Арендная плата за земельный участок в 2022 году новороссийская 16 корп 2 аптекав москве

Аренду земельных наделов у муниципалитета принято разделять на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочный вид оформляется максимально на 5 лет. Такую сделку заключают при аренде участков для строительства временных сооружений или организации парковок и тому подобное.

Торги могут быть инициированы самой администрацией или начаты по заявлению от гражданина. Кроме того, земля может быть арендована в обход аукциона, если арендатор пользуется льготами, а также если на земельный участок при подаче заявления со стороны гражданина за 30 дней не нашлось претендентов, желающих участвовать в аукционе.

  • k = 0,0001. Применяется для лиц, которые освобождены от уплаты налога на землю, а также для участков, изъятых из оборота, но всё ещё подлежащих сдаче в аренду.
  • k = 0,006. Используется в случае сдачи в аренду территории сельскохозяйственного назначения, для ведения личного хозяйства и под индивидуальное жилищное строительство.
  • k = 0,02. Используется при сдаче надела в аренду для добычи полезных ископаемых на её территории.
  • k = 0,015. Прямо установлен Земельным кодексом РФ и используется при заключении договора аренды во всех остальных случаях.

Пример 1. Кадастровая стоимость участка составляет 22 800 000 рублей. Арендатор — юридическое лицо, которое использует её с целью добычи полезных ископаемых. Таким образом, он должен выплачивать в год сумму в размере A = 22800000 * 0,002 = 456 000 рублей.

Итак, аренда земли может оказаться весьма выгодным мероприятием, поскольку обеспечивает возможность её последующего выкупа. В то же время необходимо учитывать её назначение (за использовании земли не по назначению грозит административная ответственность), трудоёмкость и длительность процесса аренды, а также собственные финансовые возможности и изменения местного законодательства, которое определяет стоимость последующего выкупа арендованной земли.

Нормативная цена земли вычисляется, исходя из категории, к которой принадлежит земельный участок, и ее местоположения. По категориям земля подразделяется на разновидности, которые не могут быть сданы в аренду или проданы, и те, что могут находиться в частной собственности.

  • Соответствие целевого назначения участка виду разрешенного использования земельного участка, в отношении которого установлена пониженная ставка арендной платы.
  • Использование земельного участка строго в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
  • Отсутствие на земельном участке посторонних землепользователей, включая субарендаторов.
  • Соблюдение арендатором требований земельного и природоохранного законодательства.
  • Отсутствие задолженности перед бюджетом города Москвы по арендной плате за землю.

И если в первом случае, цена назначается только после объективной оценки земли, во время которой рассматривается ее основное назначение, месторасположение и многие другие факторы, прописанные в законодательной базе, то частник проводит субъективную оценку, отталкиваясь от своих собственных убеждений, пожеланий и критериев.

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год (далее – земельные участки).

1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.

2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под строительство гаражей для собственных нужд, устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается в размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.

2.1. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Департаментом городского имущества города Москвы с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:

k1 — коэффициент изменения цен, установленный на дату обращения, указанного в пункте 2(1) настоящего Порядка. Устанавливается правовым актом Департамента городского имущества города Москвы на основании официальной ежеквартальной статистической информации Федеральной службы государственной статистики об уровне цен на рынке жилья в городе Москве, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

7.4.2. За третий год срока действия договора аренды годовой размер арендной платы устанавливается в размере 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. В случае если арендатором земельного участка получено разрешение на строительство, годовой размер арендной платы устанавливается в порядке, предусмотренном пунктом 3.2.4 настоящего постановления.

7.1. Арендная плата за первый год срока аренды земельных участков, расположенных в пределах внутренних границ Третьего транспортного кольца города Москвы и предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления, устанавливается в сумме ставок согласно приложению 1 к настоящему постановлению, ставки, определенной в порядке, предусмотренном приложением 8 к настоящему постановлению, и ставки арендной платы в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

7.4.1. За второй год срока действия договора аренды, а также с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, годовой размер арендной платы устанавливается в порядке, предусмотренном пунктом 3.2.3 настоящего постановления.

Размер арендной платы за землю в Подмосковье решили не менять в 2022 году

Базовый размер арендной платы за землю в Московской области в 2022 году останется на уровне 2022 года, несмотря на то, что прогноз роста инфляции на следующий год составляет 4,3%. Законопроект об этом приняли в трех чтениях в Мособлдуме. Такое решение связано с тем, чтобы поддержать арендаторов в условиях пандемии коронавируса.

