Нко фонд или учреждение отличие 2022 г регистрация

Инструкция: как открыть НКО

  • образование;
  • культура;
  • медицина;
  • социальное обслуживание;
  • благотворительность;
  • решение конфликтов и споров;
  • юридические консультации и сопровождение граждан;
  • спорт;
  • духовное развитие;
  • и так далее.

Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

  • принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
  • утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
  • закрепить органы управления (дирекцию) компании;
  • утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
  • оформить протокол собрания в установленном порядке.

Получив документы о регистрации в Минюсте, необходимо встать на учет в Росстате, ФСС и ПФР. Затем следует открыть расчетный счет в банковской организации. При необходимости изготовить печать или штамп. Теперь организация может приступать к осуществлению деятельности.

Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2022 состоит всего из четырех этапов.

Прежде чем регистрировать некоммерческое объединение, его сначала нужно формально создать. Для этого учредители собираются на общем собрании и формулируют и принимают Устав. Это может сделать единственный учредитель самостоятельно. Решение о создании оформляется протоколом собрания. Необходимо соблюдать требования к Уставу, прописанные в законодательстве, которые говорят об обязательном наличии в нем таких данных:

  • иностранные персоны нон грата;
  • лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
  • объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
  • лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
  • недееспособные граждане.

Если в процессе функционирования решено будет переименовать НКО или сменить его ОПФ, нужно будет зарегистрировать эти изменения государственным порядком. Это довольно трудоемкий процесс, предусматривающий внесение изменений во все учредительные документы, уничтожение печати и изготовление новой, уведомление всех контрагентов, банка, органов статистики, социальных фондов.

  1. Общественные объединения – добровольные консолидации граждан (не менее 3 человек или юрлиц) на основании общих целей, интересов и потребностей.
  2. Политические партии – объединения, ставящие целью принять участие в осуществлении власти в государстве через своих полномочных представителей.
  3. Религиозные организации – то же, что и общественные объединения, но с другими задекларированными целями – проповедование. Воспитание в соответсвующем духе, совместное проведение обрядов. С этой целью создать НКО могут не менее 10 человек, объединенных территориально. Для таких организаций государство предусматривает налоговые льготы.
  4. Другие НКО:
    • фонды – организации, собирающие и распределяющие добровольно переданные средства на определенные цели;
    • кооперативы – это объединения, призванные решать потребности своих членов в товарах и услугах за счет добровольных взносов на паях;
    • АНО – автономные некоммерческие организации (их учредители не имеют права на имущество юрлица и не ответственны по его обязательствам);
    • учреждения – собственник (физлицо, юрлицо, субъект РФ или сама федерация) финансирует организацию и управляет ее имуществом полностью или в какой-то части;
    • товарищества, союзы, ассоциации и другие организационно-правовые формы (ОПФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если подобную организацию решит создать иностранная структура, государство должно проверить ее на возможную угрозу национальной безопасности и Конституции РФ: так гласят «Закон об иностранных агентах» от 18 июня 2022 года №121-ФЗ и «Закон о реестре нежелательных организаций» от 23 мая 2022 года № 129-ФЗ.

Конечно же это наименование. В наименовании АНО обязательно должен быть отражен характер деятельности. Скажем, АНО помощи детям «Луч». В рамках такого АНО можно помогать только детям. В наименовании Благотворительного фонда может отсутствовать указание на характер деятельности этого Благотворительного фонда.

Кроме того, Фонд и Автономная некоммерческая организация (АНО) различаются структурой органов управления. В АНО управление осуществляют учредители и только учредители принимают решение, скажем, о смене руководителя АНО. Учредители в Фонде — это лишь инициативная группа, которая регистрирует Фонд, когда как высший коллегиальный орган управления может быть сформирован из совсем сторонних лиц, которые не являются учредителями.

Некоммерческие организации в отличие от коммерческих организаций создаются с иной целью. Главная их цель не заработать, а осуществить какую-либо социальную цель. НКО призваны помогать в тех сферах, где государство не всегда справляется со своими функциями. Например, оказание помощи социально незащищенным группам населения – инвалидам, детям, пожилым людям, матерям-одиночкам, развитие образования, медицины, спорта, культуры, искусства и т.д.

