Закон о ритуальных услугах 2022

Новый закон о похоронном деле может быть принят в следующем году

Действующим законодательством, напомним, предусмотрена возможность создания при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела (ст. 27 Закона № 8-ФЗ), однако большинство муниципалитетов этой возможностью не пользуются. По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артема Кирьянова, общественный контроль должен осуществляться все-таки структурами, создаваемыми при ОП РФ и региональных общественных палатах, так как, они, во-первых, являются субъектами общественного контроля по закону, а во-вторых, не зависят от органов власти.

  • избыточность документов, необходимых для погребения, и отсутствие межведомственного взаимодействия инстанций, в которых происходит их оформление (учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы ЗАГС, органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела);
  • ненадлежащее информирование граждан о предусмотренных законодательством гарантиях на случай смерти. Напомним, каждому человеку гарантируется предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (п. 1 ст. 7 Закона № 8-ФЗ), а лицу, взявшему на себя обязанность похоронить умершего, – безвозмездное оказание ряда услуг (гарантированный перечень услуг по погребению закреплен в п. 1 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) или выплата компенсации, если погребение было осуществлено за счет средств этого лица (ст. 10 Закона № 8-ФЗ). Незнание соответствующих норм приводит к тому, что в ряде регионов за предоставление участков для захоронения взимается плата, а безвозмездными услугами и правом на компенсацию пользуются лишь около 20% родственников или законных представителей умерших;
  • отсутствие законодательного регулирования оказания услуг по погребению умерших не специализированными службами по вопросам похоронного дела, а иными коммерческими организациями и ИП, что приводит к появлению незаконно действующих ритуальных агентов, предоставляющих услуги ненадлежащего качества по завышенным ценам. Примерный объем годового оборота теневого рынка ритуальных услуг, по оценке экспертов, составляет 120-150 млрд руб.;
  • неисполнение органами местного самоуправления обязанности по установлению стоимости гарантированных услуг (п. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) и отсутствие единой методики ее определения. В результате стоимость и качество оказываемых услуг существенно различается даже в пределах одного региона. Кроме того, в некоторых муниципалитетах размер социального пособия на погребение и стоимость гарантированных услуг существенно различаются;
  • значительное количество заброшенных и бесхозяйных кладбищ по причине отсутствия механизма проведения инвентаризации мест захоронения. В большинстве регионов выявлены факты непостановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
Рекомендуем ознакомиться:  К какой амортизационной группе относится ксерокс в 2022 году

Городская служба по вопросам похоронного дела Ритуал

  • бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)
  • диспетчерской службы;
  • останкохранилища (трупохранилища);
  • помещения для подготовки тел умерших к погребению (согласно законопроекту, сотрудникам морга запрещено оказывать услуги по подготовке к погребению, т.е. бальзамированию и посмертной реставрации облика);
  • ритуального зала.

До 1 сентября 2022 года все ритуальные службы, желающие осуществлять свою деятельность, должны подать заявку на внесение в реестр специализированных служб в сфере похоронного дела. После сдачи пакета документов в орган, регулирующий похоронное дело в регионе, ритуальная служба проходит проверку. Заказчик сможет проверить, внесена ли ритуальная служба в реестр, то есть имеет ли она право на предоставление ритуальных услуг.

Похоронные услуги лицензируют уже в следующем году

Любые из ритуальных услуг можно будет предоставлять исключительно на основании договора. Прием заказа и заключение договора на организацию похорон смогут производить только специально обученные агенты ритуального обслуживания. В первую очередь, их будут учить корректно общаться с родственниками усопших, чтобы не показаться навязчивыми.

Отдельно в законопроекте прописан запрет на распространение третьим лицам сведений о фактах наступления смерти. За такое деяние лица, которые имеют доступ к такой информации, могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы на 30-200 тысяч рублей.

ФЗ 8 о погребении и похоронном деле в России в 2022 году

  • предоставят тело усопшего гражданина для донорства органов или иных востребованных нужд;
  • захоронят тело или останки гражданина на кладбище, которое соответствует его вероисповеданию;
  • при необходимости не будут хоронить тело, а сожгут его в крематории и распорядятся прахом по желанию почившего;
  • при необходимости и более позднем выявлении волеизъявления умершего лица, будет выполнено перезахоронение останков;
  • в некоторых случаях предусмотрены также иные способы распоряжения телом.
  1. После похорон было найдено документальное подтверждение волеизъявления умершего гражданина.
  2. Для расследуемого следственного дела требуется получить доступ к останкам умершего лица.
  3. Было найдено массовое захоронение тел, погибших граждан при Великой Отечественной Войне.
  4. Было обнаружено неизвестное захоронение солдат, что требует проведения процедуры перезахоронения.
  5. Земля, предназначенная для кладбища, в ближайшее время будет использоваться для иных государственных нужд.
  6. Погребение покойного гражданина не соответствует его вероисповеданию, и требует перезахоронения на другом кладбище соответствующей религии.
Рекомендуем ознакомиться:  Есть ли льгота для детского сада у начальника пожарки

Основные новшества проекта нового закона “О похоронном деле”

Для похоронных служб будет введено обязательное лицензирование. Ритуальные услуги смогут оказывать только компании, заключившие договор с местными властями. Для заключения договора им необходимо соответствовать сформулированным требованиям по имуществу и квалификации персонала. При заключении договора похоронное бюро обяжут указывать перечень услуг и реальные расценки на них. Компании, которые недобросовестно выполняют свои обязательства и некачественно оказывают ритуальные услуги, можно будет привлечь к административной ответственности.

