Образец приказа на годовую инвентаризацию в 2022 году

Документы для оформления результатов инвентаризации составляются после ее проведения. Например, если ваша организация проводила инвентаризацию перед составлением годовой отчетности в декабре 2022, то разрешается оформить документы по ее результатам уже в январе 2022. Если выявлено расхождение между фактическими данными и данными бухгалтерского учета, то их необходимо зафиксировать в сличительной ведомости. На объекты, находящиеся на ответственном хранении, или арендуемые объекты составляется отдельная сличительная ведомость.

Приказ обычно составляют по распоряжению руководителя в плановом или внеплановом порядке. Ответственен за это главный бухгалтер либо иной работник бухгалтерии, а если он заболел или отсутствует, — лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской документации.

  • конкретную цель проведения — инвентаризация товаров, основных средств, активов, дебиторских задолженностей, всего имущества;
  • перечисление подразделений организации, где проведут проверку, к примеру, только на складе или в ином отделе, по всей компании;
  • период и длительность мероприятия — с какой по какую дату проходит, когда предоставить результаты проверочных действий;
  • состав комиссии, в том числе Ф.И.О. ее председателя, — в нее разрешено включать не только сотрудников компании, способных оценить состояние имущества и обязательств, но и сторонних аудиторов;
  • данные о приказе: его дата, номер, информация о подписавшем распоряжение руководителе.
  • по срокам и способам устранения недостач, по проведению служебных расследований (в случае обнаружения недостачи);
  • по дальнейшему пользованию устаревшей и непригодной для последующего использования продукцией;
  • иные предложения касательно работы с подвергшимися проверке ценностями.

Шаг 3. Указываем, что надо проверить и в каком подразделении, объясняем причины, по которым необходимо провести сравнение реальных запасов, ценностей, товаров и указанных в документах. В нашем случае пример причины инвентаризации в приказе содержит формулировку:

Приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22

Перед началом регулярной или внеочередной инвентаризации ответственным лицам следует составить документ по форме ИНВ-22. Он будет храниться в бухгалтерии того юрлица, которое указано в нижней части формы. Например, если инвентаризацию запрашивает главный офис, то и вся отчетность по ней должна прийти туда. После приема документ следует хранить 5 лет.

Оформление приказа (постановления) об инвентаризации — предельно простая процедура. В шапку понадобится внести ОКПО и название структурного подразделения, если речь идет не об общей инвентаризации или переоценке, а об отчетности об имуществе отдельного филиала. Если планируется проводить проверки в нескольких подразделениях, то ИНВ-22, а также сопряженные с ней формы будут составляться для каждого.

Проверка также может быть назначена в одном из отделов, например, архиве, отделе кадров, на складе и т.д. Помните, что без заполненной ИНВ-22 инвентаризация начаться не может. Только после оформления соответствующего распоряжения ответственная комиссия переходит к составлению предварительных актов и описей.

В качестве причины для плановой инвентаризации указываем «контрольная проверка» или, прямо — «плановая инвентаризация». Если же происходят кадровые изменения — «смена материально ответственных лиц» или «реорганизация». Постановление также заполняется для случаев переоценки.

Как правило, форма ИНВ-22 заполняется от лица директора предприятия (или его заместителя). Председателем инвентаризационной комиссии обычно выступает главный бухгалтер (его зам), однако в частных случаях ответственные лица могут изменяться. Количество членов может быть меньшим, чем предусмотренное документом количество полей.

Если по каким-либо причинам предложенная форма не подходит, то разработайте собственную и закрепите ее в учетной политике компании. Мы подготовили примерный образец приказа по инвентаризации основных средств и материалов, который соответствует нормам законодательства и подойдет для любой ситуации.

Распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии, а занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия.

Основным документом инвентаризационного процесса является распоряжение руководителя. Власти разработали унифицированный образец приказа об инвентаризации товарно-материальных ценностей и утвердили его постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, которым вправе пользоваться организации всех форм собственности. Его удобно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

Посредством инвентаризации в бюджетных и коммерческих организациях проверяют наличие и состояние имущества: сличают данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявляют характер и причины возможных несоответствий. На основании полученных данных удается оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии.

