Комментарий к федеральному закону от 28 декабря 2022 г n 400фз о страховых пенсиях постатейный белянинова юв долотина рр слесарев са шашкова ов

3. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

1. Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, — за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

2. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Федеральный закон от N 400-ФЗ (ред

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2022, N 2 (поправка); 2022, N 27, ст. 3964; N 2022, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2022, N 22, ст. 3091), в случае отказа гражданина от получения указанных пенсий;

1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин «пенсионное законодательство».

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.

15 роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. Также о применении понятия в тексте Закона см. ч. 6 ст. 19, ч. 6 ст. 20, ч. 2 ст И наконец, еще одним значимым понятием является «выплатное дело», подразумевающее под собой комплект документов-оснований для установления и выплаты пенсии и иных выплат (п. 8 комментируемой статьи). Не следует путать данное понятие с понятием «пенсионное дело»: по сравнению с пенсионным делом выплатное дело содержит более полную информацию о произведенных выплатах пенсии, в том числе о сроках и суммах выплат. Пенсионное дело включает в себя только комплект документов, на основании которых установлена пенсия гражданину, обратившемуся за пенсией. Названное понятие не является новым и нередко встречается в иных нормативных правовых актах, особенно когда речь идет о выплате и организации доставки пенсий. Так, п. 2 ст. 24 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает, что сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (о сроках хранения подробнее см. проект приказа Минтруда России «Об утверждении Положения о сроках хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению»*(3)). Выплатные дела также упоминаются в ч. 7 ст. 2 ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливающего, что доставка пенсии осуществляется по месту жительства или месту пребывания гражданина, указанным в выплатном деле, через организации почтовой связи до поступления заявления о выборе способа доставки; в ч. 3 ст. 3 того же закона о том, что перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования заявлений о перерасчете пенсий; ч. 1 ст. 5 о том, что на основании документов выплатного дела отдельным гражданам при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за гг. либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 г., из которого исчислена пенсия на указанную дату. Встречается упоминание о выплатном деле и в ч. 6 ст. 9 ФЗ «О накопительной пенсии» (как об основании выплаты накопительной пенсии по новому месту жительства или месту пребывания застрахованного лица). Понятие «выплатное дело» определяется в п. 5 постановления Правления ПФР и Минтруда РФ от 16 февраля 2004 г. N 15п/18 «Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Приведенное определение является более широким, поскольку речь в названном постановлении идет о разных видах пенсий. При смене пенсионером места жительства пенсионное дело пересылается к новому месту жительства в соответствии с порядком ведения пенсионной документации (п. 18 указанного постановления). Согласно ч. 5 ст. 21 комментируемого Закона при смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания.

2 плату пенсионеров производится в пользу повышения общего уровня пенсионного обеспечения, в частности пенсионеров, которые реально утратили свой заработок. Сэкономленные за счет этого средства направляются на повышение размеров пенсий всем пенсионерам. Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Каждый нормативный правовой акт имеет свой предмет правового регулирования. Положениями ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в предмет комментируемого Закона входят, во-первых, основания возникновения права граждан на страховые пенсии, во-вторых, порядок реализации этого права. Порядок реализации в данном случае подразумевает порядок установления и выплаты страховых пенсий. Основания возникновения прав граждан на страховые пенсии определяются условиями назначения страховых пенсий, сформулированными в ст Среди этих условий значимым является наличие (для назначения страховых пенсий по инвалидности) и продолжительность страхового стажа (для назначения страховых пенсий по старости). Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, а также порядок исчисления страхового стажа и правила его подсчета устанавливаются главой 3. Порядок установления страховой пенсии включает в себя порядок назначения страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Главой 6 урегулированы возможности досрочного назначения страховой пенсии. Законом регулируются вопросы повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 17), определения, перерасчета размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размеров страховых пенсий (ст. 18), определения доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (ст. 19) и др. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии в основном регулируется ст. 21. Нормы Закона о порядке выплаты регулируют сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 23), основания и порядок приостановления и возобновления выплаты (ст. 24), прекращение и восстановление выплаты (ст. 25), сроки выплаты и доставки (ст. 26), выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ (ст. 27), удержаний (ст. 29) и др. Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2022 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном ч. 5 ст. 35. В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2022 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2022 г. С 1 января 2022 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утрачивает силу, за

