Ликвидация некоммерческого партнерства пошаговая инструкция 2022

Порядок ликвидации некоммерческих организаций и необходимые документы

Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется Федеральным Законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ. «О некоммерческих организациях» Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещается публикация о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Важно учесть, что срок заявления кредиторами вышеупомянутых требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Если сумма денежных средств, имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемой некоммерческой организации с публичных торгов в соответствии с установленным для исполнения судебных решений порядком (исключение составляют частные учреждения).

2 ЭТАП
По окончании срока для предъявления требований кредиторами (через два месяца с даты публикации в журнале «Вестник») представляются следующие документы:
1. Заявление (Уведомление) о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме №Р15016, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2022 г. №ЕД-7-14/617@«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц…», в 2-х экз
2. Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации либо
органом некоммерческой организации, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации, в 2-х экз.
3. Решение или протокол (выписка из протокола) об утверждении промежуточного ликвидационного, в 2-х экз.

1 ЭТАП
1. Заявление (Уведомление) о ликвидации юридического лица по форме №Р15016, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2022 г. №ЕД-7-14/617@«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц…», в 2-х экз.
2. Решение или протокол (выписка из протокола) о ликвидации некоммерческой организации и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), в 2-х экз.
3. Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Срок не может составлять менее двух месяцев.

Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.

Статья 18

1.1. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

3. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Добровольное закрытие НКО

  • имущества для полноценной работы такого вида НКО недостаточно и нет финансовых возможностей его восполнить;
  • цели фонда, которые прописаны в его учредительных документах, не могут быть достигнуты и нет возможности внести необходимые изменения;
  • фонд осуществляет деятельность, которая противоречит уставу;
  • в иных случаях.

Учредители фонда добровольно закрыть НКО могут только через суд (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2022 № 64). Например, это возможно сделать, если не хватает имущества фонда для осуществления хозяйственной деятельности и получить его нереально. Поэтому «просто так» закрыть фонд не получится.

Работников нужно уведомить о предстоящей ликвидации НКО не менее чем за 2 месяца. Если этого не сделать, то НКО может быть оштрафовано, а работники могут потом восстановится через суд и взыскать с работодателя компенсацию морального вреда (п. 2 ст. 391, п. 9 ст. 394 ТК РФ).

Как закрыть некоммерческую организацию

  • принять на общем собрании решение о ликвидации организации и оформить решение протоколом или другим документом, предусмотренным соответствующим нормативно-правовым актом;
  • сформировать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора;
  • установить порядок и сроки ликвидации.

На втором этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна разместить в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о том, что НКО приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

Сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности («Федресурс»).

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации.

На основании промежуточного баланса ликвидационная комиссия должна произвести расчеты с кредиторами из имеющихся у организации денежных средств. Если у НКО (за исключением частных учреждений ) недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

При ликвидации организации законченные делопроизводством дела включаются в ее архивный фонд. При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.
Рекомендуем ознакомиться:  Выплаты За 3 Ребенка 2022 Кемеровская Область

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

Если денег и иного имущества достаточно, то утвердите промежуточный ликвидационный баланс в общем порядке и подайте уведомление о его составлении в регистрирующий орган по форме № Р15016 (на титульном листе в качестве причины обращения укажите значение 4).

Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:

После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.

После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.

При условии что Вы задолго до ликвидации отказались от помещения и фактически организация нигде не находится, то могут возникнуть проблемы на последнем этапе ликвидации с указанием причины в отказе — предоставление недостоверных сведений о месте нахождения организации, и уведомление кредиторов не надлежащим образом.

В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.

Ликвидация НКО пошаговая инструкция в 2022 году

Вопросы, связанные с образованием, функционированием, реорганизацией, преобразованием, ликвидацией некоммерческих организаций (сокращенно – НКО) регулирует ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996 (ред. от 29.07.2022). Собственно возможность ликвидации НКО предусматривает ст. 18 ФЗ РФ № 7. Нормы данной статьи не относятся к религиозным организациям, «Автодору» и казенным учреждениям.

