Поставим точки над И: какие льготы положены учителям в 2022 году
Содержание
- 1 Поставим точки над И: какие льготы положены учителям в 2022 году
- 2 Какие доплаты и компенсации полагаются педагогам в 2022 году
- 3 Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год
- 4 Подготовлены рекомендации по оплате труда учителям
- 5 С 1 января 2022 г
- 6 Новые правила аттестации учителей в 2022 году
- 7 Обязали оплатить госпошлину за аттестацию
- 8 Стимулирующие выплаты учителям в 2022
- Во-первых, это регион, в котором проживает и трудится педагог, потому что в различных субъектах страны могут отличаться соцпрограммы.
- Во-вторых, стаж работы в образовательной системе и особые достижения тоже значительно влияют на формирование субсидий.
Тому, кто закончил вуз с отличием, полагаются повышенные выплаты. Если сотрудник отработал 3 года и показал отличные результаты, то затем он получает премию и возможность бесплатно ездить на общественном транспорте. Размер субсидий регламентируется региональными актами.
Получайте максимальную выгоду от покупок вместе с Халвой! Если ежедневно расплачиваться карточкой Совкомбанка, вам возвращается до 10% кэшбэка. А если своих средств не хватает, то можно пользоваться заемными деньгами без переплат. Оформляйте карту в один клик.
Допвыплаты начисляются учителям за классное руководство (около 5 тысяч рублей), внеклассные уроки, например, продленка и подготовка к ОГЭ или ЕГЭ. Также увеличенный оклад есть у преподавателей химии, так как они взаимодействуют с ядовитыми химикатами, и у тех, кто работает в две смены.
- иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании;
- возраст от 18 до 55 лет;
- одно из основных условий – быть не местным, то есть участник должен быть готов переехать в другой населенный пункт;
- обладать профессиональными навыками и хорошей квалификацией.
Какие доплаты и компенсации полагаются педагогам в 2022 году
Согласно постановлению «О вознаграждении педагогических работников», на сегодняшний день доплата полагается только работникам федеральных учреждений. Сотрудникам школ и колледжей при региональных вузах пока не повезло. Также не у дел остался такой особенный вид учебных заведений, как военные училища. Но, поскольку вопрос внесения поправок в законодательство уже прорабатывается, в ближайшем будущем стоит ожидать хороших новостей и для этих категорий.
9 февраля 2022 года на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре представили данные, из которых следует, что свыше 75 процентов российских учителей имеют ставку заработной платы ниже МРОТ. Чтобы как-то сгладить эту несправедливость, педагогов поощряют надбавками и разовыми выплатами. Педсовет узнал, за что они могут получить дополнительные деньги от государства и сколько это в цифрах.
Регионы размещают список актуальных вакансий, требования к претенденту по каждой из них и дополнительную информацию для своей территории. Анкета кандидата проходит экспертную оценку, по результатам которой формируется балльный рейтинг участника. При отборе учитывают:
При этом сам педагог должен быть вовлечен в научно-практическую деятельность, накапливать и распространять профессиональный опыт: выступать на семинарах с докладами, уделять время самообразованию. В отдельный пункт оценочного листа выносится стабильное взаимодействие с родителями, их участие в жизни школы.
Есть и другие выплаты: дотации на канцтовары и учебные пособия, компенсации за проезд в денежном эквиваленте, премия по итогам трехлетней успешной работы. Но, если молодой учитель увольняется с места работы по личному желанию, он обязан выплатить все деньги, которые ему предоставлялись.
Оформить соответствие занимаемой должности обязаны все учителя — один раз в пять лет. А вот повысить квалификацию или нет, решает сам педагог. Аттестацию на 1-ю или высшую категорию педагогические работники проходят исключительно по собственной инициативе.
Педработникам доплачивают компенсационные, стимулирующие и премиальные (поощрительные) выплаты. По сути, премии и поощрения относятся к материальному стимулированию педагогов. А компенсационные надбавки связаны с характером работы — с особыми условиями труда, увеличенной нагрузкой, дополнительными обязанностями.