Приказ о проведении инвентаризации; образец, бланк 2022 года

Приказ об инвентаризации составляется по распоряжению директора и может быть издан в плановом порядке или при внеочередной проверке. Ответственным за проведение данного мероприятия является, обычно, гл. бухгалтер, а при его отсутствии по какой-либо причине, лицо, отвечающее за бухгалтерский учет. Хотя директор может назначить любого из своих заместителей.

  • Законом от № 402-ФЗ от 06.12.2011 (с изменениями от 23.05.2022) года «О бухгалтерском учете».
  • Распоряжением Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 (изменения от 08.11.2010) года «Об утверждении Методических указаний …».
  • Распоряжением Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 (изменения от 24.12.2010 и правки от 08.07.2022) года «Об утверждении Положения …по бухучету …».

По завершению проверки и сравнению с бухгалтерской отчетностью, комиссия заполняет документы по итогам описи ТМЦ. Обычно, это несколько документов. При выявлении недостачи или излишков, в составленном документе отображаются итоги расхождений. Для заполнения итогов инвентаризации используется, как правило, стандартный шаблон бланка № ИНВ-26, утвержденный Госкомстатом от 27.03.2000 года.

Невзирая на то, что с 2013 года применение унифицированных форм первичных документов учета стало не обязательным (письмо Минфина № ПЗ-10/2012), при составлении приказа об инвентаризации, руководители, в большинстве своем, используют форму приказа № ИНВ-22. Именно данная форма используется бухгалтерскими программными приложениями.

Инвентаризация ТМЦ является важной составляющей в деятельности предприятий, обеспечивающей сравнение и сопоставление фактических объемов ТМЦ с объемами бухгалтерского учета. Поэтому, перед началом проверки члены комиссии должны ознакомиться с описями ТМЦ, а затем сравнить их с фактическим наличием.

Инструкция: составляем приказ о проведении инвентаризации

  • продажа, аренда, выкуп имущественных объектов;
  • преобразование ГУП, МУП;
  • составление ежегодной бухгалтерской отчетности;
  • смена материально ответственного лица;
  • обнаружение хищения или порчи имущества;
  • реорганизация, ликвидация учреждения;
  • иные случаи в соответствии с действующим российским законодательством.
Рекомендуем ознакомиться:  Рассчитать Декрет Онлайн Калькулятор 2022

Если по какой-либо причине у одного из членов комиссионного состава нет возможности исполнять обязанности (болезнь, командировка), то выпускается приказ о внесении изменений в состав инвентаризационной комиссии. Все остальные сотрудники, участвующие в процедуре, должны поставить ознакомительные подписи под распорядительным документом.

Распоряжение составляют как в произвольном виде на собственном бланке организации, так и с использованием унифицированной формы ИНВ-22 (Постановление Госкомстата РФ № 88 от 18.08.1998). Обязательно укажите номер и дату приказа, сведения об инвентаризационных мероприятиях, причину проведения оценки имущественных объектов. Укажите те ценности, которые проверит комиссия, и установите сроки данного процесса. Определите состав комиссии с поименным и должностным указанием каждого ее члена.

Сроки инвентаризационного контроля учреждение устанавливает самостоятельно либо в учетной политике, либо отдельными распоряжениями руководства. По общему правилу, опись проводится ежегодно, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 ноября (регламент для основных средств).

  1. Подготовка. Во время подготовительного этапа руководитель издает распоряжение о проверке и формирует инвентаризационную комиссию, устанавливает сроки процесса и определяет объекты ОС, которые будут проверены.
  2. Непосредственно проверочные мероприятия. Члены комиссии изучают количественные и качественные свойства объектов ОС, проверяют их фактическое состояние и наличие, составляют опись.
  3. Аналитический этап, во время которого сопоставляются данные бухгалтерского учета с результатами оценочного процесса. Если членами комиссии обнаруживаются расхождения, составляются ведомости, подводятся итоги.
  4. Оформление результатов проверки наличия и текущего состояния имущества. Бухгалтерия приводит данные учета в соответствие с отчетами комиссии, определяются виновные в допущенных ошибках, и устанавливается мера ответственности.

