Когда оформляется ттн и транспортная накладная 2022

С 2022 года грузы перевозят по новым правилам

  • Если в качестве первичной учетной документации предлагается транспортная накладная, то теперь ее нужно составлять в четырех экземплярах, где последний предъявляется грузоотправителю.
  • Теперь путевой лист заполняется иначе: помимо сведений о ТС, требуется указывать вид перевозки и перевозимой продукции. Обязательно прописывать марку, модель, пробег авто на начало и окончание поездки. Если есть прицеп, то его номер также требуется. Также необходимо прописать дату последнего медосвидетельствования водителя.
  • Согласно п. VIII Постановления № 2200 от 21.12.2022, с 2022 года оборот документации разрешено вести в электронном формате: ТН, сопроводительные бумаги, акты и прочие. Причем каждый заполненный бланк требуется подписывать квалифицированной ЭЦП.
  • С 2022 года обновился КоАП от нарушениях грузоперевозок фурами и самосвалами.
  • По новым законопроектам водителю требуется отдых после каждых 4,5 часов вождения, но только в поездках по России. В общей сложности за неделю человек должен отдыхать около 43 часов.

Введение электронного формата для ТН ─ это большое преимущество для участников перевозки грузов. Обычно эта документация заполняется в специальной программе, которая заметит ошибку в некоторых полях. Также будет невозможно пропустить заполнение обязательных строк, так как ПО попросту не сохранит документ.

Главными документами по-прежнему остаются права водителя и путевой лист, но неграмотно заполненная ТН сделает поездку бессмысленной. А вот условия оформления транспортной накладной остались прежними ─ необходимо прописывать все цифры и буквы должны быть печатными, паста ручки ─ синего или черного цвета, а помарки и зачеркивания недопустимы.

  • В поле Грузоотправитель появилась строка о том, что им является экспедитор. Это снимает ответственность со стороны отправителя и получателя, если с товаром что-то произойдет в пути. Причем договор требуется заключать напрямую с экспедиторской компанией, а не по доверенности с водителем.
  • В добавленном подразделе 1а указывается главный организатор передачи груза.
  • В поле Груз обязательно прописывают стоимость или ценность перевозимого груза с НДС, без НДС, размер ставки по налогу, отдельно сумма сбора НДС. Дополнительно ─ информация о сопроводительной документации, которая утверждает отгрузку продукта.
  • В поле Транспорт добавлены строки, где прописывается вид владения ТС: 1 ─ собственность, 2 ─ аренда, 3 ─ лизинг.

Что касается необоснованных перегрузов и соответственно штрафов на отдельных участках, то теперь они оснащены цифровым табло. И водитель сможет на месте переместить продукцию «на место». Дело в том, что во время пути груз может сдвинуться и увеличить нагрузку на конкретную ось. Непосредственно пункты проверки на техническую исправность станут проверять каждые 3 месяца.

Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

Новая форма транспортной накладной действует с 1 марта 2022 года. Документ изменили из-за новых Правил перевозок грузов. На этой странице — новая транспортная накладная на 2022. Скачать бланк и образец заполнения документа здесь можно бесплатно. Мы также разобрали, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять.

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

  • Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
  • Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).

Важно! «КонсультантПлюс» предупреждает
С 2022 года от имени компании электронную подпись можно оформить только в ФНС. Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности. Как правило, это гендиректор.
Обычные работники не смогут владеть сертификатом такой подписи. Они будут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации.
Подробнее о новых правилах по УКЭП читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.

Также соглашение об обмене электронными документами потребуется между участниками перевозки: грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. В нем нужно прописать всю схему электронного взаимодействия при выставлении, подписании, проверке ЭТрН, их отправки в ГИС.

Электронные перевозочные документы будут направляться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Добровольное подсоединение участников перевозок к ГИС ЭПД должно начаться уже с 1 января 2022 года, а переход на обязательное использование ЭТрН возможен уже с 01.01.2023.