Рекомендуем ознакомиться:  Стоимость госпошлины на отзыв алиментов

Адигамова уточнила, что базовый размер арендной платы за земельные участки на очередной финансовый год используется при разработке прогноза консолидированного бюджета региона. Оставить его без изменения было предложено из-за сложной ситуации на фоне коронавируса, а также для того, чтобы поддержать инвестиционную активность в регионе и не допустить увеличения финансовой нагрузки на арендаторов

6. Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 — 5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;

4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.

Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.

9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.

Арендная плата за земельный участок в 2022 году новороссийская 16 корп 2 аптекав москве

Если иное не предусмотрено настоящим постановлением, арендная плата за первый год срока аренды земельных участков, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца города Москвы и предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления, рассчитывается в сумме арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению и ставки арендной платы в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

«7(2). В случае если суммарная поэтажная площадь объектов капитального строительства, планируемых к размещению в рамках реализации одного масштабного инвестиционного проекта, составляет не менее одного миллиона квадратных метров, то, если иное не установлено настоящим постановлением, арендная плата за первый год срока аренды земельных участков, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления, устанавливается в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего постановления.

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 17 октября 2006 г. N 806-ПП, от 28 августа 2007 г. N 741-ПП, от 11 сентября 2007 г. N 796-ПП, от 10 июня 2008 г. N 494-ПП, от 28 октября 2008 г. N 1010-ПП, от 27 января 2009 г. N 46-ПП, от 24 марта 2009 г. N 222-ПП, от 30 июня 2009 г. N 643-ПП, от 1 декабря 2009 г. N 1325-ПП, от 16 июня 2011 г. N 276-ПП, от 25 апреля 2012 г. N 190-ПП, от 21 мая 2012 г. N 229-ПП, от 18 июля 2012 г. N 344-ПП, от 10 сентября 2012 г. N 477-ПП, от 18 июня 2013 г. N 387-ПП, от 10 октября 2013 г. N 664-ПП, от 17 апреля 2022 г. N 194-ПП, от 27 августа 2022 г. N 490-ПП, от 23 декабря 2022 г. N 805-ПП, от 24 февраля 2022 г. N 68-ПП, от 17 июня 2022 г. N 367-ПП, от 28 августа 2022 г. N 554-ПП, от 24 ноября 2022 г. N 769-ПП, от 29 марта 2022 г. N 114-ПП, от 15 июня 2022 г. N 325-ПП, от 6 сентября 2022 г. N 555-ПП, от 24 января 2022 г. N 10-ПП, от 5 апреля 2022 г. N 169-ПП, от 30 июня 2022 г. N 400-ПП, от 1 августа 2022 г. N 499-ПП, от 20 марта 2022 г. N 196-ПП, от 5 июня 2022 г. N 519-ПП, от 19 июня 2022 г. N 586-ПП, от 16 октября 2022 г. N 1260-ПП, от 18 декабря 2022 г. N 1591-ПП, от 9 апреля 2022 г. N 335-ПП, от 10 июля 2022 г. N 866-ПП, от 6 августа 2022 г. N 1012-ПП, от 6 августа 2022 г. N 1013-ПП, от 31 декабря 2022 г. N 1874-ПП, от 10 апреля 2022 г. N 362-ПП, от 28 апреля 2022 г. N 467-ПП, от 24 августа 2022 г. N 1348-ПП, от 25 августа 2022 г. N 1352-ПП):

Установлено, что прежний порядок установления арендной платы за землю за первый год срока аренды действует в отношении участков, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, расположенных в пределах внутренних границ Третьего транспортного кольца г. Москвы. Такой же порядок действует в отношении земельных участков, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестпроектов, предусматривающих строительство (реконструкцию) жилого здания, гостиницы.

Если иное не предусмотрено настоящим постановлением, арендная плата за первый год срока аренды земельных участков, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца города Москвы и предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих строительство (реконструкцию) жилого здания, гостиницы (иных объектов, одним из которых является гостиница, а остальные объекты, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществлять на земельном участке, включены в приложение 4 к настоящему постановлению), при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления, устанавливается в сумме ставок согласно приложениям 1 и 6 к настоящему постановлению.

