Искусственная монополия в россии 2022

«Мы отвязали цены на зерно от мировых – ввели плавающую экспортную пошлину и квоты еще там работают, и никакое ВТО нам не мешает. Вот в зерновой отрасли это работает. Как только говорим – давайте хороший этот механизм на металлургию перенесем, он так же хорошо будет работать – мы тут же отвяжем внутрироссийские цены на металл, на сталь от мировых. Нам говорят – нет, не работает. Ну это же не Шаскольский придумал. Это же экономический блок правительства такие решения принимает, и они разгоняют инфляцию. Хоть аресты начнутся… Экономические диверсанты, мародеры – как угодно, мы сейчас про это будем говорить. Мы не там их ищем, экономических диверсантов. Понимаете? Нужно правильные решения принимать», – подчеркнул депутат.

По его словам, реальной причиной ускорения роста цен в России стало решение Центробанка повысить ключевую ставку более чем в два раза. «Я с этой трибуны не раз говорил – Эльвира Сахипзадовна, если вы будете повышать ставку в надежде на то, что остановите рост цен, вы сделаете ровно обратное – вы разгоните цены. Что произошло? Она подняла ставку с 9,5 до 11%. Цены остановились? Нет, они еще быстрее пошли вверх», – подчеркнул депутат.

Вместе с тем, как считает парламентарий, давно пора отменять налоговый маневр в «нефтянке», так как он не остановит рост цен, а только все больше и больше будет изымать средства из бюджета. При этом Гартунг отметил, что ситуацию с ростом цен на металл также можно расценить как экономическую диверсию.

Рост цен в России спровоцировали решения правительства РФ прошлых лет и последние действия Центробанка РФ, которые можно назвать экономической диверсией. Как передает корреспондент РИА «Новый День», об этом заявил депутат Госдумы от «Справедливой России – За правду», глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг по итогам правительственного часа с главой Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Максимом Шаскольским. По мнению парламентария, вопросы о резком повышении инфляции нужно задавать не ФАС, а финансово-экономическому блоку правительства и Центробанка РФ.

«Кроме представителей ФАС, должны были быть руководитель Центробанка (Эльвира Набиуллина), министр финансов (Антон Силуанов), министр экономического развития (Максим Решетников), а еще лучше, если бы был вице-премьер [Андрей] Белоусов. Вот тогда бы мы получили ответы на все вопросы. Вы задаете вопросы Шаскольскому – почему растут цены. Он пытается объяснить, что вообще-то учетная ставка и – вы задайте этот вопрос Набиуллиной… Я бы рад задать ей вопрос, но ее здесь нет», – сказал Гартунг.

Монополии: примеры в мире и в России

Нередко на рынке возникает такая ситуация, когда спрос на какой-либо конкретный товар удовлетворяется одной или несколькими компаниями. В таком случае возникает естественная монополия. Ее причины кроются в особенностях обслуживания потребителей и технологического процесса.

Это понятие весьма емкое. По мнению некоторых экспертов, естественная монополия, описанная выше, является одним из подвидов монополии экономической (искусственной). В этом случае речь идет о таких компаниях, которые смогли завоевать лидирующее положение на рынке.

Естественной монополией в Германии является такая ситуация, когда одна компания способна удовлетворить спрос на рынке, предоставив товар или услугу с низкой, но в то же время обеспечивающая нормальный уровень рентабельности ценой. Это касается трубопроводного и железнодорожного транспорта.

В настоящее время широкое распространение получили искусственные монополии. Примеры таких объединений – это концерны, тресты, синдикаты и картели. Каждый предприниматель стремится к завоеванию монополистического положения. Оно позволяет устранить целый ряд рисков и проблем, связанных с конкурентами, а также занять на рынке привилегированную позицию. При этом монополист способен оказывать влияние на прочих участников рынка и навязывать им свои условия.

Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. По одной из версий, это определенное состояние рынка, когда государству или организации дано исключительное право вести на нем хозяйственную деятельность. При этом монополист, при отсутствии конкуренции, сам определяет стоимость своего товара или весьма существенно влияет на политику ценообразования. Такое определение термина является качественной характеристикой рынка.