  • грузоотправитель составил ЭТрН, загрузил ее в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему;
  • по получении груза грузополучатель открывает документ в системе и подтверждает приемку, подписывая ЭТрН своей электронной подписью — грузоотправитель видит, что товар принят.
  • поправками в Устав автомобильного транспорта (утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ), которые внесены законом от 02.07.2022 № 336-ФЗ;
  • разделом VIII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2022 № 2200), который так и называется «Организация документооборота электронных перевозочных документов».
  1. Грузоотправитель оформляет ЭТрН в учетной системе или веб-интерфейсе, подписывает свой титул (раздел) квалифицированной электронной подписью (КЭП) и передает его через оператора ЭПД в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
  2. Провайдер передает ЭТрН перевозчику и получателю груза.
  3. Водитель заходит в сервис с планшета или смартфона и подтверждает прием груза простой электронной подписью (ПЭП).
  4. Перевозчик подписывает электронную накладную КЭП.
  5. Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП.
  6. Водитель подтверждает передачу груза ПЭП.
  7. Менеджер транспортной компании подписывает титул перевозчика КЭП и завершает документооборот.

Оператор будет обрабатывать и отправлять ЭТрН через свой сервис в ГИС ЭПД. Минтранс планирует провести аккредитацию и сформировать специальный реестр таких операторов. Принцип работы в сервисах провайдеров зависит от интеграционного решения. Например, сервис Логистика от Контур.Диадока можно внедрить в свою учетную систему или пользоваться веб-интерфейсом.

Эксперимент прошел успешно — новые механизмы взаимодействия участников перевозок и госорганов выполнили свои цели. Процесс грузоперевозок на время эксперимента стал быстрее и дешевле для участников и прозрачнее для государства. С 2022 года добровольное использование ЭТрН закрепили в законодательстве.

В октябре 2022 года Минтранс России провел эксперимент по переводу транспортных накладных и путевых листов в цифровой формат. Отправители грузов, перевозчики и грузополучатели оформляли и подписывали документы через операторов электронного документооборота (ЭДО). А ГИБДД и Ространснадзор контролировали процесс через тестовую информационную систему.

Специалисты, которые будут подписывать ЭТрН от лица компании, должны получить сертификат КЭП на уполномоченного сотрудника. Такие сертификаты выдают аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ) до конца 2022 года, например УЦ Контура. С 1 января 2023 года сотрудники должны будут использовать КЭП физлица вместе с машиночитаемой доверенностью (МЧД) от организации.

Всё об электронных транспортных накладных с 2022 года: как это будет работать и для кого обязательно

В октябре 2022 года Минтранс запустил эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат. Он коснулся и транспортных накладных. Для работы с электронными документами был создан прототип единой государственной информационной системы — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Компании взаимодействовали между собой через системы операторов ЭДО. Были разработаны правила обмена и экспериментальные формы электронных документов — транспортной накладной и путевого листа.

В Минтрансе считают, что за счёт перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость перемещения грузов и передачи информации о нём. А пока развитие грузоперевозочной системы сдерживает именно то, что многие документы формируются на бумаге.

Грузоотправитель, грузополучатель и транспортная компания заверяли документ электронной подписью через логистический сервис DropCat, а сотрудники ГИБДД и Ространснадзора контролировали процесс через прототип ИС Минтранса России. Эксперимент завершился успешно, поэтому Минтранс инициировал масштабный переход на ЭДО , который коснётся всех юрлиц, связанных с грузоперевозками.

  • быстрый обмен документами;
  • доступ к документам из любого места и с любого устройства;
  • экономия на доставке и бумаге, лёгкость отслеживания движения груза по всему маршруту;
  • быстрая передача данных в налоговую и расчёт НДС;
  • постепенный отказ от бумажных архивов;
  • быстрый поиск нужного документа при проверке или сверке данных, его корректировка.
  • грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
  • перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
  • грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
  • перевозчика о сдаче груза грузополучателю.

Раздел 17. Если у любой из сторон возникают претензии к провозу или состоянию груза, сюда вписывают замечания. Если замечания обширные, то составляют акт с перечислением претензий, а в 17 раздел вносят только номер акта и поясняют, что замечания приведены в нем.

В заполнении бумаг участвуют три стороны: отправитель груза, перевозчик и получатель. Каждый из них вносит свои сведения на своем этапе работы. Поэтому бумажные ТН составляют в трех экземплярах, чтобы у каждой стороны был свой оригинал. Каждый из них должны подписать все стороны. Изначально, при отправке груза, накладная заполняется не полностью, сведения в некоторые разделы добавляются в процессе доставки и при передаче груза в конце доставки.

