Ндс грузоперевозки 2022

С 2022 года грузы перевозят по новым правилам

Главными документами по-прежнему остаются права водителя и путевой лист, но неграмотно заполненная ТН сделает поездку бессмысленной. А вот условия оформления транспортной накладной остались прежними ─ необходимо прописывать все цифры и буквы должны быть печатными, паста ручки ─ синего или черного цвета, а помарки и зачеркивания недопустимы.

  • Если в качестве первичной учетной документации предлагается транспортная накладная, то теперь ее нужно составлять в четырех экземплярах, где последний предъявляется грузоотправителю.
  • Теперь путевой лист заполняется иначе: помимо сведений о ТС, требуется указывать вид перевозки и перевозимой продукции. Обязательно прописывать марку, модель, пробег авто на начало и окончание поездки. Если есть прицеп, то его номер также требуется. Также необходимо прописать дату последнего медосвидетельствования водителя.
  • Согласно п. VIII Постановления № 2200 от 21.12.2022, с 2022 года оборот документации разрешено вести в электронном формате: ТН, сопроводительные бумаги, акты и прочие. Причем каждый заполненный бланк требуется подписывать квалифицированной ЭЦП.
  • С 2022 года обновился КоАП от нарушениях грузоперевозок фурами и самосвалами.
  • По новым законопроектам водителю требуется отдых после каждых 4,5 часов вождения, но только в поездках по России. В общей сложности за неделю человек должен отдыхать около 43 часов.
  • В поле Грузоотправитель появилась строка о том, что им является экспедитор. Это снимает ответственность со стороны отправителя и получателя, если с товаром что-то произойдет в пути. Причем договор требуется заключать напрямую с экспедиторской компанией, а не по доверенности с водителем.
  • В добавленном подразделе 1а указывается главный организатор передачи груза.
  • В поле Груз обязательно прописывают стоимость или ценность перевозимого груза с НДС, без НДС, размер ставки по налогу, отдельно сумма сбора НДС. Дополнительно ─ информация о сопроводительной документации, которая утверждает отгрузку продукта.
  • В поле Транспорт добавлены строки, где прописывается вид владения ТС: 1 ─ собственность, 2 ─ аренда, 3 ─ лизинг.

Что касается необоснованных перегрузов и соответственно штрафов на отдельных участках, то теперь они оснащены цифровым табло. И водитель сможет на месте переместить продукцию «на место». Дело в том, что во время пути груз может сдвинуться и увеличить нагрузку на конкретную ось. Непосредственно пункты проверки на техническую исправность станут проверять каждые 3 месяца.

Введение электронного формата для ТН ─ это большое преимущество для участников перевозки грузов. Обычно эта документация заполняется в специальной программе, которая заметит ошибку в некоторых полях. Также будет невозможно пропустить заполнение обязательных строк, так как ПО попросту не сохранит документ.

  1. Покупайте патент в основном регионе присутствия. Где зарегистрирован ИП или нанятые работники, где открыли офис с менеджерами или арендовали автостоянку.
  2. Пишите в договорах грузоперевозки место заключения — регион, где купили патент. Обычно оно указывается на первом листе договора, рядом с датой.
  3. Подчеркивайте в любых фактах деятельности привязку к территории патента. Например, укажите на сайте место деятельности — регион патента. Откройте расчетный счет в местном отделении банка, купите сим-карту в своей области. Храните местные чеки на бензин, СТО.
  4. Ведите книгу доходов по Патенту. Во-первых, этого требует закон. Во-вторых, вам будет проще контролировать свой учет.
  • топлива и запчастей на складе — в момент их расходования в 2022 году;
  • услуги автосервисов, стоянок, полученные в 2022, но оплаченные заранее в 2022 году;
  • остаточную стоимость вашего автомобиля, купленного не позже 5-10 лет назад (в зависимости от вида машины).

Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.