Рекомендуем ознакомиться:  Расчет Налога На Грузовой Автомобиль 2022 Калькулятор

5 В ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона содержится ссылка на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ст. 20 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со ст. 15 комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом. Отдельная глава ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» посвящена вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (тариф страхового взноса, тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, единый расчетный документ, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и др.). Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются нормами ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. В ч. 3 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ указано, что особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Особенности уплаты страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования определяются ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В ст. 3 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, назван Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Закон оперирует такими понятиями как «застрахованные лица», «страхователи», «физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы» (в фиксированном размере в порядке, установленном ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ), «страховые взносы», «индивидуальный (персонифицированный) учет», «индивидуальный лицевой счет застрахованного лица», «специальная часть индивидуального лицевого счета», «профессиональная часть индивидуального лицевого счета», «информационная система «личный кабинет застрахованного лица». Одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета в ст. 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» названо создание условий для назначения страховых и накопительной

11 граждан соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций. Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона 1. Комментируемая статья определяет основные термины, применяемые в тексте Закона. Последовательно остановимся на каждом из названных в ст. 3 понятий и на примерах оценим их место в тексте Закона. Первым и основополагающим является понятие «страховая пенсия» (п. 1 комментируемой статьи), которое фигурирует в названии Закона. Само понятие отнюдь не является новым для российского пенсионного законодательства. Так, о страховых пенсиях говорилось в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», однако этот закон понятие «страховых пенсия» не использовал как основное и не определял. В новой редакции названный закон говорит о социальных пенсиях, давая в ст. 2 определение понятия «пенсия по государственному пенсионному обеспечению». В это понятие входят ежемесячные государственные денежные выплаты, право на получение которых определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и которые предоставляются гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности). Страховые пенсии имеют ту же правовую природу, что и иные пенсии: являются периодическими (ежемесячными) выплатами; имеют регулярный характер; выплачиваются в денежной форме; имеют компенсационный характер (призваны компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — утраченную заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, когда утрата произошла в связи со смертью этих застрахованных лиц). Право на социальную пенсию определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными комментируемым Законом. Основные условия зависят от вида социальной пенсии: ст. 8 называет условия назначения страховой пенсии по старости, ст. 9 — условия назначения страховой пенсии по инвалидности, ст условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Хочется обратить внимание на указание законодателя о том, что «наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств». Это означает, что условия назначения пенсии, названные в ст являются достаточными. На практике проходить медицинские и другие обследования, экспертизы для подтверждения лицом своей нетрудоспособности или представлять документы, подтверждающие утрату зарплаты или вознаграждений не требуется. Любые подобные требования являются незаконными. Перечень документов, которые необходимо представить для назначения страховой пенсии, определяется Минтрудом России на основании ч. 6 ст. 21.

1 Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Глава 1. Общие положения Введение Комментируемый Закон, по сути, пришел на смену ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который определил основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Причинами для нового этапа реформирования пенсионной системы стали проблемы, накопившиеся с начала реформирования (с 2002 г.), связанные с финансированием пенсий. Беспокойство было вызвано усилением зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также низкой эффективностью накопительного компонента пенсионного обеспечения. Кроме того, сказались и отдельные недостатки пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджетную систему Российской Федерации в целом, а также на пенсионные права граждан. Комментируемый Закон принят в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р) и нацелен на обеспечение долговременных прочных гарантий надежности, стабильности пенсионной системы и, как следствие, повышение благополучия всех российских пенсионеров. Изначально проект Закона разрабатывался на основе принятого Правительством РФ решения направить в 2022 г. средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы. При этом обращалось внимание на то, что данный маневр не связан с дефицитом пенсионной системы, а направлен оптимизацию использования средств пенсионных накоплений, а также на сознательное усиление солидарного характера пенсионной системы в рамках стандартных подходов к социальному страхованию граждан. Суть новшеств заключается во введении нового порядка формирования пенсионных прав граждан и порядка назначения страховой пенсии. Этот порядок, как ожидается, позволит в полном объеме выполнить пенсионные обязательства при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы (с минимальными трансфертами из федерального бюджета) и придать пенсионной системе стимулирующий характер. Одновременно с этим будет продолжено решение задач, связанных с достижением к 2030 г.: среднего размера страховой пенсии по старости на уровне 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера; коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 35 лет при средней заработной плате. С 1 января 2022 г. перераспределение средств от работающих и получающих заработную