Сейчас эти услуги переплетены. Зачастую в медучреждениях действуют ритуальные службы, врачи оказывают платные услуги по подготовке тела к похоронам в моргах, похоронные службы организуют отпевания. Во избежание злоупотреблений и для защиты прав потребителей эти сферы будут разграничены.

Закон о ритуальных услугах 2022

– Чтобы быть в курсе того, как развивается отрасль в целом, в развитие какого направления стоит вкладываться в ближайшее время, – отвечает Дмитрий Юрьевич на вопрос, почему он посетил конференцию. – Побывав на конференции, решил, что строительство похоронного дома в Серове я точно заморожу – до вступления нового закона в силу. Ничего хорошего мы от него не ждем.

Раньше родственники усопшего приходили в ритуальную организацию, где им оказывали полный спектр услуг – начиная от оформления документов и заканчивая организацией поминального обеда. Так работа построена, например, в «Обряде». Теперь же весь этот пакет услуг будет разбит на «гарантированные», которые будет оказывать компания, выбранная через электронный аукцион местной властью, и дополнительные, за которыми людям придется обращаться в еще одну похоронную организацию. Большинство людей не любит «бюрократию» и хождение по конторам. Обращаться за «допуслугами» они будут в ту же организацию, с которой заключен муниципальный контракт. Так на территории появится «ритуальная монополия».

На вымогателях поставят крест

В новом законе все услуги предлагают разделить на медицинские, ритуальные и религиозные. Сейчас такого разграничения нет. И ритуальные услуги часто оказываются медучреждениями. Они активно навязывают родственникам умерших услуги — от бальзамирования до полной подготовки умерших к похоронам. Ситуация осложняется тем, что больницы и морги имеют приоритет перед другими участниками рынка — они фиксируют смерть, имеют контакты родственников. И быстрее других могут предложить свои услуги. "Тогда как медуслуги заканчиваются, когда человек умер и проведено вскрытие, а тело передано в морг. На этом медработники должны отойти в сторону", — рассказывает Родькин.

Закон должен также пресечь утечку персональных данных из больниц и моргов. "Пользуясь своим монопольным положением, работники больниц нередко сообщают сведения об умерших похоронным службам. И агент тут же появляется на пороге у родственников, или люди еще не умерли, а им приходит реклама "похороним дешево", — рассказывает "Российской газете" заместитель председателя Общественного Совета при минстрое Светлана Разворотнева.

Рекомендуем ознакомиться:  Квр экр субкосгу расшифровка в 2022 году для бюджетных учреждений

Закон о ритуальных услугах 2022

Минстрой разработал проект закона «О похоронном деле», предусматривающий запрет на оказание учреждениями здравоохранения ритуальных услуг – подготовку тела к захоронению. Медработников будут также наказывать за передачу третьим лицам информации о родственниках умерших пациентов.

«Конфликт интересов здравоохранения и похоронного дела имеется не везде. Но есть случаи, когда морги при больницах навязывают услуги «своих» бальзаматоров, ритуальных агентов. Данную проблему закон решает, но не без перегибов», – указано в справке по итогам обсуждения.

Принятие нового Закона о похоронном деле коренным образом изменит ситуацию на рынке ритуальных услуг

«Выбор поставщика услуг по содержанию кладбища многими муниципалитетами осуществляется также не на конкурентной основе, в обход Закона 44-ФЗ. Кроме того, зачастую это то же лицо, которое занимается оказанием ритуальных услуг, – пояснила представитель ФАС России. – Поскольку содержание кладбища включает в себя охрану его территории, остальные участники рынка не допускаются на кладбище, либо вынуждены платить за въезд на территорию кладбища сборы, которые в итоге включаются в стоимость услуг и ложатся на плечи потребителей».

«Работа над законопроектом велась несколько лет. Основные предложения ФАС России, касающиеся устранения монопольного положения специализированных служб, исключения избыточных полномочий органов местного самоуправления, позволяющих им устанавливать административные барьеры, разделения разных товарных рынков, установления запрета на навязывание ритуальными агентами услуг родственникам умерших и многие другие учтены в тексте законопроекта», – сообщила заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Юлия Ермакова.

Чьи интересы затронет реформа похоронной отрасли

Ни один член АППО не ответил на вопросы «ДП» о ситуации в похоронной отрасли города. В ассоциации дали обтекаемый комментарий: «Нет такого понятия — рынок ритуальных услуг. Одни организации занимаются производством товаров ритуального назначения, другие — автотранспортными перевозками, третьи оказывают услуги на кладбище, изготавливают памятники. Все это разные рынки».

«Непонятно, кто должен распоряжаться информацией об усопшем. Законопроект запрещает сотрудникам медучреждений и госслужащим передавать любую информацию на этот счет. Порядок ее предоставления установит правительство РФ. Закон вводит штрафы за торговлю этой информацией: для физлиц — до 70 тыс. рублей, для юрлиц — до 200 тыс.», — говорит вице–президент СПОК Владимир Родькин.

Ссылка на основную публикацию