⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Должностное лицо утверждающее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.
Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.
Лефортовский районный суд города Москвы постановлением от 24 июля 2022 года, вынесенным в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации, отказал в удовлетворении требования адвоката О.Б. Суслова о признании незаконным очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку это решение уже было отменено прокурором 18 июля 2022 года, но признал незаконным бездействие должностных лиц органа внутренних дел при рассмотрении заявления о преступлении, длящееся более трех с половиной лет, и руководителю следственного органа предписал устранить допущенные нарушения. Кроме того, Лефортовской межрайонной прокуратурой города Москвы 18 июля 2022 года внесено представление в адрес руководителя вышестоящего следственного органа о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона при проведении доследственной проверки, и об усилении контроля за работой подчиненных. Однако 24 сентября и 9 ноября 2022 года следователем по материалам проверки вновь вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменены надзирающим прокурором как незаконные и необоснованные. Уголовное дело возбуждено лишь 10 декабря 2022 года.
Должностное лицо утверждающее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
Содержание
- 1 Должностное лицо утверждающее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- 2 Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: образец
- 3 Отказ в возбуждении уголовного дела
- 4 Должностное лицо утверждающее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- 5 Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
Неконституционность частей первой, шестой и седьмой статьи 148 УПК Российской Федерации О.Б. Суслов усматривает в том, что содержащиеся в них нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют руководителю следственного органа, следователю, органу дознания или дознавателю многократно, вплоть до истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, после признания процессуальных решений, принятых ими по заявлению о преступлении, незаконными и необоснованными вновь, без проведения дополнительных проверочных действий, выносить постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, аналогичные по содержанию ранее вынесенным и отмененным, что приводит к нарушению прав потерпевшего от преступления, лишая его судебной защиты, снимает с государства в лице правоохранительных органов обязанность по расследованию и раскрытию преступлений, приводит к незаконному освобождению от уголовной ответственности виновных лиц.
Определение Конституционного Суда РФ от 12 марта 2022 г. N 578-О “По жалобе гражданина Суслова Олега Борисовича на нарушение его конституционных прав частями первой, шестой и седьмой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”
2. Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 15, 17-19, 46 (части 1 и 2), 52 и 118 (часть 1), право каждого на судебную защиту, на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, выступает гарантией всех других прав и свобод и предполагает эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, а также служит неотъемлемой составляющей права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Приведенным конституционным требованиям корреспондируют положения Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН) о том, что лица, которым был причинен вред в результате деяния, нарушающего национальные уголовные законы, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством, а судебные и административные процедуры должны отвечать их потребностям (пункты 1, 4 и 6).
Проявлением правила о необходимости достоверного установления оснований для отказа в возбуждении уголовного дела является требование ч. 1 ст. 148 выявить конкретное лицо, совершившее деяние, чтобы отказать в возбуждении дела в связи с отсутствием в деянии признаков преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК). Видимо, законодатель полагал, что достоверное установление оснований для отказа в возбуждении дела обеспечивает права пострадавшего (которому легче обратиться в суд для возмещения ущерба в порядке гражданского судопроизводства). Однако на практике это порождает проблемы и иногда приводит к обратному эффекту. Требование установления лиц, совершивших деяние, оказывается чрезмерным, например, при малозначительности (ч. 2 ст. 14 УК), когда очевидно отсутствие состава в деянии, т.е. и без лица. Обязав органы уголовного преследования устанавливать всех правонарушителей, тем самым их обрекли на невозможное. В результате правоприменители пытаются обойти запрет, используя два незаконных способа: либо отказывают в приеме заявления о преступлении, либо отказывают в возбуждении дела за отсутствием события преступления (якобы событие было, но событие не преступления, а другого неопасного деяния — правонарушения). В действительности деяние без общественной опасности (малозначительность) — это отсутствие элемента объективной стороны состава преступления, т.е. классический пример деяния, которое не содержит признаков состава преступления. Иной подход приводит к логическому противоречию: если лицо не установлено, то отсутствует событие, а если установлено, то состав преступления. Необоснованный отказ в возбуждении дела за отсутствием события еще более нарушает права пострадавшего, так как создает препятствия для последующего административного и гражданско-процессуального производства. Наименее ущербный выход из указанной проблемы находят те следователи и дознаватели, которые в постановлении об отказе в возбуждении дела просто не ссылаются на отсутствие состава преступления, указывая материально-правовое основание — малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 УК). Для отказа в возбуждении дела в связи с отсутствием состава преступления необходимо точно указать, какого именно преступления, со ссылкой на соответствующий пункт, часть, статью УК.