Шашкова О.В. — юрист с многолетним опытом работы в коммерческих и некоммерческих организациях различных сфер деятельности; специалист в области трудового, гражданского права и права социального обеспечения; автор (соавтор) ряда работ, посвященных социальной тематике и вопросам пенсионного страхования в России, в том числе комментариев к ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации», ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вводит новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии в целях выполнения пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придания ей стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

Слесарев С.А. — частнопрактикующий юрист, консультант ЮЦ «Глосса» (г. Москва) и Центра правовой информации при ЦБС г. Мценска, специализируется в сфере трудового, семейного законодательства, права социального обеспечения, медицинского права, защиты прав потребителей. В сфере профессиональных интересов также находятся отдельные аспекты социального страхования. Автор (соавтор) публикаций и комментариев по вопросам, связанным с социальным обеспечением и обслуживанием, обязательным страхованием, в том числе комментария к Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В комментарии с учетом положений ранее действующего законодательства в области пенсионного обеспечения детально анализируются все наиболее значимые положения Закона, связанные с основанием возникновения прав граждан на страховые пенсии, порядком установления и выплатой страховых пенсий. В комментарии приведены практические рекомендации и примеры из судебной практики. Также рассмотрено смежное законодательство и подзаконные нормативные правовые акты, в той или иной степени регулирующие аспекты реализации гражданами России своих пенсионных прав на основе обязательного пенсионного страхования.

Хисамов А.Х. — к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского процессуального права Казанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Казань). Действующий судья Верховного Суда Республики Татарстан (назначен Указом Президента РФ от 23 октября 2012 г. N 1422). Автор ряда научных и научно-публицистических работ.

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

Рекомендуем ознакомиться:  Помощь Молодой Семье От Государства 2022 Воронеж

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

Кроме того, ПФР будет обязан сообщать застрахованным лицам о предполагаемом размере страховой пенсии по старости один раз в 3 года через сайт Госуслуг. Такое информирование будут предоставлять застрахованным лицам, достигшим 45 и 40 лет (соответственно для мужчин и женщин), не являющимся получателями страховой пенсии по старости.

Для пенсионеров, получающих повышенную на 25% фиксированную выплату к страховой пенсии в связи с тем, что они не менее 30 календарных лет проработали в сельском хозяйстве, указанное повышение к фиксированной выплате сохранится при их выезде на новое место жительства за пределы сельской местности.

Комментарий к федеральному закону от 28 декабря 2022 г n 400фз о страховых пенсиях постатейный белянинова юв долотина рр слесарев са шашкова ов

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вводит новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии в целях выполнения пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придания ей стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду. В комментарии с учетом положений ранее действующего законодательства в области пенсионного обеспечения детально анализируются все наиболее значимые положения Закона, связанные с основанием возникновения прав граждан на страховые пенсии, порядком установления и выплатой страховых пенсий. В комментарии приведены практические рекомендации и примеры из судебной практики. Также рассмотрено смежное законодательство и подзаконные нормативные правовые акты, в той или иной степени регулирующие аспекты реализации гражданами России своих пенсионных прав на основе обязательного пенсионного страхования. В комментарии приведены нормативные правовые акты по состоянию на 22 декабря 2022 года.

Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» / Ю.В. Белянинова [и др.].. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2022. — 229 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/30508.html (дата обращения: 12.03.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.

спустя 11 лет после начала пенсионной реформы 2002 г. пенсионная система России находится в состоянии, которое выражается в усилении зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также в низкой эффективности накопительного компонента пенсионного обеспечения. С учетом темпов старения населения в предстоящие десятилетия очевидно, что при инерционном сценарии развития пенсионной системы проблемы в данной сфере будут сохраняться;

спустя 11 лет после начала пенсионной реформы 2002 г. пенсионная система России находится в состоянии, которое выражается в усилении зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также в низкой эффективности накопительного компонента пенсионного обеспечения. С учетом темпов старения населения в предстоящие десятилетия очевидно, что при инерционном сценарии развития пенсионной системы проблемы в данной сфере будут сохраняться;

размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами); параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется: при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2022 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении; при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2022 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении; стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которого будет включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета ПФР на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и который ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ;

