Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2022 году с новыми стандартами

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.

8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии

Содержание

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 № 09АП-14783/2022, 09АП-18865/2022 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.

По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2022.

  • например, если комиссия выявила недостачи имущества или ущерб учреждению, нужно предъявить виновной стороне требования их возместить. Чтобы обратиться в правоохранительные органы или подать гражданский иск в суд, нужно соблюсти условия процессуального характера.
  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и/или отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинасовых активов осуществляется операциями 2022 г. по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухгалтерского учета.

Результатами инвентаризации подтверждаются как показатели, отраженные на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах. Так же результаты инвентаризации подтверждают определение объектов учета, уточнение дополнительной аналитики объектов учета на счетах учета при изменении Единого плана счетов, Стандартов учета и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение учета учреждений государственного сектора.

2. В процессе инвентаризации доходов будущих периодов разделить доходы будущих периодов по датам признания в финрезультате. Новая редакция Инструкции № 157н детализировала счет 401.40 «Доходы будущих периодов» на 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года». Также необходимо провести сверку в разрезе контрагентов и правовых оснований.

3. В процессе инвентаризации основных средств определить основные средства, находящиеся в личном пользовании сотрудников, в целях принятия их к забалансовому учету на счете 27. По согласованию с органом, которому подается отчетность, возможно ведение субсчетов к счету 27. Информацию о применяемом субсчете и его аналитике необходимо отразить в Учетной политике.

6. Инвентаризационной комиссии также следует проверить перечень объектов, являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

Для оформления результатов инвентаризации разработаны унифицированные описи и акты. Но строгих правил, как правильно оформить инвентаризацию документально, не предусмотрено. Если расхождений с бухучетом нет, все графы описей и актов заполняются автоматически. И подведение итогов упрощается. Если расхождения есть, требуется составлять сличительные ведомости.

В переводе с канцелярского на русский это означает: «любые сотрудники организации». Существует некоторое исключение: материально ответственных лиц (если они, конечно, есть в организации) в инвентаризационную комиссию включать не следует. Это связано с тем, что все виды инвентаризации предусматривают сверку фактических данных с учетными. За фактическое наличие некоторых ценностей отвечает материально ответственное лицо.

Теперь поговорим о сверке расчетов. Это то, что обязательно нужно сделать во время годовой инвентаризации, — свериться со всеми контрагентами. Тут все просто: взять да и разослать всем контрагентам по списку письма-сверки. Мол, по нашим данным, вы нам должны 20 000 рублей, просим подтвердить (или опровергнуть) в 10-дневный срок. А если вы на наше письмо не прореагировали, значит, вы согласны с нашей суммой. И все дела. А потом по итогам рассылки составить сличительную ведомость, и если вылезут расхождения по расчетам, то придется заниматься выяснением истины: кто из двух сторон прав и кто, кому и сколько должен.

После того как комиссию создали, определяемся со сроками проведения инвентаризации, то есть когда она начнется и закончится и по состоянию на какую дату закончится. Общий порядок закрепляют либо в учетной политике, либо в отдельном «Положении о порядке проведения инвентаризации». А конкретные сроки следует устанавливать приказом руководителя.

  • в пунктах 26 и 27 раздела II «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утвержден Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н );
  • пункте 38 раздела VII ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • пункте 1.5 раздела 1 «Методических указаний» (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 ). Реже инвентаризируют только основные средства (один раз в три года) и библиотечные фонды (один раз в пять лет).

Учетная политика на 2022 год

Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

Срок хранения нужно увеличить до 5 лет. (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете). Конкретные сроки хранения нужно установить на основании Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2022 N 236.

Также разрешается по выбору организации применение привычного способа начисления амортизации. Начало — с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете, окончание — с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта.

  • объект вводится в эксплуатацию по частям;
  • стоимость частей существенна по отношению к стоимости всего объекта, а сроки полезного использования частей существенно отличаются от срока полезного использования объекта в целом.

Теперь начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость.

Рекомендуем ознакомиться:  Закон о стипендии 2022

3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2022 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2022 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
Напомним, что с 1 января 2022 года вступает в силу Стандарт «Биологические активы». Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрены отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета. Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала — такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие нововведения учреждениям следует применять начиная со следующего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности — показатели включены в отчетность 2022 года.

5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

Инвентаризация – 2022: основные моменты, важные детали, пошаговые действия

Один из обязательных этапов подготовки к годовому отчету – проведение инвентаризации. И мы не устаем напоминать о важности этой процедуры, ведь контролирующие органы из года в год фиксируют факт непроведения инвентаризации в качестве нарушения. Да, само по себе это не влечет штрафа, однако может стать для ревизоров поводом для сплошной или выборочной проверки наличия имущества в рамках контрольных мероприятий. И здесь уже выявление недостачи или излишков будет свидетельствовать об искажении показателей учета и отчетности, а значит, станет основанием для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП. А вот неотражение результатов проведенной инвентаризации в учете – это прямой повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП за грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности.