Как совершается расчет аренды земельного участка от кадастровой стоимости в 2022 году

Пример №2. Андрей Васильев решил арендовать небольшой земельный участок для строения кафе на территории города. В июне 2022 года была проведена кадастровая оценка и заключен договор на весь 2022 год. В результате, стоимость после оценки составила 500 000 руб. Чтобы определить арендную плату нам необходимо 500 000 руб. умножить на 1,5% (процентная ставка для построек).

К примеру, земля для выращивания растительных культур на юге будет значительно дороже, чем такая же территория на севере, а участок находящийся рядом с Москвой может стоить в разы больше, чем аналогичный по размерам в ПГТ или отдаленном от столицы городе.

Основным нормативно-правовым актом для расчета арендной платы за землю от кадастровой стоимости является Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (ред. от 30.10.2022) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Пример №1. Петров Василий Иванович решил снять в аренду участок земли для развития сельского хозяйства, а точнее, выращивания злаковых культур. Выбранная им земля, пройдя кадастровую оценку за пол года до аренды, была оценена в 300 000 руб. Отталкиваясь от закона о процентном коэффициенте в данном случае нам необходимо умножить на 0,6%.

  • 0,01 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка гражданину либо организации, которые вправе освободиться от уплаты налога на землю либо имеют другие налоговые привилегии. Такой процент арендной платы также применим к землям, изъятым из оборота (включая земельные наделы, подвергшиеся загрязнению, деградации и заражению), которые по законодательству можно передавать в аренду;
  • 0,6 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка гражданину или организации в целях ведения личного подсобного хозяйства либо для применения по сельскохозяйственному назначению (включая организацию крестьянско-фермерского хозяйства);
  • 1 % от кадастровой стоимости земли: В случае предоставления земельного участка в целях реализации положений концессионного соглашения;
  • 1,5 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка по заключенному договору аренды на основании пункта 5 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации;
  • 2 % от кадастровой стоимости земли: При предоставлении земли недропользователю в целях осуществления работ, касающихся пользования недрами.
Рекомендуем ознакомиться:  Справка 3 ндфл новая форма 2022 бланк

Арендная плата за земельный участок в 2022 году

Инициатором аукциона могут быть резиденты и нерезиденты России. Исключением являются объекты, расположенные на территории Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга. Для участия необходимо собрать пакет документов и предоставить его в Департамент земельных ресурсов (местное отделение) или имущественных отношений.

Все действия, связанные с временной передачей прав собственности на земельные участки в России регламентированы статьей №38 ЗК РФ. Доступные варианты представлены на официальном сайте «Кадастровая карта». На ней можно выбрать определенный свободный участок, ознакомиться с его статусом и информацией – кадастровый номер, установленная стоимость, точная площадь.

  • Участок земли не должен находиться на территории заповедника, у границ страны, у закрытых территориальных образований, объектах военного назначения и АЭС.
  • Арендовать землю могут как резиденты, так и нерезиденты РФ.
  • Государственная собственность может быть федерального, регионального или муниципального вида. От этого зависит цена.
  • Срок аренды – от 5 до 49 лет, бессрочная (статья №610 ГК РФ) или с правом выкупа. В последнем случае составляется смешанное соглашение, в котором прописываются условия временного использования и последующая продажа.
  • С=0,01 для физических и юридических лиц, имеющих налоговые льготы по со ст. 395 ФЗ № 117 от 05.08.2000;
  • С=0,06 для участков под садовые, огородные работы, занятия сельским хозяйством, а также для фермерских хозяйств;
  • С=1,5 для земель под строительство жилья и промышленных предприятий;
  • С=2 для аренды земли с целью добычи полезных ископаемых.
  • От категории земли, подлежащей арендованию;
  • От кадастровой стоимости этой земли;
  • От целей, для которых физическое или юридическое лицо планирует арендовать государственную землю;
  • От величины земельного налога на данную землю;
  • От рыночной стоимости земли;
  • От результатов торгов публичного аукциона.