вместе с тем исходя из того, что пенсия — это компенсация утраченного заработка, и гражданин, если вышел на пенсию в 60 лет, но продолжает работать, компенсирует свою зарплату, с которой в течение трудовой деятельности производилась уплата страховых взносов в пенсионную систему, нет оснований пересчитывать пенсию после ее назначения за каждый проработанный год. В этой связи законопроект не содержит положений о перерасчете пенсий работающим пенсионерам;

с 1 января 2022 г. будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2022 г. Расчетный размер будет определяться в соответствии с Законом 2001 г. о трудовых пенсиях. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до 1 января 2022 г., рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2022 г. Величина конвертационного пенсионного коэффициента будет определяться по методике, утверждаемой Правительством РФ.

Комментарий к федеральному закону от 28 декабря 2022 г n 400фз о страховых пенсиях постатейный белянинова юв долотина рр слесарев са шашкова ов

2) страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4) стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

  • удостоверение личности (паспорт гражданина РФ);
  • СНИЛС;
  • заявление на получение страховой пенсии (обязательно указываются именно страховые выплаты);
  • пенсионное удостоверение;
  • трудовая книжка;
  • справки и выписки, подтверждающие те или иные периоды, не входящие в работу, но относящиеся к трудовому стажу;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • выписка из лицевого счета гражданина;
  • военный билет (для мужчин).

Есть еще один вариант развития событий. Дело все в том, что страховая пенсия может назначаться по причине потери кормильца. Но в каких случаях и кто имеет на нее право? На данный момент законом предусматривается выплата пенсии по потере кормильца всем гражданам, находящимся на иждивении у погибшего. Опять же, возраст роли не играет.

Также придется взять любые подтверждения того, что человек не получает никакой другой пенсии. Когда гражданин обращается в ПФР, скорее всего, этот факт проверится на месте. Если хочется получать денежные средства на счет в банке, предоставляются реквизиты оного.

Согласно ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года, на данную выплату имеют право все граждане, которым в том или ином возрасте была установлена инвалидность. Начисляется она независимо от разнообразных факторов, которые, например, влияют на аналогичную выплату, но совершенно здоровым людям.

Когда речь идет о назначении пенсии по инвалидности или утрате кормильца, потребуются документы, подтверждающие инвалидность гражданина. Также предоставляются любые справки, указывающие на нетрудоспособность иждивенца (в случае потери кормильца). Разумеется, могут спросить свидетельство о смерти человека, который содержал будущего получателя пенсии.

Как происходит расчет страховой пенсии? Этот вопрос тоже интересует многих граждан. Система, придуманная в России, не требует от населения никаких серьезных знаний. Они могут самостоятельно подсчитать, сколько положено получать денежных средств в качестве страховой пенсии в том или ином случае.

ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» — Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I — Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Теперь следует понять, какие показатели будут влиять на размер пенсионных выплат. Кто имеет право на страховую пенсию? Уже понятно, что все зависит от типа выплаты. Но какие факторы оказывают прямое воздействие на размер денежной поддержки в данном случае?

1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:

Рекомендуем ознакомиться:  Пенсия По Потере Кормильца 2022

Пожалуйста у меня папа работал на урановом подземном руднике в шахте сейчас он на пенсии по 1 списку (особо опасные и тяжёлые условия). но 28 декабря 2013 года в ФЗ «о страховых пенсиях» были внесены изменения. (№400-ФЗ) что нужно делать если по 2 списку пенсия возросла. В силе этот закон или нет?

1) лицам, получающим страховую пенсию по инвалидности или страховую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренной частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», — по достижении возраста, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

С 28 декабря 2013 года в федеральный закон «О страховых пенсиях » №400-ФЗ были внесены изменения на пенсию по списку №2 пенсия возросла, могу ли я применить данное изменение к доплате к моей пенсии т.к выход на северную пенсию отразился только по возрасту в 50 лет и увеличенной бозовой части пенсии.

В федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях были внесены изменения», что теперь по списку №2 пенсия возросла. Пенсионный фонд должен пересчитать выплаты в большую сторону без личного обращения, если Вам не трудно дать ссылку на статью с изменениями, заранее благодарна.

Страховая пенсия по старости в соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 16 с учетом повышений к фиксированной выплате в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21.03.2022 на срок по 31.08.2022.