4. Кодекс предусматривает две процедуры отмены решения об отказе в возбуждении дела: 1) постановление следователя отменяется руководителем СО как по собственной инициативе (п. 2 ч. 1 ст. 39), так и по результатам рассмотрения представления прокурора (ч. 6 ст. 148), жалобы заинтересованного лица (ст. 124), судебного решения (ст. 125). Отменяя постановление об отказе в возбуждении дела, руководитель СО вправе лично возбудить дело; 2) постановление дознавателя, органа дознания отменяется прокурором по собственной инициативе (п. 6 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148), либо по результатам рассмотрения жалобы (ст. 124), либо по ходатайству начальника подразделения дознания (п. 4 ч. 1 ст. 40). При этом прокурор (по ФЗ от 05.06.2022 N 87-ФЗ) не вправе лично возбудить уголовное дело, а должен со своими указаниями направить соответствующие материалы начальнику органа дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Комментарий к ст. 148 УПК РФ
При этом закон не определяет максимальную продолжительность проверки сообщений о преступлениях после отмены постановления об отказе в возбуждении дела. Установление такого срока отнесено к дискреционным полномочиям прокурора или руководителя СО. Ведомственными нормативными актами прокуратуры предписывается соблюдать разумный срок такой проверки, а СК РФ — устанавливать такой срок в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 144 УПК до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов по ходатайству следователя — до 30 суток; дальнейшее продление срока проверки исключается. Между тем проверка сообщений о преступлениях не может подменять собой предварительное расследование, поэтому представляется, что ее суммарный срок, включающий первоначальную проверку и все неоднократные дополнительные проверки (каждая из которых по буквальному смыслу п. 1.7 Приказа СК РФ от 15.01.2022 N 1 может быть до 30 суток), должен быть меньше, чем срок ординарного дознания — сокращенной формы расследования (30 суток).
Надо отметить, что если отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных четырех пунктов, состава преступления нет, то следователь или дознаватель вправе оформить Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Пример такой ситуации очень легко найти. В отношении несовершеннолетнего такое решение будет приниматься вплоть до достижения им 16 (в особых случаях – 14) лет.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: образец
После того как материалы проверки были тщательно изучены, можно приступить к составлению жалобы. Лучше, если этим займется юридически грамотный человек, знающий уголовное право. В этом случае обжалование Постановления об отказе возбуждения уголовного дела будет иметь больше шансов на успех. Жалоба должна быть краткой и ясной. Работая над ее текстом, не стоит делать его эмоциональным, то, что хорошо смотрится при обычной переписке, не всегда бывает уместно в официальном документе. Текст жалобы должен быть кратким. Еще одним важным качеством этого документа должна стать обоснованность и мотивированность жалобы.
Наиболее частые причины отказа
В жалобе нужно пытаться доказать, что принятое решение было вынесено преждевременно и необоснованно, то есть данные, изложенные в материалах проверки, не были достаточными для изучения фактов, указанных в заявлении о преступлении. Также нужно обратить внимание, что те основания, которыми следователь или дознаватель руководствовался, являются немотивированными и не соответствуют статьям УПК РФ. Содержание жалобы должно не только опровергать доводы следователя, проводившего проверку, и его выводы, но и приводить те факты, которые не были отражены в ее материалах. Составив документ, не забудьте его подписать.
Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела было принято по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации, то сведения о решении подлежат обязательному опубликованию. В таком случае в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.
Отсутствие заключении суда о наличии признаков преступлении в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи является основанием отказа в возбуждении уголовного дела в отношении перечисленных лиц.
Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела
Во вводной части содержатся данные о месте и дате составления постановления, лице, его составившем, а также сведения, касающиеся сообщения о преступлении. В описательно-мотивировочной части излагаются результаты проверки сообщения о преступлении и основание отказа в возбуждении уголовного дела. Резолютивная часть содержит формулировку принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
4. В случае, если деяние, по которому проводилось досудебное расследование, не является преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела принимается решение в соответствии со статьей 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации уголовное преследование от имени государства по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель (статья 21). На реализацию целей уголовного преследования и направлены полномочия указанных должностных лиц по возбуждению уголовного дела при наличии к тому предусмотренных законом поводов и оснований, отказу в его возбуждении при их отсутствии и отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении дела (статьи 140, 146 — 148).
Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела
5) направляют военному прокурору и заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения (а по указанию военного прокурора — в прокуратуру и материалы проверки сообщения о преступлении), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч. 4 ст. 148 УПК РФ);
Право потерпевшего на получение обоснованного и мотивированного решения в связи с производством по уголовному делу неоднократно было предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (определения КС РФ от 08.07.2022 г. №237-О, от 25.01.2022 г. №42-О, от 12.03.2022 г. №578-О).
Отказ в возбуждении уголовного дела
«При этом соответствующий компетентный орган или должностное лицо не вправе повторно принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основе тех же фактических обстоятельств, с опорой на те же материалы проверки сообщения о преступлении, а обязаны после устранения выявленных нарушений вновь оценить как фактическую, так и правовую сторону дела и принять новое процессуальное решение» (определение КС РФ от 12.03.2022 г. №578-О).