С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:

По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2022 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2022 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2022 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.
Рекомендуем ознакомиться:  Декларация По Имущественному Вычету За 2022 Год

Расчетные величины 20/120 или 10/110 применяются при операциях по п. 4 ст. 164 НК, например, когда от партнера поступает предоплата за активы, которые облагаются по ставкам 10% или 20% или если требуется исполнить обязанности налогового агента по размеру аренды за арендованное госимущество.

  • от 31.12.2004 г. № 908 (по мясу, колбасе, консервам, молоку, маслу, детским товарам, верхней одежде, пеленкам, носкам, одеялам и т.д.):
  • от 23.01.2003 г. № 41 (по газетам, журналам, книгам, альбомам, атласам и т.д.);
  • от 15.09.2008 г. № 688 (по лекарствам и медицинской продукции — сывороткам, вакцинам, морской соли, вате, медицинской одежде и т.д.).

В 2022 году расчет НДС зависит не только от налогооблагаемой базы, но также и от ставок. На данный момент он исчисляется по прямым ставкам — 0%, 10%, 20%, а также по расчетным. От их размера зависит сумма НДС к уплате по налоговой декларации. Ставки установлены на основании гл. 21 НК.

Или, к примеру, компания арендует госпомещение и платит аренду ежемесячно — 18 тыс. руб. (включая НДС 20%). Компания как арендодатель должна рассчитать НДС по расчетной ставке 20/120, удержать его из платежа по аренде и заплатить в бюджет. Размер налога составит 3 тыс. руб. (18 тыс. руб. * 20/120).

Льготное налогообложение в размере 10% применяется в отношении реализации или импорта имущества согласно установленным перечням, продовольственных и детских товаров, периодических изданий, книг, лекарств, медицинских изделий. Кроме того, в 2022 году это относится к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (исключения — сообщение с Крымом, Севастополем, Калининградом, Дальневосточным федеральным округом, в обход Москвы и Московской области).

Отмена ЕНВД

ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

С 1 января 2022 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Специальные налоговые режимы 2022

При выборе вида УСН обратите внимание на затраты, сможете ли их подтвердить. Если расходы больше доходов на 60%, то выбирайте «Доходы минус расходы». Если официально подтвердить расходы будет сложно, или доходы больше расходов, то выгоднее работать с объектом «Доходы», потому что ставка будет намного меньше – 6%.

  • годовой доход не должен превышать 150 млн руб.;
  • количество работников — до 100 человек;
  • не должно быть филиалов;
  • остаточная стоимость основных средств — до 150 млн руб.;
  • доля участия других организаций в вашем уставном капитале — не больше 25%.
  • налоги будет рассчитывать инспекция по данным онлайн-касс и сведениям банков по расчетным счетам;
  • не нужно платить взносы за работников и ИП (кроме взносов на травматизм);
  • НДФЛ с зарплат работников будет рассчитывать, удерживать и перечислять в банк;
  • не будет налоговой отчетности — не нужно вести книгу учета доходов и расходов и сдавать декларацию по единому налогу;
  • можно не вести бухгалтерский учет;
  • минимум контроля — будут проверять только ККТ, камеральные проверки проведут, если обнаружат неуплату налога, а выездных проверок не будет вообще.

Важно, чтобы производство было основной деятельностью. Доля доходов от реализации произведенной продукции должна быть не менее 70% от всех доходов. Если вы выращиваете на продажу рассаду и параллельно торгуете закупленным инвентарем, то доходы от рассады должны быть больше, чем от продажи инвентаря (не вашей продукции).

На этом режиме вы не сможете открыть обособленное подразделение, нанять нерезидентов, работников с правом на досрочную пенсию, а также совместить с другим режимом. Нельзя будет работать по агентским договорам, договорам поручения или комиссии, а также заключать договоры простого или инвестиционного товарищества, доверительного управления, концессионного соглашения.