Экосистемная монополия

Дополнительным драйвером вовлечения пользователей становятся подписки, предлагающие гарантированные бонусы и скидки на покупки внутри экосистемы за фиксированную ежемесячную плату. Россияне уже оформили более 24 млн экосистемных подписок (многие покупают не одну), и эта цифра тоже будет расти.

Экосистемная монополизация, скорее всего, процесс необратимый. Но это не значит, что не может существовать альтернативы. На российском рынке остается достаточное количество крупных игроков, обладающих сильным брендом, сохраняющих прямой контакт с клиентом и высокий уровень лояльности аудитории. Альтернативной моделью, которая помогает выстоять в конкуренции с экосистемами, для них становится децентрализованное партнерство, объединяющее независимых, не связанных «зонтиком» бренда игроков из разных сегментов массового потребления.

Но мы помним, что главная сила экосистем – постоянный прямой контакт с клиентом. Именно они управляют рекомендательными моделями и решают: что и когда показывать людям на своей площадке. Поэтому даже если «открыть двери» брендовых экосистем всем рыночным игрокам, не факт, что последние получат этот контакт на равных условиях. И пока вряд ли возможно предложить какое-то новое, радикальное решение для защиты рынков от захвата экосистемами.

Главный козырь экосистем сегодня – уже даже не огромный накопленный массив данных. Данные можно купить, и сами экосистемы это делают. Главный козырь – это частотность прямого контакта с клиентом, его лояльность и внимание к бренду. Например, вряд ли есть причина, по которой вы заходите в банковское приложение несколько раз в день и проводите там больше времени, чем требуется на совершение необходимой финансовой операции. А экосистемные площадки такие причины создают. Они развлекают вас контентом, вовлекают геймификацией и встраивают в эту обвязку часто используемые сервисы: доставку еды, такси, онлайн-кинотеатры, маркетплейсы, музыкальные стриминги и т.п. Как результат – частота их контакта с клиентом в десятки раз выше, чем у «отдельностоящих» сервисов.

Так и получается, что захватив клиента через частый прямой контакт и интерфейсы, удерживая его подписками, экосистемные игроки растут в разы быстрее, чем их независимые конкуренты. Даже лидерам трудно выстоять в сегментах, в которые заходят проекты, поддержанные синергией целой экосистемы. Это становится вызовом для многих участников рынка, да и в целом снижает конкурентоспособность отечественных компаний, в том числе – по сравнению с западными корпорациями.

Какова роль монополий в сфере закупок

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.
Рекомендуем ознакомиться:  Документы Подтверждающие Право Собственности На Квартиру 2022

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

  • ценовое регулирование , осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
  • определение потребителей , подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объёме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства etc.

То есть по определению вроде как менее враждебная к потребителю «естественная» монополия в силу ряда причин, среди которых и законодательные недоработки, и обычная жадность руководителей таких структур всегда способна эволюционировать в искусственную. А это уже объект более пристального интереса антимонопольщиков. Ведь что можно сделать с естественным? Лишь попытаться регулировать. А искусственное можно просто запретить. И общество будет только «за».

Полгода назад вступил в силу одобренный ранее Государственной Думой ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»». Этот закон анонсировал заместитель главы Федеральной Антимонопольной Службы Сергей Пузыревский, отмечая необходимость упразднить принятый ещё в 1995 году закон РФ «О естественных монополиях»:

Между тем Олег Дерипаска – алюминиевый монополист, создатель стремящихся к господствующему положению на российском рынке строительных и агропромышленных групп. И выступает этот монополист против другого монополиста, государства в лице ЦБ РФ и всей отечественной банковской системы, также стремящегося к господствующему положению, только на рынке финансовом.

У Ильфа и Петрова есть фельетон «Нужна ли нам сатира». В этом фельетоне и есть ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок. Классики описывают бурные дискуссии, ломание копий и выдирание волос в процессе обсуждения этого животрепещущего вопроса на очередном съезде писателей. И последовавший вывод, с которым согласились все без исключения участники обсуждения: «Хорошая сатира нам нужна, а плохая сатира нам не нужна!».