«В связи с непростой экономической ситуацией, сложившейся на территории Московской области в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также чтобы поддержать инвестиционную активность в регионе и не допустить увеличения финансовой нагрузки на арендаторов, предложено не увеличивать в 2022 году базовый размер арендной платы за земельные участки, областной и неразграниченной государственной собственности. Мы предлагаем сохранить его на уровне 2022 года, несмотря на то, что прогноз роста инфляции на следующий год составляет 4,3%», — отметила Наталья Адигамова.

Законопроект подготовлен Минмособлимуществом в соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений Московской области», определяющим базовый размер арендной платы, применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году.

Еще один пример. Сергей Геннадьевич решил взять в аренду землю для постройки промышленного помещения. Период аренды ноябрь 2022 г. – октябрь (включительно) 2022 года. Оценка рыночной стоимости данной территории была проведена в мае 2022 года и составила 600 000 руб. Согласно решению ЦБ –процентная ставка 9,25%

Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем оценки расположения, объектов на участке, размера площади. Как правило, оценку проводит государство либо местные органы власти, опирающиеся при этом на Земельный кодекс и нормативно-правовые акты, закрепляющие и определяющие кадастровую стоимость.

Любое экономическое колебание может повысить или понизить спрос, тем самым изменить стоимость определенной территории. К примеру, в случае экономического кризиса, когда риск вложения крупных денежных сумм в земельные участки высок, спрос на аренду может возрасти, так как предприниматели посчитают более безопасным временное вложение средств, вместо совершения покупки.

Земли сельскохозяйственного назначения арендуются с платой в 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством РФ. К землям сельхозназначения также относятся земли в составе зон, используемых для сельскохозяйственных целей.

Основным нормативно-правовым актом для расчета арендной платы за землю от кадастровой стоимости является Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (ред. от 30.10.2022) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Арендная плата за земельный участок в 2022 году новороссийская 16 корп 2 аптекав москве

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.

По общему правилу изменение ВРИ как собственником земельного участка, так и его арендатором осуществляется бесплатно. Однако для Москвы законодательством предусмотрено исключение в виде необходимости вносить плату за изменение ВРИ на другой вид, допускающий строительство и(или) реконструкцию объекта.

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

Установить, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год.

ФСБУ 25/2022: как изменится бухгалтерский учёт аренды с 2022 года

Если арендатор переоценивает ту группу основных средств, к которой относится арендованный объект, то нужно переоценивать и ППА. Например, если компания переоценивает собственные автомобили, а затем взяла автомобиль в аренду, то ППА по нему также следует переоценивать ( п. 16 ФСБУ 25/2022 ).

В первую очередь арендодатель должен определить валовую стоимость инвестиции в аренду. Она равна сумме будущих арендных платежей по номиналу и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды. Фактически это вся сумма денег в номинальном выражении, которую владелец может извлечь из объекта аренды до его полной ликвидации.

  1. Срок аренды намного меньше срока полезного использования объекта.
  2. Потребительские свойства объекта аренды со временем не меняются. Это относится, например, к аренде земельных участков или произведений искусства.
  3. Справедливая стоимость предмета аренды на дату заключения договора существенно больше, чем приведённая стоимость будущих арендных платежей.

Период дисконтирования должен быть не длиннее, чем период, за который организация формирует бухгалтерскую отчётность. В общем случае это календарный год. Можно проводить дисконтирование и чаще, например — для составления управленческих отчётов. Если период аренды меньше отчётного, то арендные платежи можно не дисконтировать.

Чтобы не решать уравнение вручную, для подбора удобно использовать функцию Excel —ЧИСТВНДОХ. В качестве аргументов функции нужно указать диапазоны сумм и дат платежей. Затраты арендодателя на приобретение объекта указываются с минусом, а платежи от арендатора — с плюсом.

ВС пояснил нюансы взимания платы за аренду земельных участков в Москве

В апреле 2006 г. Правительство г. Москвы приняло постановление № 273-ПП, установив размер арендной платы за пользование участками в процентном отношении от их кадастровой стоимости. В соответствии с документом основными параметрами, влияющими на размер арендной платы за землю, являются вид деятельности арендатора и кадастровая стоимость земельного участка. В 2022 г. столичные власти определили среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) в размере 8,7 тыс. руб./кв. м, такой показатель использовался при расчете арендной платы за арендуемый обществом «ПИК Индустрия» участок до 2022 г.