Транспортная накладная с марта 2022 года

  • грузоотправитель – лицо, которое погружает груз в автотранспорт
  • грузополучатель – уполномоченное грузоотправителем лицо
  • перевозчик (водитель). Обратите внимание: водитель не может выступать от имени сразу 2-х сторон договора грузоперевозки
  1. Количество разделов ТН сокращено с 17 до 12. Исключённые разделы: «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа к исполнению».
  2. Добавлен раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) ‎в руб. (при необходимости)». Он заполняется, если ТН используется как первичный документ для учёта.
  • стоимость услуг перевозки без налога
  • ставку и сумму налога, выставленного покупателю
  • стоимость услуг перевозки с учётом налога
  • сведения об ответственных лицах за оформление фактов хоздеятельности со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Эти правила распространяются на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

При проведении железнодорожной перевозки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.11.1951 в обязательном порядке составляется железнодорожная накладная (внутренняя или международная). В ней в том числе указываются пункт отправления и пункт назначения груза.

Однако во многих случаях процессом перевозки одного и того же груза на разных участках занимаются разные компании (ИП). В каких случаях они могут (даже обязаны) применять нулевую ставку НДС? Является ли международной перевозка на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от российской таможни в месте прибытия до внутренней таможни и таможни в месте убытия из России? Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по перевозке на основании договора транспортной экспедиции уже растаможенного иностранного товара от внутренней таможни в РФ до конечного российского потребителя? Какая ставка НДС применяется при перевозке на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможни в месте прибытия в России до внутренней таможни России?

Рекомендуем ознакомиться:  Перечень документов на загранпаспорт нового образца 2022

Президиум ВАС указал, что обложение НДС соответствующих операций с применением ставки налога 0% возможно только при условии представления документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ. Эти документы представляются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией за очередной налоговый период (п. 10 ст. 165 НК РФ). В случае отсутствия надлежащего комплекта документов компания не вправе применять налоговую ставку 0% и обязана применить другую (пониженную либо базовую) ставку НДС.

С другой стороны, есть Письмо Минфина России от 11.12.2012 № 03-07-14/114, в котором говорится, что в случае если началом перевозки является пункт отправления, находящийся за рубежом, а окончанием перевозки – пункт назначения в России, услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита, облагаются НДС по нулевой ставке.

Нужно также облегчить иностранному бизнесу постановку на добровольный налоговый учет, считает Цыганкова. Упрощенная регистрация уже предусмотрена для иностранных поставщиков электронных услуг в Россию – с 2022 г. зарубежные компании, предоставляющие электронные услуги в России, обязаны платить НДС напрямую, а не через налоговых агентов в России.

Россия закупает больше услуг, чем поставляет за рубеж, – импорт превышает экспорт на $6,7 млрд, по последним данным ЦБ за январь – июнь 2022 г.
В первом полугодии Россия экспортировала услуги на $23,829 млрд, а импортировала – на $30,610 млрд. Наибольший объем во внешней торговле услугами составляют транспортные услуги, и в частности грузоперевозки, следом по объему идут деловые услуги, телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги и далее – строительство.
В первом полугодии объем экспорта финансовых услуг из России составил $62,9 млрд, импорт – $1,1 млрд.

Такая возможность в целом будет положительно воспринята бизнес-сообществом, считает Цыганкова. Но таким компаниям нужно разрешить принимать входной НДС к вычету, подчеркивает эксперт. Сейчас у зарубежных компаний без филиалов и представительств в России нет такого права. Принимать НДС к вычету будет выгодно зарубежным компаниям, которые привлекают местных субподрядчиков при оказании услуг в России, пояснила эксперт.

В ЕС также местом реализации услуг для целей НДС признается государство покупателя, но для некоторых услуг все же предусмотрены исключения. Частично дифференцированный подход целесообразно сохранить и в России, полагает Цыганкова. Кардинальная унификация правил без учета специфики отдельных отраслей может спровоцировать рост налоговой нагрузки, отмечают опрошенные «Ведомостями» налоговые консультанты. Наиболее болезненными изменения могут стать для финансового сектора – банков, брокеров, дилеров, страховых компаний, предупредила Цыганкова. Источник «Ведомостей» в одном из банков в списке системно значимых согласен с тем, что изменения приведут к повышению затрат для финансового сектора.