Еще один нюанс: если партия груза не вошла в одну машину, а распределилась по 2 и более машинам, на каждое авто нужно составить отдельный документ в трех экземплярах. Водитель каждой машины будет заполнять часть данных в своих бланках. Но если один автомобиль везет несколько заказов, на них можно составить единый документ.

Для подтверждения расходов указывают дату, сведения обо всех сторонах, стоимость перевозки. В разделах 6, 7, 15, 16 указывают должности ответственных лиц, имена и подписи.
В накладной не обязательно ставить печать, но если поставите — это ни на что не повлияет.
Если строка не заполняется из-за отсутствия сведений, в ней ставят прочерк. Можно не заполнять разделы с пометкой «при необходимости».

  • Раздел 1 «Грузоотправитель». Появилась отметка, что отправитель груза — экспедитор: ставьте галочку, если экспедитор платит за доставку груза согласно договору и значит имеет статус отправителя. А еще добавился раздел 1а для сведений о заказчике доставки — их вносят при необходимости.
  • Раздел 3 «Груз». Указывают стоимость груза и входные данные товарных накладных, счетов-фактур, договора, которые относятся к грузу.
  • Раздел 6 «Прием груза». Вписывают данные о лице, которое передает груз перевозчику.
  • Раздел 11 «Транспортное средство». Сюда вносят данные о машине и код, который характеризует тип владения автомобилем: «1» — авто в собственности, «2» — арендованное автосредство; «3» — в лизинге.

Транспортная накладная 2022: скачать бланк, образец заполнения

Новая форма транспортной накладной действует с 1 марта 2022 года. Документ изменили из-за новых Правил перевозок грузов. На этой странице — новая транспортная накладная на 2022. Скачать бланк и образец заполнения документа здесь можно бесплатно. Мы также разобрали, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять.

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2022 год — ниже.
  • Скачать список товаров, которые можно продавать на карантине, и другие нормативные акты по работе бизнеса
  • Скачать полный список пострадавших от коронавируса отраслей и таблицу с новыми сроками уплаты налогов
  • Заполнять и печатать документы онлайн — это очень удобно

Электронная транспортная накладная: как это работает

Законодательные основы этой системы заложены в новой, вступившей в силу с 01.01.2022 г., редакции Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав). Изменения внесены в ст. 8 «Заключение договора перевозки груза» Устава, где теперь предусмотрено, что транспортная накладная оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного документа.

Безусловно, сначала найти взаимопонимание в этом вопросе с другими участниками сделки, предполагающей перевозку груза. В ЭДО должны участвовать все: и грузоотправитель, и перевозчик, и грузополучатель. Затем нужно заключить соглашение об электронном документообороте перевозочных документов с оператором коммерческой информационной системы ЭПД. Далее каждый участник электронного взаимодействия формирует свои файлы обмена и с помощью своего оператора информационной системы рассылает их остальным участникам сделки (их представителям). Как следует из Проекта Постановления Правительства «Об утверждении порядка обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, направления таких документов и сведений в ГИС ЭПД, а также предоставления иной информации, связанной с обработкой таких документов и сведений из информационной системы электронных перевозочных документов в ГИС ЭПД по запросу оператора ГИС ЭПД» (ID проекта 02/07/10-21/00120996, станет НПА с 01.03.2022)) сторонами сделки может быть совокупно сформировано до 8 файлов обмена на одну ЭТрН:

грузоотправителя (состоит из сведений об участниках перевозки (грузоотправителе, перевозчике, грузополучателе), об обстоятельствах предъявления груза к перевозке, сведениях о грузе, соответствующих сопроводительных документах, указаний грузоотправителя, условий перевозки, сведений о предъявлении передачи груза перевозчику, адресах приемки и сдачи груза, а также сведений о транспортном средстве и водителе);

информация о грузоотправителе (об уполномоченном им лице), лице, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство, перевозчике, водителе, грузополучателе (уполномоченном им лице), заказчике услуг по организации перевозки груза, фрахтователе, фрахтовщике, в том числе их персональные данные;

Бухгалтерия привыкла мучиться с неправильно оформленными транспортными накладными. Градус проблем в последние годы только нарастал преимущественно из-за активности Минтранса, который неоднократно менял форму и правила заполнения этого документа, в то время как те, кто должен был заполнять транспортные накладные, не поспевали (или не особенно старались поспевать) за новыми требованиями. Что же принесет появление ЭТрН и ИС ЭПД бухгалтеру? Скорее всего… освобождение.

