Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2022 Год Прокуратура Нижегородской Области

Глава 3

1.1. Обеспечить качественный надзор за исполнением законов при принятии процессуальных решений органами дознания и органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ) и Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» .

Осуществление прокурорами надзора за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации регламентировано ст. 29 и 30 Закона о прокуратуре. Эти статьи включены в гл. 3 указанного Закона, устанавливающую предмет надзора и полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

На досудебных стадиях уголовного судопроизводства установлено свыше 5 млн нарушений, в том числе в сфере уголовно-правовой регистрации – 3,5 млн, при производстве следствия и дознания – 1,6 млн. В ходе надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокуроры выявили 486,5 тысяч нарушений законодательства.

В совещании приняли участие работники Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также прокуроры республик Башкортостан, Мордовия и Тыва, Забайкальского края, Воронежской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Оренбургской, Тверской и Ульяновской областей.

В ходе обсуждения внимание прокуроров акцентировано на необходимости активизации надзора за раскрытием и расследованием преступлений, совершенных в важных для государства сферах развития – реализации национальных проектов, оборонно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства жилья и других.

Практически на четверть сократилось число обвиняемых, подозреваемых, в отношении которых избиралась мера пресечения и впоследствии производство прекращено за отсутствием события, состава преступления либо в связи с непричастностью, а также количество оправданных и лиц, дела о которых прекращены судом по реабилитирующим основаниям.

В частности, снизилось количество уголовных дел, расследованных в срок, свыше установленного уголовно-процессуальным законодательством. Уменьшилось число уголовных дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного расследования, а также возвращенных судами в порядке статьи 237 УПК РФ.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

  • порядок проведения ОРМ и законность принимаемых при этом решений;
  • восстановление нарушенные прав и свобод граждан, защита конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД;
  • обеспечение реальных условий по защите от разглашения сведений, содержащихся в предоставляемых прокурору оперативно-служебных документах;
  • пресечение нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД;
  • принятие своевременных мер по восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда, привлечению к ответственности виновных в этом должностных лиц и др.
  • Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
  • Указ Президента РФ от 09.01.1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»;
  • Указ Президента РФ от 01.09.1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»;
  • Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
  1. соблюдение порядка и сроков расследования уголовных дел;
  2. соблюдение реального обеспечения прав участников уголовного судопроизводства и всех граждан, вовлеченных в этот процесс;
  3. исполнение законов при уведомлении лица о подозрении в совершении преступления;
  4. исполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном расследовании всех обстоятельств дела, выявлении как уличающих, так и оправдывающих обстоятельств обвиняемого, а также отягчающих и смягчающих его ответственность обстоятельств;
  5. соблюдение требований закона о выявлении причин совершения преступлений и способствующих им условий, а также принятия мер к их устранению;
  6. обеспечение законности и обоснованности задержания граждан по подозрению в совершении преступления и производства этих действий только в порядке и по основаниям, установленным уголовно-процессуальным законодательством;
  7. обеспечение законности при применении иных мер процессуального принуждения;
  8. обеспечение законного и обоснованного привлечения к уголовной ответственности или иному ограничению в правах;
  9. соблюдение прав и законных интересов потерпевших;
  10. обеспечение законности при решении вопроса об освобождении лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности;
  11. соблюдение законности при прекращении и приостановлении уголовных дел;
  12. по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обеспечение строгого выполнения всех правовых гарантий, предусмотренных действующим законодательством для данной категории лиц;
  13. обеспечение законности при окончании дознания.

Другая особенность прокурорского надзора на данном направлении заключается в том, что содержание прокурорского надзора полностью определяется уголовно-процессуальным законом, который, в свою очередь, сужает предмет прокурорского надзора, ограничивая его лишь наблюдением за процессуальной деятельностью следователей, оставляя все прочие вопросы, возникающие в ходе производства предварительного следствия, общему надзору.

