько этапов. Но для начала необходимо издать приказ об инвентаризационной проверке. Учтите, что инвентаризация в бюджетном учреждении в 2022 году с новыми стандартами проходит еще с 2022 года (Приказ Минфина № 257н от 31.12.2022). А с 01.01.2022 вступают в силу новые федеральные стандарты для коммерции — ФСБУ 6/2022 «Основные средства» и 26/2022 «Капитальные вложения» ( Приказ Минфина № 204н от 17.09.2022 ). Многие компании применяют эти стандарты с 2022 года.

Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Сначала члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей, товаров, запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что указано на бумаге.

Шаг 3. Указываем, что надо проверить и в каком подразделении, объясняем причины, по которым необходимо провести сравнение реальных запасов, ценностей, товаров и указанных в документах. В нашем случае пример причины инвентаризации в приказе содержит формулировку:

Годовая инвентаризация в 2022 году в бюджетных учреждениях

Перед составлением годовой бюджетной отчетности проведение инвентаризации обязательно (п. 7 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н). Нормативными правовыми актами не установлена обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года. Определение сроков проведения инвентаризации находится в компетенции учреждения.

Спецификой учета имущества казны является необходимость сверки данных на счете 108 00 с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами казны на основании информации из реестра имущества публично-правового образования устанавливает финансовый орган соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату (п. 145 Инструкции № 157н).

Инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности может проводиться до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года). Вместе с тем, по мнению специалистов Минфина России, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина России от 22.10.2022 № 02-07-10/81064).

Проводить инвентаризацию нефинансовых активов, составляющих казну, путем сверки данных бюджетного учета с данными из реестра государственной (муниципальной) казны необходимо не реже чем на отчетную дату (ежегодно). Орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом вправе установить в учетной политике более частую периодичность проведения инвентаризации имущества казны, например, поквартально либо на дату формирования бухгалтерских записей на сумму изменения реестра.

Проведение инвентаризации в маленькой фирме: как правильно организовать

На практике пересчет торговой точки часто назначают за пределами времени ее обычной работы или таким образом, чтобы накладка времени инвентаризации на время работы была небольшой. Как правило, при пересчете точки можно уложиться в меньшее время, чем при пересчете склада, потому некоторую временную подвижку можно организовать.

При этом фирме, проводящей пересчет, следует помнить о правилах привлечения сотрудников к сверхурочной работе. Например, если продавец отработал обычную смену, а затем остается для участия в инвентаризации, то для продавца это будет сверхурочка.

У фирмы с небольшим штатом может быть большое количество запасов или большая номенклатура. Кроме того, у мелкого и среднего бизнеса любой покупатель или клиент «на счету». Поэтому, закрывать на несколько суток, к примеру, магазин или точку общепита (особенно в пред-и посленовогодние дни) не хотят ни владельцы, ни руководство.

Напомним:

  1. Натуральная инвентаризация – это непосредственное наблюдение объектов инвентаризации, их пересчет, измерение, взвешивание и т. п., а также установление их фактического количества.
  2. Документальная инвентаризация – ревизия документации с целью документального подтверждения наличия/отсутствия объектов инвентаризации.

Это грубое нарушение правил ведения бухучета. Оно карается по ст. 15.11 КоАП РФ штрафом 5000 – 10 000 рублей за нарушение, налагаемым на должностных лиц компании. Если же нарушение происходит повторно, штраф удваивается, а должностные лица, ответственные за бухучет в организации, могут быть дисквалифицированы на срок до 2-х лет.

Для автоматического заполнения данных о постоянно действующей инвентарной и рабочей комиссиях рекомендуется внести информацию в справочник «Постоянно действующие комиссии». Его можно найти по следующему пути «Операции» – Справочники» – «Постоянно действующие комиссии».

В инвентаризации принимают участие специально созданная комиссия и материально ответственные лица. В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители администрации организации, работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, техники и т.д.). Перечень членов постоянно действующей и рабочей комиссий должен быть отражен в приказе, который утверждает руководитель учреждения. Материально ответственные сотрудники как заинтересованные лица в комиссию не входят. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств из числа членов постоянно действующей комиссии могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

Рекомендуем ознакомиться:  Льготы Педагогам В Сельской Местности В 2022

Перед началом проверки руководитель издает приказ о проведении инвентаризации; комиссия собирает приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денег с указанием «до инвентаризации на «дату», что будет служить основанием для определения остатков к началу инвентаризации. Также перед началом инвентаризации у материально ответственного лица берется расписка, что на момент начала проведения инвентаризации он сдал все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии и все ценности оприходованы или списаны.

Сам документ инвентаризации не несет за собой никаких изменений в бухгалтерском учете и соответствующих проводок. Он является документом, на основании которого можно ввести приходные документы – по результатам выявленных излишков и расходные по недостачам.