Фонд также может быть создан одним учредителем, и этот учредитель также может выступить руководителем Фонда, но кроме этого необходимо сформировать обязательные органы управления для Фонда, которые предусмотрены законодательством. Это высший коллегиальный орган управления, совет и надзорный орган — попечительский совет, для благотворительных фондов должен быть сформирован еще и ревизор. Для АНО такие органы не предусмотрены в качестве обязательных органов управления.

То есть если перед Вами стоит задача зарегистрировать Некоммерческую организацию, учредителями которой будут, в том числе юридические лица, и такая организация должна быть основана на членстве – то Вам подойдет только Ассоциация, конечно если эти юридические лица не являются общественными объединениями.

Регулирующие законы: федеральный закон №7-ФЗ и специальные законы (например, благотворительные фонды регулируются законом №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»). Нюансы создания и управления фондами отдельных видов могут прописываться в прочих федеральных законах.

Собственность: формируется из добровольных имущественных взносов. Имущество, передаваемое фонду, является его собственностью. Фонды обязаны публиковать отчеты об использовании имущества. Фондам нельзя участвовать в религиозных фондах в виде вкладчика. Фонд обязан использовать имущество в рамках целей, описанных в уставе.

Цель создания: услуги, помогающие органам государственной власти или местного самоуправления исполнять полномочия в различных сферах (образование, культура, здравоохранение и другие). Реализация социально-культурных, управленческих, научно-технических и прочих некоммерческих функций.

Членство и участники: имеет членство. На собрании членов некоммерческого партнерства общим решением кто-то может быть исключен. Такой человек имеет право получить часть имущества (кроме случаев, когда Некоммерческое партнерство приобрело статус саморегулируемой организации СРО).

Решение о ликвидации: может быть по решению учредителей, участников или суда (п.2-3 ст. 61 главы 4 ГК РФ). Общину можно ликвидировать, если ее покинуло более двух третей учредителей или членов; если община грубо и неоднократно нарушала цели, описанные в уставе (п.2 ст.22 фз №104-ФЗ); перестала заниматься традиционной хозяйственной деятельности и промыслами.

НКО (Некоммерческие организации): что это такое, особенности создания и деятельности

  • Первый вариант — «Отказ» в регистрации. С этим все понятно. Все с начала. Если платили государственную пошлину, потребуется ее повторная оплата и почти всегда повторные затраты на Нотариуса.
  • Второй вариант «Доработка», если присутствуют незначительные замечания по Уставу, специалист позвонит заявителю по указанному в заявлении номеру телефона и попросит внести корректировки. Важно! Если пропустите звонок и не найдете своего специалиста вовремя, будет отказ! Так, что лучше узнать назначенного специалиста и его контакты заранее! Соответственно, при этом формате взаимодействия с Минюстом, повторные расходы на нотариуса и пошлину не возникают. После «Доработки» экспертиза может занять опять 3 недели, и сроки регистрации резко увеличиваются.
  • Третий вариант положительное решение, УРА! Но это только середина пути.
  1. Устав
  2. Лист записи о создании НКО
  3. Свидетельство о государственной регистрации НКО (Свидетельство Минюста)
  4. Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН)
  5. Протокол или решение о создании НКО, в том числе о назначении руководителя НКО
  6. Приказ о назначении руководителя НКО
  7. Коды РОССТАТ
  8. Печать НКО

Второй признак — основана ли организация на членстве или нет. Когда Вы создаете НКО не основанную на членстве, это Ваш проект, и Вы имеете возможность его контролировать, вкладывая в него все свои ресурсы и силы. В основанной на членстве НКО — это сделать очень сложно, Вы, по сути, являетесь инициатором проекта, который в будущем будет развиваться силами и видением многочисленной группы людей. Удержать управление можно лишь оставаясь лидером движения и своим авторитетом.