Анализ ст. 37 УПК РФ позволяет сделать вывод, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания включает в себя не только надзорные, но и властно-распорядительные полномочия. Такое положение вещей объясняется возложением на прокурора помимо прокурорского надзора также функции процессуального руководства деятельностью дознавателя и органа дознания.

Решая вопрос об обоснованности возобновления производства по истечении срока давности, тщательно анализировать, имеется ли необходимость дополнительной проверки новых значимых обстоятельств по делу. Исходить из того, что к таким обстоятельствам могут быть отнесены неверная квалификация деяния, неправильное исчисление сроков давности и другие. Учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что отмена постановлений органов расследования о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении года со дня их вынесения не должна быть ограничена одними лишь вновь открывшимися обстоятельствами по делу.

При иных обстоятельствах, когда восстановление нарушенного права невозможно ввиду истечения срока, установленного законом для завершения дознания в сокращенной форме, отказывать в удовлетворении жалобы, инициируя привлечение к предусмотренной законом ответственности виновных в этом должностных лиц.

50. Организовать на регулярной основе сбор и обобщение информации об имеющихся материалах процессуальных и прокурорских проверок, уголовных делах, по которым предметом обжалования в Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) являются действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания и прокурора.

В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, заключения под стражу лица, в отношении которого на стадии предварительного расследования либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.

В случае обоснованности доводов, приведенных в жалобе, принимать решение об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, давать дознавателю соответствующие письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Учитывать, что продолжение производства дознания в сокращенной форме возможно, только если оно будет окончено в срок, предусмотренный УПК РФ.

Профилактика правонарушений

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Рекомендуем ознакомиться:  Можно ли в товарном чеке указывать покупателя юр лицо после 01072022

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2022 Год Прокуратура Нижегородской Области

Прокуроры субъектов Российской Федерации, как это определено частью третьей данной статьи, назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Решение об освобождении от должности данных прокуроров также принимает Президент.

Следует обратить внимание еще на одну важную конституционную норму – это пункт «о» статьи 71, где установлено, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (то есть федерального центра). Следовательно, установление статуса прокуратуры, наделение ее функциями должно осуществляться именно на федеральном уровне.

В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Правотворческая функция прокуратуры включает в себя участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участия прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе посредством реализации права законотворческой (нормотворческой) инициативы (ст. ст. 7 и 9).

К основным функциям прокуроров относятся:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;
– участие в рассмотрении дел судами;
– участие в правотворческой деятельности. В силу ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. А также в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генпрокуратурой России порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 “Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов”).

Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся:

При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы , о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц , за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

    • прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности;
    • прав и законных интересов юридических лиц;
    • установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
    • порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.
    1. по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
    2. по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
    3. в плановом порядке , в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
    4. в других случаях , с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея­тельность, обязаны принимать в пределах своих полномо­чий необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства и ре­шать другие предусмотренные законом задачи. Деятель­ность, осуществляемая этими органами, неизбежно сопро­вождается ограничением прав и свобод человека, попавшего в сферу их интересов. При­чем в процессе оперативно-розыскной деятельности может происходить вмешательство в личную жизнь значительного круга лиц. И не всегда такое вмешательство осуществляет­ся в соответствии с требованиями закона. В связи с этим надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной де­ятельности имеет большое значение.

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Исходя из положений закона, можно выделить основные виды (отрасли) надзора прокуратуры РФ, перечисленные в первых пяти (5) пунктах п. 2 ст. 1 закона «О прокуратуре Российской Федерации». В третьем по счету абзаце предусмотрен надзор прокуратуры РФ за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. В свою очередь в 3 абзаце п. 2 ст. 1 закона «О прокуратуре Российской Федерации» произведено соединение в одной отрасли надзора несколько отличных друг от друга видов деятельности: оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной, которая включает в себя дознание и предварительное следствие, поскольку они регулируются различными федеральными законами и отличаются специфичными методами осуществления.

