Извещение опубликовано 6 декабря 2022 года.каким числом можно заключать контракт с единственным поставщиком

Разъяснения Минфина об общих требованиях к единственным поставщикам с 2022 года

Ч. 1 ст. 31 44-ФЗ изменили, чтобы урегулировать возникающие вопросы контроля за соблюдением контрактного законодательства. Органы контроля исходили из логики, что заказчик обязан проверить, соответствует участник единым требованиям в госзакупках любым способом, в т. ч. закупку у едпоставщика, независимо от случая ее проведения.

А обеспечение соответствия участников закупок единым требованиям в закупках у едпоставщика проводится заказчиком в прежнем порядке, который применялся до издания «оптимизационного» 360-ФЗ, в частности, путем принятия разумных и законных мер, зависящих от заказчика.

Минфин в информационном письме № 24-01-09/10138 от 14.02.2022 ответил на ключевые вопросы применения 44-ФЗ в новой редакции, в т. ч. и о предъявлении единых требований к участникам закупок в госзакупках у едпоставщика в случаях, которые предусмотрены пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

А ч. 5 ст. 31 44-ФЗ имеет самостоятельный предмет регулирования, из-за чего ее положения реализуются в закупках, при проведении которых формируются извещение о госзакупке и закупочная документация, и не исключают предъявление, в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 31 44-ФЗ, единых требований для тендеров с единственным поставщиком в таких случаях.

Сроки заключения контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ 2022 г

На основании 44 ФЗ установлено, что закупки планируются заранее в планах-графиках и при возникновении других условий соблюдаться не могут. Для всех действий заказчиков имеются свои промежутки времени, за которые участник имеет возможность выполнять необходимые действия, например вносить изменения. Самое главное это необходимо будет соблюдать все внесенные изменения. Подробнее о том как проводятся закупки у единственного поставщика смотрите в этой статье.

Возможно будет заключать договор с заказчиком после размещения плана графика в самое ближайшее время, но при условии того, что совершается закупка у контрагента. Мы помогаем в комплексном сопровождении при участии в закупках, подробнее о данной услуге смотрите по этой ссылке.

За 5 дней до того как произойдет подписание контракта. Для заказов, которые носят соответствие ч 1 ст 93 и пунктам 1-3, 6-8, 11-14, 16-19. От заказчика потребуется опубликовать данные извещения закупки не позже чем пройдет 5 дней, то есть до срока, когда будет заключен договор.

За 1 день до времени подписания договора. Для осуществления данных процедур на основании с п 9 и 28 ч 1 ст 93, на их основании происходит выявление сроков применения корректировок в сам план-график, это будет происходить не позже 1 дня до момента заключения контракта.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

  • обоснование НМЦК с указанием информации о валюте;
  • требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • проект контракта.

Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)

  • раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  • сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Анонс изменений ЕИС версии 12

Подробно с информацией о работе функционала можно ознакомиться в руководстве пользователя «Заключение контрактов по результатам электронных процедур» и документе «Краткое руководство пользователя по заключению контракта с участником закупки, заявке которого присвоен третий и последующий порядковый номер», размещенными в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» — «Руководства пользователя и видеоролики» — «Контракты и договоры» — «Заключение контрактов по результатам электронных процедур».

В связи с этим, начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● обеспечена возможность заключения контракта с участником закупки, заявке которого присвоен третий и последующий порядковый номер. При этом участник закупки, заявке которого присвоен четвертый и последующий порядковый номер, вправе отказаться от заключения контракта путем формирования на электронной площадке отзыва своей заявки. При формировании заказчиком в ЕИС проекта контракта обеспечивается проверка наличия информации об отзыве заявки;
● изменены сроки направления проекта контракта и его подписания сторонами в соответствии со статьей 51 Закона № 44-ФЗ;
● структурирована форма протокола разногласий со справочником причин формирования такого протокола и информационными сообщениями для заказчика;
● реализованы информационные сообщения для заказчика при заключении контракта жизненного цикла о необходимости обязательного предоставления участником закупки при подписании проекта контракта обеспечения исполнения контракта в части поставки товара (выполнения работы).

Рекомендуем ознакомиться:  Наказание За Въезд Под Кирпич 2022

С связи с этим, начиная с данной версии ЕИС реализованы следующие доработки:
● обеспечена возможность подачи жалобы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления;
● реализована возможность подачи жалобы на следующие организации: банки, государственная корпорация «ВЭБ.РФ», региональные гарантийные организации;
● добавлена возможность подачи жалобы на аккредитацию на электронной торговой площадке без указания предмета закупки.