И тут вспоминаются две истории. Бедный нищий входит в храм и просит, чтобы бог ему помог, скажем выиграть миллион по лотерейному билету. День ходит, два, месяц, другой. И в конце концов священник просит: «Ну, помоги же, господи, этому несчастному!». И всевышний отвечает: «Да я бы помог, но пусть он хоть билет купит!» Видимо, и нам пора купить билет…

Иногда, читая классиков или возвращаясь к отечественной истории, ловишь себя на желании «подредактировать» многие детали. В книгах жанра фэнтези иногда такое описывают. История с Аляской такова. Эта территория, открытая Михаилом Гвоздевым и Иваном Федоровым в 1732 году, была владением России в Северной Америке. В 1867 году, в бытность Александра II, эта часть нашей страны в Америке площадью 1518000 квадратных километров была продана США за 7,2 млн долларов, то есть по 4 доллара 73 цента за квадратный километр. Вырученные средства были потрачены Россией на закупку за границей принадлежностей для железнодорожного транспорта…

Замечательный польский фантаст Станислав Лем около 40 лет назад написал парадоксальное эссе «Системы оружия XXI века». Он предсказывал, что ИИ даже не нужен, для оружия достаточно искусственного инстинкта, и уже это позволит вести войны без людей. Сотни тысяч кремниевых насекомых, объединенные в стаи и команды, будут сражаться с друг другом. Представьте себе рой маленьких вездесущих беспилотников, и опасность такой перспективы вам станет очевидна. Естественно, основная часть существующего сейчас оружия превратится в ненужный хлам. ИИ уже очень сильно приблизил нас к воплощению лемовского прогноза. Пора заключать договор о запрещении таких видов оружия.

Прямо сейчас в этой сфере происходит революция. Системы, которые в своей структуре моделируют мозг, – нейронные сети, – научились очень многому. Мы видим мир в семи цветах, возможности колбочек и палочек, реагирующих на свет, у нас ограничены. Кроме того, имеется с десяток другой систем обработки изображения, поэтому физиологи часто говорят, что мы «видим мозгом». Теперь представим, что у нас несколько миллиардов сенсоров, работающих с электромагнитным излучением, и сотни уровней обработки изображений. Такой «глаз» «видит» гораздо больше, чем наш. Сказать, что он видит тысячу цветов, – не сказать ничего…

Так же, как в XVI веке осваивали территории, в XXI веке занимаются открытием и развитием научного пространства. Одна из важнейших его областей сегодня – искусственный интеллект (ИИ). Об этом же говорит наш президент: «Искусственный интеллект – это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира. И очень бы не хотелось, чтобы эта монополия была сосредоточена в чьих-то одних руках». Одним словом, ИИ в России надо заниматься всерьез. Аляску-то мы открыли, просто распорядились своим имуществом странно. В сфере ИИ нам тоже есть что открывать.

Закон о естественных монополиях ограничивает возможности приватизации предприятий, подпадающих под это определение. А ведь 70% государственного участия в экономике, говорят в ФАС, это немного перебор, тем более что и президент Владимир Путин не раз требовал сокращать долю государства.

Пузыревский поясняет, что сейчас в России есть 14 сфер деятельности естественных монополий, а в реестре этих монополистов около шести тысяч участников. В ряде случаев это совершенно бессмысленно – если в порту работает пять частных фирм, занимающихся погрузкой-разгрузкой, то по букве закона они все монополисты, хотя на самом деле – конкуренты, чуть не горло друг другу рвущие.

Поэтому ФАС предлагает убрать из списка шесть отраслей: «порты, аэропорты, внутренние водные пути, ледовая проводка, захоронение радиоактивных отходов, услуги почтовой связи». Остаются только инфраструктурные, сетевые отрасли, да и то не все: например, МГТС, имеющая монопольный доступ к проводной телефонной связи в Москве, тем не менее монополистом не будет являться, так как сотовые операторы предлагают конкурирующие услуги, и у пользователя достаточно широкий выбор.

Уже во второй раз за месяц ФАС использует СМИ для того, чтобы рассказать России о своём законопроекте и по возможности ускорить его принятие. Сначала глава службы Игорь Артемьев в интервью НТВ расхваливал закон об основах тарифного регулирования («всё с головы переворачивается на ноги»), а теперь его заместитель Сергей Пузыревский рассказал «Коммерсанту» о том, что Россия жить не может без упразднения закона о естественных монополиях.