Рассмотрев кассационную жалобу арендатора, Верховный Суд напомнил, что правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства, неотъемлемой составляющей которого является разрешенное использование, определяется прежде всего нормативными актами публичного законодательства (в частности, правилами землепользования и застройки, в составе которых утверждены градостроительные регламенты). Именно неисполнение таких актов свидетельствует о нарушении правового режима использования земельного участка и объекта капстроительства.

Верховный Суд добавил, что нижестоящие суды не исследовали значимые для дела обстоятельства, не дали оценку доводам ответчика и не исследовали представленные им доказательства, в частности о том, что арендатор продолжает использовать земельный участок, на котором расположены промышленные объекты и здание заводоуправления, в соответствии с предусмотренными договором аренды целями использования участка для производственной деятельности. Таким образом, ВС вернул дело на новое рассмотрение в АСГМ, которому, в частности, предстоит установить, имело ли место нарушение правового режима спорного участка земли, допустимо ли с учетом утвержденных градостроительным регламентом видов разрешенного использования (основных и дополнительных) осуществление офисной (банковской) деятельности в помещении здания, расположенного на спорном участке, привела ли передача в аренду помещения к изменению вида разрешенного использования здания и земельного участка и имеются ли основания для взыскания с арендатора дополнительной платы за пользование участком.

В 2022 г. Департамент городского имущества г. Москвы утвердил новый УПКС в размере 8,2 тыс. руб./кв. м для земельных участков, предназначенных для размещения производственных объектов, который следовало применять с 1 января 2022 г. Таким образом, арендатор должен был вносить плату за землю в размере, определенном исходя из указанных значений УПКС, установленных в отношении земель с видом разрешенного использования «для производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

В октябре 2022 г. Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы провела проверку арендуемого «ПИК Индустрия» участка и выявила, что в одном из расположенных на нем зданий располагался офис банка ВТБ, обслуживающий в том числе работников арендатора. В связи с этим общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы. Далее Департамент городского имущества обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к арендатору о взыскании с него неосновательного обогащения на сумму свыше 31 млн руб. за период с октября 2022 г. по май 2022 г. и 459 тыс. руб. в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами за период с августа по октябрь 2022 г. В иске отмечалось, что размер арендной платы следует начислять с применением ставки, установленной для участков земли, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, с применением соответствующих УПКС. Таким образом, с ответчика полагалось взыскать, по мнению Комитета, разницу между предполагаемой арендной платой с учетом фактического использования (офисные здания делового и коммерческого назначения) и внесенной платой.

На практике данный параметр не меняется каждый год. Как правило, перерасчёт проводится раз в 3-5 лет. Обновление информации – масштабный процесс, который вызывает множество противоречий и разногласий, так как арендаторы выступают против изменений цены. Но в то же время, она не может оставаться прежней, в реалиях рыночной экономики и инфляции.

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год, все организации арендодатели будут применять с ФСБУ 25/2022 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2022 N 208н (далее — ФСБУ 25/2022). Однако данный стандарт можно начинать применять и раньше, утвердив это решение в учетной политике по бухучету и раскрыв этот факт в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  • фиксированная сумма, вносимая периодически или единовременно арендатором (не считая выплачиваемых арендатору компенсаций, производимых арендодателем);
  • переменная сумма, которая находится в зависимости от процентных ставок или ценовых индексов ;
  • справедливая стоимость иного встречного представления ;
  • плата за продление срока использования предмета аренды или, наоборот, преждевременное сокращение установленного периода его применения (когда такое условие присутствует в договоре);
  • выкупная цена, когда договором предусмотрен переход права собственности ;
  • плата, гарантирующая выкуп предмета по окончании срока договора аренды.

Оплата за аренду, порядок, период выплат за территорию, являющуюся собственностью государства и расположенную на ее площадях, контролируются специальными Правилами. Они были учреждены Постановлением Правительства Российской Федерации, датированные 16.07.2009 г. № 582. В документе оговаривается, что размер арендной суммы на период одного года определяют федеральные госорганы управления, которые выступают и имеют все полномочия плюс права собственника, если в законе не предусмотрены другие условия.

Если предмет аренды по характеру его использования относится к группе основных средств, по которой арендатор принял решение о проведении переоценки, то в такой ситуации арендатору следует переоценивать соответствующее ППА. На это прямо указано в п. 16 ФСБУ 25/2022

Ссылка на основную публикацию