Дополнительно доплачивают за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом. Базу индексируют на повышающие коэффициенты — за квалификацию (категорию), сложность предмета и пр. Приведем пример расчета с учетом доплаты за первую квалификационную категорию учителя в школе.
Как только педагог прошел аттестацию, он получает повышение к зарплате. Педработников аттестуют раз в 5 лет. Для подтверждения квалификации учителю выдают аттестационный лист. Он передает его в образовательное учреждение, после чего руководитель издает отдельный приказ о повышении зарплаты. Конкретного ответа, сколько разница в ЗП между СЗД и 1 категорией учителя, нет, все зависит от региона. Но в среднем учителя первой категории получают на 1500–2000 больше, чем те, кто подтвердил соответствие занимаемой должности (за СЗД оклад индексируют только на 10 %).
После введения эффективных контрактов руководству рекомендуется определять индивидуальные требования каждому педагогу в зависимости от занимаемой должности, предметного профиля и рабочих обязанностей (приказ Минтруда № 167н от 26.04.2013). Закрепляют критерии эффективности и размер поощрения в трудовом соглашении с педагогическим работником. Используйте показатели эффективности из письма Минобрнауки № АП-1073/02 от 20.06.2013.
39. Конкретный размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере. Локальным нормативным актом учреждения, устанавливающим систему оплаты труда, либо коллективным договором может быть определен как конкретный размер выплаты стимулирующего характера, так и порядок расчета такого размера, исходя из размера фонда оплаты труда учреждения, показателей эффективности, достигнутых коллективом за соответствующий период, и иных обстоятельств.
систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).
35. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, — к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы.
5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений, в том числе замещаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, замещаемой в порядке совместительства по другому трудовому договору, производится раздельно по каждой из должностей.
2 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный № 11725).
Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год
Основа оценки — понимание того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, и тем выше его заработная плата. Когда специалисты кадровой службы работают над созданием тарифной и квалификационной сетки, они совместно с руководителями подразделений определяют:
В документе указано, что для водителя трамвая и троллейбуса тарифный разряд — это 6-й или 7-й (зависит от длины состава). Но при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн человек труд водителя оплачивается по более высокому разряду, а если в городе более 1 млн человек, то разряд повышается на 2 единицы. Для каждого из разрядов установлен повышающий коэффициент, и, к примеру, вилка разряда 5 для специалиста — от 1,63 до 2,06. Какой конкретно коэффициент выбрать, решает уже руководство.
В результате в виде таблицы формируется разрядная сетка рабочих профессий и иных должностей в организации, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого сотрудника и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.
Покажем конкретный пример, как коэффициент превращается в зарплату, на примере того же водителя троллейбуса, который трудится в городе с населением более 1 млн человек— Санкт-Петербурге. Его разряд — 5-й, вилка коэффициента — от 1,63 до 2,06. МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 19 650 рублей. Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент и получим размер оклада водителя: от 32 029,5 руб. до 40 479 руб. (без учета надбавок и компенсаций).
При прежней системе имелся и 18 разряд учителя — это был максимально возможный уровень. Но сейчас установить его невозможно, максимально допускается 16-й, и то (см. постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 № 33) при условии, что педагог руководит образовательным учреждением.
В начале ноября текущего года Владимир Путин внес поправки в Государственную Думу о повышении МРОТ и прожиточного минимума. Он призвал депутатов и членов правительства обратить особое внимание на эти распоряжения. Окончательное решение было принято во время второго чтения закона о бюджете на следующий год.
Программа «Земский учитель» работает с января 2022 года. Многие слышали новости об условиях программы, о зарплате учителей и единовременном пособии. Согласно правилам программы, молодые учителя могут получить рабочее место в маленьких населенных пунктах, где численность населения не более 50000 человек. Дополнительно проект «Земский учитель» мотивирует выпускников педагогических вузов материальным вознаграждением, которое отличается в зависимости от региона:
Российские учителя, как работники бюджетной сферы, не слишком много зарабатывают и это не секрет. То и дело профсоюзы обращаются к российскому правительству обратить на это внимание. Как изменится ситуация в 2022 году и сколько будут получать педагоги РФ в нашем материале.