Внеплановая инвентаризация: образец приказа о проведении, в каких случаях она проводится, сроки и причины

Незапланированный пересчет отличается срочностью и неожиданным началом. Внеплановые инвентаризации проводят, если требуется поймать сотрудника на обмане, найти скрытое хранение излишков продукции, обнаружить пересорт. Ее дату не разглашают заранее, периодичность тоже не установлена – в любой момент, когда руководство решит, что это необходимо.

Законом не определена необходимость организовать проверку в конкретных случаях, это решает сам руководитель предприятия. Он имеет право начинать пересчет в любой момент, когда посчитает, что это требуется. Это помогает своевременно выявлять пропажи, порчу и кражу имущества, определять потери и искать выходы из сложившейся ситуации.

Существует разделение на натуральную и документальную. В первом варианте пересчет происходит в реальности – проверяющие ищут предмет в цехе или офисе, а потом сверяют с тем, что указано в ведомостях. Если это необходимо, то измеряют и взвешивают, проверяют инвентарный номер. Во второй разновидности просто занимаются поиском всех документов по каждому проверяемому объекту.

  • замену материально ответственного лица;
  • возможное воровство товаров или других ценностей;
  • важность сформировать или проверить отчетность за год;
  • переоценивается более трети продуктов в результате внешних изменений или действий МОЛ;
  • произошедшее стихийное бедствие или ЧП.
  • код формы ОКУД и чуть ниже ОКПО;
  • наименование фирмы и при необходимости структурного подразделения;
  • название «приказ», его номер и дата, когда составлен;
  • ниже «Для проведения инвентаризации» и вписывается, что будет пересчитываться;
  • следующая строчка «назначается инвентаризационная комиссия в составе»
  • прописывается председатель и 3 члена;
  • «инвентаризации подлежит» — что конкретно нужно посчитать и проверить;
  • когда приступить и завершить учет;
  • причина – почему был назначен внеплановый подсчет;
  • «материалы сдать в бухгалтерию не позднее» — указывается число на два дня позже окончания ВИ, чтобы у сотрудников было время подготовить всю документацию.
  • если в ходе инвентаризации что-то поступило на склад (например, пришла машина с товаром), то допустимо, чтобы материально ответственное лицо в присутствии членов комиссии провело приемку. При этом поступление фиксируют в отдельном документе – описи «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». При сличении остатков на начало инвентаризации по документам с фактическими остатками ТМЦ по этой отдельной описи не учитывают;
  • если в ходе инвентаризации нужно что-то отгрузить (например, заказ покупателю, сделанный до начала пересчета), для такой операции надо оформить письменное разрешение руководителя и главного бухгалтера. Отпуск ТМЦ так же должно производить мат. ответственное лиц в присутствии членов комиссии. Для выбывших таким образом ТМЦ тоже есть отдельная опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформление выбытия мат. ответственным лицом в присутствии комиссии в данном случае приравнено к пересчету. То есть, результаты отпущенных в ходе инвентаризации ТМЦ могут участвовать в подведении итогов инвентаризации.

1. Мат. ответственному работнику следует вручить письменное предложение присутствовать при пересчете вверенных ему ценностей. На что работник должен дать тоже письменный ответ, в котором изложит причины, почему не может быть на инвентаризации.

Сразу отметим, что подобные обстоятельства – не причина не проводить инвентаризацию. В п. 38 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и п. 26, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности подобные исключения для общего порядка инвентаризации не предусмотрены.

По общему правилу, материально ответственное лицо должно присутствовать при инвентаризации. Но только вверенных ему ценностей. Так, мат. ответственные работники отдельного склада должны присутствовать при пересчете комиссией склада, но не обязаны находиться, к примеру, в магазине, где за сохранность ТМЦ отвечают работники магазина.

Проводить инвентаризацию с неполным составом комиссии не рекомендуем. Если впоследствии проверяющие обнаружат, что кто-то из участников физически не мог присутствовать при пересчете (например, в документах есть его больничный или отчет о командировке), проведение инвентаризации будет признано формальным, а ее результаты – недействительными.