На основе вышесказанного и полного анализа действующего законодательства, а также статистических данных, можно сделать вывод: прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания является одним из главных направлений деятельности органов прокуратуры РФ и ее должностных лиц. Именно развитие данного вида надзора будет способствовать законному, полному и надлежащему расследованию уголовных дел на стадии предварительного расследования, так как после радикальных изменений в 2022 году в УПК РФ, была выявлена отрицательная статистика, которая свидетельствует о многочисленных нарушений, допущенных органами дознания.

В свою очередь надзор прокуратуры в законе «О прокуратуре Российской Федерации» подразделяется на различные виды, что позволяет ученым В. Г. Бессарабову и другим справедливо оценивать, что это — «огромный фронт работы по надзору за исполнением законов практически во всех ключевых сферах общественной жизни» [3; 16]. С. А. Воронин называет их «отраслями надзора», которые указаны в ст. 1 закона «О прокуратуре Российской Федерации» [16].

Рекомендуем ознакомиться:  Государственная поддержка малого бизнеса в 2022 году

В процессе надзорной деятельности за органами дознания на протяжении всей их деятельности, прокурор решает следующие основные задачи, направленные на выявление нарушений: — прав и законных интересов как потерпевших от преступлений; так и лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и избрании в отношении них мер пресечения при расследовании преступлений; иных участников уголовного судопроизводства; — порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях; порядка возбуждения уголовных дел; порядка принятия органами дознания предусмотренных законом мер по установлению виновных лиц, порядка получения и сохранения вещественных доказательств, добытых на этом этапе досудебного производства; — при проведении предварительного расследования, а именно общих требований закона к порядку производства предварительного расследования и непосредственно производства каждого процессуального действия; — при принятии решений органами, осуществляющими дознание, в ходе реализации своих полномочий. В случае выявления указанных нарушений закона перед прокурором стоит задача по их устранению. Кроме того, прокурор должен обеспечивать решение задачи по пресечению указанных нарушений в дальнейшем, их развитию и наступлению отрицательных последствий, по принятию мер по предотвращению нарушений закона в последующем, по обеспечению привлечения виновных лиц к соответствующей юридической ответственности и восстановлению нарушенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства прав граждан. При этом, разрешая указанные задачи, прокурор использует предоставленные ему законом полномочия. Поскольку производство дознания напрямую связано с правами и свободами человека и гражданина, поэтому и законодатель в качестве первого элемента предмета надзора закрепил именно соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Безусловно, прокурорский надзор означает надзор, осуществляемый прокурором или прокуратурой, правовое положение которой в Российском государстве определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 [15] (далее — закон «О прокуратуре Российской Федерации»). В Конституции РФ [10] также установлено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом (ч. 1 ст. 129), в качестве которого следует назвать закон «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно этому закону основным направлением деятельности, подлежащим осуществлению прокуратурой, является надзор, о чем говорится в ч. 1 ст. 1 приведенного федерального закона, устанавливающего прокуратуру как единую централизованную федеральную систему органов по надзору от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Обеспечение точного и безусловного исполнения указанными органами требований закона по принятию мер предупреждения и пресечения совершенных и готовящихся преступлений, выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении преступных посягательств.

з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

Обязанность прокурора в этой сфере — осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, а в случае выявления нарушений — принимать меры, в пределах своей компетенции, по устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод.

В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой одним из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности юридически представляет собой часть указанного направления прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за исполнением уголовно-процессуального законодательства органами, осуществляющими ОРД является властно-распорядительным, так как вмешательство прокурора в деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих борьбу с преступностью, имеет все признаки фактического управления с наличием властных полномочий по отношению к правоохранительным органам и их должностным лицам, обеспечивающим проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), рассмотрение и разрешение материалов и дел о совершенных и готовящихся преступлениях.