- отработанные часы;
- квалификация сотрудника;
- количество проработанных лет;
- наличие у специалиста особых заслуг;
- наличие сверхурочных нагрузок (работа с ребятами из малообеспеченных семей, выполнение обязанностей классного руководителя).
Повысят ли сумму выплат по этой программе – пока неизвестно. По правилам программы, выплата средств осуществляется не позднее 1 декабря в год трудоустройства. Для принятия участия в программе «Земский учитель» педагог должен заключить трехсторонний договор сроком минимум на 5 лет. При этом его трудовая нагрузка будет равняться не менее 18 часов в неделю.
Подготовлены рекомендации по оплате труда учителям
Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений представила рекомендации, в соответствии с которыми в этом году оклад учителей и тренеров может составить не менее 70% заработка в целом. Также за работу в сельской местности, вредные условия труда и особые достижения в профессии полагаются премии. Однако же стоит отметить, что документ на данный момент имеет рекомендательный характер. В скором времени планируется разработать обязательные правила по формированию зарплат бюджетников.
Так, в соответствии с рекомендациями заработная плата должна определяться квалификацией сотрудника, сложностью его работы, количества и качества труда. При этом максимальный размер зарплаты не ограничен, но если речь о сотрудниках одной квалификации, которые выполняют идентичный объем работы, то им нужно платить без дискриминации, то есть одинаково.
Министерство образования ответило, что согласно пункту 26 порядка аттестации специалисты привлекаются на условиях, оговоренных при формировании аттестационных комиссий. И особо подчеркнуло, что брать плату за аттестацию, если работник хочет установить квалификационную категорию, нельзя. Плата не предусмотрена ни в законе «Об образовании в Российской Федерации», ни в иных нормативных правовых актах.
Один из вопросов — № 31 — совпадает с вашим. Он звучит так: «На каких условиях привлекаются специалисты для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников негосударственных и ведомственных организаций? Должна ли оплачиваться заявителем или работодателем такая услуга?»
Аттестацию проходят все педагоги: учителя в школах, преподаватели в университетах и техникумах, педагоги в детских садах и развивающих клубах. По ее результатам определяют, соответствует ли специалист занимаемой должности, устанавливают его квалификацию и присваивают квалификационную категорию. Квалификационная категория напрямую влияет на размер зарплаты. А если комиссия решит, что специалист не соответствует своей должности, его могут понизить или назначить повторную аттестацию через определенный срок.
То есть каждый раз для аттестации формируют новую комиссию. Во время проведения аттестации она действует по положениям порядка проведения аттестации педагогических работников, в котором прописаны правила, основные задачи и принципы аттестации педагогов: в каких случаях проводится, кто входит в аттестационную комиссию, как принимают решение по итогам процедуры, кто освобождается от аттестации и так далее.
А вот с аттестацией на квалификационную категорию — другой порядок. Ее проводят по инициативе работодателя при приеме на работу или по желанию самого педагога. Например, когда учитель устраивается в школу на работу или хочет повысить свою категорию. Профессорско-преподавательский состав, например работников вузов, аттестуют иначе: регулярно и в те сроки, что указаны в их трудовых договорах. Повысить категорию по своему желанию они не могут.
С 1 января 2022 г
2. Вводится новая надбавка за классное руководство (надбавка за кураторство учебной группой). Она устанавливается учителям и преподавателям, выполняющим функции классного руководителя, куратора учебных групп в школах, ПТУ, ССУЗах, в размере 100% базовой ставки. Указанная надбавка к зарплате учителям устанавливается приказом руководителя на учебный год. При этом в 2022 — 2022 учебном году данная надбавка устанавливается с 01.01.2022.
6. На выплату надбавки за особенности профдеятельности руководителям и специалистам учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» направляются средства в размере 40% сумм окладов этих работников. В настоящее время объем направляемых средств составляет 15% (абз. 4 ч. 1 подп. 3.3 Инструкции N 71/2).