Методической информации о процедуре проведения инвентаризации, об отражении результатов в учете, о нюанса проведения инвентаризации всех видов активов и обязательств более чем достаточно. Но мы понимаем, что у бухгалтера просто нет времени все это читать. Поэтому остановимся на основных аспектах проведения инвентаризации и самых важных нюансах:

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель своим приказом. При больших объемах, подлежащих пересчету, возможно создать центральную инвентаризационную комиссию и отдельные рабочие комиссии. В состав комиссии могут входить представители администрации, сотрудники бухгалтерской службы, специалисты иных структурных подразделений.

  • необходимо обеспечить сотрудников техникой и организовать защищенные каналы связи в целях соблюдения информационной безопасности;
  • выделить место хранения видеозаписей на сервере и обеспечить их резервное копирование;
  • и, конечно же, предусмотреть такой способ положениями локальных актов для применения в работе.
  • как организовать и провести инвентаризацию: пошаговая инструкция. Отдельные шаги посвящены порядку проведения анализа имущества, капвложений и дебиторки с целью установления объектов, не соответствующих понятию «актив», и выявления признаков обесценения активов – начиная с 2022 года эти инвентаризационные процедуры стали обязательными;
  • как проверить кредиторскую задолженность в пассиве баланса на предмет ее соответствия критериям обязательства – возможно, требуется ее перенос на забалансовый учет;
  • какие еще объекты нужно не забыть проверить при инвентаризации;
  • особенности заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых при оформлении инвентаризации;
  • отражение результатов инвентаризации в учете.

С вступает в силу новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

Рекомендуем ознакомиться:  Новый Устав Снт 2022 Год

Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств не относятся к ОС, и к ним не применяются положения ФСБУ 6/2022. Поэтому учет предметов договоров аренды/субаренды, а также всех прочих договоров, положения которых предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, устанавливаются ФСБУ 25/2022 «Бухгалтерский учет аренды» (п. 7 Стандарта).

Да, должна. По общему правилу переход на ФСБУ 6/2022 осуществляется ретроспективно. Это значит, что новый стандарт должен применяться не только к будущим объектам, но и к ОС, уже имеющимся в наличии у организации на момент перехода на применение ФСБУ 6/2022 (п. 48 Стандарта). Соответственно, это требует изменения сформированных ранее данных бухучета.

Все зависит от характеристик данных запчастей. Если такие запчасти предназначены для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, то они учитываются в качестве ОС (п. 4 Стандарта). Если срок их использования меньше 1 года, то они относятся к запасам.

Налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, учитываемых на балансе в качестве ОС, признается балансодержатель недвижимого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ). Если такая недвижимость учитывается одновременно как на балансе организации (на праве собственности), так и на балансе ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то плательщиком налога признается собственник этих объектов недвижимого имущества (письмо Минфина от 22.12.2022 № 03-05-05-01/112530).

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2022 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

Инвентаризация перед составлением бюджетной отчетности за 2022 г

При инвентаризации задолженности на счетах 206 00, 302 00, 208 00 уточнить аналитический учет в части учетных номеров денежных обязательств (идентификационным номерам расчетов по выплатам). При инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности (счет 04) и не востребованной кредиторской задолженности (счет 20) необходимо уточнить такие аналитические показатели, как КПС, КЭК, КФО. При инвентаризации сомнительной задолженности так же важно уточнить правовое основание, идентификатор начислений (УИН). А по счетам 25, 26, 27 необходимо уточнить аналитику, в том числе и по кодам КОСГУ.

4. Уточнить дополнительные данные для аналитического учета на балансовых и забалансовых счетах, подвергшихся изменению. В Инструкции № 157н скорректировали требования к аналитическому учету на балансовых счетах 101 00, 103 00, 106 00, 107 00, 108 00, 205 00, 206 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 304 01, 304 03, 502 00, а также на забалансовых счетах 01, 02, 04, 05, 08, 20, 21, 22, 25, 26, 27.

3. В процессе инвентаризации основных средств определить основные средства, находящиеся в личном пользовании сотрудников, в целях принятия их к забалансовому учету на счете 27. По согласованию с органом, которому подается отчетность, возможно ведение субсчетов к счету 27. Информацию о применяемом субсчете и его аналитике необходимо отразить в Учетной политике.

Например, при инвентаризации расчетов по доходам следует уточнить показатели счета 205 00 в части видов валюты и правовых оснований возникновение доходов, идентификационных номеров расчетов по доходам, уникальным идентификаторам начислений (УИН) (при наличии). Если принято решение вести учет на счете не по плательщикам доходов, а в разрезе групп плательщиков доходов, то при инвентаризации необходимо уточнить состав таких групп и провести сверку с персонифицированным учетом расчетов с плательщиками доходов в разрезе контрагентов (плательщиков доходов).

Результатами инвентаризации подтверждаются как показатели, отраженные на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах. Так же результаты инвентаризации подтверждают определение объектов учета, уточнение дополнительной аналитики объектов учета на счетах учета при изменении Единого плана счетов, Стандартов учета и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение учета учреждений государственного сектора.