Неповоротливая, застывшая где-то в середине XX века «Почта России» мало устраивала тех, кому было необходимо надёжно и быстро передавать почтовые сообщения. В Россию пришёл международный гигант DHL, появились собственные службы перевозок и доставки – CDEK, «Пони Экспресс», Boxberry и десятки других. Каждый из них боролся за свой кусочек рынка, и все они откусывали эти кусочки от поля деятельности «Почты России». В результате государственный гигант вынужден был шевелиться, и с трудом, с ошибками и перекосами (размещение у себя МФО с сотнями процентов годовых – явный перебор), но преобразился и стал похож на нормальную современную почтовую службу. Что характерно, никакого участия в этом процессе государственные органы не принимали – и слава Богу.

«Дело в том, что на нашу страну сегодня приходится 80% рынка сапфировых подложек – тонких пластин из искусственного камня, которые применяются в опто- и микроэлектронике для наращивания слоёв из различных материалов, например кремния. Они используются в каждом процессоре в мире – AMD и Intel исключения не составляют. Наши позиции ещё сильнее в специальной химии травления микросхем с использованием ультрачистых компонентов. На Россию приходится 100% мировых поставок различных редкоземельных элементов, используемых для этих целей. Запрет для России готовой продукции выльется в ответный запрет на поставки компонентов производства и вызовет острейший дефицит процессоров для всего мира», — рассуждает Изумрудов.

Рекомендуем ознакомиться:  Перевод Снт В Ижс 2022

Первым об этом заговорил исполнительный директор Консорциума РосСХД Олег Изумрудов. В журнале «Россия в глобальной политике» он напомнил, что крупнейшие мировые производители компьютерных процессоров и полупроводников, такие как AMD и Intel, присоединились к санкциям против России. О приостановке поставок тайваньской компанией TSMC уже сообщала «Московская газета».

Эксперты говорят, что такой радикальный шаг мог бы лишь временно смягчить уход из России IBM, Microsoft, Oracle и др. Но кардинально это проблему не решит: львиная доля значимого софта этих компаний продается по подписке, а значит Россия вряд ли сможет получить к нему доступ.

Речь идет о механизме принудительного лицензирования в отношении ПО и др., на которые может быть распространено действие ст. 1360 ГК РФ (по ней правительство России может «в случае крайней необходимости» начать использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя). Предлагают власти и отменить уголовную и административную ответственность за использование нелицензированного в России ПО.

Обсуждается и другая кара для гигантов мировой микроэлектроники – менее известная. Речь идет о запрете экспорта искусственных сапфиров (40% мировых продаж), как утверждается, это может остановить производство многих видов микроэлектроники на Западе. Такие сапфиры используются в производстве микросхем и стекол для гаджетов, в том числе для iPhone.

  1. Картель. Это объединение (сговор) нескольких компаний с сохранением их независимости. Они координируют цены, типы продукции и сбытовую политику, придерживаясь определённых соглашений.
  2. Синдикат. Это более плотное объединение, при котором производства остаются независимыми, но коммерческая деятельность объединяется.
  3. Трест. При объединении компании теряют и производственную, и коммерческую автономность.
  4. Концерн. Это объединение компаний, работающих в разных отраслях, но нуждающихся в продукции друг друга.
  5. Конгломерат. Это союз разных компаний, производственная деятельность которых может быть вообще не связана.

Возможны разные варианты употребления слова «монополия». Им можно называть ситуацию, сложившуюся в определённой рыночной нише, модель экономики, модель рынка, саму компанию, занимающую монопольное положение, а также исключительное право компании на производство определённого продукта (например, из-за патентных ограничений или протекционизма со стороны государства).