В связи с этим, начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● автоматическое включение обязательности формирования и подписания документов о приемке в электронном виде в ЕИС при исполнении контрактов, заключенных по результатам электронных процедур;
● обеспечено автоматическое прохождение проверки сведений об исполнении контракта на основании документа о приемке;
● возможность расчета суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) от итоговой стоимости выполненных работ в разрезе различных ставок НДС. Данная возможность реализована для документов о приемке со специализацией «Строительство». Также для таких документов о приемке реализована возможность округления итоговых стоимостных значений до целых рублей. Формирование документа о приемке с отражением суммы НДС отдельно по каждой позиции конструктивного решения (вида работ) по-прежнему доступно пользователям;
● возможность формирования документа о приемке по контрактам на приобретение жилых помещений, содержащего дополнительные реквизиты жилого помещения (адрес, кадастровый номер и пр.) и индивидуальные сведения о собственнике помещения, в том числе физическом лице, застройщике и их представителях, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в подразделениях Росреестра, а также визуализации таких сведений в дополнительной печатной форме;
● возможность формирования и подписания документов о приемке с ценой за право, по контрактам, заключенным в соответствии со статьей 68 Закона № 44-ФЗ;
● реализована возможность заполнения в документе о приемке сведений о месте поставки в соответствии со справочником «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (ОКТМО) в дополнение к уже доступному справочнику «Классификатор адресов Российской Федерации» (КЛАДР);
● проверка предоставления обеспечения исполнения контракта, в части последующего обслуживания по контрактам жизненного цикла, при подписании документа о приемке, в соответствии с частью 7.2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Обращаем внимание разработчиков внешних систем размещения заказа и электронных площадок, что актуальные требования к процедурам приема, передачи информации и форматам обмена изложены в Альбоме ТФФ и размещены в разделе «Документы» на официальном сайте ЕИС.

е) цена (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренных подпунктами «ж» и «з» настоящего пункта количества товара, предлагаемого участником закупки к поставкам, и субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;

56) осуществление закупок товаров, работ, услуг федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственными ему государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны;

9) в случае указания в соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 настоящей части участником закупки, заявка которого направлена заказчику в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 настоящей части, в предварительном предложении максимального количества товара оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента:

47) осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных статьей 111.3 настоящего Федерального закона;

и) срок действия предварительного предложения, который не может составлять более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке. Участник закупки вправе продлить срок действия предварительного предложения или отозвать его в любой момент до направления оператором электронной площадки заявки заказчику в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 настоящей части;

5. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023 года, если при его исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. При этом указанное изменение осуществляется с соблюдением ч.13-16 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

3. Заказчик сможет приобрести лекарственные препараты для конкретного пациента в связи с индивидуальной непереносимостью или по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии на сумму до 1,5 млн рублей (в настоящее время — не более 1 млн рублей).

4. Заказчик сможет заключить контракт на поставку лекарств и медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, происходящим из страны, не вводившей в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, с единственным поставщиком, включенным в реестр. Порядок ведения такого реестра будет установлен Правительством РФ.

6. До 31.12.2022 года Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе в дополнение к случаям, предусмотренным ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, установить иные случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок их осуществления.

Статья 93

42) заключение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и его территориальными органами контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете. При этом объем работ, выполняемых указанными лицами, и цена контракта, рассчитанная на основании условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на основе контрактов к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Информация о контрактах, заключенных в соответствии с настоящим пунктом, размещается на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

37) осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6. При необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 4 части 5 настоящей статьи заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты:

23) заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные работы, услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных в настоящем пункте работ, услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных в настоящем пункте работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных ему на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, указанных в настоящем пункте;

Рекомендуем ознакомиться:  Пензенская Область Транспортный Налог 2022

2) размещение предварительного предложения в соответствии с пунктом 1 настоящей части означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 настоящей части. При этом ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки. Предусмотренное настоящим пунктом предварительное предложение о поставке товара признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом «а» пункта 5 настоящей части. Участник закупки в порядке, установленном пунктом 1 настоящей части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения. При этом такие изменения применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе после размещения на электронной площадке таких изменений;

Изменение порядка заключения контрактов в рамках Федерального Закона № 44-ФЗ

Отметим, что участники закупки, заявкам которых присвоены первый, второй и третий порядковые номера, обязаны заключить контракт. При этом, согласно части 9 статьи 43 Закона № 44-ФЗ для участников закупки, заявкам которых присвоен четвертый и последующие порядковые номера, предусмотрена возможность отозвать свои заявки путем формирования и подписания на электронной площадке отзыва заявки на участие в закупке. Отзыв заявки возможен с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и до момента направления проекта контракта заказчиком.

Дополнительно обращаем внимание, что при формировании заказчиком проекта контракта в ЕИС обеспечивается автоматическое вычисление участника закупки, с которым на данный момент возможно заключение контракта. При этом учитывается информация о размещенных протоколах о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и об отказе заказчика от заключения контракта, а также об отзыве заявок участниками закупки.