Есть проблема
Для решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела необходимо дать обоснованную и квалифицированную оценку на предмет наличия или отсутствия признаков преступления в связи с установленным событием.
Отказ в возбуждении уголовного дела по основаниям, указанным в п. 3 (истечение сроков давности уголовного преследования) и п. 6 (отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях Генерального прокурора РФ (Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ) либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а равно судьи) ч. 1 ст. 24 УПК РФ не допускается, если лицо, в отношении действий (бездействия) которого принимается данное решение, против этого возражает.
Должностное лицо утверждающее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из трех частей — вводной, описательной и резолютивной. В постановлении об отказе возбуждении уголовного дела должны быть указаны день, месяц, год, населенный пункт его составления, должность, звание (классный чин), фамилия и инициалы должностного лица, кем оно вынесено, повод (от кого и когда поступил) и основание к началу уголовного процесса, фабула происшествия (когда, где, что произошло), признаки какого преступления предполагались и мотивировка наличия одного из оснований вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела, ссылка на ст. 144, 145, 148 УПК РФ и в случае необходимости на конкретный пункт ч. 1 ст. 24 УПК РФ (ч. 2 ст. 14 УК РФ), а также собственно решение об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении с указанием пункта, части, статьи УК, которыми данное преступление предусмотрено, о направлении в средство массовой информации для обязательного опубликования информации об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении заявителю и прокурору копий данного постановления и о разъяснении заявителю права обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
По смыслу закона в возбуждении дела частного обвинения может быть отказано по мотиву отсутствия состава преступления лишь в случае, когда для такого решения не требуется собирания, исследования и оценки доказательств. Поэтому нельзя к выводам об отсутствии общественно опасного деяния прийти на основе единоличного анализа и оценки объяснений очевидцев, а не в ходе судебного разбирательства.
Данные условия, как основания для отказа в возбуждении уголовного дела, впервые введены УПК РФ. Отказ в возбуждении дела на основании части 5 статьи 148 УПК РФ может быть обжалован заявителем прокурору, следственному органу или в суде, в порядке, предусмотренном ст.ст. 124-125 УПК РФ. При этом возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении дела сроком не ограничена. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления касается следующих должностных лиц:
Важно! Отказ в возбуждении уголовного дела на основании отсутствия состава преступления допускается только в отношении конкретного лица, при наличии данных, которые не требуют доказательств, получаемых в процессе расследования преступления.
Порядок отказа в возбуждении уголовного дела
Данное основание подразумевает отсутствие непосредственно факта общественно-опасного деяния (например, в ситуации, когда гражданин передает деньги третьему лицу, не уведомив об этом члена семьи, который, в свою очередь, написал в полицию заявление о краже).
Львиная доля отказных материалов – отсутствие события или состава преступления. Порочная практика – вынесение решения об отказе в возбуждении дела в ситуации неустановления виновного лица. И здесь часто нарушается ч. 1 ст. 148 УПК РФ, согласно которой отказать за отсутствием состава преступления можно только тогда, когда установлено конкретное лицо, причастное к преступному событию. Чтобы избежать нарушения, ссылка часто идет на отсутствие события преступления.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Нет события преступления:
- не было преступного факта;
- событие было, но оно – не результат действий (бездействий) человека;
- между событием (действиями или бездействием) человека и последствиями, предусмотренными соответствующей нормой УК РФ, нет причинно-следственной связи;
- обстоятельства и последствия произошедшего события не свидетельствуют о его преступном (криминальном) характере;
- событие было, но оно не подпадает ни под один состав преступления, предусмотренный УК РФ.
- Виновное лицо установлено, но в его действиях (бездействии) нет состава преступления. Обычно под это основание подпадают ситуации, когда виновное лицо не достигло возраста уголовной ответственности (нет субъекта преступления) и (или) нет необходимой формы вины (субъективная сторона).
- Формально есть все необходимое для возбуждения уголовного дела, но истекли сроки давности уголовного преследования, установленные ст. 78 УК РФ.
- Есть преступление, установлено виновное лицо, но оно умерло, и нет необходимости в его реабилитации.
- Не поступило заявление потерпевшего, если такой повод – обязательное условие для возбуждения дела (дела частного и частно-публичного обвинения согласно ст. 20 УПК РФ).
- Отсутствие обязательного согласия для начала уголовного преследования лица, относящегося к специальной категории лиц (судьи, депутаты и т.д.)
Основания отказа в возбуждении уголовного дела
Отказ в возбуждении уголовного дела – такое же процессуальное решение, как и возбуждение дела. И оно принимается тогда, когда нет поводов и оснований для начала расследования. Проверка, предшествующая вынесению того или иного решения, как раз и проводится для того, что определиться, есть или нет оснований для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, встречаются ситуации, когда такие основания есть, но в силу закона (ст. 24 УПК РФ) уголовное дело возбуждено быть не может.