Земля в частной собственности в беларуси как могут изьять 2022

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» — со дня опубликования решения об изъятии).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, а также по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ).

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Так, Кодексом Республики Беларусь о земле (далее Кодекс о земле) установлено, что земельный участок может быть принудительно изъят:
1.при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
2.при использовании земельного участка не по целевому назначению;
Например, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, а гражданин на таком участке построил жилой дом это будет считаться использованием земельного участка не по целевому назначению.
3. при неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет — для несельскохозяйственных целей;
Например, на земельном участке, предоставленном для огородничества отсутствуют видимые признаки какой-либо сельскохозяйственной деятельности, участок не используется, в связи с чем зарос древесно-кустарниковой и сорной растительностью.
4. если гражданин в течение одного года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступил к занятию данного участка;
В соответствии с требования законодательства гражданин в течение одного года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязан приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство, иное освоение земельного участка). При этом, под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).
5.при неосуществлении мероприятий по охране земель, указанных в части первой статьи 89 настоящего Кодекса;
Так, например, землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков следующие мероприятия по охране земель:
— благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
— сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
— защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
— предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
— снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Потому все землепользователи должны четко понимать, что кроме прав у них есть и обязанности, выполнение которых гарантирует, что земельный участок не будет изъят за нарушение требований законодательства.
Что касается изъятия земельных участков для государственных нужд, то в данном случае государство гарантирует землепользователям возмещение убытков, причиняемых изъятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества. Кроме возмещения убытков землепользователям государственными органами, в зависимости от местных условий и особенностей и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки.
Кроме того, законодательством защищаются имущественные права граждан при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе находящихся на них одноквартирных, блокированных жилых домов, строений, сооружений и насаждений при них или многоквартирных жилых домов.
Определение размеров убытков, причиненных землепользователям, осуществляется организациями по перечню и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Их условно можно разделить на две группы. Первая нарушения законодательства об охране и использовании земель, вторая изъятие для государственных нужд.
Учитывая, что земельный участок является природным ресурсом у граждан, как, впрочем, и у юридических лиц, есть ряд обязанностей, невыполнение которых может повлечь, в том числе изъятие земельного участка.

Справочно: Государственные нужды — потребности, связанные с обеспечением национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, инвестиционных договоров, концессионных договоров, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, схем землеустройства районов, утвержденных в соответствии с законодательством, а также с размещением объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.

Это нарушает принцип единства судьбы участка и капитальных строений, санитарные, градостроительные, противопожарные нормы. Кроме этого налоги считаются иначе. Так что это административное правонарушение, которое наказывается штрафом. А при отказе привести участок в надлежащий вид — изъятием.

Ставка налога на жилую усадебную зону рассчитывается из кадастровой стоимости. При кадастровой стоимости участка менее 22 960 рублей за гектар, налог устанавливается в размере 22,96 рублей за гектар. Если гектар, на котором находится участок, оценивается выше этой суммы, то налог устанавливается в размере 0,1% от кадастровой стоимости.

В течение одного года со дня госрегистрации и возникновения прав, владелец обязан приступить к занятию участка. То есть начать его использовать в соответствии с целью и условиями предоставления. Если участок предоставлялся для строительства, то это будет начало строительных работ по утвержденному проекту. Это касается и нежилых построек на придомовой территории, которые связаны с работами.

При неуплате земельного налога в течение двух налоговых периодов, то есть двух лет, участка можно лишиться. Уплачивать налог необходимо до 15 ноября текущего года. А если вам пришло извещение о подлежащей уплате суммы по истечении срока уплаты, то у вас остается еще 30 дней со дня вручения извещения. Узнать как оплачивать можно на сайте МНС Беларуси.

Однако если владелец игнорирует предписание, то по истечению отведенного срока исполнительный комитет принимает решение о прекращении прав на участок, если он находится в пожизненно наследуемом владении. А если участком владеют на праве собственности, то направляют заявление в суд о его прекращении.

Не построил дом за три года — отдавай участок

Действие указа № 87 (с изменениями и дополнениями) о трехлетнем сроке строительства домов распространяется и на все участки, предоставленные в частную собственность или пожизненное наследуемое владение позже. Так что если гражданин, к примеру, получил участок в январе 2022 года, но не успел построить дом или законсервировать строение за три года, то в 2022 году местный исполком уже мог начать процедуру по изъятию участка.