  • Необходимо определиться, в какой социальной области Вы будете действовать и важно, как вы будете реализовывать свои цели.
  • Ответив на первый вопрос, Вы сможете определиться с формой НКО, которую Вам необходимо создать.
  • В зависимости от формы, Вам потребуется минимум от одного до четырех учредителей и их данные.
  • Определиться с составом органов управления НКО и их компетенцией.
  • Какое будет полное и сокращенное название Вашей будущей НКО. Будет ли наименование на ином языке, кроме русского
  • Иметь данные для юридического адреса, это может быть офис (Гарантийное письмо от собственника офиса) или домашний адрес одного из учредителей (при условии, что он владелец квартиры или дома).
  • подготовить или 4000 рублей на государственную пошлину или выпустить ЭЦП на учредителя НКО
  • если будете подавать документы на бумажном носителе, запланировать визит к нотариусу, который обойдется примерно еще в 4000 р. Обращаем особое внимание на тот факт, если вы будете подавать документы в электронном виде (с помощью ЭЦП), то посещать нотариуса не придется.
Рекомендуем ознакомиться:  Материнский Капитал Как Потратить В 2022

4. В налоговой документы проходят повторную проверку на достоверность данных: по адресу, по учредителям и руководителю. Т. е. налоговая проверяет те данных, которые проверить Минюст не имеет технической возможности из — за отсутствия расширенного доступа к базе ЕГРЮЛ. Правовая экспертиза ФНС не такая строгая как в Минюсте, поскольку, Минюст уже одобрил документы НКО. После проверки налоговой опять же может быть два варианта результата — положительное или отрицательное решение ФНС.
Если налоговая вынесла отрицательное решение — отказ, то вы попадаете в начало пути.
В случае положительного решения — присваиваются регистрационные номера ИНН и ОГРН, с внесением в Единый реестр юридических лиц. С этого момента НКО существует! Вы можете получить выписку из ЕГРЮЛ и на ее основании совершать некоторые действия. Этот этап занимает тоже около недели.

Как некоммерческой организации внести изменения в ЕГРЮЛ в 2022 году

Каждая некоммерческая организация хотя бы раз в жизни сталкивалась с необходимостью внесения изменений в ЕГРЮЛ или устав, а организации, стремительно развивающиеся, вносят изменения в реестр несколько раз в год. В настоящей статье мы поговорим об изменениях в НКО, которые необходимо зарегистрировать, сроках уведомления о внесении изменений в ЕГРЮЛ, сроках регистрации, а также о порядке регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

Таким образом, нельзя считать, что к настоящему времени сложилась устойчивая практика в отношении создания, регистрации и деятельности наследственных фондов, положения о которых были введены в ГК с 01.09.2022г. При этом, после вступления в силу рассматриваемых изменений 01.03.2022г., в ГК появятся нормы относящие наследственные фонды к личным фондам и регулирующие создание и деятельность личных фондов.

Устав и условия управления личного фонда могут быть изменены при жизни учредителя фонда по его решению. После смерти учредителя личного фонда устав, условия управления личным фондом иные внутренние документы фонда, утвержденные учредителем при жизни, не могут быть изменены, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Устав и условия управления наследственным фондом не могут быть изменены после создания наследственного фонда (смерти учредителя), за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Если иное не установлено законом или уставом личного фонда условия управления личным фондом и иные внутренние документы фонда являются конфиденциальными.

Личный фонд представляет собой учрежденную на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарную некоммерческую организацию. Основной целью создания личного фонда является управление переданным фонду гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления. Цели личных фондов аналогичны целям уже существующих наследственных фондов — определение способа управления имуществом, бизнесом, капиталом, для их сохранения, но, не только после смерти, а и при жизни учредителя фонда.

В отношении наследственных фондов интересно отметить следующее. Основной целью создания наследственных фондов является определение способа управления имуществом, бизнесом, капиталом, которые остаются после смерти наследодателя, с целью их сохранения. В соответствии с п.8 ст. 123.20-1 наименование наследственного фонда должно включать слова «наследственный фонд». По официальным сведениям, с сайта egrul.nalog.ru на сегодняшний день в реестре юридических сведений о наследственных фондах не содержится. По данным ФНП по состоянию на 06.09.2022г. (https://rg.ru/2022/09/17/vosemsot-grazhdan-rf-reshili-sozdat-svoi-nasledstvennye-fondy.html) более 800 человек предусмотрели в своих завещаниях создание наследственного фонда. Данные факты могут свидетельствовать о следующем: все граждане, оставившие соответствующее завещание живы (п.2 ст. 123.20-1 ГК РФ), либо, возникли проблемы при передаче нотариусами в органы МинЮста соответствующих документов (заявление, устав и т.д.) или рассмотрении и регистрации этих документов органами МинЮста.

Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими создание и деятельность фондов, в настоящее время являются: ГК РФ, ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в отношении благотворительных фондов), ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в отношении общественных фондов).

Выше мы привели лишь примеры деятельности руководителя НКО. Если в организации два и более единоличных исполнительных органа и более, то компетенция между ними распределяется. Например, в Некоммерческой организации есть Президент и Исполнительный директор. Компетенцию в данном случае можно разделить, передав Президенту представительские функции, а исполнительному директору функции по ведению внутренней деятельности НКО.

В каждой Некоммерческой организации должен быть сформирован единоличный исполнительный орган. Он может быть один или несколько. Наименование должности единоличного исполнительного органа может быть разное, например, Президент, Директор, Председатель. Если единоличных исполнительных органов много, то они могут называться: Президент, Вице-Президент; Председатель, Заместитель Председателя; Президент – Исполнительный директор. Единоличный исполнительный орган, как правило — это лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности. В таком случае сведения о нем вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.

  • прием в НКО новых членов в порядке, определенном Уставом и решениями высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • принятие решения об исключении членов из состава Некоммерческой организации в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом и решениями высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • ведение реестра членов НКО;
  • принятие решений о привлечении членов Некоммерческой организации к ответственности за нарушение норм Устава;
  • утверждение положений, правил, процедур и других внутренних документов НКО, за исключением документов, если это не отнесено к компетенции других органов управления Некоммерческой организации.
  • обеспечение выполнения решений высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • подготовка материалов, проектов и предложений по вопросам, выносимым на рассмотрение заседания высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • формирование повестки дня, созыв и уведомление о проведении высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • определение направлений, размеров и порядка расходования денежных средств и иного имущества Некоммерческой организации;
  • создание комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп по направлениям деятельности Некоммерческой организации с утверждением положений о них, назначением их руководителей и утверждением их отчетов;
  • представление отчета о проделанной работе высшему органу управления Некоммерческой организации;
  • решение других вопросов деятельности НКО, не входящих в исключительную компетенцию высшего органа управления Некоммерческой организации.
Рекомендуем ознакомиться:  На Что Заменен Вид Расходоов 853 Косгу 231

В некоммерческих организациях, основанных на членстве, на момент создания НКО высший орган управления формируется из состава учредителей. После государственной регистрации корпоративной Некоммерческой организации учредители автоматически становятся членами Организации и высший орган управления формируется из числа членов организации. В унитарных некоммерческих организациях высший орган управления может быть избран из сторонних лиц, то есть не из учредителей.

В Некоммерческих организациях, которые являются унитарными (не основаны на членстве), функции высшего органа управления выполняют специальный орган, который предусмотрен учредительным документом, например, в Фонде — Совет или Президиум. Фонд создают учредители – инициативная группа. После государственной регистрации фонда все полномочия по управлению Фондом переходят к высшему коллегиальному органу управления – Совету или Президиуму, который учредитель сформировал при создании Фонда.

Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.

Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.

  1. Заявление о государственной регистрации юридического лица. Форма есть на сайте Минюста.
  2. Устав в трех экземплярах. Примеров в интернете много, хороший образец есть на сайте «Регфорум-ру».
  3. Протокол учредительного собрания или решение единственного учредителя в двух экземплярах. Его можно написать в свободной форме.
  4. Квитанцию об оплате госпошлины в 4000 Р за регистрацию юрлица. Реквизиты можно узнать в местном отделении Минюста.

Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.

Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.

Обновлен порядок ведения реестра социально ориентированных НКО

В реестр включаются НКО, соответствующие одному из установленных критериев. Определен перечень таких условий. Организации, несоответствующие им, включаются в реестр по решению органа госвласти субъекта на срок до 3-х лет. В реестр не может быть включена НКО, учрежденная органом госвласти или органом местного самоуправления.