  • The Coca-Cola Company. Это крупнейший в мире поставщик безалкогольных напитков. Обычно монополиям не нужна реклама. Но в данном случае всё наоборот – компания сохраняет лидерство на рынке благодаря огромным вложениям в маркетинг. Одна из целей её рекламных кампаний состоит в том, что у всех людей Рождество и Новый год должны ассоциироваться с «Кока-Колой».
  • Microsoft Corporation. Это мировой лидер в области производства программного обеспечения. На большинстве персональных компьютеров установлена операционная система Microsoft Windows, поэтому можно говорить, что компания монопольно владеет данным сегментом рынка.
  • ПАО «Газпром». Это энергетическая компания, на долю которой приходится 68% добычи газа в России и 12% в мире. Она владеет самой большой газотранспортной системой в мире, протяженность которой составляет более 175 тысяч километров.
  • ОАО «РЖД». Железнодорожная отрасль практически во всём мире принадлежит монополистам. Главная причина этого – очень дорогая инфраструктура, которая строилась на протяжении десятилетий. На долю ОАО «РЖД» приходится порядка 80% всех грузоперевозок в России и более 40% пассажиропотока.

Основное средство борьбы с монополизацией рынка – антимонопольная политика, которую проводит любое современное правовое государство. Это система мер, которые направлены на демонополизацию экономики и противостояние недобросовестным методам конкуренции. Условно все методы борьбы с монополиями можно разделить на 2 группы: экономические и административные.

Это ситуация, возникающая при появлении новых продуктов или новых технологий. Обычно она длится недолго – до тех пор, пока конкуренты не освоят новые технологии и не сумеют закрепиться на рынке. К примеру, до популяризации смартфонов и планшетов на базе OS Android компания Apple несколько лет была монополистом в этих нишах.

Есть ли шанс победить в санкционной войне на выживание

Возможно, пришло время вспомнить про Ту-204, который выпускается по одному экземпляру в год и который реально собран из российских комплектующих. Исключения от американской компании Honeywell (инерциальная навигационная система HG2030AE21) можно обойти и заменить. Но в принципе – это российский самолет.

Как пример приведу всю ту же Украину. Восемь лет длилась операция по уничтожению людей на Донбассе, и вот теперь началась операция в Украине. И буквально двух-трех дней в подвалах, без света и воды, без нормальной еды, ощущая, как вздрагивает земля от взрывов – и многие начали проникаться сочувствием в жителям донбасских республик, которые жили так восемь лет.

Вот живой пример из спорта. Есть в России такой богатый предприниматель, как Дмитрий Мазепин. Владелец «Уралкалия». В сотне российских богачей, в тысяче мировых. Генеральный спонсор американской команды «Хаас», в которой выступал его сын Никита и некоторых команд в формулах уровнем ниже.

У нас столько говорилось о необходимости развития (а потом и реанимации) гражданского авиастроения… Но те, кто реально должен был выстраивать работать в этом направлении выдавали бодрые рапорты и красивые презентации, а авиакомпании преспокойно на этом фоне закупали «Боинги» и «Эйрбасы».

Конечно, как сказал председатель совета Ассоциации цифровой трансформации Юрий Мышинский, «оснований для беспокойства нет, поскольку у России осталось множество дружественных стран». И скоро в России появятся процессоры, произведенные в таких известных своей микроэлектроникой странах, как Киргизия и Казахстан.

Российские монополии – застой, страдания и постоянный рост цен

Стремление к монопольному владению, использованию ресурсов и средств производства, а также к монопольной реализации произведённого продукта – процесс, обусловленный эволюционно. И в человеческом сообществе. И среди других высоко-средне- и слабоорганизованных животных. И среди одноклеточных животных, и среди растений. И даже среди неклеточных форм жизни.

Полгода назад вступил в силу одобренный ранее Государственной Думой ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»». Этот закон анонсировал заместитель главы Федеральной Антимонопольной Службы Сергей Пузыревский, отмечая необходимость упразднить принятый ещё в 1995 году закон РФ «О естественных монополиях»:

  • Сам закон о конкуренции на рынке … [ ] Именно конкуренция рождает монополию. В виду того, что главная цель предприятия на рынке – это получение прибыли, каждый собственник хочет получать её как можно больше. В результате предприятие начинает изыскивать возможности увеличения капитала и производственных мощностей. Так начинаются глобальные объединения компаний, тем самым увеличивается доля рынка, компания становится более могущественной и влиятельной, с таким возможностями предприятие может даже поглощать и других более мелких конкурентов, просто скупая их бизнес или «выдавливая» с рынка. Монополия на конкурентном рынке дает множество преимуществ: бесконтрольное регулирование цен, высокий и стабильный уровень продаж, сверхприбыль и т.д.
  • Закон о концентрации каптала и производства . В законодательстве нашей страны есть закон, в котором говорится о том, что каждый производитель должен тратить часть свои денежных средств на развитие бизнеса, в частности на расширение границ производства, что, так или иначе ведет к тому, что масштабы производства увеличиваются и совершенствуются. Это, в свою очередь, ведет к монополистическим процессам.
  • Новые образования глобального производства . Самостоятельные и правомерные слияния компаний образуют новые монополистические структуры. Законодательство России не запрещает добровольное слияние компаний, более того, создание акционерных обществ – это правомерная деятельность, которая поддерживается государством. Несколько компаний на рынке со схожим товаром объединяются и создают одно большое предприятие, такой процесс называют в экономике централизацией. Централизация совместно с концентрацией капитала и являются хорошим залогом монополии.
  • Процессы изменения частной собственности . Малые предприятия на рынке, безусловно, нужны и играют немаловажную роль в экономике страны. Но без формирования крупных предприятий не было бы серьезного прорыва в научной и технической сфере. Так, за последние несколько десятков лет были построены транспортные сообщения, инфраструктура многих городов, интернет, всё это благодаря развитию на рынке крупных корпораций, которые способны вкладывать деньги в научно – технический прогресс.
  • Влияние кризисной ситуации на рынок . Экономические кризисы в стране толкают предприятия на слияние. В кризисной обстановке мелким компаниям и даже средним достаточно сложно выживать, им либо приходится уйти с рынка, либо быть в одной команде с конкурентами и строить общую империю на совместный капитал. Кризисы толкают предприятия к возникновению монополистических структур».
Рекомендуем ознакомиться:  Налог При Продаже Земельного Участка В 2022 Году Для Физических Лиц В

Ситуацию с подорожанием продуктов решено сбить волевым ограничением цен. Собственно, при всех существующих проблемах в ценообразовании монополист-государство идёт на создание ещё одной: их государственной зарегулированности. К чему это привело нас несколько десятков лет назад, многие помнят: к пустым прилавкам. Однако ведь агропромышленный сектор в нашей стране сейчас тоже своего рода естественный монополист, если вспомнить об импортозамещении, а методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий отработаны давно и во всём мире они одинаковы. Вот эти методы:

  • ценовое регулирование , осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
  • определение потребителей , подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объёме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства etc.

Субъекты естественных монополий реестр на 2022 год

2. Исключить из раздела I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, следующие хозяйствующие субъекты:

В законодательстве не содержится пошаговой инструкции о том, каким образом происходит рассмотрение вопроса, стоит или не стоит включать экономический субъект в реестр. Зато есть Приказ ФСТ №481-э от 13 октября 2010 года. В нем официально утвержден порядок, в котором осуществляется рассмотрение документации и принятие соответствующих решений. Отправка заявителем документов происходит дистанционно или с помощью почты. Они нумеруются, подписываются и скрепляются печатью, принадлежащей юридическому лицу.

Ведение Реестра осуществляется путем внесения в единую информационную базу данных сведений о субъектах естественных монополий и их хозяйственной деятельности, обновления этих данных, исключения сведений о субъектах естественных монополий из базы данных при прекращении ими видов деятельности в сферах, предусмотренных пунктом 3 настоящего Временного Положения.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

В соответствии с технико-технологическими особенностями производства, ряд российских предприятий не может функционировать в условиях рыночной конкуренции, однако товары, работы и услуги, предоставляемые такими организациями, являются уникальными и незаменимыми (например, природные ресурсы). В связи с этим, им необходимо пройти процедуру регистрации в качестве субъекта ЕМ. Естественные монополии в России 2022, список которых в разрезе направлений деятельности представлен на официальном сайте ФАС России, в своих действиях руководствуются 147-ФЗ от 17.08.1995.
Реестр естественных монополий 2022 года — это специализированный источник, в котором ведется учет организаций, работающих в условиях естественных монополий. Ответственность за его формирование и функционирование возложена на Федеральную антимонопольную службу. Основное назначение данной информационной базы — определение цен и тарифов на услуги ЕМ и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.