Приказ Генпрокуратуры от № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

Осуществляя надзор за законностью применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, руководствоваться перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3, а также правилами медицинского освидетельствования указанных лиц. В целях пресечения необоснованного уклонения от избрания данной меры процессуального принуждения или незаконного ее изменения проверять, имеется ли в материалах дела медицинское заключение установленной формы о наличии (отсутствии) у лица тяжелого заболевания. При выявлении нарушений федерального законодательства незамедлительно принимать необходимые меры реагирования.

Учитывать, что установление вступившим в законную силу решением, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, какого-либо имеющего значение факта не является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу.

1.14. Изучая уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, проверять соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, достаточность собранных доказательств, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий. Проверять обеспечение реализации права на защиту, своевременность рассмотрения заявленных по делу ходатайств, разъяснение в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 217 УПК РФ, права на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

1.9. При поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого обращать внимание на своевременность их направления. Обеспечить незамедлительное их изучение на соответствие положениям уголовно-процессуального и уголовного законодательства, при наличии оснований по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела в порядке части 2.1 статьи 37 УПК РФ. Выявляя нарушения закона, требовать их устранения согласно пункту 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.

Состояние законности и результаты надзорной деятельности на данном направлении ежеквартально обсуждать с руководителями территориальных следственных органов, принимать меры по исправлению ситуации, в том числе в межведомственном формате. В случае отсутствия положительных результатов информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о целесообразности принятия соответствующих мер реагирования на уровне центральных аппаратов следственных органов.

5. Полномочия, урегулированные иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов[6]. Соблюдение принципа законности заключается в безусловном исполнении правовой основы ОРД, которую составляют Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.

— участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК;

— возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

Постановления и требования прокурора относительно ис­полнения установленных законом порядка и условий содер­жания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо по­мещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органа­ми, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осуж­денных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Режим содержания осужденных в исправительных учрежде­ниях – это такой установленный законом и соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок отбывания на­казания в виде лишения свободы, который обеспечивает охра­ну и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность, а также различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учрежде­ния, назначенного судом.

Рекомендуем ознакомиться:  Ноутбук амортизационная группа основных средств 2022

Глава 18 НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ — Гражданин прокурор, Вы же видите, что он — дебил! — Ну и что? Это не повод. Запомните, дебилы — точно такие же люди, как и мы с Вами. (Из прений в суде.) (в ред. Указа Президиума

Защищая интересы граждан, прокурор в ходе осуществления надзора в данной сфере следит за соблюдением прав и свобод как потерпевших, так и лиц, совершивших преступление, а также других, законопослушных граждан, чьи интересы так или иначе могли оказаться затронуты при совершении или расследовании преступления.

30. Предварительное следствие и дознание Основной формой расследования является предварительное следствие, что определяется следующим:1) предварительное следствие проводится по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК РФ);2) оно может проводиться и по делам, относимым к

74. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Оперативно-розыскные мероприятия могут существенно затрагивать права и законные интересы граждан, их проведение допустимо лишь в тех случаях, когда раскрыть и расследовать

70. Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за законностью деятельности следственного аппарата, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. Доступ к документам, материалам, сведениям о совершенных преступлениях, результатах дознания и

  • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд ( ст. 46 );
  • каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения ( ст. 48 );
  • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого ( ст. 49 );
  • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона ( ст. 50 );
  • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом ( ст. 51 );
  • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба ( ст. 52 ).

Указанные конституционные нормы реализу­ются в уголовно-процессуальном законодательстве путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

  1. прав и свобод человека и гражданина;
  2. установленного порядка:
    • разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    • выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
  3. законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Кроме того, в УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов оперативно-розыскными органами определен ст.29 Закона о прокуратуре РФ как соблюдение этими органами прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых решений.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Например, в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверяются только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Объектом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются оперативные подразделения, находящиеся в структурах органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (до упразднения и органы ФСКН).

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Суд проверит правомерность действий следователя и вынесет решение: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение 2) об оставлении жалобы без удовлетворения

УПК РФ Статья 38. Следователь
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
Ст 125 УПК РФ 3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.
4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Ссылка на основную публикацию