При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Минюст РФ и его территориальные органы в рамках контрольно-надзорной деятельности при выявлении нарушений, совершенных юрлицами, вправе: вынести предупреждение, составить административный протокол, приостановить деятельность НКО либо направить иск о ее ликвидации в суд. При этом реализация их полномочий регламентируется ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996, № 82 от 12.05.1995, № 294 от 26.12.2008, № 125 от 26.09.1997, а также ПП РФ № 705 от 11.07.2012 и Приказом Минюста РФ № 456 от 30.12.2011. Директор Департамента по делам НКО В.А.Титов. (Письмо Минюста РФ № 11-99821/18 от 27.07.2022).

В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально. Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

Ликвидация некоммерческого партнерства

Полное прекращение работы некоммерческого партнерства, то есть ликвидация юридического лица, должно проходить на основании требований который были установлены действующим гражданским законодательством РФ. Основная схема ликвидации некоммерческого партнерства заключается в следующих обязательных действиях:

  1. Уведомление о принятии соответствующего решения о ликвидации, которое должно быть заранее направлено в уполномоченный государственный орган;
  2. Уведомление о создании специальной комиссии, а также о последующем назначении ответственного за процесс лица – ликвидатора, которым были переданы абсолютно все полномочия по управлению организацией.
  3. Необходимые сведения о лице, являющемся непосредственным руководителем объединения – его ФИО, адрес проживания, паспортные данные и т.д.
  4. Протокол ранее проведенного собрания законные членов организации. В этом документе должны быть отмечены такие вопросы, как: принятие решения о необходимости осуществления последующей ликвидации некоммерческого партнерства, а также о последующем создании специальной комиссии.
  5. Копия свидетельства о регистрации организации в соответствующем государственном органе, а также о присвоение ей индивидуального номера в действующем реестре юридических лиц.
  6. Сведения о лице, назначенным ликвидатором – его ФИО, адрес регистрации, ИНН.
  1. Члены сформированной ранее ликвидационной комиссии.
  2. Один, либо несколько кредиторов организации. Так как данный вид объединения не подразумевает под собой извлечение прибыли от его работы, в роли кредиторов, как правило, выступают лица, обеспечивающие постоянное функционирование организации.
  3. Представители правоохранительных, налоговых и иных органов. Они могут обратиться в суд лишь в том случае, если в деятельности данного некоммерческого объединения, в ходе плановых, либо внеочередных проверок, были выявлены серьезные нарушения.
  1. Принятие соответствующего решения. Сделать это могут учредители партнерства, на общем собрании. Сам факт принятия решения фиксируется в протоколе собрания, на котором каждый из участников должен поставить свою подпись.
  2. Создание ликвидационной комиссии, а также назначение ответственного лица – ликвидатора. В обязанности комиссии будет входить осуществление всех действий, которые необходимы для полного закрытия и прекращения деятельности партнерства.

После того, как процедура ликвидации некоммерческого партнерства была инициирована, созданная комиссии должна приступить к анализу текущей деятельности. В отличие от обязательных действий, которые включает в себя ликвидация ООО, здесь не будет производиться анализ текущих прибыли и убытков, так как их просто не должно быть, ведь организация не является коммерческой.

Рекомендуем ознакомиться:  Сколько Составит Материнский Капитал В 2022 Году

Однако публикация не считается достаточной мерой для уведомления кредиторов. Комиссия обязана принять действия по поиску кредиторов. Им направляются индивидуальные уведомления о ликвидации. Также НКО нужно разобраться со своими дебиторами. Это субъекты, у которых есть задолженность перед организацией. Средства, полученные в результате взыскания долгов у дебиторов, направляются на погашение долгов перед кредиторами.

Баланс нужно утвердить на Общем собрании НКО. Итоги собрания оформляются при помощи протокола. Все предъявленные требования должны быть рассмотрены. Обоснованные претензия удовлетворяются. Если средств для погашения задолженностей нет, имущество организации распродается. Как правило, для продаж используются торги, позволяющие быстро получить деньги. Полученные средства направляются на погашение долгов. Выплаты выполняются на основании очередности, регламентированной статьей 64 ГК РФ.