  • Товар один, а покупателей много. Монополист и большое количество покупателей по всей стране. То есть товар производится только этой компанией, а покупателей на него много;
  • Отсутствие аналогов. Нет товаров, которые бы могли заменить этот товар на рынке, схожие товары отсутствуют;
  • Невозможность организовать подобный бизнес. Существование барьеров для других компаний в рамках освоения производства этого же товара, то есть вход на рынок не возможен или созданы такие условия, что их просто не одолеть;
  • Не регулируемое ценообразование. Монополист сам устанавливает цену на товар в разрез реальности рынка;
  • Полный информационный контроль на рынке. Монополист обладает полной информацией об изменениях на рынке. Это придает монополисту уверенность в своих действиях на рынке, а также помогает управлять процессами ценообразования и сбыта продукции.

Еще с давних времен на Руси существовала понятие монополии, как таковой экономический и политический устав общества резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму. Так, при правлении царей монополия была на ряд важнейших товаров и продуктов: соль, порох, и даже календари. Эти товары были очень необходимыми народу того общества и доставать их было трудно, поэтому государство устанавливало квоту на эти товары и полностью регулировало рынок в их отношении.

В начале 1990-х годов в Россию пришла новая власть, большие перемены пришли в экономику нашей страны, рынок стал не монополистическим, а конкурентным. На рынке появилось множество товаров различного рода и качество, большое количество предприятий, как производственных, так и торговых, причем надо отметить, что собственниками этих компаний являлись частные лица или юридические лица, а не государство. В эти года государство окончательно потеряло контроль над рынком, и рынок стал развиваться «сам по себе».

Производственная искусственная монополия – это процесс завоевания рынка самостоятельным путем за счет таких конкурентоспособных факторов как: современные и высокотехнологичные производственные мощности, самая эффективная политика издержек производства, высокий уровень управления на предприятии.

А вот во времена Советского Союза рынок имел практически полностью монополистический характер, во главе рынка стояло государство, оно его регулировало, устанавливало цены на товар и продукцию, контролировала инфляцию, а также деятельность всех предприятий была подвержена влиянию государства.

В бумажном и электронном виде перечень формирует и ведет ФАС в полном соответствии с информационными данными, предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней, и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (изменение, прекращение деятельности) в списки ЕМ.

  • необходимости оформлять отчёт с обоснованием выбора поставщика;
  • обязанности затрачивать средства на обеспечение исполнения контракта;
  • потребности в привлечении экспертных организаций в ходе приёмки товаров, работ, услуг;
  • необходимости внесения расчётов и обоснования предлагаемой цены;
  • обязанности уведомления контролирующих органов о закупке.

В соответствии со статьями 10, 11, 21 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», пунктами 5.3.4.2, 6.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:

Тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий, тарифы на тепло для промышленных предприятий, тарифы на газ для промышленных предприятий, тарифы на водоснабжение промышленных предприятий, тарифы на утилизацию отходов промышленных предприятий — быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для промышленных предприятий 2022 года.

Справочно: доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок и (или) уход с товарного рынка.

Что такое естественная монополия, черты рынка и особенности регулирования

Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

Методы ценового регулирования предполагают прямое установление предельной величины тарифов (если рассматривается рынок услуг) или цен (когда монопольный продукт поступает на товарный рынок). В этом случае осуществляется привязка к средним или предельным минимальным издержкам.

Ценовое регулирование. Этот метод описан ранее. На практике он состоит в установлении предельных размеров цен и тарифов. Реформирование системы ЖКХ и других социально значимых сфер потребления, может приводить к дисбалансу между расходами и платежеспособностью населения.

В случае с естественной монополией этого в большинстве случаев не происходит по причине отсутствия альтернативы и низкой эластичности спроса. Соответствие спроса предложению для критических товаров не работает. Однако все равно возникают негативные последствия: фактически государство не справляется со своими функциями по обеспечению доступности жизненно важных для населения услуг и продуктов.

Помимо 147-ФЗ, правовое положение субъектов естественных монополий регламентируется другими законодательными актами Российской Федерации: Федеральными законами «О газоснабжении», «О железнодорожном транспорте», «О почте», «Об электроэнергетике» и «О госрегулировании тарифов на тепловую и электроэнергию».

Ссылка на основную публикацию