«С точки зрения учета и администрирования единый подход существенно упростит принятие решений касательно налогообложения услуг», – прокомментировала «Ведомостям» директор отдела косвенного налогообложения PwC в России Ирина Цыганкова. Зависимость правил от вида услуг неизбежно приводит к неоднозначным интерпретациям на практике, отмечает эксперт. В отдельных случаях встречаются ситуации двойного налогообложения – когда одна и та же услуга облагается НДС и в России, и за рубежом.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Так, на основании указанного подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по перевозке, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом местом реализации услуг по перевозке, оказываемых между пунктами отправления и назначения, находящимися за пределами Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается.

Что касается порядка определения места реализации услуг по перевозке, оказываемых российской организацией по договорам с иностранными лицами, не являющимися хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС, то в данном случае место реализации таких услуг определяется в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса.

В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации услуг по перевозке, оказываемых российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом государства — члена ЕАЭС, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке 20 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса независимо от маршрута перевозки.

Вопрос: В связи с неопределенностью содержательного толкования норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах просим дать разъяснения, по какой ставке происходит налогообложение налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке груза на указанных маршрутах:

Во-первых, сейчас банки в большинстве случаев не платят НДС при покупке финансовых услуг из-за рубежа, так как такие услуги считаются оказанными в стране поставщика. Во-вторых, большинство банков и страховых организаций не принимают НДС к вычету, потому что используют специальную процедуру налогового учета, которая позволяет не распределять НДС по сложным алгоритмам, а учитывать при расчете налога на прибыль.

В ЕС также местом реализации услуг для целей НДС признается государство покупателя, но для некоторых услуг все же предусмотрены исключения. Частично дифференцированный подход целесообразно сохранить и в России, полагает Цыганкова. Кардинальная унификация правил без учета специфики отдельных отраслей может спровоцировать рост налоговой нагрузки, отмечают опрошенные «Ведомостями» налоговые консультанты. Наиболее болезненными изменения могут стать для финансового сектора – банков, брокеров, дилеров, страховых компаний, предупредила Цыганкова. Источник «Ведомостей» в одном из банков в списке системно значимых согласен с тем, что изменения приведут к повышению затрат для финансового сектора.

Нужно также облегчить иностранному бизнесу постановку на добровольный налоговый учет, считает Цыганкова. Упрощенная регистрация уже предусмотрена для иностранных поставщиков электронных услуг в Россию – с 2022 г. зарубежные компании, предоставляющие электронные услуги в России, обязаны платить НДС напрямую, а не через налоговых агентов в России.

Такая возможность в целом будет положительно воспринята бизнес-сообществом, считает Цыганкова. Но таким компаниям нужно разрешить принимать входной НДС к вычету, подчеркивает эксперт. Сейчас у зарубежных компаний без филиалов и представительств в России нет такого права. Принимать НДС к вычету будет выгодно зарубежным компаниям, которые привлекают местных субподрядчиков при оказании услуг в России, пояснила эксперт.

Когда российская компания покупает услуги у зарубежной или, наоборот, выполняет работы по заказу иностранцев, возникает вопрос, в какой стране должен быть уплачен НДС. Сейчас Налоговый кодекс (ст. 148) предусматривает разные критерии определения места реализации для отдельных услуг. Например, услуги строительства и ремонта облагаются НДС в стране, где расположена недвижимость, а услуги в области туризма, культуры и спорта – в стране, где фактически оказана услуга. Виды услуг, которые не упомянуты в НК, облагаются НДС в стране поставщика.

Рекомендуем ознакомиться:  Какие Пособия Положены На Детей До 14 Лет

При этом отметим, что пока (на дату подготовки статьи — 30.12.2022) с применением на практике этих нововведений есть неопределенность. Дело в том, что в соответствии со ст.11 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках ЕАЭС (далее-Соглашение) документы, подтверждающие факт государственной регистрации медицинских изделий и выданные уполномоченным органом до вступления данного Соглашения в силу, действуют на территории государства — члена ЕАЭС до окончания срока их действия, но не позднее 31.12.2022.