С 2022 года в Минской области аукционы по продаже участков с не завершенными строительством незаконсервированными жилыми домами организует и проводит Минский областной центр инвестиций и приватизации. Как нам рассказали в центре, в 2022 году на трех подобных аукционах в Минском районе было продано 12 участков. Самый дорогой в Прилукской Слободе Щомыслицкого сельсовета ушел с молотка за 101.539 рублей.

Если земельный участок находится в частной собственности или в пожизненном наследуемом владении, то на основании решения суда исполком направляет документы в агентство по госрегистрации и земельному кадастру на прекращение права собственности или пожизненного наследуемого владения и готовит документы на аукцион.

Рекомендуем ознакомиться:  Форма 2ндфл за 2022г бланк скачать

Строительство жилых домов и дач на земельных участках, предоставленных в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду с 10 февраля 2009 года до 1 марта 2012 года, но права на которые не зарегистрированы и срок обращения за государственной регистрацией которых не истек, должно быть завершено в течение трех лет с даты осуществления государственной регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды на такие земельные участки.

Согласно указу, строительство жилых домов и дач, расположенных на земельных участках, на которые право частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды зарегистрировано с 10 февраля 2009 года до 1 марта 2012 года, должно быть завершено в течение трех лет, начиная с 1 марта 2012 года.

Земельные участки в Республике Беларусь: формы владения и правила продажи

  1. Земли сельскохозяйственного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
  2. Земли водного, лесного фонда;
  3. Земли под дорогами и другими транспортными коммуникациями;
  4. Территории общего пользования;
  5. Земли, загрязненные радиацией;
  6. Земельные участки, на которых расположены государственные объекты недвижимости;
  7. Территории с источниками природных ресурсов;
  8. Земли, предусмотренные для целевого использования, исключающие предоставление их в частную собственность.

Отдельные категории граждан могут получить участок без аукциона. Например, многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и т.д. Круг льготников отличается в зависимости от места расположения участка: Минск, областные или районные центры, сельская местность. Кроме того, по решению Президента Республики Беларусь земля может быть передана без торгов.

В этой статье разберемся, какие формы владения землей бывают в Республике Беларусь, и как они влияют на продажу. Мы будем рассматривать в первую очередь землю, связанную с жильем или личным пользованием, коммерческую составляющую затрагивать будем в меньшей степени.

Белорусское законодательство для физических лиц предполагает несколько форм владения земельными участками. Чаще всего встречаются объекты, где земля находится в частной собственности или пожизненном наследуемом владении. У покупателей часто возникает вопрос: “А в чем разница?”

При изъятии участка для государственных нужд, обладатель права частной собственности получит компенсацию за землю и строение на ней. Расчет будет производиться по кадастровой стоимости земли. Обычно кадастровая стоимость земли ниже реальной рыночной цены участка.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

  • Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
  • Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
  • Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2022 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть

  • через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
  • через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
  • получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

Поэтому, если высокоскоростная магистраль пройдет через ваше садоводческое товарищество или совсем рядом с ним, у вас действительно могут забрать землю и все, что на ней расположено. Но государство возместит вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.

Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2022 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2022 года.

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.

В ходе рассмотрения законности принятого решения судом кассационной инстанции ответчик представил заключение о большей стоимости спорного строения, нежели указанной в первоначальном заключении, коллегия приняла за достоверную стоимость строения в размере 45002,23 руб., в связи с чем решение суда в данной части было изменено.

Правовое обоснование изъятия земельных участков с расположенными на них незавершенными строениями содержится в КоЗ, Указе от 07.02.2006 N 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» (далее — Указ N 87).

Ответчики в качестве обоснования доводов о невозможности завершения строительства в установленные законом сроки ссылаются на отсутствие коммуникаций, отказ в предоставлении им льготного кредита либо субсидии на строительство, приводят иные аргументы о тяжелом материальном положении, плохом состоянии здоровья.

Срок строительства, предусмотренный нормами Указа N 87, может быть продлен местным исполнительным и распорядительным органом, но не более чем на два года, с учетом материального положения гражданина и других уважительных причин (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина) по его заявлению, поданному не ранее чем за шесть месяцев, но не позднее чем за два месяца до истечения срока строительства .