Готовимся к инвентаризации

проверка правильности и обоснованности расчетов с дебиторами и кредиторами (по доходам, с подотчетными лицами, по оплате труда, с бюджетом и т. д.), в том числе выявление просроченной, безнадежной дебиторской задолженности, невостребованной кредиторской задолженности (в том числе с истекшим сроком исковой давности).

В учреждении может быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств дополнительно могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в учреждениях бюджетной сферы, не содержат указаний на обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года.

При разработке порядка проведения инвентаризации в составе учетной политики учреждение может использовать отдельные положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания). Необходимо отметить, что этот документ не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в учреждениях бюджетной сферы. Вместе с тем некоторые его положения, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (письма Минфина РФ от 10.02.2022 № 02-07-10/8553, от 01.08.2022 № 02-07-10/58207).

Рекомендуем ознакомиться:  Могу ли я получить чернобыльский сертификат в москве данные на 2022 год

формы документов по оформлению мероприятий, осуществляемых в рамках инвентаризации (помимо унифицированных форм, предусмотренных Приказом Минфина РФ от 30.03.2022 № 52н), например, приказ о проведении инвентаризации, приказ об утверждении результатов инвентаризации, протокол заседания инвентаризационной комиссии, акты (протоколы, расчеты) по выявлению признаков обесценения активов, по оформлению результатов обесценения активов.

Сумма возмещенного виновным лицом ущерба в целях налога на прибыль признается внереализационным доходом. При этом стоимость недостающего имущества можно включить во внереализационные расходы. Если работодатель решил не взыскивать ущерб с работника, он не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму недостачи.

В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).

По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 05.03.2022 N Ф05-15737/2022). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.

Это может быть, например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, которое подлежит привлечению в качестве обвиняемого. Если такого документа нет, то недостачу нельзя учесть в расходах в целях налогообложения прибыли.

  1. Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
  2. Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
  3. Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
  4. Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.
  • необходимо обеспечить сотрудников техникой и организовать защищенные каналы связи в целях соблюдения информационной безопасности;
  • выделить место хранения видеозаписей на сервере и обеспечить их резервное копирование;
  • и, конечно же, предусмотреть такой способ положениями локальных актов для применения в работе.

Более того, результаты проведенной инвентаризации ревизоры могут признать недействительными, а значит в этом случае инвентаризация также не сможет подтвердить достоверность годовой отчетности. Это возможно, если выяснится, например, что согласно Табелю кто-то из членов инвентаризационной комиссии при проведении подсчетов, обмеров, иных инвентаризационных действий находился в командировке, на больничном, в отпуске и т.д. Как быть, если член инвентаризационной комиссии отсутствует? Ответ – здесь.

  • как организовать и провести инвентаризацию: пошаговая инструкция. Отдельные шаги посвящены порядку проведения анализа имущества, капвложений и дебиторки с целью установления объектов, не соответствующих понятию «актив», и выявления признаков обесценения активов – начиная с 2022 года эти инвентаризационные процедуры стали обязательными;
  • как проверить кредиторскую задолженность в пассиве баланса на предмет ее соответствия критериям обязательства – возможно, требуется ее перенос на забалансовый учет;
  • какие еще объекты нужно не забыть проверить при инвентаризации;
  • особенности заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых при оформлении инвентаризации;
  • отражение результатов инвентаризации в учете.

Если вы оформляете Инвентаризационные описи на бумаге, то следует помнить, что заполняя сведения о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации, учреждение очень рискует. Информация о фактическом наличии объектов в графы 5-9 Инвентаризационной описи (ф. 0504087) должна быть внесена непосредственно в процессе проведения инвентаризации и только после проверки их фактического наличия. Заполнение таких сведений до проведения самой проверки может свидетельствовать о том, что инвентаризационные описи были составлены формально, без проведения процедуры инвентаризации и не могут служить подтверждением фактического отсутствия или наличия поименованных в них активов и обязательств. Признаки формальности проверяющие могут увидеть и в случае одновременной фиксации остатков имущества на 1 января по значительному количеству мест хранения, например, нескольким складам, без приостановления их деятельности на время пересчета, обмера, взвешивания и т.д. Это значит, что и в таких случаях проверяющие могут инициировать проведение инвентаризации, и в случае выявления несоответствий фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета – оштрафовать учреждение и/или его должностных лиц по ст. 15.15.6 КоАП.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель своим приказом. При больших объемах, подлежащих пересчету, возможно создать центральную инвентаризационную комиссию и отдельные рабочие комиссии. В состав комиссии могут входить представители администрации, сотрудники бухгалтерской службы, специалисты иных структурных подразделений.