Но найти официальную информацию о внесении изменений в ст.11 Соглашения автору не удалось, хотя проект таких изменений действительно одобрен (см. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.10.2022 г. N 20 и Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2022 г. N 3400-р).

  • сумма доходов за 2022 по данным налогового учета, не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
  • удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов за 2022 по данным налогового учета составил не менее 70 %.
  • отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли;
  • организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, предусмотренные данным пп.38 п.3 ст.149 НК РФ, либо занимающимся розничной торговлей.

С 1 января 2022 года больше налогоплательщиков при перепродаже имущества, приобретенного у физических лиц (не налогоплательщиков) будут исчислять НДС с межценовой разницы (п.5.1 ст.154 НК РФ в ред. с 01.01.2022 г.), т.е. с разницы между ценой реализации с учетом НДС и ценой их приобретения. Ставка НДС 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ)

НДС при экспорте в 2022 году

С 2022 года обложение налогом на добавленную стоимость при экспорте по 0% стало не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычным правилам.

  1. Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
  2. Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев, как предусматривает 88 статья НК РФ о ставке 0 процентов НДС при экспорте. Налоговики уполномочены запросить дополнительные документы, например, копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
  3. Затем она в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
  4. Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.
  1. Договор или другие документы по сделке, если договора нет (например, оферту и акцепт).
  2. Копию таможенной декларации или электронный реестр (по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр).
  3. Копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронный реестр.
  1. Если документы и подтверждения подготовлены в течение 180 дней с момента определения товара под таможенную процедуру экспорта, то налоговую базу определите последним днем отчетного квартала, в котором были собраны документы, и включите сведения в декларацию.
  2. Если документы и подтверждения были собраны после 180 дней, то налоговую базу определите на момент отгрузки.

В прошлые периоды налоговики обращали пристальное внимание на тех, кто регулярно «забывает» собрать нужные документы. Организации хитрили, старались купить документы по НДС, проводили часть экспортных операций по обычной ставке 10% или 20% (18% до 2022 г.), но что-то оформляли под 0%. Теперь прибегать к таким сложностям не нужно.

В целях доставки продукции от станции Забайкальск до пункта назначения в РФ общество заключило с компанией договор транспортной экспедиции, согласно которому компания осуществляет перевозку груза из Китая с пункта прибытия (станции Забайкальск) до конечного пункта назначения в РФ. Перевозка осуществляется железнодорожным транспортом.

Согласно разъяснениям Минфина РФ, в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, при организации перевозки импортных товаров по территории РФ от порта прибытия до станции назначения в рамках договора транспортной экспедиции следует руководствоваться нормой абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия на территорию РФ (от порта или пограничных станций), до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, применяется нулевая ставка НДС (письмо Минфина РФ от 03.07.2013 № 03-07-08/25414).

В ходе проверки инспекция установила, что перегрузка товаров в российские вагоны осуществлялась на пограничной станции Забайкальск, затем компания доставляла товар до станции назначения (станции Новолипецк, Новый Порт). Согласно дополнительному соглашению к договору транспортной экспедиции именно эти станции определены как станции назначения в рамках договора общества с компанией.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

Какая ставка НДС применяется при международных перевозках

Как пояснили специалисты финансового ведомства, перечень услуг по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, установлен подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Услуги из этого перечня могут оказываться российскими налогоплательщиками на основании договоров транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории России, а другой — за ее пределами, в том числе на территории Республики Беларусь.

Такие документы должны содержать необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения. Вместе с контрактом организация представляет копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

В целях применения нулевой ставки НДС организации, осуществляющие международные перевозки, должны представить в ИФНС контракт с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. Контракты с иностранными контрагентами могут быть представлены в ИФНС в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки.

Если погрузка товаров и их таможенное оформление осуществляются вне региона деятельности российского таможенного органа места убытия, в налоговые органы представляется копия поручения на отгрузку товаров с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории РФ. Одновременно представляется копия коносамента или морской накладной, в которой в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Ссылка на основную публикацию