Некоторые сельские исполкомы заявляют исковые требования о прекращении государственной регистрации права частной собственности в отношении земельных участков, тогда как ее прекращение в силу подп. 2.4 п. 2 Указа N 87 осуществляется на основании судебного постановления об изъятии не завершенного строительством жилого дома, и принятие отдельного судебного постановления по данному вопросу не требуется, в связи с чем такие требования подлежат оставлению без рассмотрения ввиду неподведомственности суду.

Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, а также по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ).

Рекомендуем ознакомиться:  Единовременное пособие кормящим матерям 2022 пермь

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» — со дня опубликования решения об изъятии).

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

Отмечается также, что при принятии решения о разрешении отчуждения как жилого дома, объектов недвижимости, образованных в результате его раздела, слияния или вычленения из него, так и долей в праве собственности на такие объекты, исчисление 8-летнего срока следует осуществлять с даты государственной регистрации создания жилого дома.

Принятие местным исполнительным комитетом указанного решения осуществляется на основании документов, определенных подпунктом 1.1.2-1 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 (далее — Перечень).

документ, подтверждающий досрочное внесение платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.

Вместе с тем, при возникновении указанных в статье 51-1 КоЗ обстоятельств гражданин, желающий произвести досрочное отчуждение недвижимого имущества, обращается в местный исполнительный комитет с заявлением, содержащим предложение о приобретении земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения либо дачи разрешения на их отчуждение третьим лицам с обоснованием уважительных причин и приобщением соответствующих документов.

Перечень случаев, при которых местные исполнительные комитеты вправе давать согласие на отчуждение, является открытым. Статья 51-1 КоЗ не содержит исчерпывающего перечня таких случаев. Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в вышестоящий исполком (облисполком), а затем и в судебном порядке.

9. Срок, устанавливаемый для исполнения обязательств по сносу самовольной постройки или представлению в орган местного самоуправления, указанный в пункте 8 настоящей статьи, утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями, не может составлять более чем двенадцать месяцев, а для исполнения обязательства по приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями — более чем три года.

6. В случае, если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов начальной цены земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

8. Лицо, которое приобрело по результатам публичных торгов земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в отношении которой принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, обязано в срок, установленный условиями публичных торгов, но не превышающий срока, установленного пунктом 9 настоящей статьи, исполнить обязательства по сносу самовольной постройки или по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае нахождения такой постройки на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки и по приведению ее в соответствие с установленными требованиями за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. При переходе прав на этот земельный участок такая обязанность переходит к новому собственнику земельного участка.

1. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. В этом случае расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями также определяются в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Своевременное получение информации о предстоящем изъятии позволит, в том числе, подготовиться к спору о размере возмещения. Например, суд вряд ли с пониманием отнесётся к договорам с арендаторами или иными контрагентами, заключённым после официального уведомления собственника об изъятии или непосредственно перед ним. Так в постановлении АС Московского округа от 21 февраля 2022 года № Ф05-21314/2022 по делу № А41-9514/2022 отказано в возмещении убытков, подтверждённых заключённым собственником с другой коммерческой организацией соглашением о возмещении потерь. Дело в том, что соглашение составлено после публикации проекта планировки, предполагавшего изъятие участка.

В ряде случаев изъятие можно оспорить именно на том основании, что ситуация не является исключительной. Например – есть сравнимая по стоимости и срокам возможность строительства объекта без изъятия участков. Или же имущество планируется изъять фактически в интересах одного частного лица (например, для строительства дороги до соседнего участка).

При этом необходимо учитывать, что решение об изъятии может быть оспорено в трёхмесячный срок (п. 14 ст. 56.6 ЗК). Соответственно, собственнику имущества, желающему его оспорить, необходимо самому обращаться в суд. Если он будет ждать, пока уполномоченный орган обратится к нему с иском об изъятии, то в этом споре заявить довод о незаконности такого изъятия собственник, скорее всего, уже не сможет. Суд будет разрешать лишь вопрос о размере компенсации.

Также велик риск, что уполномоченный орган при расчёте компенсации сочтёт находящиеся на участке объекты самовольными, находящимися в опасном для эксплуатации техническом состоянии или нарушающими разрешённое использование участка. Нередко проверки и предъявление соответствующих исков происходят незадолго до официального начала процедуры изъятия.