Если после процедуры осталась собственность, дальнейшее ее использование определяется комиссией. Составлять окончательный баланс можно только после того, как погашены все обязанности перед кредиторами. Утверждается он также на собрании. После составления заключительного баланса нужно подать в Управление эти документы:

На ликвидационную комиссию возложена обязанность публикации сообщения об упразднении в СМИ. В частности, сообщение нужно размещать в «Вестнике государственной регистрации». Нужно это для того, чтобы кредиторы знали о статусе своего дебитора и успели предъявить требования. На предъявление их предоставляется 2 месяца с момента размещения сообщения.

  • Уведомление о статусе НКО по форме Р15001. Составляется этот документ в двух экземплярах. На бумаге должна стоять нотариально заверенная подпись лица с полномочиями принимать такие решения.
  • Протокол собрания, на котором принято решение. На документе должна стоять печать организации. Бумага должна быть подписана председателем собрания. Составляется она в двух экземплярах.

Получив документы о регистрации в Минюсте, необходимо встать на учет в Росстате, ФСС и ПФР. Затем следует открыть расчетный счет в банковской организации. При необходимости изготовить печать или штамп. Теперь организация может приступать к осуществлению деятельности.

Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. П олномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.

  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • государственные корпорации и компании;
  • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • нотариальные палаты;
  • ТСЖ;
  • фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • государственные, бюджетные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.
  1. Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
  2. Определить порядок функционирования предприятия.
  3. Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
  4. Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.
  1. Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
  2. Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
  3. Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
  4. Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
  5. К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2022).

Некоммерческие партнерства: правовое регулирование, «спячка» и порядок ликвидации

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 12311 ГК РФ).

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 12311 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 1239 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 31 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 31, 32 ст. 32 Закона о НКО).
  1. Прежде всего, следует подготовиться к неминуемой налоговой проверке:
    • внимательно оценить правильность и своевременность составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • при необходимости, заняться восстановлением бухгалтерского учета;
    • поработать с дебиторской задолженностью;
    • решить кадровые вопросы.
  2. Далее необходимо подготовить документацию непосредственно для проведения ликвидационной процедуры. Первый документ, который ляжет в основу закрытия НКО, — это решение уполномоченного органа, к компетенции которого уставом организации отнесено рассмотрение подобных вопросов. Одновременно с принятием решения о закрытии НКО избирается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению процессом. Теперь от имени НКО действует именно ликвидационная комиссия, в том числе выступает в суде.
  3. После оформления стратегического решения о ликвидации НКО информация передается в Министерство юстиции, которое перенаправляет сведения в налоговую. На основании полученного уведомления ИФНС вносит в государственный реестр юрлиц соответствующую запись.
  4. Следующий этап — публикация сообщения о начале процедуры закрытия НКО в вестнике госрегистрации. С этого момента кредиторы имеют возможность заявить о своих претензиях в течение 2 месяцев. Параллельно ликвидируемая организация самостоятельно уведомляет выявленных кредиторов о своей ликвидации и определяет размер общей задолженности.
  5. По истечении установленного двухмесячного срока организация приступает к составлению и утверждению промежуточного ликвидационного баланса. О данном факте также следует уведомить Минюст, который, в свою очередь, передаст информацию в налоговое ведомство.
  6. Теперь можно закрывать задолженность НКО перед кредиторами.
  7. После погашения долгов необходимо подвести итоги — составить ликвидационный баланс. После его утверждения регистратору направляется комплект документов для регистрации окончательной ликвидации организации. После исключения НКО из ЕГРЮЛ процедуру закрытия можно считать завершенной. С этого момента обязательства учредителей и самой некоммерческой организации перед государством и иными лицами считаются прекращенными.
Рекомендуем ознакомиться:  Транспортный Налог 2022 Владимирская Область

Процедура закрытия организации выглядит технически простой, однако, без должного опыта и глубокого знания правовых тонкостей выйти на финишную прямую при ликвидации НКО бывает сложно. Процесс по времени занимает порядка 3-х месяцев, состоит из нескольких этапов, требует выполнения ряда организационных мероприятий с обязательным юридическим оформлением. При отсутствии квалифицированной помощи ликвидация может затянуться на неопределенный срок. Не доведенный до логического завершения процесс закрытия приводит к различным проблемам с контрагентами и проверяющими органами.