А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай – это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре. Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ. Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

Отличие транспортной от товарно-транспортной накладной, ТТН заключается в том, что ТН – это, по сути, новый аналог сопроводительных бумаг при грузоперевозках. Она введена с 2013 года. И сейчас является преимущественно основной. Это более современный и корректный вариант. Различия же заключаются том, что в новом виде нет в принципе товарного раздела. Ведь по логике он и не нужен, на основе бумаги ТМЦ не ставятся на учет. Это просто сопроводительная документация, которая подтверждает факт доставки, выполнение транспортных услуг. И она не может являться базой для бухгалтерской отчетности — только в плане расходов на перевозку, если они были. Но при этом закон на текущий момент допускает оба варианта.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Что такое ТТН и как правильно её заполнить? Версия для печати

Товарно-транспортная накладная (ТТН) — это документ, который нужен для учёта перемещения автомобильным транспортным средством товарно-материальных ценностей и оплаты их перевозки. Накладная фиксирует то, что отправитель списал груз со своего склада, а покупатель получил его.

  • В товарной накладной нет транспортного раздела, потому что на основании этой бумаги товарно-материальные ценности (ТМЦ) не ставятся на учёт.
  • ТН — это просто сопроводительная документация, подтверждающая доставку и предоставление транспортных услуг.
  • ТН не может использоваться как база для бухгалтерской отчётности.
  • Документы регулируются разными законодательными актами.
  • ТТН включает только товарный и транспортный разделы, а в ТН их 17.
  • ТТН необходимо выписывать в четырёх экземплярах, ТН — в трёх.
  • ТТН содержит подробную информацию о грузе (код, стоимость и количество), графы для подписей ответственных за отгрузку.
  • ТН предусматривает желаемые условия для перевозки (при какой температуре, в какой упаковке, каким транспортом) и переадресацию в случае изменения адреса получения во время транспортировки.
  • Товарно-транспортная накладная не предусматривает строки об НДС, из-за чего возможны претензии со стороны налоговой по поводу правомерности вычета.
  • При наличии ТН можно не заполнять ТТН, но при выдаче последней заводить ТН всё ещё нужно — документы не всегда носят взаимоисключающий характер.
  • Наименование груза и информацию о его ценности
  • Сертификаты, паспорта качества и прочую сопроводительную документацию
  • Дату и время отправки и принятия груза
  • Информацию о том, что заявка на перемещение груза принята
  • Стоимость перевозки и то, как будет производиться расчёт
  • Дату составления, подписи директоров или других ответственных представителей компаний с расшифровками
  1. Начинаем с номера накладной из внутреннего документооборота фирмы, даты заполнения (она же дата отправки груза)
  2. Пишем полное название, фактический адрес и телефон отправителя и получателя
  3. В поле «Плательщик» указываем дополнительно реквизиты получателя
  4. Заполняем марку и госномер автомобиля (и прицепа, если он есть), номер путевого листа (внутреннего документа компании-отправителя), данные о владельце и водителе из путевого листа
  5. В специальном окошке справа от каждой фирмы нужно вписать код общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО)
  • В строке «Отпуск разрешил» должен расписаться руководитель фирмы или начальник склада
  • Товарный раздел подписывает главный бухгалтер
  • Работник грузоотправителя, который отгрузил ТМЦ, ставит подпись в строке «Отпуск груза произвёл»
  • Если грузополучатель лично получает товар в месте отгрузки, он расписывается в графе «Груз получил грузополучатель»
  • В строке «Принял» транспортного раздела ставится подпись при поступлении на склад грузополучателя

Для заполнения данных доверенности в ТН предвидены соответственное место. Сотрудник, который принимает продукцию, ставит автограф в позиции «Продукцию принял». Вместе с тем менеджерам, продающим продукцию, требуется учесть, что в случае, когда в роли покупателя продукции является частное лицо, то ТН нет необходимости заполнять, поскольку, согласно документации Государственного комитета по статистике данная ТН используется для проводки отгрузки ТМЦ стороннему предприятию.