7. Исключается норма о том, что руководителям и специалистам областных (Минского городского) центров физического воспитания и спорта учащихся и студентов на выплату надбавки за особенности профдеятельности направляются средства в размере 15% от оклада.
8. Вводится новая норма, согласно которой на выплату надбавки за особенности профдеятельности руководителям и специалистам госучреждения «Национальное агентство по обеспечению качества образования» направляются средства в размере 150% сумм окладов этих работников.
Новые правила аттестации учителей в 2022 году
На пресс-конференции 17 декабря 2022 года президент высказал мнение, что ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. Многие чиновники и блогеры высказываются о проблеме низких учительских зарплат, ее решить в настоящее время не получается.
В Минпросвещения планировали опробовать новую систему уже в следующем году. Но из-за пандемии её внедрение могут отложить до 2022 года. «В любом случае нужно учитывать, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда —такое мнение в рамках опроса ОНФ высказали 73 процента учителей», — сообщила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Депутаты парламентской фракции «Единая Россия» готовы оказать кабмину и Минпросвещения помощь для скорейшего внедрения новой оплаты труда педагогов. По мнению члена Комитета Госдумы по образованию и науке, координатора партпроекта «Новая школа» Алёны Аршиновой, необходимо защитить учителей от манипуляций с дополнительными ставками, установив справедливое соотношение оклада и дополнительных выплат. Таковым, по мнению единороссов, является соотношение базовой и стимулирующей частей заработной платы в пропорции 70 на 30.
Ещё одним новшеством для педагогов станет новая система аттестации учителей, которую планируют ввести в 2022 году. Напомним, сегодня в системе квалификации педагогических работников есть три профессиональные ступени: начинающий учитель, учитель первой категории и учитель высшей категории.
По мнению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, следующим шагом для Правительства должно стать увеличение доли должностных окладов в зарплате педагогических работников. С таким предложением она выступила на ежегодном совещании со статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
В начале 2022 года Минздрав выпустил приказ — от 02.02.2022 № 41, регламентирующий прохождение медработниками и фармацевтами аттестации для получения квалификационной категории. В соответствии с п. 1 документа, прохождение ими аттестации приостанавливается до 01.01.2022 года (исключение — аттестация на присвоение квалификационной категории впервые, а также более высокой квалификационной категории). А в соответствии с п. 3 документа на 12 месяцев продлевается срок действия квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 01 января по 31 декабря 2022 года.
Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.
ВАЖНО! До 2022 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2022 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.
В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.
выплаты компенсационного характера за работу (в общеобразовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья) работникам профессионально-квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников в отдельных организациях.
Ответ: Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2022 года, начиная с 1 сентября 2022 года осуществляется выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5000 рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство.
Ответ. С 1 сентября 2022 года, в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2022 года за счет средств федерального бюджета педагогическим работникам общеобразовательных организаций дополнительно установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 рублей в месяц на одного классного руководителя. При этом сохранены ранее установленные выплаты на эти цели за счет республиканского бюджета.
Педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.
Ответ. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются работникам общеобразовательных организаций согласно пункту 15 раздела VI Положения об условиях оплаты труда работников общеобразовательных организаций Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.05.2022 № 412. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются работникам образовательных организаций по основному месту работы и основной должности (за исключением работников, занимающих должности учителей и преподавателей) по результатам труда за определенный период времени.
Обязали оплатить госпошлину за аттестацию
То есть каждый раз для аттестации формируют новую комиссию. Во время проведения аттестации она действует по положениям порядка проведения аттестации педагогических работников, в котором прописаны правила, основные задачи и принципы аттестации педагогов: в каких случаях проводится, кто входит в аттестационную комиссию, как принимают решение по итогам процедуры, кто освобождается от аттестации и так далее.