В программе также есть возможность считывать данные об объектах инвентаризации с помощью штрихкодирования и использования терминалов сбора данных (ТСД). В этом случае данные из документов инвентаризации объектов можно выгружать в ТСД, а после проведения инвентаризации – автоматически загрузить результаты из ТСД в документы инвентаризации.

Инвентаризация перед годовой отчетностью за 2022 год

Как правило, в состав комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.), кроме материально ответственных лиц. Также можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Дебет 41 (10) Кредит 91 — оприходованы выявленные излишки товаров (материалов). Стоимость выявленных излишков включается в состав налоговых доходов по рыночной стоимости (п. 20 ст. 250 НК РФ. Рыночная цена определяется по аналогии с порядком, установленным статьей 105.3 НК РФ, но не ниже затрат на производство (приобретение).

  • В установленные сроки проверяются:
  • наименование и количество имущества, имеющегося в наличии, в том числе арендованного (ОС, МПЗ, деньги в кассе) (п. 2.7, 3.7 Методических указаний № 49);
  • активы, не имеющие материально-вещественной формы (НМА, финансовые вложения, денежные средства на расчетном счете) (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний № 49);
  • размер дебиторской и кредиторской задолженности (п. 3.44 Методических указаний № 49);
  • иные объекты учета (незавершенное производство, расходы будущих периодов и т.д.).

Все показатели заносятся в соответствующие инвентаризационные описи (акты) не менее чем в двух экземплярах (п. п. 2.5, 2.9 — 2.11 Методических указаний № 49).

  • Полученные данные сверяются с информацией бухгалтерского учета. Если есть отклонения, результат фиксируется в сличительных ведомостях ведомостях (п. 4.1 Методических указаний № 49).
  • По результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (форма № ИНВ-26), в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ их отражения в учете (п. 5.6 Методических указаний № 49). Издается приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации и о привлечении к ответственности виновных должностных лиц (если выявлены недостачи). После чего результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете.

Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.

Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.

Проводим годовую инвентаризацию

Так как мы говорим о годовой проверке, то внештатные ситуации, когда внезапно потребуется проверить тот или иной объект, отсутствуют. В этом случае инвентаризацию за 12 месяцев проводят в промежуток с 01.10 до 31.12. Стоит заметить, что окончание и фиксация результатов процедуры должны быть не позже сданной отчетности.

В заключение необходимо грамотно сформулировать вердикт и запротоколировать по форме ИНВ-26.
У описей, в которых зарегистрированы результаты проверок, есть срок годности. Так, их содержат в архиве на протяжении 5 лет начиная с 1 января отчетного года. По требованию длительность хранения разрешено увеличить.

  • Теперь фиксируем все в приказе: глава, участники комиссии, объекты инвентаризации, дата начала процедуры. В бланке есть строка «Причина», в данном случае это годовой вид проверки. А значит, в поле надо указать «перед составлением годовой отчетности» или «годовая». Обязательно нужно заполнить предпоследнюю строку, указав крайнюю дату сдачи отчета.
    • смена материально ответственного сотрудника;
    • передача любой собственности в аренду либо лизинг;
    • обнаружение фактов порчи, нанесения вреда, кражи имущества;
    • обстоятельства, которые не зависят от компании, например, стихийные бедствия, военное положение;
    • ликвидация или реорганизация фирмы в любой форме.

    Годовая инвентаризация подразумевает проверку перед формированием и сдачей годовой бухгалтерской отчетности. Ведь именно эти результаты нужны для различных исчислений. Процедура мониторинга обязательна для любых компаний, включая частных предпринимателей, а вердикт необходимо отразить в бухучете.

    Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола. Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования — правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях. Если несоответствий нет, это надо задокументировать. Одновременно комиссия выдвигает предложения оприходовать, списать выявленные излишки (недостатки), отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе допустимо зафиксировать иные инициативы, к примеру, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений. Итак, в списке итоговых документов содержатся следующие документы:

    В другом письме финансовое ведомство поясняет, что проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской отчетности до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале отчетного года), является одним из методов предварительного финансового контроля и не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности(Письмо от 10.02.2022 № 02-07-10/8553).

    Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2022 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.

    • ведомость учета результатов;
    • сличительная ведомость результатов инвентаризации;
    • сличительная ведомость результатов инвентаризации ценностей, находящихся в собственности организации;
    • сличительная ведомость результатов инвентаризации арендуемых объектов;
    • инвентаризационная опись;
    • объяснительная записка.
    • наименование компании с указанием организационно-правовой формы;
    • название подразделения, где проводилась инвентаризация;
    • наименование документа — протокол инвентаризационной комиссии;
    • список членов комиссии с указанием фамилий, инициалов и должностей;
    • описание результатов проверки;
    • перечень выступавших на заседании;
    • принятое решение;
    • заключение комиссии;
    • выявленные нарушения (если они есть);
    • виновные в нарушении с указанием фамилий, инициалов и должностей;
    • сведения о мероприятиях по устранению нарушений;
    • подписи председателя и всех членов комиссии;
    • приложения.

    Ссылка на основную публикацию