Когда поставщик произвёл поставку продукции, и предоставил лишь товарно-транспортную накладную в качестве сопроводительной документации, и в ТТН заполненным является место «Сумма НДС», можно ли учесть продукцию по данной ТТН, и свободно декларировать вычет входящего налога на добавленную стоимость?

А с другой стороны, печать уже стоит на доверенности, и необходимо просто приложить доверенность к расходной накладной. Возможно считать, что оттиск печати в данной ситуации на нужен, так как в доверенности есть все данные, и это предусматривается Гражданским Кодексом Российской Федерации, статья 185.
Получая продукцию на основании ТН, в доверенности прописываются все данные ТН, и на ней ставиться печать. По данной причине, эту накладную и доверенность возможно соединить, и тогда фискальных штрафов за нехватку печати на ТН не будет существовать.

Перечень общепринятых форм исходных учётных документов по учёту коммерческих процессов, который утверждён Госкомстатом РФ, включает исходный учётный документ, товарная накладная (ТН), применяемая проведения сделки купли-продажи ТМЦ сторонним предприятием, оформляется в 2-х образцах.

Невзирая на естественность проблемы о необходимости печатного оттиска покупателя на расходной накладной, в том случае, когда продукцию принимает сотрудник заказчика по доверенности, проблема остаётся не закрытой. Присутствует два альтернативных мнения на данную проблему. С одной стороны, на основании письма Комитета РФ по торговле, рекомендовано, ставить печать, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.

Изменение электронных транспортных накладных с 1 марта 2022 года

  • экспедитор, принявший груз во владение. Одновременно нужно поставить отметку — «Является экспедитором»;
  • заказчик услуг по транспортировке (грузовладелец), когда экспедитор не принял груз во владение, в т.ч. когда заказчик транспортировки самостоятельно погрузил товар.

Далее требуется получить ЭП — простые для водителя или кладовщика, усиленные квалифицированные с реквизитами организации для сотрудников, которые подписывают транспортные накладные. Важно — с 2023 года эти подписи не будут действовать, а потому потребуется оформить усиленные квалифицированные ЭП физлиц и сформировать машиночитаемую доверенность.

Электронная транспортная накладная содержит четыре обязательных файла обмена, имеющих расширение «.xml» (титул). Эти файлы подписываются в строгой последовательности, начиная от первого и заканчивая четвертым. Когда каждый титул подписан, провайдер направляет документ в ГИС ЭПД. Все файлы электронной транспортной накладной должны заверяться усиленной квалифицированной ЭП ответственного лица. Водители и кладовщики могут принимать участие в документообороте, чтобы согласовывать документ и вносить замечания. Для этого им вполне можно иметь простые электронные подписи.

Электронная транспортная накладная может иметь еще другие четыре титула, которые зависят от условий транспортировки. Они оформляются при смене грузополучателя или адреса доставки, при замене водителя или автомобиля, если требуется зафиксировать итоговую стоимость транспортировки.

  • смогут отслеживать статус документа. Сторона, подписавшая свой титул электронной транспортной накладной, сможет отслеживать подписание каждого последующего титула;
  • будет иметься идентичность экземпляров. Все стороны будут работать с одним документом, в связи с чем все экземпляры будут одинаковые;
  • оплата будет производиться ускоренно — если все подписи электронные, то для оплаты не потребуется дополнительная документация. Оплата не затягивается на длительное время в связи с неверным оформлением бумажной документации, долгой доставкой или пропажей;
  • получатели могут просматривать документ. Они не вносят в него информацию и не подписывают его, однако смогут его просматривать;
  • появляется возможность детального описания транспортируемого груза. Можно будет отказаться от товарно-транспортной накладной ввиду того, что описание груза заменит товарный раздел накладной.

Товарно-транспортная и; транспортная накладная: как; выбрать

С 1 января 2022 года транспортная накладная — это необходимый документ при доставке товаров на автомобиле по территории РФ (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 785 ГК, Правила перевозок грузов автотранспортом, утв. постановлением Правительства от 21.12.2022 № 2200). Этот документ водитель должен по требованию предъявлять инспекторам ГИБДД, он составляется в трех экземплярах и содержит сведения о грузе, о его приемке и сдаче, об ответственных лицах.