Соответственно, собственнику стоит заранее позаботиться об оформлении документов, подтверждающих обязательства перед контрагентами, которые он не сможет исполнить в связи с изъятием, наличие иных оснований для возмещения связанных с изъятием расходов, упущенной выгоды или иных убытков.

Если перед вами сейчас остро стоит проблема возможного изъятия земельного участка, постарайтесь оперативно начать строительство. Мы можем построить небольшой деревянный дом для постоянного проживания или дом-баню всего за 10 дней. Чуть больше чем через неделю на вашем участке вырастет полноценный деревянный домик — и вы сохраните свой участок. Более того, вы станете владельцем полноценного деревянного домика. Теперь у вас будет место для ночевки и отдыха. В будущем вы сможете его расширить и модернизировать (добавить террасу или пристройку) или сделать баню, а рядом построить дом побольше.

С 1 марта 2012 года возобновилось действие Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 года № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач». А в августе 2022 года в очередной раз были внесены изменения в Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 года. Согласно внесенным изменениям, в 2022 году было усилено внимание государства к порядку использования земельных участков и закреплен срок осуществления индивидуального строительства в течение 3 лет с момента приобретения участка. В связи с чем были ужесточены меры по изъятию участков, которые обнаруживают нецелевое использование земли.

Рекомендуем ознакомиться:  Компенсация за непосещение детский сад в башкирии в 2022

Сейчас большое количество купленных на перспективу участков находятся либо в состоянии законсервированного строительства, либо вовсе в запущении. Изменения в Указе № 667 призваны исправить эту ситуацию. Кроме того, все земельные участки теперь будут приобретаться в рамках аукционов, а не предоставляться садоводческими хозяйствами на безвозмездной основе, как это было раньше. В соответствии с законодательством, после приобретения земельного участка, как мы уже говорили выше, он может находится в законсервированном состоянии не более 3 лет. По истечении этого срока на участке должен быть возведен обязательный минимум: фундамент, стены и крыша. Если эта постройка отсутствует, исполкомы будут производить ее оценку с последующим изъятием участка и выставлением его на аукцион. Конечно, оценка таких участков существенно ниже суммы средств, затраченных на строительство и приобретение этой земли.

Еще одним из вариантов решения щепетильного вопроса по изъятию участка может быть его продажа вместе с незаконченным строением. Но лично вам такая продажа не принесет никакой выгоды, к тому же новый хозяин должен понимать, что срок легального консервирования участка при этом не продлевается и для возведения крыши над недостроенным домом у него тоже остается всего пару месяцев. Если вы хотите продать участок и остаться в выигрыше, то можете построить полноценный деревянный дом, выгодно продать участок уже с домом и заработать сумму в 2–3 раза больше, чем вложили в участок и дом. Мы знаем, о чем говорим, потому что не раз общались с заказчиками, которые строили дом именно на продажу и удачно его продавали.

Вы можете отсрочить момент изъятия земли на 2 года, если предоставите документы об уважительных причинах, препятствующих завершению строительства, в исполком. Еще одной отсрочкой может стать консервация земельного участка по согласованию с исполкомом на срок не более 3 лет. Важно помнить, что эти меры могут производиться только один раз. Если по истечению этих суммарных 8 лет вам так и не удалось возвести дом, участок будет изъят.

В каких случаях допустимо изъятие частной собственности в рамках комплексного и устойчивого развития территории

Само по себе заключение договора о развитии застроенной территории, как подчеркнул Максим Попов, ссылаясь на судебную практику, не является основанием для изъятия объектов недвижимости. Такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого уполномоченным органом, в то время как возможность изъятия частной собственности обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2022 г. № 309-КГ15-5924).

Что предшествует принятию решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления или заключению договора либо соглашения при осуществлении комплексного развития территории по инициативе правообладателей? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

  • развитие застроенной территории (ст. 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ);
  • комплексное освоение территории (ст. 46.4 Градостроительного кодекса РФ);
  • комплексное развитие территории по инициативе правообладателей участков и расположенных на них объектов недвижимости (ст. 46.9 Градостроительного кодекса РФ);
  • комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления (ст. 46.10 Градостроительного кодекса РФ).