Обеспечение исполнения контракта, касающееся последующего обслуживания товара или объекта капительного строительства, предоставляется участником закупки на этапе исполнения контракта, до момента оформления документа о приемке поставленного товара (или выполненной работы). Данное требование предусмотрено частью 7.2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

  • срок направления проекта контракта заказчиком победителю закупки – не позднее 3 (трех) часов с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • срок подписания проекта контракта победителем закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости) – не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
  • срок подписания проекта контракта заказчиком – не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения победителем закупки подписанного со своей стороны проекта контракта, но не ранее чем через 2 (два) рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обращаем внимание, что информация о несогласии заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ, подлежит обязательному учету заказчиком. В связи с этим, при формировании заказчиком доработанного проекта контракта в ЕИС реализовано соответствующее предупреждение.

Для закупщиков по 44-ФЗ: изменения с 1 января 2022 года

4.Устанавливаются единые требования к содержанию извещений о закупках всеми конкурентными способами закупок, срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

7.Предусматривается оптимизация совместных конкурсов и аукционов, в том числе в части установления возможности их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно, что способствует исключению ситуаций, влекущих возникновение споров в правоприменении, вызванных наличием в Законе № 44-ФЗ различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов. Сокращаются сроки выполнения процедур при проведении указанных 3 способов.

Так, с 01.01.2022 вступают в силу новые положения Закона о контрактной системе в редакции ФЗ от 02.07.2022 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, упрощение и сокращение сроков проводимых конкурентных процедур.

Эта новация продолжает направление, заданное Федеральным законом от 01.05. 2022 № 71-ФЗ, по объединению документов, формируемых заказчиком. Так, план и план-график закупок ранее были объединены в один документ, теперь предлагается объединить извещение и документацию о закупке.

Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2022-2022 годах

Закупка осуществляется с использованием электронной площадки. Площадки, на которых будут публиковаться такие закупки, пока не определены, но на текущий момент самыми популярными из таких площадок являются: Портал поставщиков Москвы, Электронный магазин Московской области и ЭТП Березка.

  • адрес электронной площадки;
  • реквизиты Заказчика;
  • краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная цена контракта, источник финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения;
  • преимущества, предоставляемые заказчиком учреждениям уголовно-исправительной системы и предприятиям инвалидов;
  • информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства;
  • информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу;
  • размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
  • наименование товара и его характеристики, начальную цену товара, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования к наличию разрешительных документов (лицензий, допусков) и квалификационных требований, предусмотренных частью 1 и частью 1.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе;
  • проект контракта, а также обоснование цены контракта.

На 01.04.2022 года (почти на целый год) перенесено вступление в силу изменений, согласно которым, заказчик может проводить закупки у единственного поставщика, по вышеуказанным пунктам, в электронной форме, причем законодатель мотивирует, чтобы заказчики проводили такие закупки в электронной форме тем, что увеличивает максимальную сумму сделки, заключаемой заказчиком, до 3-х млн. рублей. При этом «бумажная» форма заключения контрактов у единственного поставщика остается, но максимальная сумма сделки по ним остается прежней: 600 тыс. рублей для всех заказчиков. Самое главное изменение в закупки у единственного поставщика в 2022 году касается того, что такая закупка становится конкурентной процедурой. Заказчик сможет заключить контракт, только если на электронную процедуру было подано более 2-х заявок и только с участником, заявившим лучшую цену. Заказчик, по сути, теряет право самостоятельно выбирать себе поставщика, вместо прямой закупки проводится некий «запрос цен».

С 01.07.2022 вступают в силу изменения, касающиеся проведения заказчиком прямых закупок товаров, работ и услуг. Изменения вносятся в пункты 4 и 5 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ О контрактной системе. Согласно вышеперечисленным пунктам проводится почти весь объем закупок у единственного поставщика всеми заказчиками на всей территории России. Популярность применения этих норм Закона объясняется тем, что заказчик может приобретать согласно этим нормам любые товары, работы, услуги. Ограничение есть только по цене заключаемого контракта (до 600 тыс. рублей) и по общему объему таких закупок в течение года:

Рекомендуем ознакомиться:  Оквэд Розничная Торговля Канцтоварами 2022

4) в течение 1 часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех предложений участников, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении, и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

С 1 января 2022 года существенно сокращаются сроки оплаты по исполненным контрактам. В настоящее время заказчик обязан произвести оплату поставщику в течение 30 дней с даты подписания акта приемки. С 2022 года этот срок уменьшается до 15 рабочих дней. Кроме того, в новой редакции закона установлено, что с 2023 года срок оплаты сократится до 10 рабочих дней.