Определен перечень включаемых в реестр сведений. Закреплены сроки и порядок их внесения. Реестр размещается в открытом доступе на сайте Министерства. Достоверность размещаемых сведений подтверждается путем использования УКЭП. Предусмотрены случаи, в которых НКО исключается из реестра.

Статья 13

1. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

8. Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

3. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

  • общественные и религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • автономные некоммерческие организации;
  • общества коренных и малочисленных народов в РФ;
  • организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, вопросов и помощь гражданам (например, оказывающие юридическую помощь гражданам, поддержку населению после стихийных бедствий и катастроф, занимающиеся защитой окружающей среды, охраной и восстановлением культурных объектов, мест захоронения и др.).
Рекомендуем ознакомиться:  Рассмотрение Поправок По Статье 228 В Госдуме 2022 Году

Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие реализационных оборотов, могут представлять бух. отчетность в упрощенном виде 1 раз в год. Она также будет состоять из баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Религиозные организации, которые не имеют обязательств по уплате налогов, бухотчетность могут не сдавать.

Изменения, вступившие в силу в 2022 году, затронули целый веер нормативных актов и привнесли ряд новшеств в бухгалтерскую отчетность некоммерческих организаций. Подробнее о новых требованиях к бухотчетности узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  1. Потребительские кооперативы (союзы, общества).
    Принято считать, что такие предприятия образуются только с коммерческой целью. Однако в некоммерческой сфере они могут быть организованы с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Например, жилищные кооперативы, кредитные общества граждан, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др.
    Финансирование таких организаций осуществляется за счет участников путем внесения паев.
  2. Фонды.
    Они существуют за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонды преследуют цели, полезные для всего общества: образовательные, социальные, культурные. Часто в виде фондов ведут деятельность благотворительные организации.
  3. Общественные и религиозные организации.
    Это добровольные союзы и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Учредителями могут быть как физические, юридические лица, так и их объединения.
  4. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
    Создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. В качестве учредительной документации выступает учредительный договор, подписанный всеми участниками объединения, и устав. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена сохраняется.
  5. Учреждения.
    К ним относятся организации, созданные учредителем (учредителями) для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц.

ВАЖНО! Бухотчетность за 2022 год нужно сдавать исключительно в электронном формате. Бумажный отчет налоговики не примут.Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Срок сдачи отчетности такой же как и для коммерческих фирм: не позднее 31 марта 2022 года.

Некоммерческие организации могут перейти на упрощённое ведение налогов. УСН можно выбрать в момент подачи заявления в налоговую о регистрации НКО или же изменить принятую систему налогообложения уже в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Ограничения для УСН, действующие в 2022 году:

  1. В каких случаях НКО оплачивает НДС в 2022 году? Отвечая на этот вопрос, специалисты привлекают внимание к операциям, которыми занимается организация. Если НКО работает с товарами, облагаемыми налогом, то НДС оплачивается независимо от целевого назначения полученного дохода.
  2. Может ли НКО принимать НДС к вычету по товарам, приобретённым для осуществления коммерческой деятельности? Да, может, но при наличии облагаемых и не облагаемых налогами операций ведётся раздельный налоговый учёт. Отказ от двух разных учётов является нарушением, руководителя могут привлечь к ответственности за целенаправленное занижение налога.
  3. Может ли НКО удерживать НДФЛ со средств, направленных в качестве помощи вдовам военных? Да, НДФЛ удерживается, поскольку вдовы не являются сотрудниками организации. Если в качестве помощи выдавались товары, с которых невозможно удержать налог, то налоговая служба извещается об этом в течение месяца после акции.
  4. Облагается ли налогом на прибыль продажа ранее полученных в дар ценных вещей? Если ценности получены не на целевые нужды, то с них также берётся налог на прибыль при продаже. Стоимость имущества в расходы на уменьшение налоговой базы при этом не включается.
  5. Каков лимит расчётов между НКО, если речь идёт о наличных средствах? По одному договору лимит в 2022 году составляет 100 тысяч рублей. При этом лимит для расчётов с физлицами не установлен.