Фз 400 О Страховых Пенсиях 2022 Комментарий К Закону

При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 — 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2022 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Как уже говорилось, закон № 400 «О страховых пенсиях» содержит целую главу, в которой размещены информационные данные о фиксированной выплате, добавляемой к страховым пенсиям. Это глава седьмая – о размерах пенсионных выплат по страхованию. Так, в статье № 17 говорится о повышении фиксированной, установленной на федеральном уровне, выплате, которую положено добавлять к страховой пенсии. Действие частей четырнадцать и пятнадцать вступило в силу с начала текущего 2022 года. О чем же идет речь в этих частях седьмой главы? Рассмотрим данный вопрос более подробно.

период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.

  • с 1 января 2022 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2022 года в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанное уточнение производится до 1 августа 2022 года.

Комментарий к федеральному закону от 28 декабря 2022 г n 400фз о страховых пенсиях постатейный белянинова юв долотина рр слесарев са шашкова ов

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2022 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2022, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

Один из частых вопросов, кто имеет право на страховую пенсию. Так вот, это определяется в статье 4 закона. Если кратко его имеют все, кто подходит под общий закон ФЗ 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также некоторые их нетрудоспособные члены семьи и иностранные граждане или лица без гражданства, которые уже регулируются 400м законом. Так это выглядит полностью:

13 пенсии). Например, в 2022 г. необходимый стаж составит 11 лет. 3. Понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (п. 3 комментируемой статьи) является новым для пенсионного законодательства и применяется в комментируемом Законе как параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных страховых взносов на страховую пенсию. Индивидуальный пенсионный коэффициент используется как обязательное числовое значение в формуле расчета страховой пенсии. Например, для расчета размера страховой пенсии по старости за периоды начиная с 2022 г. необходимо знать индивидуальный пенсионный коэффициент и стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. Порядок расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2022 г. лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2022 г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или доля страховой пенсии по старости (по инвалидности) определяется ч. 1 и 2 ст. 34 Закона. В приложении N 1 к комментируемому Закону, представленному в табличной форме, установлены числовые значения коэффициентов повышения индивидуального пенсионного коэффициента, которые необходимо применять при исчислении размера страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца. Коэффициент устанавливается в зависимости от числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно). 4. Названное в п. 4 комментируемой статьи понятие «стоимость пенсионного коэффициента» определяется как стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии. Этот параметр отражает соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствующем году, с одной стороны, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий — с другой. Стоимость одного пенсионного коэффициента изменяется два раза в год, в том числе с учетом роста потребительских цен за прошедший год. Это значение ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ. В соответствии с ч. 23 ст. 15 Закона утверждается Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента (см. проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента»)*(2), которой определяются формулы расчета определения стоимости одного пенсионного коэффициента и описание значений этих формул. Названная Методика применяется при составлении бюджета Пенсионного фонда РФ, начиная с бюджета на 2022 год. 5. Установление страховой пенсии (п. 5 комментируемой статьи) определяется как назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Подобное определение, в том числе применительно к иным видам пенсий, встречается в иных федеральных законах.

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Здесь же представляется целесообразным упомянуть о следующем сохраняющем свою практическую значимость разъяснении Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 4 «О порядке применения п. 4 ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 34 ;
———————————
РГ. 2002. 26 июня. N 113.

Работникам, в т. ч. плавсоставу, проработавшим (мужчины не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет) на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (Список таких судов утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1992 № 467), в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Здравствуйте уважаемая Марина! Работникам плавсостава право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (выход на пенсию раньше на 5 лет) предоставляется согласно ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняются судном и непосредственно членом экипажа судна (плавсоставом). Это может быть перевозка грузов, пассажиров или добыча, обработка рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле, ледокольные и рейдовые работы, а также другие работы не транспортного и рыбохозяйственного характера. Также не имеет значения наименование профессии и должности члена плавсостава судов, предусмотренных в подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта,
служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и
внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и
20 лет;

Максим, спасибо, что отозвались на мой вопрос. Подскажите пожалуйста еще. В августе 2022 года мужу будет 55 лет (но он будет в рейсе до апреля 2022 года). Когда ему нужно прийти в Пенсионный фонд и какие документы он должен иметь при себе для выхода на досрочную пенсию?

Ссылка на основную публикацию