  • как организовать и провести инвентаризацию: пошаговая инструкция. Отдельные шаги посвящены порядку проведения анализа имущества, капвложений и дебиторки с целью установления объектов, не соответствующих понятию «актив», и выявления признаков обесценения активов – начиная с 2022 года эти инвентаризационные процедуры стали обязательными;
  • как проверить кредиторскую задолженность в пассиве баланса на предмет ее соответствия критериям обязательства – возможно, требуется ее перенос на забалансовый учет;
  • какие еще объекты нужно не забыть проверить при инвентаризации;
  • особенности заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых при оформлении инвентаризации;
  • отражение результатов инвентаризации в учете.

В зависимости от объекта инвентаризации используются свои унифицированные формы бланков. Подтверждением проведения инвентаризационных мероприятий являются Инвентаризационные описи. Отсутствие оформленных результатов инвентаризации ревизоры могут рассматривать как недостатки в работе учреждения.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель своим приказом. При больших объемах, подлежащих пересчету, возможно создать центральную инвентаризационную комиссию и отдельные рабочие комиссии. В состав комиссии могут входить представители администрации, сотрудники бухгалтерской службы, специалисты иных структурных подразделений.

Методической информации о процедуре проведения инвентаризации, об отражении результатов в учете, о нюанса проведения инвентаризации всех видов активов и обязательств более чем достаточно. Но мы понимаем, что у бухгалтера просто нет времени все это читать. Поэтому остановимся на основных аспектах проведения инвентаризации и самых важных нюансах:

Один из обязательных этапов подготовки к годовому отчету – проведение инвентаризации. И мы не устаем напоминать о важности этой процедуры, ведь контролирующие органы из года в год фиксируют факт непроведения инвентаризации в качестве нарушения. Да, само по себе это не влечет штрафа, однако может стать для ревизоров поводом для сплошной или выборочной проверки наличия имущества в рамках контрольных мероприятий. И здесь уже выявление недостачи или излишков будет свидетельствовать об искажении показателей учета и отчетности, а значит, станет основанием для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП. А вот неотражение результатов проведенной инвентаризации в учете – это прямой повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП за грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности.

  • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​
Рекомендуем ознакомиться:  Очередность Сноса Пятиэтажек В Москве 2022

Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 № 09АП-14783/2022, 09АП-18865/2022 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2022.

Форма приказа ИНВ-22 о проведении инвентаризации

На сегодняшний день законодательство разрешает компании разработать и утвердить собственную форму приказа о проведении инвентаризации, однако на практике зачастую более удобно воспользоваться готовой формой ИНВ-22. В нем обязательно отражается такая информация:

  • название компании;
  • вид ее деятельности;
  • коды по ОКУД и ОКПО;
  • когда начат журнал (дата);
  • кто ответственен за ведение документа (должность, полные ФИО);
  • нумерация записей (сквозной хронологический порядок);
  • даты выхода приказов о проведении инвентаризации;
  • полный состав комиссии, осуществлявшей инвентаризацию (фамилия, инициалы);
  • объект инвентаризации;
  • дата начала процедуры – планируемая (по приказу) и фактическая (иногда они могут расходиться).
  1. Строгое сведение всех данных в отчетные документы – этим занимаются сотрудники бухгалтерии.
  2. Выявление недостатков и/или излишков по всем категориям объектов, по которым был проведен учет.
  3. Анализ и объяснение причин расхождений с фиксированием фактов в соответствующих отчетных документах.
  1. Установить точное фактическое количество каждой материальной единицы – товара, сырья, иной ценности.
  2. Установить расхождения по каждой группе – как в сторону убытка, так и в сторону излишка.
  3. Проанализировать причины недостачи и/или избытка.
  4. Отследить динамику изменений количества товарно-материальных ценностей, сделать выводы о том, как можно снизить недостачу (например, изменить логистику, усилить охрану, модернизировать складское оборудование и т.п.).