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд может осуществляться лишь в исключительных случаях. Конкретные основания для изъятия, напомним, предусмотрены ст. 49 Земельного кодекса, однако их перечень не является исчерпывающим, так как указанная статья отсылает и к «иным основаниям, предусмотренным федеральными законами». Согласно позиции ВС РФ под государственными или муниципальными нуждами могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно-полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. При этом принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 27 октября 2022 г. № 309-КГ15-5924). Отметим, что изъятие происходит на основании решений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от преследуемых целей (ст. 56.2 Земельного кодекса РФ). Такие решения могут быть обжалованы в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости об их принятии (п. 14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Земельным кодексом РФ регулируются также особенности изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления. Основаниями для принятия соответствующих решений об изъятии являются утвержденные проекты планировки и межевания территории. Если располагающиеся на территории подлежащей комплексному развитию участки и объекты недвижимости находятся в собственности Российской Федерации или субъекта РФ, то их изъятие осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ согласно Правилам согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации. Если участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены при этом физлицам или юрлицам на основании договора безвозмездного пользования или договора аренды, срок действия которых составляет менее пяти лет (на дату заключения договора о комплексном развитии территории), то их изъятие осуществляется путем прекращения соответствующих прав на них. В случае, если земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества обременены правами третьих лиц, их изъятие является основанием для одновременного прекращения соответствующих прав третьих лиц (ч. 2-3, ч. 7-8 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ).

Если строительство капитального строения на земельном участке, принадлежащем гражданину на праве частной собственности, не завершено в сроки, установленные Указом Президента Республики Беларусь № 87 от 7 февраля 2006 г. № 87, то исполнительный комитет подает в суд заявление об изъятии земельного участка и не завершенных строительством жилого дома, дачи путем выкупа этих дома, дачи административно-территориальной единицы или передачи соответствующему местному исполнительному и распорядительному комитету для продажи с публичных торгов.

Пример из судебной практики:
«Решением городского исполнительного комитета от 19 декабря 2022 г. прекращено право пожизненного наследуемого владения заявителя Ш. и земельный участок площадью 0,0810 га по генплану в районе индивидуальной жилой застройки «Красный Маяк» изъят. Основанием для изъятия земельного участка послужило неосвоение земельного участка в срок, предусмотренный абз. 6 ст. 60 КоЗ Республики Беларусь.
Землепользователем на указанное решение в порядке статей 353 и 355 ГПК Республики Беларусь подана жалоба. Суд удовлетворил жалобу, так как городским исполнительным комитетом были нарушены условия и порядок принятия оспариваемого решения, а именно не было направлено землепользователю письменное предписание о принятии мер к устранению нарушений законодательства об использовании земель в соответствии с требованиями абз. 2 ст. 67 КоЗ.»

3. Если участок выделен (приобретен) для строительства жилого дома, дачи при необходимости пользоваться инструментами, увеличивающими срок возведения капитального строения: обращаться в исполнительный комитет (администрацию района) за продлением сроков строительства или консервацией строительного объекта.

Обстоятельства дела: Земельный участок приобретался летом 2013 г. с аукциона, при осмотре участка ответчику не было известно, что в период дождей и весенне-осенней распутицы участок практически полностью уходит под воду, имел место прорыв водопровода, который на протяжении года оставался незамеченным и также подтапливал участок. По этим причинам возвести дом было невозможно, так как строительная техника на участке тонула. С момента приобретения участка Ответчиком была проведена колоссальная работа по его расчистке (выравнивание, удаление кустов и деревьев), сооружению мелиоративных канав, поднятию грунта. Более того, тип грунта (торф) не позволял использовать при строительстве классический фундамент заглубленного типа. В обоснование позиции ответчиком были предоставлены проект строительства жилого дома, заключение по инженерно-геологическим изысканиям для строительства дома на данном земельном участке, фотографии земельного участка с момента его приобретения по дату подачи иска. В этой связи ответчиком было заявлено ходатайство о признании пропуска срока занятия земельного участка по уважительными причинам.

4. В случае получения предписания об устранении нарушений условий отвода земельного участка необходимо в срок, указанный в данном документе, устранить допущенное нарушение. В случае своевременного устранения нарушения оснований для изъятия участка не будет.

Ссылка на основную публикацию