Если поставщик уже внес обеспечение банковской гарантией, то новую гарантию получать не требуется, достаточно внести изменения в действующую гарантию. Если исполнитель подал новую гарантию, то заказчик отказывается от прав по старой. Если же обеспечение внесли деньгами, то поставщик вносит дополнительное обеспечение на этот же счет. В случае снижения цены заказчик частично возвращает денежное обеспечение поставщику. Если стороны изменили срок исполнения, то необходимо скорректировать и сроки возврата обеспечения.

С 1 января 2022 года Правительство РФ больше не будет утверждать новые формы типовых заявок. Заявки участников закупки будут формироваться только с учетом требований федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Действующее в настоящее время Постановление Правительства от 5 ноября 2022 года № 1401 «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах» утрачивает силу.

Новая редакция закона разрешает однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Заказчики могут изменить стоимость контракта только в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.

С 1 января 2022 года вводится правило о том, что участник вправе отозвать заявку с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до момента размещения проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки. Этого не удастся сделать в случае, если заявка была отклонена при проведении электронных процедур.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: особенности

Самым востребованным способом закупки у заказчиков по 44-ФЗ остается заключение контракта с единственным поставщиком. Закон устанавливает для этого ряд оснований. Каковы особенности закупки у единственного поставщика? Об этом расскажем в сегодняшней статье.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Сведения о заказчике: наименование, адрес, телефон, email, ФИО ответственного лица.
  2. Условия контракта в кратком изложении с учетом статьи 33 закона:
    • о количестве закупаемого объекта;
    • о месте проведения работ;
    • о сроках исполнения контракта;
    • о стоимости и источнике финансирования.
  3. Ограничения, если они установлены для данной закупки.
  4. Размер обеспечения исполнения контракта, если единственный поставщик его установил.

Определенные основания заключения контракта в обход конкурентной процедуры требуют уведомления контролирующих органов. ФАС не просто получает сведения о предстоящем заключении контракта, но и осуществляет оперативную проверку. Вот случаи, когда необходимо уведомить контролеров:

Закупка у единственного поставщика является самостоятельной процедурой и отражается заказчиком в плановых документах. Однако для этого установлен особый порядок. В частности, так называемые малые закупки (стоимостью до 100 тыс. и 400 тыс. рублей) отражаются одной строкой без разбивки по позициям. Это связано с тем, что полное их отражение в плановых документах слишком трудоемко для заказчика и не несет какой-либо сверхценной информации для ФАС и поставщиков.

Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223; ФЗ

Например, суд не усмотрел нарушения Закона № 223-ФЗ в случае, когда заказчик заключил несколько договоров подряда на устройство поручней для инвалидов по зрению отдельно в отношении каждого этажа здания. В решении суда отмечается, что установка поручней на каждом этаже здания может осуществляться как одновременно, так и с перерывом во времени, технологических препятствий для установки поручней на одном из этажей без их установки на другом этаже нет, разделение работ по этажам не является нарушением закона[12].

Например, если заказчик вместо одной конкурентной закупки «монолитных» работ для строительства здания в течение трех месяцев заключает семь договоров на эти работы с одним и тем же подрядчиком (все договоры не превышают установленного в положении о закупке порога для закупок у ЕП) и при этом не может обосновать необходимость оперативного и срочного удовлетворения своих нужд в этих работах, то его действия могут быть признаны нарушающими вышеуказанный принцип осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ[10].

Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.

Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке[3]. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше – 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе № 44-ФЗ – 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона).

Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять «спущенное свыше» типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2022 № 17/15158/19).

Полезный гайд: Как участвовать в госзакупках с января 2022 года

  • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
  • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • Запрос котировок в электронной форме.

Порядок проведения и участия в государственных и муниципальных закупках изменяется с 01.01.2022г. Нововведения масштабные и должны сделать закупки доступнее и понятнее. Уже с первых чисел нового года нам вместе с участниками закупок нужно будет работать по-новому.

При цене закупки выше 20 млн рублей к участию будут допускать только участников, которые подтвердили опыт исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с ценой не меньше 20 % НМЦК за 3 предшествующих года. Если по такому контракту были начислены штрафы, то они должны быть полностью оплачены поставщиком.

Также, теперь единственный поставщик, заключающий контракт по основаниям 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, должен соответствовать Единым требованиям для участников закупок (не проводится ликвидация, не офшорная компания, нет задолженности по налогам и т.д.).

Это лишь часть изменений порядка проведения и участия в закупках. Более подробную информацию можно уточнить у юристов КГ ЭТАЛОН. Изменения призваны упростить работу нам, участникам закупок. Ряд процедур, действительно, стал прозрачнее и быстрее. Как это будет работать – увидим в новом 2022 году.

Ссылка на основную публикацию