По окончанию процедуры, отчетные документы по проверке (ведомости, описи, акты и др.) необходимо передать в бухгалтерию для предоставления соответствующих сведений. Ответственным за сохранность документов и передачу их в бухгалтерию является лицо, издавшее его или иное уполномоченное лицо, которое назначено руководством.

Инвентаризация, которая не считается обязательной, должна проводиться в соответствии с решениями руководителя организации (часть 3 статьи 11 Закона о бухучете), оформленными в виде приказа. Регламент проведения добровольной ревизии может прописываться в специальном Положении – локальном (внутреннем) документе компании.

  1. Перед формированием годовой бухгалтерской отчетности.
  2. Соответствующие объекты, принадлежащие предприятию, продаются, выкупаются или, как вариант, передаются в аренду.
  3. Смена субъектов, отвечающих за сохранность конкретных активов (речь идет о материально ответственных лицах).
  4. Установление фактов порчи имущества.
  5. Установление фактов хищения, кражи, злоупотреблений.
  6. Чрезвычайные происшествия, связанные с экстремальными условиями (катастрофы, аварии, стихийные бедствия).
  7. Ликвидация организации.
  8. Реорганизация компании.
  9. Иные ситуации, оговоренные российским законодательством.

Пунктом 2.3 Методических указаний установлено, что персональный состав указанных комиссий – как постоянно действующих, так и рабочих – регламентируется и утверждается отдельным распорядительным актом директора. Данным актом может выступать приказ, который оформляется руководителем в соответствии с определенными правилами (требованиями).

Однако этот бланк, как и целый ряд других унифицированных форм первичных документов учета, не является обязательным для использования с 01.01.2013 (в соответствии с Информацией Минфина РФ № ПЗ-10/2012). Это значит, что хозяйствующие субъекты вправе разрабатывать и применять собственные формы приказа о проведении инвентаризации.

П. 26 Положения по ведению бухучета, введенного Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 (далее – Положение по ведению бухучета), оговорено, что проведение инвентаризации имущества и обязательств (долгов) является обязанностью любой организации. Данная процедура позволяет обеспечить достоверность сведений, отражаемых в бухучете и фиксируемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности компании.

Необходимо проинспектировать наличие задолженности перед банками, финансовыми учреждениями, иными заимодавцами. Проверяют договоры, графики внесения платежей, банковские выписки, бухгалтерские справки и т. д. Для корректного формирования отчетности важно оценить, какие суммы представляют собой краткосрочную, а какие — долгосрочную кредиторскую задолженность.

Чтобы согласовать суммы задолженности с каждым контрагентом проводится сверка взаиморасчетов . Ее результаты обычно оформляются актом сверки, который должны подписать обе стороны. Однако в роли подтверждающего документа может выступить и письмо от контрагента, в котором он признает сумму долга.

Если сверка расчетов проводится в рамках годовой инвентаризации, то ее результаты нужно отразить в годовой бухгалтерской отчетности. Если процедура проводится по иной причине — ее результаты отражают в учете и отчетности за тот месяц, в котором она была завершена (п. 5.5 Указаний).

  1. В конце года в рамках общей инвентаризации перед составлением годовой отчетности.
  2. Внепланово, по состоянию на определенную дату, в случае необходимости (например: в организации меняется главный бухгалтер, предприятие готовит промежуточную отчетность для потенциального инвестора и т. д.).

Проводя сверку, важно выяснить причины появления не только задолженностей, но и переплат. Например, в ФСС можно просто переплатить взносы, а можно получить дебетовое сальдо по счету 69 за счет задолженности Фонда по возмещению расходов страхователю (несмотря на действующую систему прямых выплат, еще не все страхователи получили возмещение за прошлые годы).

Ссылка на основную публикацию