Хотя обязательное оформление ТТН отменили с 2013 года, до сих пор иногда возникают споры с контролирующими органами по поводу отсутствия документа (не только в связи с перевозкой алкоголя). Поэтому компании часто оформляют документы по принципу «лишним не будет»: ТН, ТТН и накладную ТОРГ-12. В этом случае порядок надо закрепить в учетной политике.

Товарно-транспортную накладную оформляют к транспортной накладной (постановление Госкомстата №78 от 28-11-97). Но с 2013 года этот документ перестал быть обязательным (информация №ПЗ-10/2012 Минфина), хотя многие компании продолжают использовать его — и в таком случае использование формы 1-Т должно отражаться в учетной политике.

Верно заполненная ТН — это первичный документ, который подтверждает услуги по доставке груза, заключение договора перевозки и стоимость доставки. Так что он важен для компании и нужен бухгалтеру, который на его основании учитывает расходы на транспортировку.

Если компания вывозит товары (кроме алкоголя) собственным транспортом и договора на перевозку нет, то не понадобится ни ТН, ни ТТН. Нужна только накладная ТОРГ-12, она служит подтверждением расходов по приобретению товаров. Тогда расходы на транспортировку учитываются в общем порядке по документам о покупке бензина, оплате труда водителя, амортизации транспортного средства и пр.

Отличие транспортной от товарно-транспортной накладной, ТТН заключается в том, что ТН – это, по сути, новый аналог сопроводительных бумаг при грузоперевозках. Она введена с 2013 года. И сейчас является преимущественно основной. Это более современный и корректный вариант. Различия же заключаются том, что в новом виде нет в принципе товарного раздела. Ведь по логике он и не нужен, на основе бумаги ТМЦ не ставятся на учет. Это просто сопроводительная документация, которая подтверждает факт доставки, выполнение транспортных услуг. И она не может являться базой для бухгалтерской отчетности — только в плане расходов на перевозку, если они были. Но при этом закон на текущий момент допускает оба варианта.

Факт приобретения продукции от поставщика, а также доставка этих ТМЦ – это всегда возникновение значительного количества сопутствующей документации. Естественно, эта своего рода волокита служит понятным целям. Соблюдение законности сделок, контроль качества продукции, возможность предъявления претензий в случае неисполнения обязанностей сторонами. Но возникающая путаница иной раз ставит в тупик не только ответственных за оприходование лиц, а также руководителей, но даже и бухгалтеров. В этом обзоре мы прольем свет на данный вопрос, узнаем, что такое ТТН и ТН, товарная накладная и товарно-транспортная, в чем разница между этими понятиями. А также поймем, в каких случаях их необходимо оформлять, какие разделы включаются в содержание. И разберем точку зрения текущего законодательства РФ на эти аспекты. Ведь нарушение норм оформления документов – это серьезное правонарушение, за которое неминуемо следует ответственность, зачастую в виде финансовых санкций. Но иной раз при злостном нарушении можно даже лишиться лицензии на осуществление деятельности и попасть под субсидиарную ответственность.

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай – это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре. Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ. Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.

Новая транспортная накладная с; 1; марта 2022; года

Даже беглое сравнение старой и новой транспортной накладных позволяет понять, что документы имеют серьезные различия. Так что если Ваша организация использует в своей работе транспортную накладную при перевозке грузов, то самое время обновить бланк этого документа.

С 1 марта 2022 года начинает действовать новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации №2200 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации».

10. В нижней части накладной столбцы-разделы для грузоотправителя и перевозчика поменяли местами. Раньше перевозчик записывался в правый столбец, а с 1 марта 2022 года он будет записываться в левый. Будьте внимательны, ведь ошибиться при переносе данных из старой накладной очень легко.

11. Кроме перечисленных выше нововведений, в новой накладной обновлены формулировки многих пунктов. Так что, если Вы используете при работе транспортные накладные, то будет гораздо проще взять новый бланк накладной и заново внести в него все данные, чем пытаться адаптировать под новые требования старый бланк накладной.

Рекомендуем ознакомиться:  Расчет По Больничному Листу В 2022 Году
Ссылка на основную публикацию