  1. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ИНВ-17).
  2. По расчетам с контрагентами (счета 60, 62, 76) составляются акты сверки расчетов. Акт составляется с каждым контрагентом в 2-х экземплярах: один для организации, другой для контрагента. Акт подписывается руководителями организаций и задолженность считается согласованной.
  3. По полученным займам и кредитам (счета 66, 67) задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
  4. По каждому подотчетному лицу (счет 71) необходимо сверить данные о полученных, израсходованных и возвращенных деньгах и об отраженных в бухучете первичных документах.
  5. По расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (счет 68, 69) обязательно получить от ИФНС и внебюджетных фондах документы, подтверждающие суммы задолженности (п. 74 Положения по ведению бухучета № 34н). Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
  6. По задолженности работникам (счет 70) выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.

  1. Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
  2. Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
  3. Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
  4. Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.

Как правило, в состав комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.), кроме материально ответственных лиц. Также можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Полагаем, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству.

Новые редакции Инструкций NN 157н, 191н и 33н: обзор запланированных изменений 2022-2022 гг

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2022 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2022 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

Рекомендуем ознакомиться:  Начисление пенсии по старости в 2022г

3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.

4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.

Письмо; Минфина России N 02-06-07/97427, Казначейства России N 07-04-05/02-29373 от; О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой консолидированной бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2022 год

Наличие в Сведениях (ф. 0503190) объекта капитального вложения, указанного в Сведениях (ф. 0503790), допустимо только в случае, когда бюджетное (автономное) учреждение в соответствии с переданными ему полномочиями реализует бюджетные инвестиции в объект строительства за счет средств федерального бюджета при условии софинансирования таких инвестиций (капитальных вложений) (требует описания в Пояснительной записке (ф. 0503160).

Кроме того, требует обособленного раскрытия причин наличия показателей на счетах 1 215 31 000 «Вложения в акции» и 1 215 32 000 «Вложения в государственные (муниципальные) предприятия», движение по которым не осуществляется длительное время (от двух лет и более).

13.2. При формировании Сведений о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) следует обратить внимание, что правилами осуществления учреждениями вложений в нефинансовые активы не предусматривается формирование показателей по счетам 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000.

При формировании Сведений (ф. 0503171) главного распорядителя бюджетных средств показатели по счету 1 204 XX 000 отражаются с указанием в первых семнадцати разрядах номера счета значения «ноль» и отражением по каждому вложению кодов по ИНН (ОКСМ) и наименования эмитента.

б) кредиту (дебету) номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176 «Доходы экономического субъекта от оценки активов и обязательств» — при раскрытии информации об изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, иных операциях, отражающих финансовый результат от оценки финансовых, в том числе валютных монетарных, активов и обязательств, и нефинансовых активов;

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2022 году с новыми стандартами

Инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности может проводиться до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года). Вместе с тем, по мнению специалистов Минфина России, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина России от 22.10.2022 № 02-07-10/81064).

Перед составлением годовой бюджетной отчетности проведение инвентаризации обязательно (п. 7 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н). Нормативными правовыми актами не установлена обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года. Определение сроков проведения инвентаризации находится в компетенции учреждения.

Спецификой учета имущества казны является необходимость сверки данных на счете 108 00 с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами казны на основании информации из реестра имущества публично-правового образования устанавливает финансовый орган соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату (п. 145 Инструкции № 157н).

Проводить инвентаризацию нефинансовых активов, составляющих казну, путем сверки данных бюджетного учета с данными из реестра государственной (муниципальной) казны необходимо не реже чем на отчетную дату (ежегодно). Орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом вправе установить в учетной политике более частую периодичность проведения инвентаризации имущества казны, например, поквартально либо на дату формирования бухгалтерских записей на сумму изменения реестра.

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2022 году с новыми стандартами

  • совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности о государственных финансах, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации (КБК), иных изменений законодательства;
  • реорганизационных мероприятий (изменения типа государственного или муниципального учреждения);
  • исправления ошибок прошлых лет, в т. ч. выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля;
  • иных причин, предусмотренных законодательством.

Информация об исправлениях ошибок прошлых лет раскрывается в графах 6, 10 раздела 1 сведений (ф. 0503173, 0503373, 0503773) с последующей корректировкой входящих остатков по отдельным формам отчетности (например, бухгалтерскому балансу, сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности, сведениям о движении нефинансовых активов). В текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160, 0503360, ф. 0503760) указывается дополнительная существенная информация, связанная с исправлением ошибок прошлых лет.

Изменение аналитического кода синтетического счета объекта учета возможно при внесении изменений в планы счетов бухгалтерского (бюджетного) учета. Например, при формировании новых (с 1 января 2022 г.) аналитических счетов учета нематериальных активов в части исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемых на счете 0 102 00 000.

Информация о причинах уточнения показателей просроченной задолженности на начало года, о причинах увеличения (уменьшения) просроченной дебиторской и (или) кредиторской задолженности по состоянию на отчетную дату в сравнении с данными за аналогичный отчетный период прошлого финансового года раскрывается в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160, 0503360, ф. 0503760).

Аналогичный порядок отражения в учете применяется для расчетов по возмещению в 2022 году пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплаты по которым осуществлены работодателем до 1 января 2022 г.

Ссылка на основную публикацию