  • Так же, как и коммерческие организации, НКО прекращает свое существование с момента исключения юрлица из государственного реестра (ЕГРЮЛ), но при этом в процессе участвуют сразу два регистратора: Минюст и ФНС.
  • Такой вид НКО, как фонд, вообще может быть закрыт только и исключительно по решению суда.
  • Имущество, что остается после ликвидации НКО и произведенных выплат кредиторам, не распределяется среди учредителей, а используется в соответствии с уставными целями.

Компетентно решить все вопросы в рамках ликвидации некоммерческой организации помогут эксперты компании «Консалт-групп». К вашим услугам команда опытных специалистов юридического и бухгалтерского направления, которые помогут разобраться во всех тонкостях ликвидационного процесса, чтобы довести дело до конца.

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму. Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.

Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2022), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

Как проходит ликвидация некоммерческой организации

ВАЖНО! По завершении ликвидации все сотрудники увольняются. Они должны быть уведомлены о процедуре за 2 месяца до массового расторжения трудовых договоров. Компенсации, которые должны быть выплачены при увольнении, оговорены статьей 180 ТК РФ.

Собранная в рамках ликвидации документация отправляется в Управление Министерства юстиции. До того как информация о ликвидации заносится в Единый реестр ЮЛ, НКО продолжает свою работу. Все это время она обязана уплачивать налоги, составлять налоговую отчетность, оплачивать услуги ЖКХ.

  1. Принятие решения о проведении упразднения.
  2. Созыв комиссии, назначение ответственного за процедуру — ликвидатора.
  3. Определение порядка процедуры, ее сроков.
  4. Публикация сведений о ликвидации.
  5. Создание промежуточного баланса по ликвидации.
  6. Погашение всех имеющихся задолженностей.
  7. Создание окончательного баланса.
  8. Регистрация ликвидированного ЮЛ.
  • Уведомление о статусе НКО по форме Р15001. Составляется этот документ в двух экземплярах. На бумаге должна стоять нотариально заверенная подпись лица с полномочиями принимать такие решения.
  • Протокол собрания, на котором принято решение. На документе должна стоять печать организации. Бумага должна быть подписана председателем собрания. Составляется она в двух экземплярах.

На ликвидационную комиссию возложена обязанность публикации сообщения об упразднении в СМИ. В частности, сообщение нужно размещать в «Вестнике государственной регистрации». Нужно это для того, чтобы кредиторы знали о статусе своего дебитора и успели предъявить требования. На предъявление их предоставляется 2 месяца с момента размещения сообщения.

Согласно п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Статья 7.1 закона «о гос. регистрации юр. лиц и ИП» обязывает размещать уведомление о начале процедуры ликвидации на Федресурсе («Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц»). Это можно сделать, воспользовавшись ЭЦП ликвидатора (ЭЦП бывшего руководителя, с момента назначения ликвидационной комиссии будет не действительно) или через нотариуса.

Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).

Последний этап ликвидации НКО. При подаче документов на последний этап ликвидации некоммерческой организации удостоверьтесь, что вся отчетность сдана, все взносы, налоги и штрафы оплачены и не никакой задолженности перед гос. органами. В Минюст подаются:

В данной инструкции мы будем рассматривать, только «добровольную» ликвидацию НКО на основании решения высшего руководящего органа некоммерческой организации. В этой статье не будем касаться таких способов ликвидации, как: по решению суда, на основании банкротства, в связи с реорганизацией и т.д.

Ссылка на основную публикацию