В конце года НКО сдаёт единую упрощённую декларацию. Организация не платит налоги на прибыль, имущество, НДС, для неё рассчитывают единый налог. Если налогообложение ведётся по доходам, величина его составляет 6 %, при «Доходы минус расходы» забирают 15 % от разницы, а если её нет, то 1 %.

  1. Некоммерческая организация безвозмездно передаёт подакцизный товар, но не платит НДС. Это является нарушением ФЗ РФ № 135-ФЗ от 11.081995. Этот федеральный закон применяется, если НКО передаёт товары или выполняет работы на благотворительной основе. Кажется, всё подходит, но подакцизных товаров закон не касается. Они облагаются налогом по общим правилам.
  2. Физические лица, не являющиеся сотрудниками НКО, получили пожертвования, с которых не отчислили НДФЛ. В налоговом кодексе (ст. 217) указывается на то, что такие выплаты не облагаются налогами. Но при этом также отмечается, что источником выплат должно быть государство, а никак не НКО. В ряде случаев налогом могут не облагаться деньги, направленные в качестве помощи семье сотрудника, в том числе единовременная помощь (до 2 000 рублей) и подарки (до 2 000 рублей). Налоги рассматриваемой категории не платят организации, включённые в официальные перечни, разработанные Правительством РФ. Но все остальные организации НДФЛ отчислить обязаны.
  3. НКО не задумывается о правильном бухучёте, у бухгалтера нет отчёта за квартал, полугодие и девять месяцев, при этом организация не работает по упрощёнке. Это также является ошибкой. В упрощённом составе разрешается отчитываться только бюджетным и общественным организациям при условии, что они не занимаются деятельностью, приносящей материальную выгоду, не реализуют товары и услуги.

Важно! Применяемые в 2022 году счета должны быть учтены в учётной политике НКО (внутреннем законе, регулирующем все финансовые процедуры, содержащем описание особенностей деятельности НКО, применяемых общих и особенных требований, наличие которых определяется правовым положением и отраслевой спецификой работы организации и т. д.).

При утверждении уставных документов создателям НКО также придется решить массу юридических вопросов: начиная от структуры НКО и компетенции ее органов управления до источников формирования имущества и порядка ликвидации (реорганизации) юрлица. Непрофессионалам будет справиться очень непросто.

  • Перечень доступных организационных форм НКО строго определен законом и является закрытым.
  • НКО могут быть корпоративного типа, когда учредители становятся полноправными участниками, то есть приобретают членские права и обязанности. К примеру, адвокатские палаты, общественные движения и ассоциации. А могут быть созданы в виде унитарных НКО, учредители которых не приобретают права участия, как, например, различные фонды и религиозные организации.
  • Изначально предполагается, что НКО создаются для достижения целей, не связанных с бизнесом. В основе деятельности должны лежать благотворительные, культурные, духовные, а также научные, образовательные, социальные и тому подобные идеи.
  • НКО не вправе распределять полученную прибыль среди своих участников. Все полученные некоммерческой организацией средства должны быть направлены только и исключительно на достижение уставных целей. При этом некоторые виды полученных доходов могут облагаться налогом на прибыль.

Создать НКО можно путем ее учреждения («с нуля») либо в результате реорганизации существующей организации. Процедура — не самая простая с точки зрения выполнения всех условий. Учредителям придется изучить ряд нормативных документов с требованиями к НКО, чтобы грамотно заполнить заявление и сформировать комплект документов.

Законодатель устанавливает жесткие рамки для деятельности юрлица в статусе НКО. В первую очередь, учредителям некоммерческой организации следует определиться с организационно-правовой формой НКО, которая идеально бы соответствовала целям ее создания. Выбор такой конкретной формы для регистрации НКО может стать непростой задачей.

Срок регистрации некоммерческой организации зависит от правовой формы НКО и составляет не меньше месяца. Однако, любые обнаруженные ошибки или неточности в процессе оформления могут привести к приостановке регистрационных действий или вынесению отказа. Уплаченная госпошлина, разумеется, в этом случае не возвращается. Поэтому следует крайне ответственно отнестись к этапу подготовки документации. Тем более что юридически неграмотные уставные документы могу принести много проблем в будущем.

Ссылка на основную публикацию