Аттестацию проходят все педагоги: учителя в школах, преподаватели в университетах и техникумах, педагоги в детских садах и развивающих клубах. По ее результатам определяют, соответствует ли специалист занимаемой должности, устанавливают его квалификацию и присваивают квалификационную категорию. Квалификационная категория напрямую влияет на размер зарплаты. А если комиссия решит, что специалист не соответствует своей должности, его могут понизить или назначить повторную аттестацию через определенный срок.
Один из вопросов — № 31 — совпадает с вашим. Он звучит так: «На каких условиях привлекаются специалисты для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников негосударственных и ведомственных организаций? Должна ли оплачиваться заявителем или работодателем такая услуга?»
А вот с аттестацией на квалификационную категорию — другой порядок. Ее проводят по инициативе работодателя при приеме на работу или по желанию самого педагога. Например, когда учитель устраивается в школу на работу или хочет повысить свою категорию. Профессорско-преподавательский состав, например работников вузов, аттестуют иначе: регулярно и в те сроки, что указаны в их трудовых договорах. Повысить категорию по своему желанию они не могут.
Министерство образования ответило, что согласно пункту 26 порядка аттестации специалисты привлекаются на условиях, оговоренных при формировании аттестационных комиссий. И особо подчеркнуло, что брать плату за аттестацию, если работник хочет установить квалификационную категорию, нельзя. Плата не предусмотрена ни в законе «Об образовании в Российской Федерации», ни в иных нормативных правовых актах.
- отработанные часы;
- квалификация сотрудника;
- количество проработанных лет;
- имеет ли специалист особые заслуги;
- наличие сверхурочных нагрузок (работа с ребятами из малообеспеченных семей, выполнение обязанностей классного руководителя).
1.2.1.1 семьям, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы, и среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы в расчете на душу населения:
Кроме того, на региональные власти будет возложена обязанность согласования увеличения оплаты труда воспитателям с Правительством на основе внесённых поправок в Трудовой Кодекс РФ. Это связано с тем, что Правительству делегировали полномочия утверждать размеры окладов, различных надбавок и выплат, а также компенсаций.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Премиальные являются дополнительной формой вознаграждения человека наряду с заработной платой, которую выдают, если учебное заведение выполняет установленный план. Индивидуальной премии удостаивают отдельных личностей, а коллективные вручают для мотивации социальной группы граждан.
Стимулирующие выплаты учителям в 2022
С каждым годом постепенно увеличивается минимальная заработная плата по все регионам. Работники бюджетной сферы, к которым относятся учителя и педагоги не исключение. Заработная плата учителей в 2022г. так же как и в 2022г. будет состоять из оклада и стимулирующих выплат. В каждом учебном учреждении своя методика расчета данных баллов.
Стимулирование труда все больше набирает популярность среди работников бюджетной сферы. Данная система оплаты труда введена для стимулирования сотрудников к участию не только в школьном процессе, но и проведению внеклассных мероприятиях, подготовка различных конкурсов, концертов, олимпиад. Разработка и внедрение в процесс жизни ученика новых технологий и методик для улучшения качества работы и получения знаний. А также контакт и индивидуальная работа с родителями учащихся, привлечении их в качестве помощников, все это влияет на получение дополнительных наград и поощрений со стороны государства и директора учреждения, потому что именно он является замыкающим звеном в начислении баллов.
Директора учебных учреждений конечно же должны придерживаться Законодательных актов, а именно протокола, который утвердила трехсторонняя комиссия, однако у них есть право разрабатывать нормативные акты внутри своей школы положение о стимулировании труда. Самым удобным вариантом является прописать в трудовом договоре, каким образом происходит стимулирование.
Таким образом получается, что размер заработной платы формируется не только за счет установленного оклада, но и за стимулирующие выплаты. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.
- наличие в арсенале учителя за каждый месяц дополнительных проектов, для расширения знаний детей
- работа и контакт с родителями;
- разработка методики и улучшения учебного процесса;
- организация, проведение, подготовка различных внеклассных оздоровительных мероприятий;
- помощь детям из неблагополучных семей, улучшение их учебного процесса;
- разработка различных интерактивных пособий, портфолио.